Методические рекомендации для родителей по обогащению словаря детей
методическая разработка (средняя группа)
Рекомендации для родителей по обогащению словаря для детей среднего возраста
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 540.96 КБ |
Предварительный просмотр:
1.4. Методические рекомендации для родителей по обогащению словаря детей.
1.4.2. Для среднего дошкольного возраста.
Методические рекомендации для родителей по обогащению словаря детей в средней группе
- Использовать настольно-печатные игры (лото, домино, парные картинки, кубики). Они помогают формировать навыки складывать из отдельных частей целое, уточнять знания о предметах и учить их правильно называть.
- Проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы.
- Рассказывать ребёнку, как называются продукты, какое блюдо готовится, какие действия при этом совершаются. Предлагать всё новые и новые слова, чтобы ребёнок запоминал и повторял их за взрослым.
- Поощрять любую речевую активность ребёнка. Можно играть в такие речевые игры, как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?».
- Читать с ребёнком книги и обсуждать прочитанное, побуждать высказывать своё мнение и переживания.
- Проводить экспериментальные опыты, изучающие свойства снега, воды, песка, травы, росы. Они расширят кругозор ребёнка, а вместе с ним словарь существительных, прилагательных, глаголов.
- Больше общаться с ребёнком. Это позволяет ему узнавать новые слова и спрашивать взрослого о предметах и явлениях, которые он наблюдает. Во время общения стоит использовать синонимы, метафоры и эпитеты.
- Рассматривать картины. Это способствует развитию пассивного словаря. Нужно описывать, что изображено на иллюстрации, а также задавать наводящие вопросы ребёнку.
- Проводить время с ребёнком за каким-нибудь делом. Например, взять с собой ребёнка на кухню, где можно вместе приготовить семейный ужин. Стоит демонстрировать и называть имеющиеся кухонные предметы, рассказывать, для чего именно они нужны.
- Играть с ребёнком. Эффективные игры для развития активного словаря: «Что лишнее?», «Раз, два, три — быстро назови», «Подбери слово», «Скажи наоборот» и другие.
- Создавать развивающую среду. Как можно больше говорить с ребёнком, комментировать все бытовые ситуации, режимные моменты и другие события его жизни.
- Предлагать новые слова. Важно, чтобы ребёнок запоминал и повторял за взрослым новые слова.
- Следить за правильным употреблением слов. Нужно объяснять переносные значения слов, например, «золотые руки», «каменное сердце».
- Объяснять непонятные слова. Каждое непонятное слово следует разъяснить ребёнку, можно использовать словарь.
- На прогулке вы можете прививать ребёнку знания и закреплять у него речевые навыки по темам: «Одежда», «Обувь», «Осень», «Зима», «Весна», «Лето», «Игрушки», «Город», «Транспорт», «Птицы» и другие. Полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз. Это поможет обогатить и активизировать словарь ребенка.
- На кухне у Вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы ребенок запоминал и повторял их за вами. Называйте свойства (цвет, форму, размер, вкус) продуктов (горячий, остывший, сладкий, острый, свежий, чёрствый и т.д.). Задавайте ребёнку соответствующие вопросы («Попробуй, какой получился салат?», «Что мы ещё забыли положить в суп?», «Какую морковку выберем?» и др.).ОБЯЗАТЕЛЬНО называйте все свои действия («нарезаю», «перемешиваю», «солю», «обжариваю», «чищу», «тру», «пробую» и т.д.), показывайте ребёнку, что и как вы делаете. Подводите его к тому, чтобы он повторял ваши слова.
- Поручите ему посильную помощь по кухне. В деятельности речевой материал усваивается значительно быстрее и естественнее. Если ребёнок ещё мал и неловок, пусть занимается рядом с вами своей игрушечной посудой и продуктами, копирует ваши слова и действия: «готовит» еду куклам и кормит их, моет посуду, вытирает со стола. И обязательно рассказывает вам о том, что он делает, пусть даже совсем не понятно. Поощряйте любую речевую активность ребенка. Практически на любом наглядном материале окружающем нас могут быть проведены такие речевые игры как «Четвёртый лишний», «Чего не стало?», «Что поменялось местами?», «Что изменилось?», «Подбери пару», «Кому что подходит?», «Назови ласково», «Преврати в огромное», «Угадай, о чём я говорю», «Скажи наоборот» и т.д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рекомендации педагогам (в работе с родителями) по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром.
Здесь вы можете посмотреть рекомендации педагогам (в работе с родителями) по обогащению словаря детей в процессе ознакомления с окружающим миром. наряду со стандартными рекомендациями предлагается орг...
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"
Консультация для родителей"Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" До двух лет у большинства детей отсутствуе...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"
Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни" ...

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни
До двух лет у большинства детей отсутствует фразовая речь, некоторые заменяют ее жестами или пользуются несколькими словами. Но после двух лет даже самые молчаливые малыши начинают говорить. Резко воз...

Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни".
Консультация для родителей: "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"....

Консультация для родителей "Особенности речевого развития детей 2 - 3 лет. Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"
Рекомендации по развитию и обогащению словаря детей 3-го года жизни"...
Методические рекомендации для родителей по обогащению словаря детей
Родителям нужно очень внимательно отнестись к развитию активного словаря своего ребёнка. Дошкольный возраст – период быстрого обогащения словаря. Его рост находится в зависимости от условий...




