Экскурсия в лес. Старшая группа и родители
материал (старшая группа)
Учить видеть красоту природы. Развивать культуру речи. Формировать интерес к народным играм и песням. Вызывать у родителей желание играть с детьми, гулять с ними в лесу.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 21.74 КБ |
Предварительный просмотр:
Экскурсия в лес.
Старшая группа и родители
Цель. Учить видеть красоту природы. Развивать культуру речи. Формировать интерес к народным играм и песням. Вызывать у родителей желание играть с детьми, гулять с ними в лесу.
Участники. Дети старшей группы и их родители.
Воспитатель. Приглашаю вас в удивительное путешествие. А куда, вы узнаете, отгадав загадку.
Кто, как только жарко станет,
Шубу на плечи натянет?
А нагрянет холод злой –
Скинет с плеч её долой?
(Лес)
Дети и родители встают парами и идут в лес.
Воспитатель. Мы подошли к лесу. Вспомните, как называется край леса. (Опушка.) Закройте глаза, подставьте лица солнцу. Чувствуете, как оно гладит вас своими лучами? (Да.) Какое оно, летнее солнце? (Ответы детей.) Пройдём через опушку в глубь леса. Он полон загадок и тайн. Прислушайтесь к звукам природы. Что вы слышите? (Ответы детей.) В лесу нашли приют звери и птицы, ящерицы и лягушки, жуки и бабочки. А сколько здесь ягод и грибов! Цветы смотрят на нас из травы, приглашая полюбоваться, порадоваться их красоте. Вдохните лесной воздух. Как вы думаете, почему в лесу такой свежий и чистый воздух?
Дети высказывают предположения, родители дополняют их ответы.
Воспитатель. Правильно. Растения, живущие в воде и на суше, в лесах и пустынях, в горах и на равнинах, в зависимости от природных условий имеют разный внешний вид, но все они насыщают воздух кислородом.
Какие растения в лесу самые высокие? (Деревья.) Какие деревья растут в наших лесах? (Ответы детей.) Как называются деревья, листья которых имеют вид иголок? (Хвойные.) Назовите их. (Сосна, ель, кедр, пихта, лиственница, можжевельник.) Как называются деревья, которые зимой теряют свои листья? (Лиственные.) Назовите деревья, растущие в лиственных лесах. (Дуб, берёза, клён, рябина, липа, осина.)
Многие деревья являются лекарственными растениями. Они дарят положительную энергию и бодрость людям. Сегодня мы с вами встретимся с некоторыми из них.
Участники экскурсии подходят к дубу.
Воспитатель. Наша первая остановка «Дуб».
Ребёнок.
Богатырь в лесу растёт.
Много лет он проживёт.
Украшает лес родной
Он своею красотой.
Воспитатель. Весной, когда листья на деревьях уже распустились, дуб остаётся голым, ждёт, когда наступит устойчивое тепло. Только тогда из лопнувших почек показываются и быстро разворачиваются листья. Дуб живёт очень долго – до 1000 лет. Стволы старых дубов достигают 2 метров в диаметре. В толщину дуб растёт всю жизнь, а в высоту – до 100-200 лет. Поэтому дуб у людей вызывает ощущение мощи, надёжности, постоянства. Дуб светолюбив: когда света вдоволь, то его ветви опускаются до земли.
Возьмитесь за руки, встаньте вокруг дерева, подойдите вплотную к стволу, прижмитесь к нему и почувствуйте его тепло. (Дети и взрослые прислоняются к дереву.) Дерево даёт силу тем, кто приходит к нему с добрыми намерениями. Дуб – лекарственное растение. Знаете ли вы, какая часть этого дерева обладает лечебными свойствами и как она используется? (В народной медицине отвар коры дуба используют для полоскания при заболевании горла, при лечении ожогов.) Как называются семена дуба? (Жёлуди.) Желудями питаются многие лесные обитатели: медведи, олени, кабаны, зайцы, бурундуки, белки, глухари и сойки. Люди тоже употребляют семена дуба в пищу. В далёком прошлом жёлуди мололи и из полученной муки пекли хлеб, а сейчас их используют для приготовления напитка, похожего по вкусу на кофе.
Давайте соберём жёлуди. Дома вместе с родителями попробуйте смастерить из них разные поделки.
Участники экскурсии собирают жёлуди, затем подходят к лиственнице.
Воспитатель. Наша следующая остановка «Лиственница».
Ребёнок.
Вроде сосен, вроде ёлок,
А зимою без иголок.
Воспитатель. Какой стройный ствол у этого дерева, как пушисты его ветки! (Наклоняет ветку и предлагает детям её рассмотреть.) Ветки лиственницы покрыты иголками. А колючие ли они? (Дети трогают иголки.) Иглы лиственницы мягкие, нежные, шелковистые. Как они растут: по одной или пучками? (Пучками.) Правильно, из одной почки вырастает несколько иголок. Видел ли кто-нибудь из вас зимой на лиственнице иголки? ( Нет.) Куда они исчезли? (Осенью они желтеют и опадают.) Действительно, иголки этого дерева осенью опадают, как листья лиственных деревьев. Именно поэтому дерево и назвали лиственницей. У лиственницы, как у сосны и ели, вырастают шишки. Они похожи на небольшие шарики. В шишках находятся семена, которыми любят лакомиться птицы. Древесина лиственницы очень прочная и долговечная. В Сибири дома, построенные из брёвен лиственницы, стоят многие десятилетия.
Лиственница – тоже лекарственное растение.
Посмотрите внимательно на ствол. Видите прозрачные капельки? Это живица – смолистый сок, из которого делают скипидар и ароматические масла. Прикоснитесь к капле живицы и понюхайте пальцы. Чем пахнет смола? (У неё хвойный запах. Живица пахнет как ёлка.) Давайте соберём прошлогодние шишки и опавшие веточки лиственницы. Из них тоже можно сделать что-нибудь интересное.
Участники экскурсии собирают шишки, затем, затем подходят к сосне.
Воспитатель. На следующей остановке нас встречает сосна. Пока вы её рассматриваете, я расскажу вам об этом дереве. Живут сосны 300-500 лет. Их можно встретить и за полярным кругом, и высоко в горах, и в тайге, и на жарком юге. Но вот мириться с задымлённым воздухом сосна не может, поэтому в городе её встретишь редко. Сосна – светолюбивое растение, самый светлый лес – сосновый бор. На Востоке считают, что это дерево приносит счастье. Во многих странах сосна – символ долголетия и величия.
Ребёнок.
У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
Воспитатель. Известна сосна и как лекарственное растение. Воздух в сосновом бору обладает целебными свойствами. Рассмотрите ствол сосны и скажите, что вы видите.
Дети рассматривают ствол сосны. Находят капли живицы, высказывают предположения о её лекарственных свойствах. Затем собирают сосновые шишки и иголки.
Участники экскурсии подходят к берёзе.
Ребёнок.
Меня вы узнаете по простой примете:
Нет дерева белей на белом свете.
Воспитатель. Остановка «Берёза». Какое нарядное дерево! Её не зря называют белоствольной русской красавицей. Этому дереву посвящено много песен, стихов, загадок. Внизу ствол берёзы покрыт тёмной грубой корой, а выше – белой с чёрными отметинами. Прикоснитесь к белой гладкой коре. (Дети рассматривают и гладят кору, обращают внимание на листья.) На что похожи листья берёзы? ( На треугольники с зазубринами по краям, на сердечки.) Берёза – кокетка. Каждую весну надевает она серёжки. Посмотрите, как красиво они покачиваются на ветру. Как вы думаете, для чего они нужны? (Предположения детей.) Серёжки – это цветы берёзы. Когда они отцветут, образуются семена. Ветер и птицы разнесут их по лесу, и там, где они упадут, вырастут маленькие берёзы. (Разламывает серёжку и показывает семена.) В лекарственных целях используются берёзовые почки. Из древесины березы делают дёготь, активированный уголь. А кто из вас пил весной березовый сок? Знаете ли вы, родители, как нужно собирать березовый сок, чтобы не нанести вред дереву? (Ответы родителей.)
По русскому обычаю вокруг берез всегда водили хороводы. Давайте и мы не будем нарушать эту традицию.
Дети водят хоровод «Ай да березка» (муз. Т.Потапенко, сл. Ж.Агаджановой.)
Воспитатель. Какие ещё деревья растут в нашем лесу? Вспомните загадки и стихи о них.
Дети загадывают загадки и читают стихотворения («Липа» П.Воронко, «Рябина» Н.Саконский, «Ель» С.Маршака, «В лесу» Н.Матвеевой.)
Воспитатель. Как непохожи листья деревьев разных пород! Сможете ли вы назвать дерево, увидев его лист?
Показывает поочередно листья березы, клена, дуба, рябины, осины. Дети называют деревья.
Проводится игра «Угадай дерево».
Белоствольная… (береза). Резные листья у …(клена). Красные ягоды у …(рябины) и т.п.
Затем дети составляют рассказы, сравнивая пары деревьев, например клён и берёзу.
Дети. Это клён и берёза. Ствол у клёна тёмный, серовато-коричневый, а у берёзы белый с чёрными полосками. Эти деревья одинаковые по высоте. Кленовый лист крупный, резной, похожий на раскрытую ладонь, а берёзовый – маленький, похожий на треугольник. Осенью листья клена становятся желтыми, оранжевыми и красными. А осенние листья березы бывают только желтыми. Семена березы собраны в сережки, а семена клена – в крылатки.
Воспитатель. Рассмотрите кору, ветки, листья разных деревьев, вспомните их названия. Погладьте стволы, прижмитесь к ним щекой и почувствуйте их запах. Закройте глаза и послушайте шелест листьев. Ощутите в тени их крон приятную прохладу. Полюбуйтесь голубым небом и бегущими облаками сквозь ажурные листья и ветки. Обратите внимание, кто живет рядом с тем или иным деревом, кто прилетает к нему, кто ползает по его веткам и стволу.
Дети и их родители гуляют по лесу, рассматривают деревья.
Воспитатель. Понравилось вам путешествие? (Да.) Настоящие путешественники-исследователи очень наблюдательны. Ответьте на мои вопросы: какие растения, кроме деревьев, растут в нашем лесу? Чем лесные растения отличаются от тех, которые растут на улицах нашего города? (Ответы детей.)
А теперь пора возвращаться в детский сад.
Дети идут по тропинке, исполняя «Лесную песенку» (муз. В.Витлина, сл. Т.Кагоновой).
Золотило солнышко лес, лес.
Муравей на дерево влез, влез.
Дятлы долгоносые – тук, тук, тук.
Всюду, всюду слышится – стук, стук, стук!
Мотылек на веточку сел, сел.
А скворец на ёлочке пел, пел.
Услыхал ту песенку толстый жук,
Зажужжал он весело: «Жу-жу-жу!»
Полюбилась песенка всем, всем.
Мы запели песенку все, все.
Каблучками топаем – топ, топ, топ.
И в ладоши хлопаем – хлоп, хлоп, хлоп!
По возвращении в детский сад дети и взрослые рисуют на асфальте картину «Лесное царство».
Дома каждый ребёнок вместе с родителями мастерит поделку из природного материала, собранного во время экскурсии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект Природоведческая экскурсия с детьми старшей группы. Тема: «Весенний лес»
Экскурсии в природу имеют важное значение в воспитательном отношении. Только на экскурсии дети приучаются смотреть на природу как на друга, убеждаются в необходимости активной ее охраны. Воспитать гум...
НОД по теме ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ПРИМЕТЫ ЗИМЫ». старшая группа воспитатель Акперова Д.М.
ЗАОЧНАЯ ЭКСКУРСИЯ «ПРИМЕТЫ ЗИМЫ».ПРИЁМЫ ДЫМКОВСКОЙ РОСПИСИЦели: отметить характерные признаки зимы в природе; учить видеть красоту зимней природы, красоту зимы, описанную поэтами в стихах; учить выпол...

Конспект экскурсии для детей старшей группы «Пришла Весна с радостью»
Данный конспект поможет научить детей видеть сезонные изменения в природе, понимать взаимосвязь всего живого в природе....
Конспект экскурсии в школу (старшая группа)
Конспект экскурсии в школу (старшая группа)...

Экскурсия для детей старшей группы "В гости к деревьям"
«В гости к деревьям» Цель: Познакомить с разными породами деревьев. Изучить взаимосвязь с окружающей средой (почвой, водой, солнцем) ; Программное содержание:Образовательная задача...

Конспект физкультурного занятия «Экскурсия в город» старшая группа
Задачи: Образовательные: -Упражнять в ходьбе по возвышенной, уменьшенной опоре с предметом на голове, сохраняя устойчивое равновесие и правильную осанку. -Закреплять умение прыгать на двух ногах с про...

Конспект занятия «Виртуальная экскурсия в зоопарк» (старшая группа)
Конспект занятия «Виртуальная экскурсия в зоопарк» (старшая группа)...