Консультация для родителей "Зимушка – зима". Чтение художественной литературы в средней группе
консультация (средняя группа)
Чтение художественной литературы в средней группе тесно связано с наблюдениями за сезонными изменениями в природе.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 47.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Тема: «Зимушка–зима»
Чтение художественной литературы в средней группе
Художественная литература играет большую роль в воспитание детей. «Природа – это богатейшая кладовая, неоценимое богатство для интеллектуального, нравственного и речевого развития ребёнка», — писал Василий Александрович Сухомлинский.
Декабрь. Тема недели «Зимушка–зима». Чтение художественной литературы в средней группе тесно связано с наблюдениями за сезонными изменениями в природе. Основные задачи: расширять представления детей о характерных особенностях зимней погоды; пополнять и активизировать словарь детей.
О зиме расскажет стихотворение Раисы Адамовны Кудашевой «Зимняя песенка».
О морозе поведают рассказ Ивана Сергеевича Соколова-Микитова «Зима вьюжная»; стихотворение Игоря Белкина «Мороз»; сказка Чеслава Янчарского «Мороз», из книги «Приключения Мишки Ушастика», в переводе с польского Марата Акимовича Брухнова. Данное произведение рекомендовано для чтения программой «От рождения до школы».
Сказочный образ Дедушки Мороза покажут стихотворения Нины Михайловны Артюховой «Белый дед»: Николая Алексеевича Некрасоваа «Мороз-воевода», рекомендованное для чтения программами «От рождения до школы», «Радуга»; Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Улицей гуляет…», рекомендованное для чтения программами «От рождения до школы», «Радуга».
О снеге, снежинках напомнят детям стихотворения Александра Горина «Первый снег»; Натальи Александровны Астаховой «Снежинки»; Игоря Винокурова «Снежок»; Ивана Захаровича Сурикова «Зима», рекомендованное для чтения программами «От рождения до школы», «Радуга», «Детство».
Выбор, уважаемые родители, за вами. Правильно подобранное произведение, вовремя прочитанное, оказывает огромное влияние на детей, расширяет их кругозор, развивает речь.
Примерный список литературы для чтения детям 4 – 5 лет.
Тема «Зимушка–зима».
Сказка
- Янчарский Ч. «Мороз», из книги «Приключения Мишки Ушастика».
Рассказ
- Соколов-Микитов И. С. «Зима вьюжная». Отрывок.
Стихотворения
- Артюхова Н. М. «Белый дед».
- Астахова Н. А. «Снежинки».
- Белкин И. «Мороз».
- Винокуров И. «Снежок».
- Горин А. «Первый снег».
- Дрожжин С. Д. «Улицей гуляет…»
- Кудашева Р. А. «Зимняя песенка».
- Некрасов Н. А. «Мороз – воевода». Отрывок.
- Суриков И. З. «Зима». В сокращении.
Сказка
Чеслав Янчарский
«Мороз».
(из книги «Приключения Мишки Ушастика»).
Перевёл с польского Марат Акимович Брухнов.
Задачи. Познакомить детей с авторской сказкой Чеслава Янчарскпго «Мороз». Формировать умение детей эмоционально воспринимать содержание сказки. Обогащать речь детей новыми словами.
Чтение.
— Жил да был игрушечный медвежонок Мишка Ушастик, жил он у девочки Зоси. Дружил с собачкой Кручек.
— Глянь-ка, Мишка, — сказала утром Зося, — какие красивые цветы нарисовал Мороз на наших окнах.
— Красивые, очень красивые, — поддакнул Ушастик.
«Пойду-ка я сейчас, — думал он, — и посмотрю, какой он, этот Мороз, который так хорошо умеет рисовать».
Закутал Мишка шею шарфиком и выбежал во двор. Глядит, а под окном никого и нету.
«Наверное, Мороз уже ушёл», — подумал Мишка, глядя на следы сапог на снегу. И вдруг к нему подбежал Петушок.
— А я только что с дороги! — Воскликнул он. — Ух, и мороз же там – просто дух захватывает!
Без лишних слов выбежал Ушастик на дорогу. Озирается во все стороны, смотрит на следы. А на дороге их много.
«Куда же отправился Мороз?» — думает он.
На дороге встретился Ушастику Кручек.
— А я как раз с поля! — крикнул пёсик. — Морозище какой там – нос и уши щиплет!
Помчался Ушастик в поле. Встретился в поле с Зайчиком.
— Не видал ли ты здесь Мороза, — спросил Ушастик.
— Да ведь мороз теперь всюду, — ответил удивлённый Зайчик. — Вот на лужке он затянул ручеёк льдом.
Пустился Мишка что было сил на лужок. Увидел там лёд на ручейке. Увидели и следы больших сапог. Следы шли от ручья к лесу.
«И здесь уже нет мороза, — покачал головой Мишка. — Он, наверное, на сегодня закончил уже работу и пошёл в лес отдохнуть».
Вопросы к детям.
- Дети, кого искал Мишка Ушастик?
— Мороз.
- Как пёсик навал Мороз?
— Морозище какой там – нос и уши щиплет!
- Дети, что нужно делать, чтобы не замёрзнуть?
— Мороз – это очень сильный холод. На улице в мороз на месте не стоим, а бодро шагаем, бегаем и прыгаем, что бы ножки не замёрзли.
Примечание. Данное произведение рекомендовано для чтения программой «От рождения до школы».
Рассказы
Иван Сергеевич Соколов-Микитов
«Зима вьюжная».
Отрывок.
Пролетело жаркое лето, прошла золотая осень, выпал снег – пришла зима.
Подули холодные ветры.
А в лесу Мороз кружева развесил. Ни пером описать, ни в сказке сказать.
Ходит Мороз по двору, постукивает, погромыхивает. Ночь звёздная, окна синие, на окнах Мороз ледяные цветы нарисовал – никому таких не вырисовать.
— Ай да Мороз!
Ходит Мороз: то в стену стукнет, то по воротам щёлкнет, то отряхнёт иней с берёзы и вспугнёт задремавших галок. Скучно Морозу. От скуки пойдёт на реку, стукнет по льду, станет звёзды считать, а звёзды лучистые – золотая озимь.
Утром затопят печи, а Мороз тут как тут – замороженными столбами стали над деревней голубые на позолотевшем небе дымы.
— Ай да Мороз!
Наблюдение из окна «Мороз»
(в морозный день)
Задачи. Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы. Обогащать речь детей новыми словами.
Беседа.
— Сегодня утром, когда я шла в детский сад у меня, мёрзли руки, мёрзнул нос. А вы, дети, что чувствовали? Дети делятся своими впечатлениями.
— В гости к нам пришла зима и мороз привела. Мороз – это очень сильный холод.
Педагог предлагает детям выглянуть в окно. Если есть такая возможность, дети рассматривают узоры на окнах, делятся своими впечатлениями.
— Дети, какая одежда и обувь спасёт нас от мороза?
— В мороз мы надеваем шубу или тёплый пуховик, на ножки – тёплые сапожки или валенки. Дети, голову от мороза что спрячет?
— Правильно, тёплая шапка. А чтобы наше горлышко не заболело, обязательно нужен…
— Правильно! Шарф нас от ветра защищает, горлышко укрывает. Дети, чтобы мороз наши пальчики не щипал, мы оденем …
— Правильно, варежки, рукавички.
Игорь Белкин
«Мороз».
Мёрзнут щеки, мёрзнет нос,
Мёрзнут наши ручки.
Ой мороз, мороз, мороз
Брось ты эти штучки!
Перестань мороз шалить,
Перестань кусаться,
Дай немножко поиграть,
С горки покататься!
— Мороз щиплет щёки, щиплет нос. На улице в мороз на месте не стоим, а бодро шагаем, бегаем и прыгаем.
Стихотворения
Задачи. Приобщать детей к поэзии. Формировать умение детей понимать поэтическую речь, эмоционально воспринимать произведение, чувствовать ритм стихотворения. Развивать образность речи.
Раиса Адамовна Кудашева «Зимняя песенка». Вот зима пришла Серебристая, Белым снегом замела Поле чистое. Днём с детьми на коньках Всё катается, Ночью в снежных огоньках Рассыпается… В окнах пишет узор Льдом-иголочкой И стучится к нам во двор С свежей ёлочкой. | Спиридон Дмитриевич Дрожжин «Улицей гуляет…» ...Улицей гуляет Дедушка Мороз, Иней рассыпает По ветвям берёз; Ходит, бородою Белою трясёт, Топает ногою, Только треск идёт. Иль на окнах дышит Закоптелых хат Да узоры пишет, Глядя на ребят... Примечание. Данное произведение рекомендовано для чтения программами «От рождения до школы», «Радуга». |
Александр Горин «Первый снег». С неба звёздочки летят,
Белый снег, белый снег, | Наталья Александровна Астахова «Снежинки». А за окном снежинки |
Иван Захарович Суриков «Зима». В сокращении. Белый снег, пушистый В воздухе кружится И на землю тихо Падает, ложится. И под утро снегом Поле забелело, Точно пеленою Всё его одело. Примечание. Данное произведение рекомендовано для чтения программами «От рождения до школы», «Радуга», «Детство». | Николай Алексеевич Некрасов «Мороз-воевода». Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Глядит – хорошо ли метели Лесные тропы занесли, И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли? Пушисты ли сосен вершины, Красив ли узор на дубах? И крепко ли скованы льдины В великих и малых водах? Идёт – по деревьям шагает, Трещит по замёрзлой воде, И яркое солнце играет В косматой его бороде. Примечание. Данное произведение рекомендовано для чтения программами «От рождения до школы», «Радуга». |
Игорь Винокуров «Снежок». На полянку, на лужок Тихо падает снежок. Улеглись снежинки, Белые пушинки. Но подул вдруг ветерок, Закружился наш снежок. Пляшут все пушинки, Белые снежинки. |
Весёлые упражнения «Снежок».
Задачи. Поддерживать интерес детей к зимним изменениям в природе. Развивать память детей, общую моторику, координацию речи с движениями.
Игра.
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог читает стихотворение и показывает движения,
дети выполняют движения вместе с педагогом.
На полянку, на лужок Тихо падает снежок. | Руки вверх, ладони открыты. Руки через стороны вниз. |
Улеглись снежинки, Белые пушинки. | Приседаем, руки вперёд. |
Но подул вдруг ветерок, Закружился наш снежок. | Встаём, руки в стороны. Кружение на месте, руки в стороны |
Пляшут все пушинки, Белые снежинки. | Кружение на месте, руки в стороны. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Наблюдение «Снежинки».
(желательно в снегопад).
Задачи. Расширять представления детей о характерных особенностях зимней природы. Развивать умение замечать изменения в природе. Обогащать речь детей новыми словами.
Упражнять детей в умение сохранять равновесие при кружении.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите? Что вы чувствуете?
Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, в гости к нам пришла зима, что она нам принесла?
Белый снег, пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
— Дети, какое кругом всё волшебное! С неба летят снежинки. Белые, лёгкие, пушистые, узорные. Подставим ладошки под снег. Попробуем поймать снежинку.
Дети и педагог ловят снежинки.
Белая, узорная
Звёздочка-малютка,
Ты слети мне на руку,
Посиди минутку
Покружилась звёздочка
В воздухе немножко,
Села и растаяла
На моей ладошке.
— Дети, я открою вам тайну снежинок! Снежинки – это замёрзшие капельки воды.
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Улеглись снежинки,
Белые пушинки.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Пляшут все пушинки,
Белые снежинки.
Педагог и дети медленно кружатся сначала в одну сторону, затем в другую.
Нина Михайловна Артюхова
«Белый дед».
— Дети, я прочитаю вам сказочное стихотворение.
Белый дед проспал в постели, Встал, сосульками звеня: — Где вы, вьюги и метели, Что ж не будите меня? Непорядок во дворе — Грязь и лужи в декабре! И от дедушки в испуге На поля умчались вьюги, И метели налетели, Застонали, засвистели, Хлопотали до утра, Всё убрали со двора, Все царапины земли Белым снегом замели. | Рано утром вышел дед, В шубу новую одет. Захотел проверить сам По лугам и по лесам, Все ли ждут в наряде новом И его встречать готовы. — Да, — ответили метели, — Даже зайцы побелели! Ни былинки на полях, Ни листочка на ветвях. Только ёлочка одна Да пушистая сосна Подчиниться не хотят И зелёные стоят! |
Вопросы к детям.
- Дети, как вы думаете, почему это стихотворение не простое, а сказочное?
— Сказочный герой Белый дед приказал вьюгам и метелям навести порядок в природе.
- Дети, что сделали с природой вьюги и метели??
— На поля умчались вьюги,
И метели налетели,
Застонали, засвистели,
Хлопотали до утра,
Всё убрали со двора,
Все царапины земли
Белым снегом замели.
- Дети, как можно по-другому назвать Белого деда?
— Белый дед – Дед Мороз.
- Дети, вспомним, как мы наблюдали за природой на прогулке. Какая природа зимой?
— Зимой всё кругом белое, снежное, чистое, нарядное, зимнее, красивое, блестящее.
- Дети, а какие деревья зимой зелёные стоят?
— Только ёлочка одна
Да пушистая сосна
Подчиниться не хотят
И зелёные стоят!
— Дети, красива зимняя природа! Белая, снежная, нарядная.
Спиридон Дмитриевич Дрожжин
«Улицей гуляет…»
В сокращении.
Задачи. Помочь детям запомнить стихотворение Спиридона Дмитриевича Дрожжина «Улицей гуляет…» Формировать умение детей понимать поэтическую речь, эмоционально воспринимать произведение, чувствовать ритм стихотворения, интонационно выразительно передавать образное содержание. Развивать память.
Материал к деятельности: волшебная палочка.
Чтение.
— Дети, наступила зима. По улицам гуляет Дедушка Мороз.
...Улицей гуляет
Дедушка Мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берёз;
Ходит, бородою
Белою трясёт,
Топает ногою,
Только треск идёт.
— Дети, как вы думаете, это стихотворение грустное или радостное?
— Правильно! Стихотворение радостное, бодрое. И читать его мы будем звонким, радостным голосом. Дети, я начну предложение, а вы продолжайте.
Дети отвечают хором.
...Улицей гуляет
…
Иней рассыпает
…
Ходит, бородою
…
Топает ногою,
…
— А теперь наоборот! Вы начинаете, а я продолжаю. Дети, кто помнит, как начинается стихотворение?
Дети читают хором.
…
Дедушка Мороз,
…
По ветвям берёз;
…
Белою трясёт,
…
Только треск идёт.
...Улицей гуляет
Дедушка Мороз,
Иней рассыпает
По ветвям берёз;
Ходит, бородою
Белою трясёт,
Топает ногою,
Только треск идёт.
— Дети, кто хочет прочитать это стихотворение самостоятельно радостным, звонким голосом.
Желающие дети читают стихотворение.
Педагог контролируют, чтобы дети чётко произносили все слова стихотворения, передавая эмоции и ритм стихотворение.
При необходимости подсказывает слова.
3 – 4 ребёнка читают стихотворение на занятии.
Остальные дети в свободное время. Желательно опросить каждого ребёнка.
Примечание. Данное произведение рекомендовано для чтения программами «От рождения до школы», «Радуга».
Стихотворение можно прочитать на Новогоднем утреннике.
Источники художественных произведений
- Артюхова Н. М. «Белый дед». Москва, Детгиз, 1957 г.
- Дрожжин С. «Ласточка», Москва, «ДЕТГИЗ», 1958 г.
- Сборник «Ёлка». Песенки, сказки, стихи и рассказы. Москва, Детиздат ЦК ВЛКСМ, 1941 г.
- Сборник «Русская поэзия детям». Составитель Е.О. Путилова. Ленинград, «Советский писатель», 1989 г.
- Соколов-Микитов И. С. «От весны до весны». Москва, «Детская литература», 1978 г.
- Янчарский Ч. «Приключения Мишки Ушастика». Варшава, «Наша Ксенгария», 1959 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по чтению художественной литературы в средней группе
Только приученный к книге ребёнок обладает бесценным даром легко «входить» в содержание услышанного или прочитанного....

Консультация для родителей по чтению художественной литературы в средней группе
Задача взрослого - открыть ребёнку то необыкновенное, что несёт в себе книга, то наслаждение, которое доставляет погружение в чтение. Взрослый, чтобы привлечь к книге ребёнка, должен сам любить литера...

Консультация для родителей по чтению художественной литературы в средней группе
Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно. Книга - не учебник, она не даёт го...

Консультация для родителей по чтению художественной литературы в средней группе
Консультация для родителей по чтению художественной литературы в средней группе...

Консультация для родителей по чтению художественной литературы в средней группе.
Книга - не учебник, она не даёт готовых рецептов, как научить ребёнка любить литературу, потому что научить сложному искусству чтения и понимания книги очень трудно....

Консультация «Тема "Зимушка–зима". Чтение художественной литературы в средней группе».
Приведены примеры использования художественных произведений в работе с детьми....

Консультация «Тема "Зимушка–зима". Чтение художественной литературы в старшей группе».
Приведены примеры использования художественных произведений в работе с детьми....
