Кризис?
консультация (старшая группа)
Предварительный просмотр:
«Когда ребёнок начинает строить родителей – кризис контроля или обычные капризы?»
Если ребёнок начинает диктовать взрослым, дерзит и требует всё по-своему, многие родители впадают в ступор: это временное явление, незрелость или тревожный звоночек о поиске контроля? Ответ: и капризы, и поиск границ часто идут рука об руку, за этим скрываются глубокие детские потребности.
Почему дети начинают командовать
По мнению Джона Боулби, одного из основателей теории привязанности, ребёнок нуждается не только в заботе, но и в уверенности, что взрослый надёжен и способен защищать. Если родители пассивны или поддаются на команды, ребёнок ощущает тревогу и пытается взять управление на себя — это инстинктивная попытка восстановить чувство безопасности. Франсуаза Дольто подчёркивала, что дети часто проверяют границы дозволенного, чтобы убедиться: взрослый рядом, надёжный и не даст всему выйти из-под контроля. Анна Фрейд говорила, что такие проверки подростков — важная часть развития личности, а Жан Пиаже отмечал: лидерство и доминирование в играх — средство познания социальных правил.
Разные причины в разном возрасте
Ясли и сад (1–3 года): Контроль рождается из страха остаться без внимания. Манипуляция криком, слезами, истериками.
Дошкольники (3–7 лет): Проверяют границы, учатся власти слова («сделай», «купи», «дай»), часто повторяя за взрослыми и тестируя реакцию.
Младшие школьники (7–10 лет): Могут командовать другими детьми и взрослыми, требуя внимания и самоутверждения. Здесь важна чёткая иерархия и поддержка со стороны родителей.
Подростки (11+): Стремятся к независимости, экспериментируют с разными стилями общения, спорят, отстаивают права, иногда провоцируют родителей для определения границ самостоятельности.
Советы родителям
Не подчиняйтесь «маленькому директору», даже если это кажется забавным. Тем самым ребёнок получает опыт власти — потом возвращать баланс будет сложнее.
Переводите команды в просьбы: «Как правильно попросить маму о помощи?», «Скажи, пожалуйста».
Давайте ребёнку право выбора в безопасных рамках: «Ты хочешь одеть зелёную или синюю футболку?»
Устанавливайте твердые, но доброжелательные границы: «Я слышу, что ты злишься, но сейчас так не принято говорить».
Хвалите за сотрудничество, объясняйте последствия командного тона.
Советы по книгам:
Для родителей:
«Границы и правила. Как научить ребёнка жить в мире с собой и окружающими» — Елизавета Филоненко
«Недетские вопросы» — Елена Бурьевая (о доверии и безопасности; много арт-практик)
Прямая речь экспертов
«Дети ведут себя так, как позволяют им взрослые. Если границы размыты — ребёнок проверяет заново» (Дебора Макнамара)
«Командное поведение может быть сигналом тревоги или дефицита внимания. Здесь важно установить контакт, а не соревноваться за власть» (Франсуаза Дольто)
«Без устойчивой родительской позиции малыш берёт контроль на себя — это не про лидерство, а про недостаток безопасности» (Джон Боулби)
Для детей:
«Что такое личные границы» — Джейнин Сандерс
«Меня нельзя обижать! Школа личной безопасности» — С. Киселёв, А. Лисицкая
«Учимся говорить о своих чувствах» — сборник с пояснениями психолога
«Орёл и овечка» — Дональд Биссет (о личных границах)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей "Кризис3 лет".
Особенности протекания крзиса 3 лет....

консультация для родителей "Кризис5 лет"
Кризис -это необязательно что то плохое. это временные трудности которые нужно пережить . чтобы перейти на следующий этап развития...
