Консультация для родителей : «Учим детей не стесняться : как помочь ребенку раскрыться»
консультация (старшая группа)
Консультация для родителей : «Учим детей не стесняться : как помочь ребенку раскрыться»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей : «Учим детей не стесняться : как помочь ребенку раскрыться»
Стеснительность — это естественное чувство, которое в той или иной степени испытывает каждый человек, особенно в новой или незнакомой ситуации. Для детей это часто становится серьезным препятствием в общении, учебе и познании мира. Задача родителей — не «переделать» ребенка, а помочь ему обрести уверенность в себе и своих силах.
Часть 1: Почему ребенок стесняется? Понимание причин
Прежде чем действовать, важно понять корни проблемы. Стеснительность может быть вызвана :
1. Возрастные этапы: Пики стеснительности часто приходятся на «кризисные» возрасты: 1 год, 3 года, 7 лет. Это связано с скачками в развитии и появлением новых социальных требований.
2. Темперамент: Ребенок может родиться интровертом. Такой малыш черпает энергию из уединения, ему комфортнее в спокойной обстановке с одним-двумя друзьями.
3. Недостаток социального опыта: Если круг общения ребенка ограничен семьей, у него просто не было возможности «потренироваться» в общении.
4. Негативный опыт: Неудачная попытка выступить, резкий комментарий взрослого или насмешки сверстников могут надолго «закрыть» ребенка.
5. Тревожность родителей : Постоянные предупреждения «Не ходи туда!», «Осторожно, упадешь!», «С чужыми дядями не разговаривай!» формируют у ребенка картину опасного мира, в котором лучше не проявлять инициативу.
6. Ярлыки и сравнения: Если постоянно называть ребенка «букой», «молчуном» или сравнивать с более общительным братом или подругой, он начнет соответствовать этому ярлыку.
Часть 2: Стратегии и практические советы. Чего делать НЕЛЬЗЯ?
1. НЕ вешайте ярлыки. Никогда не говорите о ребенке в его присутствии : «Он у нас стеснительный». Это формирует устойчивую самоидентификацию. Лучше скажите: «Ему нужно немного времени, чтобы освоиться».
2. НЕ давите и не заставляйте. Фразы «Ну иди же!», «Что ты как маленький!», «Сейчас же поздоровайся с тетей!» вызывают только сопротивление, чувство вины и усугубляют проблему.
3. НЕ сравнивайте. Сравнение с другими детьми («Вот посмотри, как Маша веселится, а ты что сидишь?») убивает самооценку и вызывает ревность.
4. НЕ опережайте события. Не отвечайте за ребенка на вопросы, адресованные ему. Дайте ему паузу, возможность собраться с мыслями.
5. НЕ высмеивайте и не стыдите. Публичный стыд — самое травмирующее переживание для ребенка.
Часть 3: Стратегии и практические советы. Что делать НУЖНО?
1. Принимайте и любите таким, какой он есть. Дайте ребенку понять, что вы его любите любого: и молчаливого, и разговорчивого. Это его базовое чувство безопасности.
2. Будьте примером. Показывайте на своем примере, как можно легко знакомиться, поддерживать беседу, спокойно реагировать на новые ситуации. Дети — великие имитаторы.
3. Создавайте ситуации успеха.
• Поручайте ему посильные задачи, с которыми он точно справится (купить хлеб в магазине, отдать билет контролеру).
• Хвалите не только за результат, но и за усилие: «Я видел, как ты волновался, но все равно подошел и спросил. Я тобой горжусь!»
4. Обеспечьте постепенное расширение комфортной зоны.
• Начинайте с игр в малых группах (1-2 сверстника) на его территории (дома).
• Ходите в гости и приглашайте гостей к себе.
• Посещайте одни и те же места (парк, кружок, детская площадка). Постоянство среды снижает тревожность.
5. Обучайте социальным навыкам в игре.
• Проигрывайте сложные ситуации с игрушками: «Как мишка познакомится с зайчиком?», «Что сказать, если хочешь поиграть чужой машинкой?»
• Читайте терапевтические сказки, где герой преодолевает стеснение.
• Ролевые игры — отличный тренажер.
6. Готовьте к событиям заранее. Расскажите, куда вы идете, кто там будет, что будет происходить: «Сегодня мы идем на день рождения к Саше. Там будут другие дети. Сначала все будут кушать торт, потом играть. Хозяину нужно будет сказать «С днем рождения!» и подарить подарок».
7. Давайте «право на молчание». Не требуйте от ребенка немедленного активного участия. Пусть постоит рядом, посмотрит, освоится. Будьте его «безопасной гаванью», к которой он может вернуться.
8. Развивайте его сильные стороны. Увлечения (рисование, спорт, конструирование) дают уверенность в себе. Умение что-то делать хорошо компенсирует робость в общении.
9. Обращайте внимание на эмоции. Проговаривайте их: «Я вижу, ты немного nervous. Это нормально, когда идешь в новое место». Это учит ребенка понимать себя.
Часть 4: Когда стоит обратиться к специалисту?
В большинстве случаев стеснительность — преодолимая трудность. Но если вы замечаете, что она серьезно мешает жизни ребенка :
• Он категорически отказывается ходить в детский сад/школу.
• У него регулярно случаются истерики перед необходимостью куда-то пойти.
• Появляются физические симптомы: частые боли в животе, головные боли, тики, заикание на фоне стресса.
• Ребенок практически не разговаривает вне дома (избирательный мутизм).
В этих случаях имеет смысл проконсультироваться с детским психологом.
Главный вывод: Ваша поддержка, терпение и вера в ребенка — самый мощный инструмент. Не торопите его. Ваша цель — не создать душу компании, а помочь ему чувствовать себя спокойно и уверенно в любых обстоятельствах, которые приготовит для него жизнь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?"
Консультация для родителей...

Консультация для родителей «Адаптация к детском саду. Как помочь ребенку»
Консультация для родителей «Адаптация к детском саду. Как помочь ребенку»...
Консультация для родителей «Адаптация к детском саду. Как помочь ребенку»
Консультация для родителей «Адаптация к детском саду. Как помочь ребенку»...
Консультация для родителей «Адаптация к детском саду. Как помочь ребенку»
laquo;Адаптация к детском саду. Как помочь ребенку»...
Консультация для родителей «Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?»
Консультация для родителей «Адаптация к детскому саду. Как помочь ребенку?»...

Младшая группа.Консультация для родителей.Художественно-эстетическое развитие.Рисование."Как помочь ребенку правильно дежать карандаш"
Материал - подсказка для использования родителями....
Консультация для родителей: «Развитие речи у дошкольников: как помочь ребенку говорить правильно» Уважаемые родители!
Консультация для родителей: «Развитие речи у дошкольников: как помочь ребенку говорить правильно» Уважаемые родители!Развитие речи – одна из самых важных задач в дошкольном воз...
