Консультация для родителей: «Кризис 3-х лет? Нет, Возраст Волшебных Возможностей! (3-4 года)»
консультация (младшая группа)

Школина Радина Васильевна
Об особенностях кризиса 3-х лет и как превратить его в период активного развития. Вы получите практические инструменты для общения с ребенком, научитесь справляться с истериками и упрямством, а также узнаете, как через игру развивать речь, мышление и самостоятельность вашего «почемучки».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: «Кризис 3-х лет? Нет, Возраст Волшебных Возможностей! (3-4 года)»

Мы не будем говорить о «кризисе» как о проблеме, а посмотрим на него как на время огромных возможностей для помощи в развитии вашего ребенка.

Портрет ребенка 3-4 лет: Кто он такой?

Ваш малыш уже не беспомощный карапуз, но еще не самостоятельный дошкольник. Он находится на перепутье, и это определяет его поведение.

· «Я сам!» — главное слово. Ребенок осознает себя как отдельную личность и хочет это доказать всему миру.

· Почемучка. Вопросы сыплются как из рога изобилия. Это не просто любопытство, это способ познания мира.

· Эмоциональный и импульсивный. Эмоции еще управляют им, а не он ими. Слезы и смех могут сменять друг друга за секунды.

· Фантазер. Граница между реальностью и вымыслом очень тонкая. Он может всерьез говорить с воображаемым другом.

Главные потребности в этом возрасте:

1. Потребность в самостоятельности. Дайте ему возможность делать выбор там, где это безопасно («Какую футболку надеть: синюю или зеленую?»).

2. Потребность в уважении. Разговаривайте с ним как с равным, объясняйте свои действия.

3. Потребность в четких границах. Ребенок чувствует себя в безопасности, когда знает, «что можно» и «что нельзя». Эти правила должны быть постоянными и соблюдаться всеми членами семьи.

4. Потребность в игре. Игра — это единственный способ научиться чему-то по-настоящему.

Кризис 3-х лет: 7 признаков и как на них реагировать

Это не признаки плохого характера, а симптомы нормального, здорового развития.

1. Негативизм: Ребенок отказывается делать что-то, потому что это предложили вы, даже если ему самому этого хочется.

   · Что делать? Не настаивать. Используйте прием «от противного»: «Сегодня ты точно не сможешь убрать эту машинку!» или переключите внимание.

2. Упрямство: Малыш настаивает на своем, потому что он уже это потребовал.

   · Что делать? Не ломать. Дайте ему «сохранить лицо». Предложите компромисс: «Мы не можем съесть всю шоколадку, но можем взять две дольки».

3. Строптивость: Протест против обычных правил и образа жизни. «Не хочу надевать шапку!» (хотя всегда надевал).

   · Что делать? Объяснять последствия на понятном языке: «Без шапки ушкам будет холодно, и мы можем заболеть и не пойти в гости».

4. Своеволие: «Я сам!»

   · Что делать? Поощрять! Заложите больше времени на сборы. Пусть сам натянет носки (криво) или помоет яблоко. Это инвестиция в его будущую самостоятельность.

5. Протест-бунт: Ребенок постоянно конфликтует с окружающими.

   · Что делать? Помнить, что это не лично против вас. Сохраняйте спокойствие. Давайте выход эмоциям через активные игры, кричалки, топалки.

6. Обесценивание: Любимые игрушки, мама, папа могут стать «плохими».

   · Что делать? Не принимать на свой счет. Это просто способ проверки границ: «А ты будешь меня любить, если я скажу, что ты плохая?».

7. Деспотизм: Ребенок пытается командовать всеми, диктует свои правила.

   · Что делать? Четко обозначать границы. «Я понимаю, что ты хочешь, чтобы мама сидела тут, но маме нужно готовить обед».

Что важно развивать в 3-4 года? Практические советы.

Речь:

· Больше говорите с ребенком: комментируйте свои действия, описывайте все вокруг.

· Читайте вслух! Сказки, стихи — это обогащает словарный запас.

· Задавайте открытые вопросы: не «Тебе понравилась сказка?», а «А что тебе больше всего понравилось в сказке?».

· Не сюсюкайте, говорите четко и правильно.

Моторика (залог развития речи и интеллекта):

· Лепка (пластилин, тесто).

· Рисование (пальчиковые краски, мелки, карандаши).

· Пазлы, конструкторы с крупными деталями.

· Шнуровки, нанизывание бусин.

Память, внимание, мышление:

· Сортировка предметов по цвету, форме, размеру.

· Игры «Найди пару», «Что изменилось?».

· Строительство домиков из кубиков по образцу.

Социальные навыки:

· Учите простым «волшебным словам»: «спасибо», «пожалуйста», «извини».

· Организуйте игры с другими детьми, учите делиться (хотя это еще очень сложно!), меняться игрушками.

· В сюжетно-ролевой игре проигрывайте конфликтные ситуации («Мишка и Зайка поссорились из-за машинки, как им помириться?»).

Чего стоит избегать?

1. Крика и физических наказаний. Это не работает, а только разрушает доверие.

2. Гиперопеки. Дайте ребенку право на ошибку.

3. Сравнения с другими детьми. «Посмотри, как Маша хорошо кушает!» — вызывает только ревность и протест.

4. Пустых угроз. «Если не уберешь игрушки, я их все выброшу!» — вы этого не сделаете, и ребенок это поймет. Ваша слово будет ничего не стоить.

5. Перегруза занятиями. В 3-4 года ведущая деятельность — ИГРА. Не спешите с кружками чтения и иностранных языков.

Заключение:

Возраст 3-4 года — это время, когда ваш ребенок строит фундамент своей личности. Ваше терпение, любовь и понимание — главные инструменты в этом процессе. Помните: все кризисы временны. Пройдет совсем немного времени, и вы будете с улыбкой вспоминать эти «ужасные» дни.

Спасибо за внимание! Давайте вместе сделаем этот период волшебным и продуктивным для наших детей!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Кризис семилетнего возраста"

В данной консультации указываются признаки проявления кризиса, приемы его разрешения и тактика для родителей....

Консультация для родителей "Кризис раннего возраста"

Формирование характера ребенка начинается в возрасте около 2-3 лет. Именно в этом возрасте маленький человечек вступает в свой первый кризисный возраст и ему необходима любовь и поддержка родителей. Н...

Консультация для родителей: «Кризис 3-х лет- возраст строптивости»

Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких месяцев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы бывают не...

Консультация для родителей «Кризис первого года жизни»

Консультация для родителей«Кризис первого года жизни» На первом месте для годовалого малыша – знакомство с большим миром, который он познает всеми доступными способами. Он беско...

Консультация для родителей «Кризис 3-х лет или возраст стропти- вости»

Кризисы развития – это относительно короткие (от нескольких меся- цев до года-двух) периоды в жизни, в течение которых человек заметно меняется, поднимается на новую жизненную ступень. Кризисы б...

Консультация для родителей: кризисы и упрямство детей раннего возраста

Консультация для родителей: Кризисы и упрямство детей раннего возраста ...