Семинар - практикум для родителей «Скоро в школу»
материал

Галенских Кристина Александровна

Семинар -  практикум для родителей «Скоро в школу»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_-_praktikum_dlya_roditeley_skoro_v_shkolu.docx35.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №3города Данкова Липецкой области

Семинар -  практикум для родителей «Скоро в школу»

Разработчик

Галенских Кристина Александровна

учитель – дефектолог

I квалификационной категории

Цель: Формировать представление у родителей о готовности детей с ОВЗ к школе.

Задачи:

- Повышать педагогическую и психологическую компетентность родителей по вопросам воспитания, развития и обучения;

- Познакомить родителей с компонентами психологической готовности к школе.

План:

  1. Цели и задачи семинара- практикума
  2. Разминка («Фраза+  действие»)
  3. Упр. «Ассоциации» (детский сад, школа)
  4. Упр. – метафора «Рюкзак»
  5. Упр. «Пирамида»
  6. Теоретическая часть
  7. Практическая часть
  8. Завершение

Ход семинара – практикума:

1.Вступление. Тема сегодняшней нашей встречи «Скоро в школу». Мы обсудим с вами, как сделать так, чтобы школьные трудности были минимальными,  и как сделать так, чтобы дети были готовы к школе. Итак, тема поступления в школу наших будущих первоклассников очень актуальна и важна. Дети уже будут не просто дети, а ученики. Их и ваш образ жизни существенно поменяется. И, наверняка, когда думаете о том, как ваш ребенок пойдет в первый класс, вспоминаете и свои школьные годы.

2. Разминка. Я сейчас буду говорить фразы про школьную жизнь, а вы – выполнять соответствующие действия, если вас это касается.

- Хлопните в ладоши те, кто помнит свой первый звонок;

- подмигните правым глазом, кто любил делать домашние задания;

-улыбнитесь, кто помнит имя своей первой учительницы;

- покажите 5, кто любил математику;

- поднимите руки вверх, кому нравилась физкультура;

- закройте глаза, если боялись отвечать у доски.

Школьные годы запоминаются прочно, особенно яркие эмоциональные моменты.

3. Упр «Ассоциации».  Какие у вас возникают мысли, чувства, образы, когда вы слышите слово «лес». А сейчас разделите листок на 2 части. С одной стороны напишите слово «детский сад» и ниже, ассоциации, связанные с эти словом. С другой стороны листа напишите слово «школа» и тоже ассоциации.  Важно помнить, что ваше эмоциональное состояние передается ребенку.

4. Упр. – метафора «Рюкзак».  Что изображено на рисунке? Зачем человеку нужен рюкзак? Что мы с собой берем, отправляясь в поход? (еду, смелость, бодрость, уверенность, веселое настроение и т.д.). Каждый человек к сборке рюкзака подходит индивидуально: один положит все необходимое, и оно действительно пригодится; другой к сборке рюкзака отнесется несерьезно – упустит что – то, понадеявшись на случай; третий – перегрузит и ноша будет только мешать. Как вы думаете, почему мы это обсуждаем? Рюкзак – это ребенок. А поход – это предстоящее обучение в школе.  Разделитесь на пары и подумайте, что вы положили бы своему ребенку в школу?

Если мы несерьезно отнесемся к процессу сборки рюкзака, упустим что- то, или вообще не будем готовить ребенка к школе, то обязательно возникнуть трудности.

Противоположная ситуация, когда в ребенка пытаются «запихнуть» как можно больше, тоже нежелательна. В этом случае перегружается его нервная система, кроме того, теряет интерес к процессу обучения.

5. Упр. «Пирамида»

 Сейчас мы предлагаем вам небольшой тест, где вы определите показатели готовности ребенка к школе. Т.е. то что ему будет помогать хорошо учиться в школе.

Родители разбиваются на (2-3 чел). Вам предлагаются карточки, гда написаны показатели. На самую верхнюю строчку необходимо выложить тот показатель, который вы считает самый главный. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся и т.д.

Ответственность

Умение считать, писать, читать

Умение общаться со сверстниками и взрослыми

Самостоятельность

Настойчивость

Состояние здоровья

Умение логически мыслить

Умение организовать рабочее место

Развитие речи, памяти

6. Теоретическая часть. Психологическая готовность к школе.

Все названные вами качества в упр. «Пирамида» можно отнести к тому или иному компоненту психологической готовности детей к школе.

Личностно- социальная готовность. Она заключается в том, что ребенок к моменту поступления в школу готов к общению, взаимодействию – как со взрослыми, так и со сверстниками.

Понаблюдайте за своим ребенком, легко ли ваш ребенок идет на контакт, проявляет ли инициативу или ждет когда его позовут, умеет ли отстаивать свои интересы, решать конфликты или бежит сразу за помощью. Проанализируйте, не слишком ли часто вы берете на себя его функции? Например, когда спросили будущего первоклассника, как его зовут, мама с готовностью отвечает: «Нас зовут Саша». Поэтому позволяйте ребенку быть самостоятельным, учиться взаимодействовать с окружающими людьми.

У ребенка к моменту поступления в школу должен быть достаточно разнообразный опыт общения и с незнакомыми людьми. Дайте ему самому устанавливать контакты на детской площадке, в магазине, поликлинике.

Одной из важной составляющей готовности к школе является эмоционально- волевая и мотивационная готовность.

«А не буду, потому что не интересно». Почему ребенок, который так хотел в школу через несколько дней ходить туда не хочет?

Важно помнить, что занятия для дошкольников и уроки в школе – совершенно разные вещи. Если первые – это игра, то вторые – это именно система обучения. И далеко не всегда это обучение увлекательное и захватывающее. Поэтому важный признак готовности к школе – это не только то что хочу, но и то что надо, не бояться трудностей, разрешать их самостоятельно. Как ни странно, развивать эмоционально – волевую сферу может игра. Только особая игра, по правилам (ходилки, Мемори, шашаки и т.д.). Игры учат дожидаться своего хода, с достоинством проигрывать, и т.д. Так же  надо формировать любовь к учебе. Важно ребенку объяснить, что такое любовь к учебе, это не хорошая оценка, а интерес, мотивация, любовь к получению новой информации, узнавать что- то новое. Мы можем сами погасит эту любовь: например, ребенок активен, пытается куда- то залезть, разобрать будильник, а мы, чтобы его угомонить: «Иди, посмотри мультфильмы», гасим эту познавательную активность. В мультике думать не надо, телом работать не надо. «Сядь, куда пошел, не дергайся» Мы детей загоняем детей в рамки и они не хотят ничего узнавать. Учите детей узнавать что – то новое: а что ты в дет саду узнал что – то новое, создавайте среду, окунайте его туда. Обучение ведет за собой развитие.

Интеллектуальная готовность.

На самом деле надо готовить к школе не за год, когда родители вспоминают об этом, записывают на всевозможные кружки и секции, занятия по подготовке к школе, нанимают репетиторов. В таком случает результат будет минимальным. Истинная подготовка к школе начинается с 0 или с 1 года. Подготовка к школе или готовность к школе – это умение мозга ребенка качественно обрабатывать информацию. Быть готовым к школе – это далеко не умение читать и писать. Ведь в России практически нет людей, которые не умеют читать и писать, даже дети из неблагополучных семей, детских домов научаются читать и писать. Большинство умеют читать и писать к середине 1 класса или к концу точно. В чем же разница успешных людей, которые поступают в лучшие вузы, занимают первые места в олимпиадах, быстро идут по карьерной лестнице и тех, людей, которые менее успешны, не так как бы хотелось родителям видеть своих детей. Потому что не важно как ты умеешь читать или писать, важно то, как мозг обрабатывает информацию во время чтения, что ребенок  понимает, когда читает. Поэтому очень важно, чтобы мозг из деятельности мог брать информацию, а не пропускать через себя как говорят: «в одно ухо влетело, из другого вылетело».  Важно, то, что потом мозг будет делать с этой информацией. Например, мы посмотрели сериал. Посмотрели и посмотрели. Все и забыли, вероятно, через пол года смотрим заново, как первый раз, потому что усвоение информации не произошло. Так же и с детьми. Но если вы прочитали книгу, прилагали усилия, эмоционально реагировали, потом стали  думать как применить эту информацию в жизни, вспоминаете цитаты, которую встречали в книге. Вот это и есть то, что полученные знания применили в жизни, стали успешнее. Тоже самое и про наших детей.  Вот чему мы должны научать наших детей - качественно обрабатывать информацию и потом применять ее в жизни, а не просто сухо учить читать и писать, потому что к успеху в жизни не ведет.

Например, математика- все знают, что у математиков сильный мозг. Математика – это не только решение задач арифметических, но и жизненных. Она прекрасно развивает головной мозг. При этом не все знают, что она начинается со своего тела. Чтобы ребенок мог в дальнейшем мог мыслить абстрактно, ребенок должен усвоить, а где я в пространстве, где у меня рука, где у меня глаз, понимать отношения предметов, например: поставь зайчика на стул, кошку под стул и здесь уже активно включается мышление. И уже в 8- 9 лет благодаря этому ребенок может представить в математической задаче, где у куба грани, где какой угол, как измерить площадь и так далее. Математика – это движение в раннем возрасте. Если  ребенок с раннего возраста будет активно двигаться, ему легче будет понимать математику. Потому что он будет понимать, как предметы между собой соотносятся, как я с этим миром соотношусь. Когда вы с ребенком 1 года обсуждаете, где у тебя носик, ротик, вы сами того не замечаете, как подготавливаете базу для формирования математических представлений. Поэтому тело – это наше все.

Восприятие – это умение мозгом обрабатывать информацию. Все люди делятся на визуалов, аудиалов и кинестетиков, т.е. через какой сенсорный канал мозг обрабатывает информацию. 80% людей – визуалы, т.е. через глаза им это делать проще и лучше. Есть смешанные модальности: аудиалы и кинестетики, визуалы и кинестетики. Кинестетики – когда человек хорошо воспринимает мир через тактильные ощущения, обоняние, вкусовые рецепторы. Кинестетики более двигательно расторможены: могут грызть воротник, раскачиваться, что- то крутить. Надо это отличать от навязчивости: когда ребенок только крутит волосы, только грызет воротник и т.д.  Если говорим о детях аудиалах, то их родители часто выдают за тревожных, потому что дети уже в раннем возрасте: Ой, что- то зазвенело, что- то брякнуло. Сразу настораживаются, прислушиваются. Такие дети, как правило, рано начинают говорить, такие болтуны. Визуалы - это те дети, когда отвлекаются на занятиях: Ой, что там красное или будут рассматривать какую – либо точку на столе, засматриваться на макияж, элементы одежды, какое- то украшение. Родители визуалов как часто характеризуют: его зовешь, зовешь, а он не слышит. Это про что? Он действительно вас не слышит. Его мозг так плохо обрабатывает информацию на слух, не перешифровывает. Поэтому к такому ребенку при обращении  надо подходить и устанавливать контакт глаза в глаза и уже обращаться к нему. Когда вы определили перед школой, какой тип восприятия у вашего ребенка, например, если ребенок аудиал – вы «развиваете» глаза, если «визуал» - то уши. Кинестическую модальность мы специально не задействуем, она прорабытывается через тело: спорт, движения и т.д. Если у ребенка и то и другое, то наблюдаете, как он лучше воспринимает информацию (например: пазлы «возьми деталь на которой нарисовано… положи туда и туда, или ребенку легче собрать зрительном соотнесением). Важно, чтобы ребенок в школе и на математике глазами посмотреть и на русском послушать.

Говоря о готовности к школе, мы имеем в виду средние показатели. Каждый ребенок- индивидуальность, развивается своими темпами. Зная, как развивается ваш ребенок, его сильные и слабые стороны, вы будете понимать, как ему помочь справиться с трудностями.

Работа с картинками «Отгадайте своего первоклассника»

Игровое упражнение «Инструкция»

Ваша вера в успех, спокойное ровное отношение помогут ребенку справиться со всеми трудностями. Одной из этих трудностей может стать выполнение словесных инструкций, т.к. именно этот метод является неотъемлемой частью обучения детей в школе. Данное упражнение поможет осознать это и развить у ребенка умение слышать инструкцию.

"Инструкция".

Итак, «Нарисуйте столько кружочков, сколько месяцев в году. Подчеркните 1-й, 3-й и 5-й кружочек. Зачеркните 9-й и 10-й. Закрасьте столько кружочков, сколько дней в неделе».

При выполнении этого задания должны быть включены все мыслительные операции и процессы самоконтроля.

Затем усложняем задание и проговариваем инструкцию полностью и только один раз: «Нарисуйте 10 квадратов, заштрихуйте 2-й, 4-й, 6-й и 8-й». Половина детей, как правило, выполняют правильно либо первую часть инструкции, либо вторую. Или подглядывают друг у друга, или просят повторить задание.

Еще одно задание: Перед Вами геометрические фигуры (показываю на листе А - 4 представлены круг, квадрат, овал, ромб, прямоугольник, треугольник). Нарисуйте одну из представленных фигур, которая не круглая; имеет углы, но их не три; а стороны не все одинаковые. Похожие упражнения можно придумывать самим и задавать их ребенку, который в свою очередь может тоже придумать задание для мамы или папы.

Правильная речь является важнейшим условием для успешного обучения ребенка в школе. Чем лучше развита у ребенка устная речь, тем легче ему будет овладеть чтением и письмом.

У многих детей отставание в речевом развитии дальнейшем может помешать хорошей учебе и привести к появлению специфических ошибок, например, на уроках русского языка.

Родителям следует обратить внимание на следующее:

1. Состояние звукопроизношения.

Ребенок к школьному периоду  должен четко произносить все звуки.

2. Состояние фонематических процессов.

Этот раздел подразумевает умение ребенка подбирать слова с определенным звуком, владение навыками элементарного звукового анализа и синтеза (определение первого и последнего звуков в слове, умение из звуков составить слово, посчитать количество звуков), умение различать и повторять сочетания типа: ба-па-ба, та-ца-та, вы-вы-фы и др.

3. Состояние грамматического строя.

Следует обратить внимание на словообразование (дождь - дождик), словоизменение (стул - стулья), согласование (желтый мяч), управление (вышел из дома, рассказал о друге).

4. Состояние слоговой структуры слова.

Шестилетний ребенок умеет безошибочно произносить слова типа: велосипедист, экскурсовод и т.п.

5. Состояние словарного запаса

В словаре 6-7летнего ребёнка должно быть около 2000 слов, причём среди них представлены все части речи. Если вы хотите, чтобы речь вашего ребёнка отвечала возрастной норме, а словарь был достаточно богатым, старайтесь, во-первых, сами говорить правильно, во-вторых, больше времени находить для общения с ребёнком, а в-третьих, заниматься с ним.

6. Состояние связной речи.

Учите детей отвечать полными предложениями на вопросы, предложите сочинить сказку, продолжить предложение, описать то, что происходит на улице, картине, пересказать сказку, рассказ и т. д.

Когда ребенок освоит пересказ сказок, можно переходить к более сложным текстам

А также:

Развитие мелкой моторики

- Часто обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности, проблемы. Для того чтобы избежать проблемы, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки.

Лепка из пластилина замечательно воздействует на мелкую моторику.

Такие упражнения, как застёгивать и расстёгивать пуговицы, пришивать их, пытаться оторвать (но только без ущерба для одежды, на специальном материале). Полезно развязывание узелков на шнурках, раскрашивание, рисование (фломастеры не рекомендуются), графические упражнения (штриховка), нанизывание бус, бисероплетение, собирание пазлов, мозаики.

Состояние пространственных функций (умение определять «право – лево» в различных условиях, положениях тела, умение узнавать предметы, буквы в разных положениях.

Коммуникативные функции (общение с детьми, взрослыми, умение слушать, запоминать и выполнять инструкции).

Состояние игровой деятельности (умение играть самостоятельно, в группах, развитие сюжетной игры, умение придумывать и принимать правила).

Мотивация (наличие желания учиться, узнавать новое).

Развитие элементарных математических навыков (счет в пределах 10, решение элементарных задач).

Развитие процессов внимания, памяти (например, запоминание 7-8 слов, предметов).

Развитие мышления (обобщение «назови одним словом», классификация «распредели на группы», выделение лишнего с объяснением).

Если ребенок читает:

Чтение должно быть плавное, послоговое, ребенок понимает прочитанное.

Письмо печатными буквами, нет зеркально написанных букв.

В случае если речь дошкольника недостаточно развита, появляются проблемы в обучении ребенка письму и чтению (дисграфия – нарушение процесса письма и дислексия – нарушение процесса чтения).

В группу риска попадают следующие учащиеся:

- Если ребенок левша.

- Если он – переученный правша.

- Если ваш ребенок посещал логопедическую группу.

- Если в семье говорят на двух и более языках.

- Если ребенок слишком рано пошел в школу.

- Если у ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.

- Если нарушено звукопроизношение (возможны ошибки на письме: ребенок пишет то, что говорит).

- Если нарушено фонематическое восприятие (ребенок не может правильно повторить слоги, набор звуков).

У детей, владеющих навыком письма и чтения, особое внимание необходимо обратить на характер ошибок, логопедическими ошибками считаются:

-Смешение букв по оптическому сходству (т-п, а-о).

- Пропуски букв, слогов.

-Недописывание, наращивание слов.

Известно, что основное развитие речи происходит до 5 лет. После 5 лет происходит совершенствование речевых функций.

Дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма.

Данное нарушение является препятствием для овладения учениками грамоты и грамматики языка. Письменной речью ребенок овладевает к моменту поступления в школу или непосредственно в первом классе. Для того, чтобы этот вид речи сформировался без особых трудностей, необходимо овладеть основой письменной речи.

К ней можно отнести:

1. Правильно сформированную устную речь. Способность к аналитико-синтетической речевой деятельности: деление на слова, слоги, звуки и синтез.

2. Развитое восприятия: пространственное, зрительно-пространственный гнозис, сомато-пространственные ощущения, знание схемы тела.

3. Сформированность двигательной сферы.

4. Способность к саморегуляции.

5. Сформированность абстрактного мышления.

Если данная основа является нарушенной, то могут возникнуть нарушения письменной речи.

Причины дисграфии.

Несмотря на углубленное изучение, причины дисграфии со стопроцентной точностью не выяснены даже сегодня. Но определенные данные все же имеются.

  • Биологические причины: наследственность, поражение или недоразвитие головного мозга на разных периодах развития ребенка, патологии беременности, травмы плода, асфиксия, серьезные соматические заболевания, инфекции, поражающие нервную систему.
  • Социально-психологические причины: синдром госпитализма (нарушения, обусловленные длительным пребыванием человека в стационаре в отрыве от дома и семьи), педагогическая запущенность, недостаточность речевых контактов, воспитание в двуязычных семьях.
  • Социальные и средовые причины: завышенные требования к грамотности в отношении ребенка, неправильно определенный (слишком ранний) возраст обучения грамоте, неверно подобранные темпы и методы обучения.

Как известно, человек начинает овладевать навыками письма, когда адекватно сформированы все составляющие его устной речи: звукопроизношение, лексико-грамматическая составляющая, фонетическое восприятие, связность речи. Если же при формировании головного мозга происходили нарушения, указанные выше, риск развития дисграфии очень высок.

Не менее важно отметить, что дисграфии подвержены дети с разными функциональными нарушениями органов слуха и зрения, которые вызывают отклонения анализа и синтеза информации. Оказывая определенное воздействие на развитие человека, те или иные вышеизложенные факторы приводят к дисграфии, которая может проявляться в разных формах.

Виды дисграфии.

Акустическая дисграфия – характеризуется нарушением фонематического распознавания звуков.

Оптическая дисграфия – характеризуется неразвитым зрительно-пространственным восприятием.

Дисграфия на почве нарушения языкового анализа и синтеза — это дисграфия, в основе которой лежит нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: деления предложений на слова, слогового и фонематического анализа и синтеза.

Артикуляционно-акустическая дисграфия - характеризуется нарушением артикуляции и восприятия фонематики (фонематического слуха), а также трудностями в звукопроизношении.

Аграмматическая дисграфия – характеризуется проблемами в лексическом развитии и развитии грамматического строя речи.

Игры и упражнения для профилактики дисграфии.

Эти упражнения вполне подходят для выполнения детьми дошкольного и младшего школьного возраста:

  • Возьмите с ребенком книгу, с которой он еще не знаком. Желательно, чтобы текст был напечатан средним шрифтом, а также был немного скучным, чтобы внимание ребенка не отвлекалось на содержание. Дайте задание найти и подчеркнуть в тексте конкретную букву, например С или П, О или А и т.д..
  • Немного усложните задание: пусть ребенок ищет конкретную букву и подчеркивает ее, а букву, следующую за ней, – обводит или зачеркивает.
  • Предложите ребенку отмечать схожие парные буквы, такие как Л/М, Р/П, Т/П, Б/Д, У/Ю, А/У, Д/Г и т.д.
  • Упражнение для развития внимания и крупной моторики – движений тела, рук и ног. Суть состоит в том, что ребенок проводит ручкой или карандашом непрерывную линию, не меняя положения руки и листа. Лучше всего для этого подходят специальные сборники рисунков, узловые точки которых отмечены порядковыми номерами для соединения.
  • Объясните ребенку отличия между твердыми и мягкими, глухими и звонкими звуками. Затем дайте задание подбирать слова на каждый из звуков и делайте вместе с ним анализ слов: из каких букв, слогов и звуков они состоят. Для удобства и наглядности можно использовать различные предметы.
  • Тренируйте почерк ребенка. Для этого полезно использовать тетрадь в клеточку, чтобы ребенок писал слова, размещая буквы в отдельных клетках. Следите за тем, чтобы буквы полностью заполняли пространство клеток.

Помните, что грамотный подход в воспитании, забота и внимание к ребенку, а также предельная внимательность к процессу его развития помогут вам вовремя распознать отклонения и принять меры по их коррекции и устранению.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМИНАР - ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "СКОРО В ШКОЛУ"

Этот семинар очень хорошо проводить  во втором полугодии в подготовительной группе.Провести может и воспитатель, и педагог-психолог, и логопед, а лучше когда все вместе.  Семинар- практикум ...

СЕМИНАР – ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ на тему: «Подготовка руки ребенка к письму»

В данной работе представлен материал для родителей детей подготовительной к школе группе, в котором описываются игры и упражнения, помогающие подготовить руку ребенка к письму....

Семинар-практикум для родителей «Готовимся к школе вместе»

Психологическая готовность ребенка к обучению в школе....

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ "ГОТОВИМСЯ К ШКОЛЕ!"

Организация семинара-практикума для родителей "Готовимся к школе!" поможет педагогам ДОУ в доступной и интересной  форме оказать просветительскую и практическую помощь семьям воспитанников при по...

Семинар практикум с родителями "Скоро в школу мы пойдем"

Цель – способствовать расширению представлений родителей, дети которых посещают старшую и подготовительную группы, о готовности детей к школьному обучению....

Семинар-практикум для родителей подготовительной к школе группы «Год до школы»

Семинар-практикум педагога-психолога и учителя-логопеда для родителей подготовительной к школе группы  «Год до школы»...

Практикум для родителей "Скоро в школу"

Повышение психолого-педагогической компетенции родителей по вопросам развития детей при подготовке к школе...