Консультация для родителей : «Учим детей не стесняться : как помочь ребенку раскрыться»
консультация (старшая группа)

Усцелемова (Самойлова) Светлана Сагидулловна

Консультация для родителей : «Учим детей не стесняться : как помочь ребенку раскрыться»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей : «Учим детей не стесняться : как помочь ребенку раскрыться»

Стеснительность — это естественное чувство, которое в той или иной степени испытывает каждый человек, особенно в новой или незнакомой ситуации. Для детей это часто становится серьезным препятствием в общении, учебе и познании мира. Задача родителей — не «переделать» ребенка, а помочь ему обрести уверенность в себе и своих силах.

Часть 1: Почему ребенок стесняется? Понимание причин

Прежде чем действовать, важно понять корни проблемы. Стеснительность может быть вызвана :

1. Возрастные этапы: Пики стеснительности часто приходятся на «кризисные» возрасты: 1 год, 3 года, 7 лет. Это связано с скачками в развитии и появлением новых социальных требований.

2. Темперамент: Ребенок может родиться интровертом. Такой малыш черпает энергию из уединения, ему комфортнее в спокойной обстановке с одним-двумя друзьями.

3. Недостаток социального опыта: Если круг общения ребенка ограничен семьей, у него просто не было возможности «потренироваться» в общении.

4. Негативный опыт: Неудачная попытка выступить, резкий комментарий взрослого или насмешки сверстников могут надолго «закрыть» ребенка.

5. Тревожность родителей : Постоянные предупреждения «Не ходи туда!»«Осторожно, упадешь!»«С чужыми дядями не разговаривай!» формируют у ребенка картину опасного мира, в котором лучше не проявлять инициативу.

6. Ярлыки и сравнения: Если постоянно называть ребенка «букой»«молчуном» или сравнивать с более общительным братом или подругой, он начнет соответствовать этому ярлыку.

Часть 2: Стратегии и практические советы. Чего делать НЕЛЬЗЯ?

1. НЕ вешайте ярлыки. Никогда не говорите о ребенке в его присутствии : «Он у нас стеснительный». Это формирует устойчивую самоидентификацию. Лучше скажите«Ему нужно немного времени, чтобы освоиться».

2. НЕ давите и не заставляйте. Фразы «Ну иди же!»«Что ты как маленький!»«Сейчас же поздоровайся с тетей!» вызывают только сопротивление, чувство вины и усугубляют проблему.

3. НЕ сравнивайте. Сравнение с другими детьми («Вот посмотри, как Маша веселится, а ты что сидишь?») убивает самооценку и вызывает ревность.

4. НЕ опережайте события. Не отвечайте за ребенка на вопросы, адресованные ему. Дайте ему паузу, возможность собраться с мыслями.

5. НЕ высмеивайте и не стыдите. Публичный стыд — самое травмирующее переживание для ребенка.

Часть 3: Стратегии и практические советы. Что делать НУЖНО?

1. Принимайте и любите таким, какой он есть. Дайте ребенку понять, что вы его любите любого: и молчаливого, и разговорчивого. Это его базовое чувство безопасности.

2. Будьте примером. Показывайте на своем примере, как можно легко знакомиться, поддерживать беседу, спокойно реагировать на новые ситуации. Дети — великие имитаторы.

3. Создавайте ситуации успеха.

• Поручайте ему посильные задачи, с которыми он точно справится (купить хлеб в магазине, отдать билет контролеру).

• Хвалите не только за результат, но и за усилие: «Я видел, как ты волновался, но все равно подошел и спросил. Я тобой горжусь!»

4. Обеспечьте постепенное расширение комфортной зоны.

• Начинайте с игр в малых группах (1-2 сверстника) на его территории (дома).

• Ходите в гости и приглашайте гостей к себе.

• Посещайте одни и те же места (парк, кружок, детская площадка). Постоянство среды снижает тревожность.

5. Обучайте социальным навыкам в игре.

• Проигрывайте сложные ситуации с игрушками«Как мишка познакомится с зайчиком?»«Что сказать, если хочешь поиграть чужой машинкой?»

• Читайте терапевтические сказки, где герой преодолевает стеснение.

• Ролевые игры — отличный тренажер.

6. Готовьте к событиям заранее. Расскажите, куда вы идете, кто там будет, что будет происходить: «Сегодня мы идем на день рождения к Саше. Там будут другие дети. Сначала все будут кушать торт, потом играть. Хозяину нужно будет сказать «С днем рождения!» и подарить подарок».

7. Давайте «право на молчание». Не требуйте от ребенка немедленного активного участия. Пусть постоит рядом, посмотрит, освоится. Будьте его «безопасной гаванью», к которой он может вернуться.

8. Развивайте его сильные стороны. Увлечения (рисование, спорт, конструирование) дают уверенность в себе. Умение что-то делать хорошо компенсирует робость в общении.

9. Обращайте внимание на эмоции. Проговаривайте их«Я вижу, ты немного nervous. Это нормально, когда идешь в новое место». Это учит ребенка понимать себя.

Часть 4: Когда стоит обратиться к специалисту?

В большинстве случаев стеснительность — преодолимая трудность. Но если вы замечаете, что она серьезно мешает жизни ребенка :

• Он категорически отказывается ходить в детский сад/школу.

• У него регулярно случаются истерики перед необходимостью куда-то пойти.

• Появляются физические симптомы: частые боли в животе, головные боли, тики, заикание на фоне стресса.

• Ребенок практически не разговаривает вне дома (избирательный мутизм).

В этих случаях имеет смысл проконсультироваться с детским психологом.

Главный вывод: Ваша поддержка, терпение и вера в ребенка — самый мощный инструмент. Не торопите его. Ваша цель — не создать душу компании, а помочь ему чувствовать себя спокойно и уверенно в любых обстоятельствах, которые приготовит для него жизнь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Адаптация к детском саду. Как помочь ребенку»

Консультация для родителей «Адаптация к детском саду. Как помочь ребенку»...

Консультация для родителей «Адаптация к детском саду. Как помочь ребенку»

Консультация для родителей «Адаптация к детском саду. Как помочь ребенку»...

Консультация для родителей «Адаптация к детском саду. Как помочь ребенку»

laquo;Адаптация к детском саду. Как помочь ребенку»...

Консультация для родителей «Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?»

Консультация для родителей  «Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?»...

Консультация для родителей: «Развитие речи у дошкольников: как помочь ребенку говорить правильно» Уважаемые родители!

Консультация для родителей:  «Развитие речи у дошкольников: как помочь ребенку говорить правильно» Уважаемые родители!Развитие речи – одна из самых важных задач в дошкольном воз...