«Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников»
консультация

Чермакова Елена Петровна

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.7 КБ

Предварительный просмотр:

«Формирование лексико-грамматических представлений у дошкольников»

Актуальность проблемы

Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. Но в настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии. Таким детям трудно усваивать программу детского сада, а в дальнейшем им тяжело при обучении в школе. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы, дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов из учебников, они испытывают трудности при написании изложений, сочинений. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем.

Словарь дошкольника обогащается преимущественно в процессе игры. Игры по расширению словарного запаса разнообразны и проводятся с использованием большого количества наглядного материала. В обогащении речи ребенка существительными, глаголами, прилагательными, обобщающими словами, в уточнении уже имеющихся у него слов, привитие ребенку простейших навыков образования новых слов большое значение могут иметь игры.

Игры регулярно проводятся логопедом, воспитателями и родителями, с их помощью можно ежедневно закреплять употребление обобщающих слов в речи детей. В свободное время дети охотно играют в эти игры. Важно обращать внимание на различные способы словообразования, слова целесообразно разделить на 3 группы: слова в которых основа слова, обозначающего взрослого животного сохраняется неизменной (у козы–козлёнок, у гуся–гусенок); слова с чередованием согласных в корне (у медведя–медвежонок) ; слова с различной основой слова (у овцы – ягненок). Другой способ увеличения в словаре ребенка имен существительных – это добавление уменьшительно-ласкательных суффиксов (стол–столик).

Употребление в речи глаголов является основой фразы и мыслительной деятельности человека. Глагольный словарь детей можно разделить по следующим разделам:

- бытовые глаголы (одевается, умывается, играет);

- глаголы, обозначающие движения и крики животных (крадется, прыгает, кукарекает);

- глаголы движения (ходит, бегает, прыгает);

- глаголы, выражающие чувства людей (улыбается, плачет, радуется);

- глаголы, связанные с профессиями (лечит, строит, продает);

- глаголы, связанные с процессами, происходящими в природе (светает, вечереет, смеркается).

Часто детям с большим трудом дается подбор слов с противоположным значением (антонимов). Закрепление в речи ребенка противоположных признаков предметов важно и для их ориентировки в пространстве. Прилагательные в речи детей часто бывают однотипными и могут ограничиваться словами «хороший – плохой», «маленький – большой». Все прилагательные в речевом словаре детей можно подразделить на несколько смысловых групп:

  • величина – большой-маленький, высокий-низкий, широкий-узкий;
  • форма – круглый, овальный, продолговатый, квадратный;
  • цвет – основные (красный, синий, промежуточные (оранжевый, голубой);
  • вкус – горький, сладкий, солёный, кислый, кисло-сладкий, вкусный, невкусный;
  • запах – приятный, неприятный, цветочный;
  • температура – холодный, горячий, теплый, прохладный;
  • материал, из которого сделан предмет – деревянный, стеклянный, железный;
  • принадлежности предмета – мамин, папин, медвежий, лисий;
  • другие признаки – шероховатый, мягкий, колючий, добрый, злой, честный.

ПОИГРАЙТЕ ДОМА…

1. Игра с мячом «Животные и их детёныши»

Цель: закрепление в речи детей названий детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развития ловкости, внимания, памяти.

Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет какое-либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного.

Например: у тигра - тигрята, у льва – львята, у лисы – лисята.

2. Игра с мячом «Скажи ласково»

Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, развитие ловкости и быстроты реакции.

Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый называет первое слово, а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово.

Например: шар – шарик, ключ-ключик.

3. Игра с мячом «Весёлый счёт»

Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными, развитие ловкости и быстроты реакции.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, произносит сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это существительное, но в сочетании с числительным «пять».

Например: один стол – пять столов, один лебедь - пять лебедей, один стол-пять столов.

4. Игра с мячом «Какая посуда?»

Цель: образование относительных прилагательных.

Ход игры: взрослый, бросая мяч, задает вопрос ребенку, а ребенок, возвращая мяч, называет ответ.

Например: стакан из стекла какой? (стеклянный стакан,

чашка из фарфора какая? (фарфоровая чашка).

5. Игра с мячом «Что происходит в природе?»

Цель: закрепление, употребление в речи глаголов, согласование слов в предложении.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.

Например: солнце – что делает? (светит, греет, ручьи – что делают? (бегут, журчат).

6. Игра с мячом «Горячий-холодный»

Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов антонимов.

Ход игры: бросая мяч ребенку, взрослый произносит одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое - с противоположным значением. Например: веселый – грустный, высокий – низкий, добрый – злой.

7. Игра «Чей хвост?»

Цель: образование притяжательных прилагательных.

Ход игры: взрослый показывает картинку животного и задает вопрос «Чей хвост?», а ребенок должен на заданный вопрос ответить.

Например: волчий хвост, лисий хвост, заячий хвост.

8. Игра «Что бывает круглым?»

Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных, развитие памяти, воображения, ловкости.

Ход игры: взрослый задает вопросы ребенку, а ребенок должен на заданный вопрос ответить.

Например: Что бывает круглым? (мяч, солнце, вишня, луна, яблоко, Что бывает зеленым? кузнечик, трава, деревья, кусты, платья, Что бывает гладким? (стекло, зеркало)

9. Игра «Где мяч?»

Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве.

Ход игры: дети отвечают на вопрос «Где лежит мяч?» (на столе, на полу, около стола, в углу, под столом)

10. Игра с мячом «Лови, бросай, дни недели называй»

Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.

Ход игры: взрослый, бросая мяч ребенку, может начать с любого дня недели. «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Формирование лексико-грамматического строя речи у дошкольников"

В настоящее время много детей дошкольного возраста с отклонениями в речевом развитии.  Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы,  дети не могут по...

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКОГО СТРОЯ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОНР ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

В статье рассмотрены особенности проведения фронтальных логопедических занятий,направленных на развитие лексико-грамматического строя речи у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня.Даются к...

Конспект подгруппового занятия-соревнования для детей с ТНР. Формирование лексико-грамматических средств языка у дошкольников "Комнатные растения, звук и буква [П].

ФОРМИРОВАНИЕ ЛЕКСИКО – ГРАММАТИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ЯЗЫКА У ДОШКОЛЬНИКОВ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕЛЕКСИЧЕСКАЯ ТЕМА: «КОМНАТНЫЕ РАСТЕНИЯ» ЗВУК [П], БУКВА [П]ЗАНЯТИЕ – СОРЕВНОВАНИЕ Коррекцио...

Практические рекомендации для родителей по формированию лексико-грамматического строя речи у дошкольников.

В данных рекомендациях содержатся различные игры и задания для развития лексико-грамматической стороны речи у детей. Эта разработка может быть использована как воспитателями, так и родителями дошкольн...

Консультация для родителей. Тема: «Формирование лексико - грамматического строя речи у дошкольников»

При нормальном развитии речи дети  к пяти годам овладевают всеми типами склонения существительных, т.е. правильно употребляют существительные, прилагательные во всех падежах единственного и множе...

Использование дидактических игр и упражнений для формирования лексико - грамматического строя речи у дошкольников

Консультация для родителей по использованию дидактических игр и упражнений для формирования лексико - грамматического строя речи...