Методические рекомендации для родителей по ЗКР
методическая разработка (средняя группа)

Максименкова Виктория Андреевна

ЗКР для детей средней группы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rekomendatsii_roditelyam_po_zvukovoy_kulture.docx408.96 КБ

Предварительный просмотр:

C:\Users\User\Documents\апрапрр.jpg

2.4. Методические рекомендации для родителей по воспитанию звуковой культуры речи у детей

C:\Users\User\Documents\гнншнг.png

C:\Users\User\Documents\шлщлшг.png

2.4.2. Для среднего дошкольного возраста

C:\Users\User\Documents\гшщгщ.jpg

Рекомендации родителям детей средней группы (4-5 лет)

Уважаемые родители!

Всем известно, что воспитание звуковой культуры речи – одна из важных задач развития речи в детском саду, так как именно дошкольный возраст является наиболее сензитивным для ее решения. Звуковая культура речи – это умение говорить правильно в соответствии с содержанием излагаемого, с учетом условий речевого общения пользоваться всеми языковыми средствами.

Зачастую самым трудным для ребенка бывает овладение артикуляцией отдельных звуков (р, л, ж, ш).

Исследователи детской речи и практические работники отмечают значение правильного произношения звуков для формирования полноценной личности ребенка и установления социальных контактов, для подготовки к школе, а в дальнейшем и для выбора профессии. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение со взрослыми и сверстниками, понятно выражает свои мысли и желания. Речь с дефектами произношения, наоборот затрудняет взаимоотношения с людьми, задерживает психическое развитие ребенка и развитие других сторон речи, затрудняет усвоение основ грамоты.

Дошкольный возраст (4-5лет) – очень важный этап в речевом развитии вашего ребенка. Многие дети уже достаточно четко произносят большинство звуков. Но у них может наблюдаться неустойчивость произношения трудных звуков, для произношения которых требуется хорошо развитые мышцы речевых органов, например языка. Это такие звуки как: с, з, ц, ш, ж, щ, ч , р, л . Научить детей правильно произносить эти звуки помогут специальные занятия по воспитанию звуковой культуры речи, которые проводятся педагогами и воспитателями нашего детского сада.

Но и вы, родители, можете активно помогать своему ребенку научиться говорить правильно. Главное надо помнить, что чем раньше обратить внимание на звукопроизношение ребенка, тем оно быстрее сформируется и нормализуется. Ошибочно надеяться, что недостатки произношения исчезнут самостоятельно. Они могут прочно закрепиться и превратиться в стойкое нарушение!

Вот несколько правил, следуя которым, вы поможете своему ребенку научиться говорить правильно:

  1. Разговаривайте с ребенком неторопливо, четко проговаривайте все слова.
  2. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами (дверка, рюкзачок, куколка, конфеточка). Это тормозит речевое развитие.
  3. Своевременно устраняете недостаток речи ребенка, стремясь указать неточность и ошибки. Но делайте это правильно!

  1. Скажите ребенку такие слова: «Повтори за мной» или « Скажи лучше так», а затем покажите ребенку, как надо говорить. Произнесите слово правильно, выделяя нужный звук голосом. Например так: жжжжук.
  2. Тогда ваш ребенок будет ориентироваться на ваш звуковой пример, а не просто повторять несколько раз подряд слово, закрепляя собственное неправильное произношение.
  3. Нельзя высмеивать недостатки в речи ребенка, слишком строго требовать исправить свою речь. Это может тормозить речевые успехи ребенка.
  4. Если ребенок торопиться высказать свои мысли, напомните ему: «Говорить надо внятно, четко, не спеша. Я очень хочу понять тебя».
  5. Не перегружайте ребенка речевыми занятиями. Игры, стихи для заучивания должны соответствовать возрасту ребенка.
  6. Как можно больше читайте своему ребенку произведения художественной литературы.
  7. Помните: чтобы ребенок говорил правильно, он должен слышать правильную грамотную речь.


Подготовительный этап формирования правильного звукопроизношения

ЦЕЛЬ: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Примерный комплекс упражнений

Артикуляционная гимнастика

I Упражнение для нижней челюсти:

«Заборчик»

Краткое описание: верхние и нижние зубы обнажены. Губы растянуты в улыбке.

II Упражнение для губ:

«Улыбка»

Краткое описание: растягивание разомкнутых губ, зубы сжаты.

«Трубочка» («Хоботок»)

Краткое описание: вытягивание сомкнутых губ вперед.

ПРИМЕЧАНИЕ: Возможно чередование положения губ: в улыбке – трубочкой.

III Упражнение для языка

«Часики» («Маятник»)

Краткое описание: рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончиком узкого языка попеременно тянуться под счет взрослого к уголкам рта.

 

Пальчиковая гимнастика

«Ловкий зайка»

Один, два, три, четыре, пять.

Вышел зайчик погулять.

Что нам делать, как нам быть?

Нужно заиньку ловить!

Снова будем мы считать:

Один, два, три, четыре, пять.

Руки сжаты в кулаки. На счет 1-5 отгибаются пальцы правой руки. Затем отгибаются указательный и средний пальцы левой руки. В конце пальцы обеих рук сжимаются и отгибаются по одному на счет 1-5.

«Новый дом»

Раз, два, три, четыре, пять –

Будем в пальчики играть.

(Разжимаем кулак.)

Вместе пальчики сведем –

Это будет новый дом.

(Делаем из пальцев «дом»)

в доме кошка будет жить,

(Изображаем пальцами кошку. Большой палец соединяется со средним и безымянным, указательный и мизинец полусогнуты.)

В гости к деткам приходить:

И улитку позовем,

(Изображаем улитку. Правая рука сжата в кулак, указательный и средний пальцы отогнуты, левая ладонь накрывает правую.)

И она придет к нам в дом.

И про мышку не забудем,

(Изображаем мышку. Пальцы правой руки сжаты в щепоть.)

Дружно в доме жить мы будем.

(Показать ладонями дом.)

Развитие фонематического слуха

Задания типа: «Дуть на вертушки», «Двигать парусники в тазике с водой», «Пускать мыльные пузыри», «Задуть свечу», «Сдуть ватку», «Надуть два шарика» и др.

Советы родителям

  • Тренировать артикуляционный аппарат. Для этого можно использовать артикуляционную гимнастику, звукоподражательные слова, голоса животных. 
  • Развивать дыхание и голос. Для этого полезны, например, такие упражнения: дуть на лёгкие шарики, карандаши, пускать в тазу уток, лебедей, лодки, кораблики, приводить в движение крылья мельницы, сдувать тычинки с созревших одуванчиков, играть на детских духовых инструментах. 
  • Упражнять детей в различении разных звуков по слуху. Например, можно задавать ребёнку вопросы: «Что он слышит в начале слова „АУ“, какой звук?». 
  • Следить за правильностью собственной речи. Ребёнок должен слышать только грамматически правильную речь в своём окружении.
  • Мягко, но настойчиво поправлять ошибки в речи ребёнка. При этом не стоит ругать его. 
  • Читать вместе с ребёнком. Это поможет показать комичность неправильного произношения и подтолкнуть к желанию произнести тот или иной звук правильно. 
  • Играть в словесные игры. Например, «Цепочка слов», «Поймай звук», «Назови слово», «Сколько в слове частей», «Где спрятался звук?», «Скажи иначе». 

Важно помнить, что занятия должны приносить ребёнку только положительные эмоции, любое, даже незначительное, проявление интереса к речевым занятиям должно подкрепляться похвалой. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для родителей, по ознакомлению детей с окружающим миром

Представленный материал, поможет родителям закрепить у детей, полученные знания по ознакомлению с окружающим миром. В материале предлагаются темы для бесед с детьми, дидактические упражнения и ди...

Методические рекомендации для родителей по подготовке детей с нарушением зрения к обучению в школе.

Методические рекомендации для родителейпо подготовке детей с нарушением зрения  к обучению в школе:...

Методические рекомендации для родителей по приобщению детей к устному народному творчеству в домашних условиях

Впечатления детства глубоки и неизгладимы в памяти человека. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств....

Методические рекомендаций для родителей. Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возроста

Рекомендаций для родителей   по сенсорному  развитию детей младшего дошкольного возроста...

Методические рекомендации для родителей. Развитие речи детей от 2 до 7 лет.

Методические рекомендации для родителей.Развитие речи детей от 2 до 7 лет....