Возрастные особенности детей 4 - 5 лет
консультация (средняя группа)

Мигунова Наталья Васильевна

Возрастные особенности детей

4 - 5 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Возраст от четырех до пяти лет — период относительного затишья.

 Ребенок вышел из кризиса и в целом стал спокойнее, послушнее, покладистее. Все более сильной становится потребность в друзьях, резко возрастает интерес к окружающему миру. 

В этом возрасте у вашего ребенка активно проявляются:

маркированный список

Стремление к самостоятельности. Ребенку важно многое делать самому, он уже больше способен позаботиться о себе и меньше нуждается в опеке взрослых.

Обратная сторона самостоятельности — заявление о своих правах, потребностях, попытки устанавливать свои правила в окружающем его мире.

маркированный список

Этические представления. Ребенок расширяет палитру осознаваемых эмоций, он начинает понимать чувства других людей, сопереживать.

маркированный список

Творческие способности. Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания.

маркированный список

Страхи как следствие развитого воображения (страх темноты, глубины, одиночества, сказочных персонажей, наказания родителями за шалости и баловство и т.д.)

  Родителям не нужно слишком волноваться: это не проблема, а лишь возрастные особенности детей 4–5 лет; не нужно акцентировать на них внимание или использовать против ребенка в воспитательных целях. 

маркированный список

Отношения со сверстниками. У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников.

маркированный список

Активная любознательность, которая заставляет детей постоянно задавать вопросы обо всем, что они видят. Они готовы все время говорить, обсуждать различные вопросы. Но у них еще недостаточно развита произвольность, то есть способность заниматься тем, что им неинтересно, и поэтому их познавательный интерес лучше всего утоляется в увлекательном разговоре или занимательной игре.

  • Активное развитие речевых способностей. Значительно улучшается звукопроизношение, активно растет словарный запас, достигая примерно двух тысяч слов и больше. 
  • Речь начинает выполнять контролирующую функцию.

  • Усложняются волевые проявления (умение подчинять свое поведение правилам в игре).

Ведущая потребность — познавательная активность; потребность в общении.

Ведущая деятельность — сюжетно-ролевая игра.

D:\отрисовки5\post-280722-1301847622.png


Вам как его родителям важно:

маркированный список

Понять, каковы в вашей семье правила и законы, которые ребенку не позволено нарушать.

Единство требований приводит к формированию устойчивых привычек;

Объяснять причину запретов и запрещать то, что действительно нельзя делать. По возможности вместо запретов предлагать альтернативы.

Дети легче откликаются на ободряющие слова и хуже на унижающие.

Положительные поступки ребенка - не оставлять без внимания.

Ребенку важно чувствовать и знать, что его любят.

маркированный список

Говорить ребенку о своих чувствах, чтобы он лучше понимал, какую реакцию в другом человеке рождают те или иные его поступки. Быть готовыми к тому, чтобы разобраться вместе с ним в сложной этической ситуации. 

маркированный список

Не перегружать совесть ребенка. Чрезмерное неодобрение, наказания за незначительные проступки и ошибки вызывают постоянное ощущение своей вины, страх перед наказанием, мстительность.

маркированный список

Помнить о том, что не стоит при ребенке рассказывать различные страшные истории, говорить о тяжелых болезнях и смерти, потому что для некоторых детей подобная информация может стать сверхсильным раздражителем. Важно выслушивать ребенка, разделять с ним его страхи, позволяя ему проживать их вместе с вами.

маркированный список

Предоставлять ребенку возможности для проявления его творчества и самовыражения. Интересоваться любым творческим продуктом, по возможности никак его не оценивая, ни положительно, ни отрицательно, предлагая самому ребенку оценить свое творчество.

маркированный список

Обеспечить ребенку возможность совместной с другими детьми игры, осознавая, что такая игра не только развивает его воображение и образное мышление, но и совершенно необходима для здорового эмоционального развития. Предлагать ребенку для игры не только законченные по своей форме игрушки, но и неоформленные предметы, не имеющие четкой функции: камушки, палочки, брусочки и т.д.

маркированный список

Понимать, что ребенок уже способен достаточно долго и увлеченно заниматься тем, что ему нравится, и ему бывает очень трудно прервать игру, поэтому о необходимости ее заканчивать стоит предупреждать его заранее.

маркированный список

Быть открытыми к вопросам ребенка, интересоваться его мнением, превращая его жажду знания в способность самому найти ответы на интересующие его вопросы.

Будьте терпимее к своим любимым ангелочкам!

Успехов Вам в воспитании!

Воспитатель: Мигунова Н.В.

МБДОУ

«Каменский детский сад»

Богородского муниципального округа Нижегородской области

Возрастные особенности детей

4 - 5 лет

deti_igrayut_kartinki_5.jpg

Памятка для родителей

с.Каменки, 2025 год



Предварительный просмотр:

Речевое развитие:

Правильно произносить все звуки родного языка;

Использовать в речи существительные, обозначающие профессии;

 Употреблять существительные с обобщающим значением: овощи, фрукты, ягоды, животные;

Согласовывать слова в роде, числе, падеже; Употреблять предложения с однородными членами;        

Пересказывать        небольшие литературные тексты, составлять рассказ по сюжетной картине, игрушке, предметам;

Уметь отвечать на вопросы по содержанию прочитанного;

Читать наизусть небольшие стихотворения, потешки;

Воспроизводить содержание художественных произведений с помощью вопросов воспитателя.

Вести беседу: отвечать на вопросы, самостоятельно задавать встречные вопросы;

В области самообслуживания:

Самостоятельно одеваться и раздеваться в определенной последовательности (надевать одежду, снимать, расстегивать пуговицы, складывать, вешать, развязывать и завязывать шнурки ботинок);

Стремиться к самостоятельному осуществлению процессов личной гигиены;

Замечать непорядок в одежде и устранять его;

Отлично обращаться с ложкой и вилкой.

Мелкая моторика рук:

Может правильно держать ручку, карандаш, кисточку;

Умеет проводить прямые линии и ровные круги;

Раскрашивает картинки, не выходя за их границы;

Аккуратно обводит картинку по пунктирной линии;

Различает правую и левую руку, правую и левую ногу.

В области мышления/памяти/внимания:

 Умеет:

Находить отличия между сходными картинками;

Находить предмет по контуру;

Сравнивать две схожие картинки, находить 4-5 отличий;

 Из 5-6 картинок находить две абсолютно одинаковые;

Глядя на целую картинку, находить на ней место отдельного фрагмента

Находить общий признак у пяти предметов

Складывать пазлы, конструктор, пирамиды, недостающие фигуры

Запоминать в течении 30-60 сек., 4-5 предметов, изображенных на картинке

Называть группу предметов обобщающим словом: овощи, фрукты, звери, птицы, одежда, посуда, мебель, транспорт

Находить предметы по описанию их признаков (придумывание и отгадывание загадок), находить общие признаки у 3-4 предметов.

Будьте терпимее к своим любимым ангелочкам! Успехов Вам в воспитании! 

Воспитатель: Мигунова Н.В.

«Что должен знать и уметь ребенок 4-5 лет» Picture background


Познавательное развитие:

Считать в пределах 5 (количественный счет), отвечать на вопрос «сколько всего»;

Сравнивать 2 группы предметов, используя счет;

Сравнивать 5 предметов разной длины, высоты, раскладывая их в возрастающем порядке        по        длине,        высоте;        

Узнавать и называть геометрические фигуры: круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

Различать и называть части суток;

 Определять направление движения от себя (направо, налево, вперёд, назад, вверх, вниз); Знать правую и левую руку;

Уметь конструировать из бумаги: сгибать прямоугольный лист бумаги пополам, совмещая стороны и углы;

Уметь вычленять признаки предметов (цвет, форму, величину);

 Определять материал, из которого изготовлена вещь (дерево, металл, бумага, ткань);

Знать предметы мебели, одежды, посуды, некоторые фрукты, транспорт (автомашины, поезд, самолёт, пароход) ближайшего окружения;

Различать и называть части тела животного и человека;

Узнавать и называть 3-4 дерева, один кустарник, 3-4 травянистых растений; Различать по вкусу, цвету, величине и форме 3-5 вида овощей и фруктов;

Знать        2-3        вида        лесных        ягод,        грибов (съедобных и несъедобных);

Называть насекомых;

Иметь представления о жизни в природных условиях диких животных (заяц, лиса, медведь, волк белка, ёж): как передвигаются, чем питаются, как спасаются от врагов, приспосабливаются к жизни в зимних условиях;

Иметь представления о домашних животных и их детёнышах (об особенностях поведения, передвижения, о том, что едят, какую пользу приносят людям).

Художественно – эстетическое развитие: Рисование:

Правильно                передавать в рисунке                        форму, строение предметов, расположение частей, отношение по величине;

Изображать в одном рисунке несколько предметов, располагая их на одной линии, на всём листе, связывать их единым содержанием;

Создавать узоры на полосе, квадрате, круге, розете, ритмично располагая        элементы;

Лепка:

Лепить                        предметы, состоящие из нескольких частей;

Использовать                        приёмы        оттягивания, сглаживания, вдавливания, прижимания и примазывания;                        

Владеть навыком рационального                деление пластилина, использовать в работе стеку;

Аппликация:

Правильно держать ножницы и действовать ими;

Резать полосы по прямой,  по диагонали квадрат и четырёхугольник, вырезать круг из квадрата, овал - из четырёхугольника, делать косые срезы;

Раскладывать и наклеивать предметы, состоящие из отдельных частей;

Составлять узоры из растительных и геометрических форм на полосе, квадрате, круге, розете, чередовать их по цвету, форме, величине и последовательно наклеивать.

Социально – коммуникативное развитие: Уметь договариваться        с        детьми, во что играть, кто кем будет в игре;

Использовать «вежливые» слова;

Иметь        представление        о        работе        своих родителей;

Знать название своей Родины;

Имеет представления о малой родине, названии населенного пункта, улицы, некоторых памятных местах;

Знать времена года и их приметы и признаки;

Знать части суток, рассказывать, чем он занимается в разное время суток;

Соблюдать правила поведения на улице и в транспорте;

Знать правила дорожного движения (улицу переходят в специальных местах, переходить только на зелёный сигнал светофора); Соблюдать элементарные правила поведения в        природе        (способы                безопасного взаимодействия с растениями и животными, бережного        отношения        к        окружающей природе);

Иметь представление о значимости труда взрослых;

Бережно относится к тому, что сделано руками человека.

Picture background


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Возрастные особенности Консультация для родителей Тема: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой

Консультация для родителейТема: «Возрастные особенности восприятиялитературных произведений дошкольниками изадачи ознакомления детей с книгой»ПодготовилаВоспитатель гр. №4Прокуратова  Г. А....

Возрастные особенности детей 3-7 лет. Задачи воспитания и развития на разных возрастных этапах.

В материале отражены наиболее яркие возрастные изменения в социальной, интеллектуальной и физической деятельности дошкольников и исходя из этих изменений выделены основные воспитательные задачи....

1. Возрастные особенности системы дыхания. 2.Анализ возрастных особенностей двух систем органов: нервной системы и сердечно-сосудистой системы у детей.

1.     Возрастные особенности системы дыхания.дыхание возрастной гигиенический воздушныйДыхание плода. Дыхательные движения у плода возникают задолго до рождения. Стимулом для их в...

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения. Профилактика возрастных заболеваний.

Возрастные особенности детей дошкольного возраста с нарушениями зрения.  Профилактика возрастных заболеваний. Методика проведения зрительной гимнастики. Упражнения со зрительными стимуляторами. У...

Буклеты для родителей "Возрастные особенности детей 3 - 4 лет", "Возрастные особенности детей 4 - 5 лет "

Данные буклеты были подготовлены к родительскому собранию в разновозратной группе....

Консультация для родителей «Возрастные особенности детей 5–6 лет» «Возрастной портрет ребёнка»

Будет учебная деятельность радостной для ребенка или, наоборот, омрачится неудачами, во многом зависит от нас, взрослых, ибо познавательный интерес у ребенка должен быть сформирован в дошкольные годы....

Консультация для родителей: «Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»«Возрастные особенности развития детей 2-3 лет»

Возрастной период от 2 до 3 лет – это наиболее тревожное для родителей время, так как три года знаменуются кризисом, переломным моментом в жизни каждого ребенка. Для того чтобы быть более уверен...