Консультация для родителей: Развиваем память у ребенка-дошкольника.
консультация

Тарантова Светлана Викторовна

Консультация для родителей: Развиваем память у ребенка-дошкольника. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvivaem_pamyat_u_rebenka-doshkolnika.docx14.74 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей: Развиваем память у ребенка-дошкольника.

Память — это не просто способность запоминать стихи к празднику. Это фундаментальный психический процесс, основа всей учебной деятельности в будущем. Хорошая память помогает ребенку успешно учиться, логически мыслить и уверенно чувствовать себя в обществе. Дошкольный возраст (3-7 лет) — это «золотое время» для развития памяти, и главными помощниками в этом являетесь вы, родители.

Что нужно знать о памяти дошкольника?

1. Память непроизвольная. Ребенок лучше всего запоминает то, что его заинтересовало, удивило или вызвало сильные эмоции (радость, восторг). Он не ставит перед собой цель «запомнить».

2. Преобладает наглядно-образная память. Малыши легче запоминают не слова, а образы, картинки, звуки, запахи. Они помнят, как выглядит любимая игрушка, но могут забыть ее название.

3. Постепенно формируется произвольная память. К старшему дошкольному возрасту (5-7 лет) ребенок уже может по просьбе взрослого сознательно запомнить что-то (например, правила игры или поручение).

Практические игры и упражнения для развития памяти.

Включайте эти простые и веселые занятия в вашу повседневную жизнь.

1. Игры для развития зрительной памяти

· «Что исчезло?» Разложите на столе 5-6 игрушек. Попросите ребенка внимательно посмотреть на них и запомнить. Затем он закрывает глаза, а вы убираете одну игрушку. Ребенок должен угадать, что пропало. Усложните: поменяйте игрушки местами или добавьте новую («Что появилось?»).

· «Найди отличия». Классические картинки, где нужно сравнить два почти одинаковых изображения. Это тренирует не только память, но и внимание.

· «Запомни и нарисуй». Покажите ребенку простую картинку или узор на 10-15 секунд, затем уберите и попросите нарисовать по памяти.

· «Следопыт». После прогулки спросите: «Какого цвета была кошка у подъезда?», «Во что был одет продавец в магазине?», «Сколько было детей на качелях?».

2. Игры для развития слуховой памяти.

· «Попугай» или «Сломанный телефон». Вы говорите слово или короткую фразу, ребенок должен точно повторить. Постепенно увеличивайте цепочку: «кошка» → «кошка, мяч» → «кошка, мяч, солнце».

· «Рифмоплеты». Придумывайте вместе простые рифмы. Рифмы сами по себе отлично помогают запоминанию.

· Запоминание небольших стишков и песенок. Делайте это регулярно, но без принуждения. Лучше учить по 2 строчки в день, с выражением и интересом.

· «Слушай и исполняй». Дайте ребенку последовательность из 2-3 действий: «Подойди к столу, возьми красный кубик и положи его на полку». Постепенно усложняйте инструкции.

3. Игры для развития двигательной (моторной) памяти.

· «Зеркало». Вы делаете простые движения (поднять руку, подпрыгнуть, наклонить голову), а ребенок должен быть вашим зеркальным отражением.

· Танцы. Разучивайте вместе танцевальные движения под музыку. Это очень весело и полезно.

· «Повторяй за мной». Прохлопайте простой ритмический рисунок-  ладошами. Ребенок должен его повторить.

4. Игры для развития смысловой и ассоциативной памяти

Это основа для логической памяти, которая понадобится в школе.

· «Запомни по картинкам». Разложите картинки (например, яблоко, мяч, дерево) и попросите запомнить их, составив короткий смешной рассказ: «Яблоко катилось, как мяч, и ударилось о дерево».

· «На что это похоже?». Развивайте ассоциации. Спросите: «Облако похоже на вату? А еще на что?»

· Обсуждайте прочитанное. После чтения сказки задавайте вопросы: «Почему герой так поступил?», «Что случилось в начале?», «Как ты думаешь, что будет потом?». Это учит не просто механически запоминать, а понимать и пересказывать смысл.

Важные принципы занятий:

1. Только игра! Любое занятие должно быть интересной игрой, а не уроком. Если ребенок устал или не в настроении — отложите.

2. От простого к сложному. Начинайте с 2-3 предметов или действий и постепенно увеличивайте объем.

3. Хвалите за усилия! Не за идеальный результат, а за старание. «Я вижу, ты очень старался запомнить!»

4. Эмоции — ваш союзник. Яркие, положительные эмоции делают процесс запоминания легким и эффективным. Удивляйте, шутите, создавайте приятную атмосферу.

5. Регулярность. Лучше 5-10 минут каждый день, чем час раз в неделю.

6. Используйте бытовые ситуации. Попросите ребенка помочь вам накрыть на стол, вспомнив, кто что любит есть. Вместе составляйте список продуктов перед походом в магазин.

Чего следует избегать:

· Принуждения и критики. Фразы «Ты невнимательный», «Почему не можешь запомнить?» убивают мотивацию.

· Переутомления. Если ребенок отвлекается, значит, его мозг устал.

· Сравнения с другими детьми. «А вот Маша уже все стихи знает!» — подобные сравнения только ранят.

Помните: развивая память, вы не просто тренируете «мышцу запоминания». Вы закладываете основу для успешного обучения, логического мышления и уверенности в силах вашего ребенка. Удачи вам и радостных игр!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Развиваем память у дошкольников».

Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. Особенно большие требования к памяти предъявляет школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овла...

Консультация для родителей «Развиваем память у дошкольников».

Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. Особенно большие требования к памяти предъявляет школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овла...

Консультация для родителей «Развиваем память детей»

Память человека – это способность сохранять и воспроизводить в своём сознании прежние впечатления, опыт жизни. Память – это воспоминание о ком-нибудь и о чём-нибудь. Память связывает прошл...

Консультация для родителей "Развиваем память, внимание, мышление"

В консультации представлены игры для развития психических процессов в домашних условиях....

Консультация для родителей "Развиваем память у детей"

Консультация для родителей "Развиваем память у детей"...

Консультация для родителей "Развиваем память у детей с задержкой психического развития"

            Родители часто недоумевают, почему их малыши с трудом разучивают стихи, которые задали к празднику, а полюбившиеся песенки или стихи запоминает легко и...

Консультация для родителей «Развиваем память у дошкольников».

Память – это одно из необходимых условий развития интеллектуальных способностей ребёнка. Особенно большие требования к памяти предъявляет школьное обучение. Систематическое, целенаправленное овл...