Игры и упражнения, развивающие творческие способности дошкольников.
учебно-методический материал (подготовительная группа)

В данной публикации рассматривается разновидность игр для развития творчества дошкольников, котпые могут использовать в своей работе педагоги ДОО, а также родители.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry_i_uprazhneniya.docx22.96 КБ

Предварительный просмотр:

Игры и упражнения, развивающие творческие способности дошкольников.

Использование приема дополнения изображения.

Для детей 3—4 лет

Нарисуй на основе кругов как можно больше предметов

Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.

Педагог раздает детям листы бумаги с нарисованными на них кругами. Дает задание: каждую фигуру превратить в различные изображения.

Дорисуй так, как хочешь

Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.

Педагог предлагает детям посмотреть на лист с изображенной на нем какой-либо фигурой и придумать интересную картинку с использованием данного элемента.

Дорисуй фигуры

Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.

Педагог раздает детям шесть фигур (прямоугольники, круги или треугольники). Им надо подумать, на что они похожи, и дорисовать до образа.

Дорисуй прямоугольники

Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.

Педагог предлагает детям рассмотреть фигуры и подумать, что можно к ним добавить, чтобы получились интересные предметы.

Что ты видишь?

Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.

Дети работают в альбомах творческих заданий. К имеющимся изображениям необходимо добавить несколько линий, чтобы получился интересный рисунок.

Для детей 4—5 лет

Двойное изображение

Цель: учить видеть образ в рисунке.

Детям предлагается разрисовать одну часть плотного листа краской, затем сложить лист пополам, прижать и раскрыть. Получается двойное изображение, которое необходимо дорисовать до какого-либо предмета

Забавы с геометрическими фигурами

Цель: учить создавать целостный образ на основе геометрических фигур.

Дети работают в альбомах творческих заданий, где изображены различные геометрические фигуры, к которым нужно дорисовать четыре прямые линии

Камушки на берегу

Цель: создавать в воображении образ на заданную тему.

Педагог показывает детям картинку и говорит, что на ней нарисован волшебный берег. По этому берегу прошел волшебник и все, что было на нем, превратил в камушки. Просит детей угадать и дорисовать, что было на берег

Оживи фигуру

Цели: упражнять в видоизменении и преобразовании имеющихся представлений;

создавать на этой основе относительно новый художественный образ.

Педагог дает детям лист бумаги, поделенный пополам. На одной половине нарисована часть предмета, а на другой необходимо дорисовать недостающую часть и придумать новую сказку с нарисованным персонажем

Обведи свою ладонь и оживи

Цель: способствовать созданию в воображении образов на основе схематического изображения предмета.

Дети самостоятельно обводят на листе бумаги левую руку. Педагог предлагает превратить силуэт в какую-нибудь фигуру. Лист с силуэтом можно поворачивать как угодно.

Кляксы

Цель: учить создавать образ из малоструктурированных изображений.

Педагог демонстрирует детям чернильные кляксы и предлагает подумать, на что они похожи.

Для детей 5—6 лет

Веселое соревнование

Цель: учить создавать многое из одного.

Педагог раздает детям листы-матрицы, на которых изображены разные фигуры и сообщает, что с помощью карандашей или фломастеров их можно превратить в какой-нибудь предмет, животное, растение или часть их. Каждый ребенок должен дополнить все листы до разных изображений.

Незаконченный сюжет

Цель: учить конкретизировать (оживлять) схематические изображения.

Педагог кладет перед каждым ребенком листы бумаги с нанесенным на них карандашным изображением нескольких многозначных деталей и просит их дорисовать предложенное изображение так, чтобы все детали были обязательно использованы при создании целостного предмета или сюжета.

Придумай узор

Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.

Педагог раскладывает три ряда листов с изображениями фигур: в одном — линии, в другом — скобки, в третьем — круги. Дети должны соединить фигуры в каждом ряду так, чтобы получился красивый и интересный узор.

Дорисовки

Цель: учить моделировать целостный образ на основе детали, части, схемы.

Перед каждым ребенком педагог кладет игровую карточку с набором незавершенных рисунков и предлагает дорисовать.

Использование приема сочинения рассказов.

Для детей 3-4 лет

Рассказ по картинкам

Цель: развивать воображение при составлении рассказов по сюжетным картинкам.

Педагог показывает детям картинки, изображающие ход какого-либо интересного события, и предлагает составить по ним историю.

Для детей 4—5 лет

Измени сказку

Цель: учить использовать прием реконструкции.

Педагог предлагает детям рассказать, как бы изменилась сказка «Красная Шапочка», если бы волк стал очень добрым.

Расскажем про Олю

Цель: развивать вариативность мышления, уметь составлять совместный, последовательный текст.

Педагог. Как-то раз Оля... (Дети предлагают варианты.) и пошла в лес. Она... (Дети продолжают.) Дети взяли с собой... (Варианты.) На полянке... (Варианты.) А Оля... (Дети заканчивают рассказ.)

Охотник до сказок

Цель: учить придумывать разные варианты окончания сказки.

Педагог предлагает детям послушать незнакомую им сказку, у которой нет окончания и придумать для нее необычное завершение. Дети высказывают свои предложения.

Придумай загадку

Цель: учить составлять загадки с опорой на схему.

Педагог предлагает детям придумать загадки по моделям-подсказкам (можно использовать любые модели, например, для описательных рассказов).

Сочиняем сказку

Цель: развивать воображение при составлении коллективной сказки.

Педагог предлагает детям сочинить одну общую сказку, дополняя по очереди фразы друг друга.

Про девочку Машу

Цель: учить использовать прием реконструкции.

Педагог говорит детям, что они будут составлять сказки, и начинает: «Жила-была девочка Маша. Однажды пошла она в лес за грибами и заблудилась...». Далее дети придумывают сказочных героев, с которыми могла бы встретиться девочка.

Для детей 5—6 лет

Придумай предложение

Цель: развивать вариативность мышления при составлении предложений (рассказов) по опорным словам.

Педагог предлагает детям придумать предложение или составить небольшой рассказ, используя следующие слова: город, автобус, случай, море, дельфин, песок. Поощряются предложения, имеющие необычное содержание.

История старого чайника

Цель: развивать воображение при составлении историй на заданную тему.

Дети придумывают различные истории на тему «Что может поведать о своей жизни старый чайник?».

Перепутавшиеся сказки

Цель: учить составлять сказки с опорой на название.

Педагог говорит детям, что названия сказок «Красная Шапочка», «Бременские музыканты», «Три медведя», «Снежная королева» перепутались. Дети должны сочинить и рассказать сказки, у которых теперь новые названия: «Красные медведи», «Снежные музыканты», «Три королевы».

Составь сказку по словам

Цель: учить составлять сказки по опорным словам.

Педагог предлагает детям составить сказку со словами: жадный, лопнул; Винни-Пух, Бармалей, Степашка; Ленивец и Прилежница.

Сказочные импровизации

Цель: учить вводить в сказки образные выражения.

Педагог предлагает детям придумать сказку, которая начинается словами: «В некотором царстве, некотором государстве...». События сказки развертываются в дремучем лесу, а их участники — Красавец-молодец и Красавица-девица.

Для детей 6—7 лет

Сказочные истории

Цель: учить использовать элементы анимизма («одушевления» предметов).

Педагог предлагает детям подумать и сказать, на кого похожи столовая и чайная ложки (мама с дочкой, бабушка с внучкой и т.п.), придумать сказочные истории, которые могут с ними произойти.

Кондитерские сказки

Целъ: учить использовать элементы анимизма («одушевления» предметов).

Педагог. Очень часто в названии сказки или рассказа содержится главная мысль, идея. Эти названия обычно начинаются словами: «О том, как...». Попробуйте сами сочинить такую сказку. Пусть ее героями будут не люди и не звери, а кондитерские изделия. А название у сказки будет такое.

О том, как пирожное захотело стать тортом.

О том, как мармелад поссорился с шоколадом.

О том, как конфета потеряла свою обертку.

О том, как мороженое путешествовало по Африке.

Дети выполняют.

Сочини похожую

Цель: учить использовать прием типизации.

Педагог читает детям русскую народную сказку «Мороз Иванович», а потом им надо придумать другую, похожую на прочитанную

Сказка про двух мальчиков

Цель: учить составлять сказки с элементами гиперболизации.

Педагог показывает два рисунка, на одном из которых изображен мальчик с обычным носом, а на другом — с очень длинным. Детям необходимо придумать сказку об этих мальчиках. Можно подсказать им, что длинный нос в одних случаях может помешать, а в других — помочь его обладателю.

Переделай сказку

Цель: учить использовать прием агглютинации (объединения двух сюжетных линий).

Детям читаются сказки «Колобок» и «Бычок — смоляной бочок». Затем педагог предлагает изменить их (например: «Давайте представим, что Дедушка сделал Колобка из дерева, а Бабушка испекла Бычка из муки. Придумайте историю, которая могла бы произойти с этими персонажами, если бы они встретились друг с другом»).

Выложи карты на стол

Цель: развивать воображение при составлении коллективной сказки.

Детям необходимо придумать коллективную сказку. Для этого подготовлена специальная колода карт, сделанная путем наклеивания на картонные карточки разнообразных картинок, вырезанных из журналов и т.п. Педагог просит вытащить из колоды, не глядя, одну карту-картинку, и первый ребенок начинает рассказ, интерпретируя содержание картинки. То, что рассказал первый ребенок, продолжает второй, вытаскивая уже новые карты и связывая между собой предыдущее содержание и интерпретацию содержания своей карты. В результате получается длинное панно-иллюстрация.

Преврати в сказку

Цель: учить видоизменять текст, используя приемы составления сказок.

Педагог предлагает рассказ: «Жил цыпленок Пик. Он очень любил гулять по двору, искать червяков и клевать зернышки. У Пика было много друзей, с которыми он играл и искал червяков». Затем поручает детям переделать этот рассказ в сказку (изменить начало, конец, включить диалог, волшебные превращения героев и др.).

Огородные сказки

Цель: развивать воображение при составлении историй на заданную тему.

Педагог предлагает на примере сказок Р. Киплинга «Откуда у верблюда горб», «Почему у слона длинный нос» сочинить такие же сказки-объяснения, но про овощи с огорода. А называться эти сказки будут:

Почему помидор красный?

Откуда у редиски хвостик?

Почему арбуз полосатый?

Откуда у капусты столько листьев?

Использование приема составления образа из заданных элементов.

Для детей 3—4 лет

Составление изображений объектов

Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.

Педагог раздает детям геометрические фигуры, и предлагает выложить из них названные объекты, например: клоуна, домик, кошку, машину и др.

Сложи рыбку

Цель: упражнять в составлении предметов разных по форме, величине и цвету (конструктивный способ).

Дети вместе с педагогом рассматривают на фланелеграфе две фигурки, напоминающие тела рыб. На столе или полочке разложены остальные детали (плавники, хвосты и т.д.). Затем дети составляют из них красивых рыбок.

Придумай животное

Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.

Педагог предлагает детям создать необычное существо из имеющихся деталей (могут быть предложены фигуры, вырезки из книг и др.).

Для детей 4—5 лет

Конструирование фраз

Цель: развивать навыки творческого конструирования образов фантазии при корректирующей функции мышления.

Педагог раздает детям картинки и предлагает подобрать пары и соединить их в слова (например, пирог с капустой, сыр лисы и др.). Дети могут варьировать соединения картинок.

Художник в зоопарке

Цель: учить комбинировать различные детали при создании нового образа.

Педагог. Два волшебника Разделяй и Соединяй побывали в зоопарке. Идет первый волшебник и все разъединяет. Второй — очень рассеянный, поэтому соединяет все как попало. Представьте, что после этого получилось в зоопарке, и изобразите с помощью деталей.

Дети выполняют.

Волшебный круг

Цель: развивать творческие способности при конструировании с использованием геометрических фигур.

Педагог дает детям круг, разрезанный на семь частей. Из них равны между собой две, похожие на овал, и две, имеющие сходство с треугольником, остальные три — разные по форме и размеру. Из этих частей дети составляют различные изображения.

Активные буквы

Цель: учить подбирать слова на заданные буквы.

Дети придумывают действие (предмет или др.) на заданную букву.

Сказочная птица

Цели: упражнять в передаче формы и расположения частей птицы; развивать фантазию.

Педагог раздает детям 8—10 овалов разной величины, формы и цвета; отдельные части птиц (разной формы, величины и цвета). Дети придумывают и составляют свою сказочную птицу.

Использование приема применения предметов в другом качестве.

Для детей 4—5 лет

Чем может быть...

Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.

Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание.

Портрет из пуговиц

Цель: учить выполнять аппликации из пуговиц.

Педагог рассказывает детям, что создать портрет можно разными средствами: краской, соломкой, пластилином, лоскутами ткани, показывает пуговицы и предлагает каждому ребенку портрет для копирования с помощью пуговиц.

Смешная путаница

Цель: учить игровому и функциональному замещению предметов.

Педагог раздает набор из 16 небольших предметов: коробочка, карандаш, наперсток, лоскуток, ластик, шарик, кубик, бочонок из лото, флакончик, кусочек меха, пластилиновая колбаска, веревочка, набор счетных палочек, четыре пуговицы разной величины, спичечный коробок и т.д. Раскладывает все предметы перед собой на подносе, показывает их детям и просит определить, как можно было бы играть с ними, если бы не было игрушек, какие игрушки они могли бы заменить. При этом педагог называет такие предметы, как ножик, постель для куклы, чашка, корзинка и т.п., предлагая каждому ребенку выбрать для них заместителей.

Затем он дает задание играющим по очереди выполнить называемые им действия, подбирая для этого подходящие предметы из набора: отрезать ножом кусочек колбасы; постирать белье; налить воды из чайника в чашку; пропылесосить ковер; сделать укол пациенту; приготовить постель для куклы; собрать яблоки в корзину; разрубить топором полено и т.п.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека игр и упражнений, развивающих творческие способности дошкольников

Всестороннее развитие дошкольников можно осуществить только на основе игровой деятельности. Благодаря использованию дидактических или развивающих игр процесс обучения дошкольников происходит в доступн...

Картотека игр и упражнений, развивающих творческие способности дошкольников.

«Чем может быть…»Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание. «Портрет из пуговиц»Цель...

Система игр и упражнений, развивающих творческие способности дошкольников по возрастам .

Система игр строится на основе комплекса приемов, стимулирующих детское творчество:дополнение изображения, сочинение рассказов, составление образов из заданных элементов, опредмечивание изображений;ал...

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЙ РАЗВИВАЮЩИХ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

laquo;Чем может быть…»Цель: учить придумывать новое применение знакомым предметам.Педагог раздает детям палочки, пуговицы, трубочки, колечки и др. Дети выполняют задание....

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ РАЗВИВАЮЩИХ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

КАРТОТЕКА ИГР И УПРАЖНЕНИЙ РАЗВИВАЮЩИХ ТВОРЧЕСКИЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ...

КАРТОТЕКА игр и упражнений, развивающих творческие способности дошкольников

Упражнения для детей младшего и среднего, старшего дошкольного возраста...