Консультация: «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста через устное народное творчество»
консультация (младшая группа)
Консультация для родителей
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 96.97 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация: «Нравственно-патриотическое воспитание детей раннего возраста через устное народное творчество»
Дошкольный возраст – это фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех человеческих начал. Наша задача – сохранить человеческое в наших детях, заложить нравственные основы, которые сделают их более устойчивыми к нежелательным влияниям, учить их правилам общения, умению жить среди людей.
Знакомство с народным фольклором всегда обогащает и облагораживает. Ребенок стремится подражать героям, которые ему симпатичны. Сюжеты литературных произведений переводятся в детские игры. Проживая в игре жизнь любимых героев, дети приобщаются к духовному и нравственному опыту.
К.Д. Ушинский подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его в мир народного чувства, народной жизни и область народного духа. Такой литературой являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии: загадки, считалки, пословицы, поговорки, скороговорки, сказки.
Знакомство с народным творчеством для малышей начинается с колыбельных песенок. Она своим несложным ритмом успокаивает, убаюкивает, одновременно способствует накоплению чувственных впечатлений, к восприятию слова, к пониманию языка.
Также мы начинаем использовать такой вид устного народного творчества, как потешки, прибаутки, песенки, заклички, сказки, считалки, хороводные игры.
Потешки - призваны развивать ребенка. В этом жанре детского фольклора заложены стимулы к обыгрыванию сюжета с помощью пальцев, ладошек, рук и мимики. Потешки помогают ребенку привить навыки гигиены, порядка, развить мелкую моторику рук и эмоциональную сферу. Она и воспитывает, учит малышей понимать, что такое хорошо и что такое плохо. Потешка вводит ребенка в мир, учит его жизни
Пальчик-мальчик,
Где ты был?
- С этим братцем -В лес ходил.
- С этим братцем - Щи варил,
- С этим братцем - Кашу ел.
- С этим братцем - Песни пел!
Сказки - помогают детям отличить добро и зло. Из сказок дети получают информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества. Расширяют кругозор, развивают речь, фантазию, воображение. Развивают нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие.
Воспитательная ценность народных сказок в том, что в них запечатлены черты русского трудового народа, упорство достижения цели. Сказка осуждает такие свойства человеческого характера как лень, жадность, трусость, одобряет трудолюбие, смелость, верность. Сказка не дает прямых наставлений детям, но в ее содержании всегда заложен урок, который дети воспринимают. Например, сказка «Репка», «Теремок» учат детей быть дружными, трудолюбивыми. Сказка «У страха глаза велики» высмеивает трусость. Трудолюбие в сказках всегда вознаграждается.
Считалки – это придуманный для детей способ осуществления объективной справедливости. Они распределяют роли, а не авторитет взрослого. Мы учим ребенка в игре быть находчивым, ловким, а также координации движений. Здесь воспитываются и воля, и благородство, и доброта.
Пословицы и поговорки - их называют жемчужиной народного творчества. Они оказывают влияние не только на разум, но и на чувства ребенка: поучения, заключенные в них, легко воспринимаются и запоминаются. Пословицу можно использовать во всех процессах воспитательной деятельности. Например, собираясь на прогулку если ребенок медленно одевается ему можно сказать: «Семеро одного не ждут», а если замечаете неаккуратность, «Поспешишь – людей насмешишь». Часто во время трудовой деятельности дети ленятся выполнять работу, можно применить такую пословицу – «Труд человека кормит, а лень портит», или «Одна пчела много меда не натаскает». Во время наблюдений можно использовать различные пословицы: «Весна красна цветами», «Осень красна плодами», «Март с водой, апрель с травой» и т. д.
Загадки – важный жанр, овладение которым способствует умственному развитию ребенка. Они развивают мышление, пытливость, наблюдательность.
Без счету одежек,
И все без застежек (Капуста)
Сидит дед во сто шуб одет,
А кто его раздевает, тот слёзы проливает. (Лук)
Не портной, а всю жизнь с иголками ходит. (Ёж)
Заклички – обращение к природе, животным с просьбой. Это небольшие песенки для распевания группой детей. Они дают возможность ребенку в поэтической форме выразить свое эмоциональное отношение к природе, развивают речь, мышление, фантазию, развивают артикуляционный аппарат.
Само слово «заклички» побуждают детей говорить громко – закликать. Можно использовать такой прием: «Скажи так, чтобы солнце тебя услышало»
-Солнышко, появись
Красное, покажись,
Чтобы год от года
Была у нас погода
Пестушки же обладают противоположным свойством. Их проговаривают напевно, ласково. Их можно использовать при укладывании детей спать.
-Тише, куры, не шумите
Моего Ваню не будите,
А мой Ваня будет спать,
Будет глазки закрывать.
Устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для пробуждения познавательной активности, самостоятельности, яркой индивидуальности малыша, для развития речевых навыков. Знакомство с народным фольклором помогает каждому ребенку обрести любовь к народным напевам, народному языку, творчеству.
Потому если вы хотите, чтобы ваши дети, как можно раньше овладели речью, полюбили свою культуру – необходимо как можно шире использовать фольклор в воспитании детей. Больше читайте им потешки, сказки, рассматривайте иллюстрации, пойте колыбельные песни. Совершенствуйте свою речь, помните, что подражание – движущая сила в развитии ребенка!
Используйте фольклор в своем общении с ребенком. Он поможет решить многие педагогические задачи, обогатит социально-игровой опыт детей, разовьет их фантазию. То, что заложено в детстве, будет питать человека на протяжении всей его жизни. Поэтому так важно окружить детей теплом и наполнить их детство настоящими сокровищами народной мудрости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение речевой активности на протяжении детей раннего возраста через устное народное творчество
Формиование речи на протяжении на первых лет жизни....

Развитие речи детей дошкольного возраста через устное народное творчество
В произведениях устного народного творчества заключена особая воспитательная ценность, влияющая на всестороннее формирование личности ребёнка. Поэтому я, считаю необходимым использовать все виды фольк...

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА ЧЕРЕЗ УСТНОЕ НАРОДНОЕ ТВОРЧЕСТВО
Основой нравственного воспитания является культура общества, семьи, детского учреждения – той среды, в которой проживает ребёнок со своими родными и сверстниками, где происходит становление и ра...

Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством устного народного творчества
Материалы презентации на тему: "Нравственное воспитание детей раннего возраста посредством устного народного творчества"....

Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»
Консультация для родителей «Нравственно-патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством устного народного творчества»...
Консультация для родителей "Нравственно - патриотическое воспитание детей раннего возраста с использованием народного творчества".
Важным моментом в нравственно - патриотическом воспитании малышей стало возрождение культурных традиций и старинных обычаев русского народа, широкое знакомство детей с его фольклорным твор...

Презентация "Духовно-нравственное воспитание у детей раннего возраста через устное народное творчество"
Работу по духовно-нравственному развитию детей раннего возраста необходимо начинать именно с интереса к устному народному творчеству, и проводить её в течение всего года. Знакомство с русскими народны...
