Игры и упражнения, развивающие творческие способности дошкольников.
учебно-методический материал (подготовительная группа)
В данной публикации рассматривается разновидность игр для развития творчества дошкольников, котпые могут использовать в своей работе педагоги ДОО, а также родители.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 22.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры и упражнения, развивающие творческие способности дошкольников.
Использование приема дополнения изображения.
Для детей 3—4 лет
Нарисуй на основе кругов как можно больше предметов
Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.
Педагог раздает детям листы бумаги с нарисованными на них кругами. Дает задание: каждую фигуру превратить в различные изображения.
Дорисуй так, как хочешь
Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.
Педагог предлагает детям посмотреть на лист с изображенной на нем какой-либо фигурой и придумать интересную картинку с использованием данного элемента.
Дорисуй фигуры
Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.
Педагог раздает детям шесть фигур (прямоугольники, круги или треугольники). Им надо подумать, на что они похожи, и дорисовать до образа.
Дорисуй прямоугольники
Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.
Педагог предлагает детям рассмотреть фигуры и подумать, что можно к ним добавить, чтобы получились интересные предметы.
Что ты видишь?
Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.
Дети работают в альбомах творческих заданий. К имеющимся изображениям необходимо добавить несколько линий, чтобы получился интересный рисунок.
Для детей 4—5 лет
Двойное изображение
Цель: учить видеть образ в рисунке.
Детям предлагается разрисовать одну часть плотного листа краской, затем сложить лист пополам, прижать и раскрыть. Получается двойное изображение, которое необходимо дорисовать до какого-либо предмета
Забавы с геометрическими фигурами
Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.
Дети работают в альбомах творческих заданий, где изображены различные геометрические фигуры, к которым нужно дорисовать четыре прямые линии
Камушки на берегу
Цель: создавать в воображении образ на заданную тему.
Педагог показывает детям картинку и говорит, что на ней нарисован волшебный берег. По этому берегу прошел волшебник и все, что было на нем, превратил в камушки. Просит детей угадать и дорисовать, что было на берег
Оживи фигуру
Цели: упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений;
создавать на этой основе относительно новый художественный образ.
Педагог дает детям лист бумаги, поделенный пополам. На одной половине нарисована часть предмета, а на другой необходимо дорисовать недостающую часть и придумать новую сказку с нарисованным персонажем
Обведи свою ладонь и оживи
Цель: способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.
Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно.
Кляксы
Цель: учить создавать образ из малоструктурированных изображений.
Педагог демонстрирует детям чернильные кляксы и предлагает подумать, на что они похожи.
Для детей 5—6 лет
Веселое соревнование
Цель: учить создавать многое из одного.
Педагог раздает детям листы-матрицы, на которых изображены разные фигуры и сообщает, что с помощью карандашей или фломастеров их можно превратить в какой-нибудь предмет, животное, растение или часть их. Каждый ребенок должен дополнить все листы до разных изображений.
Незаконченный сюжет
Цель: учить конкретизировать (оживлять) схематические изображения.
Педагог кладет перед каждым ребенком листы бумаги с нанесенным на них карандашным изображением нескольких многозначных деталей и просит их дорисовать предложенное изображение так, чтобы все детали были обязательно использованы при создании целостного предмета или сюжета.
Придумай узор
Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.
Педагог раскладывает три ряда листов с изображениями фигур: в одном — линии, в другом — скобки, в третьем — круги. Дети должны соединить фигуры в каждом ряду так, чтобы получился красивый и интересный узор.
Дорисовки
Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.
Перед каждым ребенком педагог кладет игровую карточку с набором незавершенных рисунков и предлагает дорисовать.
Использование приема сочинения рассказов.
Для детей 3-4 лет
Рассказ по картинкам
Цель: развивать воображение при составлении рассказов по сюжетным картинкам.
Педагог показывает детям картинки, изображающие ход какого-либо интересного события, и предлагает составить по ним историю.
Для детей 4—5 лет
Измени сказку
Цель: учить использовать прием реконструкции.
Педагог предлагает детям рассказать, как бы изменилась сказка «Красная Шапочка», если бы волк стал очень добрым.
Расскажем про Олю
Цель: развивать вариативность мышления, уметь составлять совместный, последовательный текст.
Педагог. Как-то раз Оля... (Дети предлагают варианты.) и пошла в лес. Она... (Дети продолжают.) Дети взяли с собой... (Варианты.) На полянке... (Варианты.) А Оля... (Дети заканчивают рассказ.)
Охотник до сказок
Цель: учить придумывать разные варианты окончания сказки.
Педагог предлагает детям послушать незнакомую им сказку, у которой нет окончания и придумать для нее необычное завершение. Дети высказывают свои предложения.
Придумай загадку
Цель: учить составлять загадки с опорой на схему.
Педагог предлагает детям придумать загадки по моделям-подсказкам (можно использовать любые модели, например, для описательных рассказов).
Сочиняем сказку
Цель: развивать воображение при составлении коллективной сказки.
Педагог предлагает детям сочинить одну общую сказку, дополняя по очереди фразы друг друга.
Про девочку Машу
Цель: учить использовать прием реконструкции.
Педагог говорит детям, что они будут составлять сказки, и начинает: «Жила-была девочка Маша. Однажды пошла она в лес за грибами и заблудилась...». Далее дети придумывают сказочных героев, с которыми могла бы встретиться девочка.
Для детей 5—6 лет
Придумай предложение
Цель: развивать вариативность мышления при составлении предложений (рассказов) по опорным словам.
Педагог предлагает детям придумать предложение или составить небольшой рассказ, используя следующие слова: город, автобус, случай, море, дельфин, песок. Поощряются предложения, имеющие необычное содержание.
История старого чайника
Цель: развивать воображение при составлении историй на заданную тему.
Дети придумывают различные истории на тему «Что может поведать о своей жизни старый чайник?».
Перепутавшиеся сказки
Цель: учить составлять сказки с опорой на название.
Педагог говорит детям, что названия сказок «Красная Шапочка», «Бременские музыканты», «Три медведя», «Снежная королева» перепутались. Дети должны сочинить и рассказать сказки, у которых теперь новые названия: «Красные медведи», «Снежные музыканты», «Три королевы».
Составь сказку по словам
Цель: учить составлять сказки по опорным словам.
Педагог предлагает детям составить сказку со словами: жадный, лопнул; Винни-Пух, Бармалей, Степашка; Ленивец и Прилежница.
Сказочные импровизации
Цель: учить вводить в сказки образные выражения.
Педагог предлагает детям придумать сказку, которая начинается словами: «В некотором царстве, некотором государстве...». События сказки развертываются в дремучем лесу, а их участники — Красавец-молодец и Красавица-девица.
Для детей 6—7 лет
Сказочные истории
Цель: учить использовать элементы анимизма («одушевления» предметов).
Педагог предлагает детям подумать и сказать, на кого похожи столовая и чайная ложки (мама с дочкой, бабушка с внучкой и т.п.), придумать сказочные истории, которые могут с ними произойти.
Кондитерские сказки
Целъ: учить использовать элементы анимизма («одушевления» предметов).
Педагог. Очень часто в названии сказки или рассказа содержится главная мысль, идея. Эти названия обычно начинаются словами: «О том, как...». Попробуйте сами сочинить такую сказку. Пусть ее героями будут не люди и не звери, а кондитерские изделия. А название у сказки будет такое.
О том, как пирожное захотело стать тортом.
О том, как мармелад поссорился с шоколадом.
О том, как конфета потеряла свою обертку.
О том, как мороженое путешествовало по Африке.
Дети выполняют.
Сочини похожую
Цель: учить использовать прием типизации.
Педагог читает детям русскую народную сказку «Мороз Иванович», а потом им надо придумать другую, похожую на прочитанную
Сказка про двух мальчиков
Цель: учить составлять сказки с элементами гиперболизации.
Педагог показывает два рисунка, на одном из которых изображен мальчик с обычным носом, а на другом — с очень длинным. Детям необходимо придумать сказку об этих мальчиках. Можно подсказать им, что длинный нос в одних случаях может помешать, а в других — помочь его обладателю.
Переделай сказку
Цель: учить использовать прием агглютинации (объединения двух сюжетных линий).
Детям читаются сказки «Колобок» и «Бычок — смоляной бочок». Затем педагог предлагает изменить их (например: «Давайте представим, что Дедушка сделал Колобка из дерева, а Бабушка испекла Бычка из муки. Придумайте историю, которая могла бы произойти с этими персонажами, если бы они встретились друг с другом»).
Выложи карты на стол
Цель: развивать воображение при составлении коллективной сказки.
Детям необходимо придумать коллективную сказку. Для этого подготовлена специальная колода карт, сделанная путем наклеивания на картонные карточки разнообразных картинок, вырезанных из журналов и т.п. Педагог просит вытащить из колоды, не глядя, одну карту-картинку, и первый ребенок начинает рассказ, интерпретируя содержание картинки. То, что рассказал первый ребенок, продолжает второй, вытаскивая уже новые карты и связывая между собой предыдущее содержание и интерпретацию содержания своей карты. В результате получается длинное панно-иллюстрация.
Преврати в сказку
Цель: учить видоизменять текст, используя приемы составления сказок.
Педагог предлагает рассказ: «Жил цыпленок Пик. Он очень любил гулять по двору, искать червяков и клевать зернышки. У Пика было много друзей, с которыми он играл и искал червяков». Затем поручает детям переделать этот рассказ в сказку (изменить начало, конец, включить диалог, волшебные превращения героев и др.).
Огородные сказки
Цель: развивать воображение при составлении историй на заданную тему.
Педагог предлагает на примере сказок Р. Киплинга «Откуда у верблюда горб», «Почему у слона длинный нос» сочинить такие же сказки-объяснения, но про овощи с огорода. А называться эти сказки будут:
Почему помидор красный?
Откуда у редиски хвостик?
Почему арбуз полосатый?
Откуда у капусты столько листьев?
Использование приема составления образа из заданных элементов.
Для детей 3—4 лет
Составление изображений объектов
Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.
Педагог раздает детям геометрические фигуры, и предлагает выложить из них названные объекты, например: клоуна, домик, кошку, машину и др.
Сложи рыбку
Цель: упражнять в составлении предметов разных по форме, величине и цвету (конструктивный способ).
Дети вместе с педагогом рассматривают на фланелеграфе две фигурки, напоминающие тела рыб. На столе или полочке разложены остальные детали (плавники, хвосты и т.д.). Затем дети составляют из них красивых рыбок.
Придумай животное
Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.
Педагог предлагает детям создать необычное существо из имеющихся деталей (могут быть предложены фигуры, вырезки из книг и др.).
Для детей 4—5 лет
Конструирование фраз
Цель: развивать навыки творческого конструирования образов фантазии при корректирующей функции мышления.
Педагог раздает детям картинки и предлагает подобрать пары и соединить их в слова (например, пирог с капустой, сыр лисы и др.). Дети могут варьировать соединения картинок.
Художник в зоопарке
Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.
Педагог. Два волшебника Разделяй и Соединяй побывали в зоопарке. Идет первый волшебник и все разъединяет. Второй — очень рассеянный, поэтому соединяет все как попало. Представьте, что после этого получилось в зоопарке, и изобразите с помощью деталей.
Дети выполняют.
Волшебный круг
Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.
Педагог дает детям круг, разрезанный на семь частей. Из них равны между собой две, похожие на овал, и две, имеющие сходство с треугольником, остальные три — разные по форме и размеру. Из этих частей дети составляют различные изображения.
Активные буквы
Цель: учить подбирать слова на заданные буквы.
Дети придумывают действие (предмет или др.) на заданную букву.
Сказочная птица
Цели: упражнять в передаче формы и расположения частей птицы; развивать фантазию.
Педагог раздает детям 8—10 овалов разной величины, формы и цвета; отдельные части птиц (разной формы, величины и цвета). Дети придумывают и составляют свою сказочную птицу.
Использование приема применения предметов в другом качестве.
Для детей 4—5 лет
Чем может быть...
Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.
Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание.
Портрет из пуговиц
Цель: учить выполнять аппликации из пуговиц.
Педагог рассказывает детям, что создать портрет можно разными средствами: краской, соломкой, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц.
Смешная путаница
Цель: учить игровому и функциональному замещению предметов.
Педагог раздает набор из 16 небольших предметов: коробочка, карандаш, наперсток, лоскуток, ластик, шарик, кубик, бочонок из лото, флакончик, кусочек меха, пластилиновая колбаска, веревочка, набор счетных палочек, четыре пуговицы разной величины, спичечный коробок и т.д. Раскладывает все предметы перед собой на подносе, показывает их детям и просит определить, как можно было бы играть с ними, если бы не было игрушек, какие игрушки они могли бы заменить. При этом педагог называет такие предметы, как ножик, постель для куклы, чашка, корзинка и т.п., предлагая каждому ребенку выбрать для них заместителей.
Затем он дает задание играющим по очереди выполнить называемые им действия, подбирая для этого подходящие предметы из набора: отрезать ножом кусочек колбасы; постирать белье; налить воды из чайника в чашку; пропылесосить ковер; сделать укол пациенту; приготовить постель для куклы; собрать яблоки в корзину; разрубить топором полено и т.п.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Картотека игр и упражнений, развивающих творческие способности дошкольников
Всестороннее развитие дошкольников можно осуществить только на основе игровой деятельности. Благодаря использованию дидактических или развивающих игр процесс обучения дошкольников происходит в доступн...

Картотека игр и упражнений, развивающих творческие способности дошкольников.
«Чем может быть…»Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание. «Портрет из пуговиц»Цель...
Система игр и упражнений, развивающих творческие способности дошкольников по возрастам .
Система игр строится на основе комплекса приемов, стимулирующих детское творчество:дополнение изображения, сочинение рассказов, составление образов из заданных элементов, опредмечивание изображений;ал...
ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЙ РАЗВИВАЮЩИХ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
laquo;Чем может быть…»Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание....

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ РАЗВИВАЮЩИХ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ РАЗВИВАЮЩИХ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

КАРТОТЕКА игр и упражнений, развивающих творческие способности дошкольников
Упражнения для детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста...
