Консультация для родителей «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка»
консультация (подготовительная группа)
Консультация для родителей
«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 19.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка»
Духовно-нравственное воспитание детей в семье — важный процесс, так как именно в семье закладываются основы нравственности. Ребёнок, усваивая нормы поведения и отношения родителей, многое перенимает у них и соответственно ведёт себя с близкими людьми и за пределами семьи.
Некоторые аспекты духовно-нравственного воспитания детей в семье:
Важно развивать уважение к старшим, дружеские отношения со сверстниками, умение отзываться на горе и радость других людей, добиваться проявления гуманных чувств и отношений, воспитывать начало ответственности.
Воспитание должно быть не только словом, но и личным примером. Всё, что ребёнок видит в семье, он будет реализовывать и в своей жизни.
Создание высоконравственной атмосферы. Этому способствуют семейные традиции, крепкие устои и принципы. Например, проведение общественных и семейных праздников, которые создают атмосферу торжественности, радости и счастья, формирующую духовную культуру.
Приобщение к отечественной культуре. Например, через знакомство с русской литературой. Нужно читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательный и поучительный характер.
Воспитание трудолюбия. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать необходимость, и результаты которого будут явно кому-то нужны.
Таким образом, семья играет ключевую роль в формировании личности ребёнка, и то, что он приобретает в детские годы, он сохраняет в течение всей последующей жизни.
Актуальность обусловлена тем, что семья является традиционно главным институтом воспитания. То, что ребёнок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей последующей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. В ней закладываются основы личности ребёнка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформирован как личность.
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания.
Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребёнку лучше, не любит его так и не заботится столько о нём.
И вместе с тем, никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребёнка. Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально- психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Дошкольное детство – важный период в нравственном становлении личности. Исследования отечественных ученых в области педагогики и психологии свидетельствуют о формировании основных моральных качеств личности именно в эти годы. Этому способствует высокая детская восприимчивость и внушаемость. Поэтому педагоги подчеркивают особую роль семьи в нравственном воспитании и развитии ребёнка. Семья является первой социальной ячейкой, которая оказывает сильное воздействие на формирующуюся личность. Её воздействие длительно и постоянно. Усваивая нормы поведения и отношения родителей, ребёнок многое перенимает у них, соответственно ведет себя с близкими людьми и за пределами семьи
Содержанием нравственного воспитания является формирование таких нравственных качеств дошкольника, как:
• Уважение к старшим,
• Дружеские отношения со сверстниками,
• Умение соответственно отзываться на горе и радость других людей,
• Добиваться действенного проявления гуманных чувств и отношений, их общественной направленности,
• Воспитание начало ответственности.
Формирование нравственных привычек в раннем детстве происходит в бытовой и предметной деятельности, когда взрослый демонстрирует способ поведения и требует от ребёнка его выполнения сначала в совместной с ним деятельности, а затем в самостоятельной. «Чем моложе ребёнок, тем непосредственнее должно быть его нравственное воспитание, тем больше должно его не учить, а приучать к хорошим чувствам, наклонности и манерам, основывая все преимущественно на привычке», - подчеркивал В. Г. Белинский.
В старшем дошкольном возрасте развитие моральных оценок неразрывно связано с тем, как взрослый оценивает поступки детей. Так, легче понимаются и оцениваются те качества, которые взрослый чаще выделяет и оценивает. Старший дошкольник становится инициатором бесед с родителями и воспитателями, тему которых можно обозначить так: «Что такое хорошо, что такое плохо».
Старшие дошкольники понимают моральную сторону народных сказок. Отрицательная моральная сторона поступков героев вызывает резкий протест и возмущение. Дети сознательно встают на сторону добра.
В возрасте 5-7 лет дошкольники переходят от стихийной нравственности к сознательной. Для них нравственная норма начинает выступать как регулятор взаимоотношений между людьми. Старший дошкольник понимает; что норму необходимо соблюдать, чтобы коллективная деятельность была успешной. Необходимость во внешнем контроле за соблюдением нормы со стороны взрослого отпадает. Поведение ребенка становится нравственным даже в отсутствие взрослого и в случае, если ребёнок уверен в безнаказанности своего поступка и не видит выгоды для себя.
Традиционными источниками нравственности являются:
- патриотизм (любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; служение Отечеству);
- социальная солидарность (свобода личная и национальная; доверие к людям, институтам государства и гражданского общества; справедливость, милосердие, честь, достоинство);
- гражданственность(правовое государство, гражданское общество, долг перед Отечеством, старшим поколением и семьей, закон и правопорядок, межэтнический мир, свобода совести и вероисповедания);
- семья (любовь и верность, здоровье, достаток, почитание родителей, забота о старших и младших, забота о продолжении рода);
- труд и творчество (творчество и созидание, целеустремленность и настойчивость, трудолюбие, бережливость);
- наука (познание, истина, научная картина мира, экологическое сознание); - традиционные российские религии.
В следствии этого необходимо отметить ряд рекомендаций родителям:
1) для воспитания лучших качеств и чувств необходимо обращаться за помощью к культуре и красоте, пропуская их через душу и сердце к душе и сердцу ребёнка. Для воспитания красотой родители должны создавать условия для возникновения радости, уверенности в своих силах, эстетических переживаний и других нравственных чувств;
2) воспитание трудолюбия также накладывает некий отпечаток на нравственные качества личности. Особую пользу детям приносит тот труд, в котором они будут чувствовать
3) в нравственном воспитании личности необходимо приобщать детей к отечественной культуре, через знакомство с русской литературой. Необходимо читать как можно больше сказок, которые несут в себе воспитательный и поучительные характеры;
4) чтобы избежать негативных проявлений в поведении ребёнка, необходимо:
- активно«слушать»его переживания и потребности,
- безусловно принимать ребёнка,
- проводить время вместе(читать, играть, заниматься,
- не вмешиваться в его занятия, с которыми он справляется,
- помогать, когда просит,
- поддерживать успехи,
- делиться своими чувствами(значит доверять,
- конструктивно разрешать конфликты,
- использовать в повседневном общении приветливые фразы. Например: «Хорошо, что ты пришел. Мне нравится, как ты. Я по тебе соскучилась. Давай (посидим, поделаем.) вместе. Ты, конечно, справишься. Как хорошо, что ты у нас есть. Ты мой хороший…», - обнимать ребёнка как можно чаще;
5) немаловажное значение в духовно-нравственном воспитании ребёнка имеет атмосфера семьи. Радостная атмосфера побуждает ребёнка к активной деятельности. Детские радости зависят от тех повседневных взаимоотношений, свидетелями и участниками которых являются дети. Поводы для детской радости различны, но главное, что можно выделить особо, — это общение ребёнка с родителями в совместной с ними деятельности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
Семья является первичным лоном человеческой культуры, именно она диктует ребенку формы и нормы поведения, интересы и ценности. Именно в семье зарождаются основы духовно-нравственного воспитания....

Консультация для родителей «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка»
laquo;Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка»...

Консультация для родителей "Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста"
Консультация для родителей...

Консультация для родителей Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного возраста
Роль семьи в формировании личности подрастающего поколения огромна. Семья является традиционно главным институтом воспитания. От семейного микроклимата во многом зависит эффективность педагогичес...

Консультация для родителей «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка»
Семья- это та самая среда, в которой человек учится и сам творит добро...
Консультация для родителей «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка»
Материал о том, как родителям правиль принимать участие в нравственном воспитании детей. И почему это необходимо....

Консультация для родителей «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании ребёнка»
Проблема нравственного воспитания остаётся сегодня очень актуальной. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания...
