Консультация для родителей: Развиваем память у ребенка-дошкольника.
консультация
Консультация для родителей: Развиваем память у ребенка-дошкольника.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 14.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей: Развиваем память у ребенка-дошкольника.
Память — это не просто способность запоминать стихи к празднику. Это фундаментальный психический процесс, основа всей учебной деятельности в будущем. Хорошая память помогает ребенку успешно учиться, логически мыслить и уверенно чувствовать себя в обществе. Дошкольный возраст (3-7 лет) — это «золотое время» для развития памяти, и главными помощниками в этом являетесь вы, родители.
Что нужно знать о памяти дошкольника?
1. Память непроизвольная. Ребенок лучше всего запоминает то, что его заинтересовало, удивило или вызвало сильные эмоции (радость, восторг). Он не ставит перед собой цель «запомнить».
2. Преобладает наглядно-образная память. Малыши легче запоминают не слова, а образы, картинки, звуки, запахи. Они помнят, как выглядит любимая игрушка, но могут забыть ее название.
3. Постепенно формируется произвольная память. К старшему дошкольному возрасту (5-7 лет) ребенок уже может по просьбе взрослого сознательно запомнить что-то (например, правила игры или поручение).
Практические игры и упражнения для развития памяти.
Включайте эти простые и веселые занятия в вашу повседневную жизнь.
1. Игры для развития зрительной памяти
· «Что исчезло?» Разложите на столе 5-6 игрушек. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них и запомнить. Затем он закрывает глаза, а вы убираете одну игрушку. Ребенок должен угадать, что пропало. Усложните: поменяйте игрушки местами или добавьте новую («Что появилось?»).
· «Найди отличия». Классические картинки, где нужно сравнить два почти одинаковых изображения. Это тренирует не только память, но и внимание.
· «Запомни и нарисуй». Покажите ребенку простую картинку или узор на 10-15 секунд, затем уберите и попросите нарисовать по памяти.
· «Следопыт». После прогулки спросите: «Какого цвета была кошка у подъезда?», «Во что был одет продавец в магазине?», «Сколько было детей на качелях?».
2. Игры для развития слуховой памяти.
· «Попугай» или «Сломанный телефон». Вы говорите слово или короткую фразу, ребенок должен точно повторить. Постепенно увеличивайте цепочку: «кошка» → «кошка, мяч» → «кошка, мяч, солнце».
· «Рифмоплеты». Придумывайте вместе простые рифмы. Рифмы сами по себе отлично помогают запоминанию.
· Запоминание небольших стишков и песенок. Делайте это регулярно, но без принуждения. Лучше учить по 2 строчки в день, с выражением и интересом.
· «Слушай и исполняй». Дайте ребенку последовательность из 2-3 действий: «Подойди к столу, возьми красный кубик и положи его на полку». Постепенно усложняйте инструкции.
3. Игры для развития двигательной (моторной) памяти.
· «Зеркало». Вы делаете простые движения (поднять руку, подпрыгнуть, наклонить голову), а ребенок должен быть вашим зеркальным отражением.
· Танцы. Разучивайте вместе танцевальные движения под музыку. Это очень весело и полезно.
· «Повторяй за мной». Прохлопайте простой ритмический рисунок- ладошами. Ребенок должен его повторить.
4. Игры для развития смысловой и ассоциативной памяти
Это основа для логической памяти, которая понадобится в школе.
· «Запомни по картинкам». Разложите картинки (например, яблоко, мяч, дерево) и попросите запомнить их, составив короткий смешной рассказ: «Яблоко катилось, как мяч, и ударилось о дерево».
· «На что это похоже?». Развивайте ассоциации. Спросите: «Облако похоже на вату? А еще на что?»
· Обсуждайте прочитанное. После чтения сказки задавайте вопросы: «Почему герой так поступил?», «Что случилось в начале?», «Как ты думаешь, что будет потом?». Это учит не просто механически запоминать, а понимать и пересказывать смысл.
Важные принципы занятий:
1. Только игра! Любое занятие должно быть интересной игрой, а не уроком. Если ребенок устал или не в настроении — отложите.
2. От простого к сложному. Начинайте с 2-3 предметов или действий и постепенно увеличивайте объем.
3. Хвалите за усилия! Не за идеальный результат, а за старание. «Я вижу, ты очень старался запомнить!»
4. Эмоции — ваш союзник. Яркие, положительные эмоции делают процесс запоминания легким и эффективным. Удивляйте, шутите, создавайте приятную атмосферу.
5. Регулярность. Лучше 5-10 минут каждый день, чем час раз в неделю.
6. Используйте бытовые ситуации. Попросите ребенка помочь вам накрыть на стол, вспомнив, кто что любит есть. Вместе составляйте список продуктов перед походом в магазин.
Чего следует избегать:
· Принуждения и критики. Фразы «Ты невнимательный», «Почему не можешь запомнить?» убивают мотивацию.
· Переутомления. Если ребенок отвлекается, значит, его мозг устал.
· Сравнения с другими детьми. «А вот Маша уже все стихи знает!» — подобные сравнения только ранят.
Помните: развивая память, вы не просто тренируете «мышцу запоминания». Вы закладываете основу для успешного обучения, логического мышления и уверенности в силах вашего ребенка. Удачи вам и радостных игр!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развиваем память у дошкольников».
Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. Особенно большие требования к памяти предъявляет школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овла...
Консультация для родителей «Развиваем память у дошкольников».
Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. Особенно большие требования к памяти предъявляет школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овла...

Консультация для родителей «Развиваем память детей»
Память человека – это способность сохранять и воспроизводить в своём сознании прежние впечатления, опыт жизни. Память – это воспоминание о ком-нибудь и о чём-нибудь. Память связывает прошл...

Консультация для родителей "Развиваем память, внимание, мышление"
В консультации представлены игры для развития психических процессов в домашних условиях....

Консультация для родителей "Развиваем память у детей"
Консультация для родителей "Развиваем память у детей"...

Консультация для родителей "Развиваем память у детей с задержкой психического развития"
Родители часто недоумевают, почему их малыши с трудом разучивают стихи, которые задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и...

Консультация для родителей «Развиваем память у дошкольников».
Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. Особенно большие требования к памяти предъявляет школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овл...
