Мастер-класс по теме «Развитие ассоциативного мышления у детей дошкольного возраста с помощью дидактической игры «Кубики фантазий»»
материал (старшая группа)

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые родители!

Всем известно, что познавательная сфера ребенка активно развивается в процессе игровой деятельности. И роль ассоциативных игр в этом развитии очень сложно переоценить.

Ассоциация — это сформированная и закрепленная в сознании человека взаимосвязь предметов, явлений, образов. В результате этой взаимосвязи при упоминании одного образа в памяти всплывает множество других, так или иначе относящихся друг к другу. Игры на ассоциации помогают формировать такие взаимосвязи, но это далеко не единственная их польза.

Ассоциативные игры развивают:

  • образное мышление;
  • память;
  • логику;
  • внимание;
  • словарный запас;
  • коммуникативные навыки;
  • высокие темпы интеллектуальных процессов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_dlya_roditeley.docx19.59 КБ

Предварительный просмотр:

МКДОУ АМО «Ачитский детский сад «Улыбка» -

филиал «Уфимский детский сад «Радуга»

Мастер-класс по теме

«Развитие ассоциативного мышления у детей дошкольного возраста  с помощью дидактической игры «Кубики фантазий»»

Воспитатель: Стахеева Т.Н.

Ход мастер-класса:

Добрый день, уважаемые родители!

Всем известно, что познавательная сфера ребенка активно развивается в процессе игровой деятельности. И роль ассоциативных игр в этом развитии очень сложно переоценить.

Ассоциация — это сформированная и закрепленная в сознании человека взаимосвязь предметов, явлений, образов. В результате этой взаимосвязи при упоминании одного образа в памяти всплывает множество других, так или иначе относящихся друг к другу. Игры на ассоциации помогают формировать такие взаимосвязи, но это далеко не единственная их польза.

Ассоциативные игры развивают:

  • образное мышление;
  • память;
  • логику;
  • внимание;
  • словарный запас;
  • коммуникативные навыки;
  • высокие темпы интеллектуальных процессов.

Существует огромное количество разнообразных форматов и вариаций ассоциативных игр, благодаря чему играть в ассоциации весело и интересно абсолютно в любой компании и ситуации. Принцип такой игры прост и понятен: один участник называет любое слово (или показывает карточку, предмет), другой игрок предлагает в ответ свое слово-ассоциацию — то, что пришло ему на ум сразу после услышанного или увиденного. Уровень сложности без труда регулируется в зависимости от возраста игроков и их способностей. Правила игры и задания обусловлены фантазией и опытом участников. Играя с малышами, достаточно будет одного звена цепочки “образ-ассоциация”: пусть они попробуют для начала подбирать ответы на самые простые слова и картинки, знакомые им по опыту.

В своей практике я применяю дидактическое пособие «Кубики фантазий», направленное на развитие образно- ассоциативного мышления, воображения, внимания, памяти, связной речи у детей дошкольного возраста.

Нам понадобятся кубики разных цветов. На каждой грани куба размещаются предметные картинки (можно привязать к теме недели или проекта).

«Кубик эмоций»

Кубик эмоций - отличный инструмент, который помогает познакомить детей с базовыми эмоциями и учит осознанно отслеживать и распознавать их в повседневной жизни. Его можно использовать на утреннем круге, в качестве приветствия. Ребенок бросает кубик на середину, какая эмоция выпала, так и нужно поздороваться с ребятами.

На вечернем круге, используем кубик для обсуждения событий дня.
Ребёнок может бросить кубик на середину и рассказать о ситуации, в которой он почувствовал эмоцию, которая выпала на грани кубика. Либо он может сам повернуть кубик на подходящую эмоцию и поделиться теми чувствами, которые его беспокоят, или о которых он хочет рассказать друзьям.

Эмоции, которые стоит изобразить на кубе:

  • радость (что тебя сегодня порадовало?)
  • удивление / интерес (что тебя сегодня удивило / заинтересовало?)
  • страх (когда тебе было страшно?)
  • грусть (тебе было сегодня грустно?)
  • злость (что тебя сегодня разозлило?)
  • отвращение (что тебе сегодня было неприятно?)

Что такой кубик дает детям и педагогу?
1. Знакомство с эмоциями. Понимание и ответ на вопрос "Что я чувствую?"
2. Умение говорить о себе и своих потребностях. Это лучшая профилактика излишней стеснительности и робости.
3. Обретение ощущения собственной ценности и значимости: "Взрослому важно то, что я чувствую. Значит и я сам нужный, ценный, значимый"
4. Понимание друг друга. Оказывается, все злятся и чего-то боятся. Я не одинок. Я не изгой.
5. Профилактика конфликтов. Я не буду дразнить других ребят, ведь они чувствуют тоже, что и я. Плюс вы обсуждаете, как правильно поступить если ты злишься или тебе что-то неприятно.
Доверие и взаимопонимание между ребенком и взрослым. В результате дети будут слушаться вас не из-за страха наказания, а из уважения и добрых отношений.

Ассоциативные игры могут быть вербальные, образные и предметные. Вербальные - ассоциации на слово, образные - ассоциации на образ, в игре используются карточки или пантомима, предметные – ассоциации на демонстрируемый предмет.

«Игра в ассоциации»

В этой игре используется 1 кубик, на гранях которого расположены предметные картинки. По очереди дети кидают кубик на ровную поверхность. На верхней грани кубика выпадает изображение какого-либо предмета. Задача ребенка, придумать как можно больше ассоциаций на выпавшее изображение.

«Игра с заданным свойством предметов»

В этой игре мы используем уже 3 кубика. На гранях синего и зеленого кубиков размещаются предметные картинки, а на гранях желтого кубика размещаем карточки свойства. То есть желтый кубик будет нам указывать на свойство, которым  необходимо соединить две выпавшие на гранях кубиков картинки. Все кубики выкидываются. Задача ребенка связать (ассоциативной связью), две случайно выпавшие картинки, тем свойством, которое выпало на желтом кубике.

«Веревочка»

На 3 кубиках  размещаются разные предметные картинки. Далее выкидываются кубики.   На верхней грани кубика  выпадает изображение какого - либо предмета. Так же необходимо вытянуть карточку, которая подскажет последовательность цветов кубика.

Задача ребенка соединить "веревочкой", связать ассоциативной цепочкой, три случайно выпавшие  картинки.

Например: выпало медведь, колобок, мячик. Медведь хотел съесть колобка, но колобок укатился, как мячик.

Когда дети хорошо научились играть в эту игру, и составлять небольшие ассоциативные цепочки. Попросите их вспомнить, какие картинки выпали в первый раз, во второй, третий .....

«Игра с друдлами»

На грани всех кубиков  размещаются карточки с друдлами - визуальными загадками, в которых нужно домыслить, что изображено на рисунке. Далее кубик выкидывается на ровную поверхность.

Выпавший на верхней грани друдл, фантазируем, превращаем, отвечая на вопрос, на что похоже? Варианты игры: "Кто больше?", "Самая смешная фантазия", "Самая необычная фантазия".

Можно усложнить игру. Необходимо вытянуть карточку, которая подскажет последовательность выкидывания  цветов кубика. После выкидываются  кубики в нужной последовательности.

Задача ребенка сказать, на что это похоже, а затем связать ассоциативной цепочкой, три случайно выпавшие  картинки с друдлами. т.е. придумать рассказ.

Игры с пособием «Кубики фантазий» могут быть организованы как взрослым (в совместной деятельности), так и детьми (в самостоятельной деятельности).

Также кубики можно использовать для рефлексии — обсуждения с детьми наиболее важных моментов прошедшего дня, недели или реализованного проекта. Вспомнить с детьми пройденную тему, все самое хорошее и интересное и закрепить пройденный материал.

Спасибо за внимание!

Игра с мячом: «Я назову слово, а ты быстро подбери противоположное по значению». Например: горячо – холодно, весело – грустно, высокий – низкий, хороший – плохой, чёрны – белый и т.д. • По пространственно-временному признаку: зима – холод, осень – листопад, стол – стул и т.д. • По причинно-следственному признаку: туча – дождь, вода – мокрый, лампа – свет, микробы – болезнь и т.д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по дисциплине психологии Тема: « Развитие наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста»

Контрольная работапо дисциплине психологииТема: « Развитие наглядно-действенного мышления у детей дошкольного возраста» ПланВведение………………………………………………………………………...31. Понятие о мышлении……………………………...

Портфолио по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей детей дошкольного возраста через дидактические игры"

Презентация - портфолио по самообощению опыта по теме "Развитие речи и коммуникативных способностей через дидактические игры"....

Консультация на тему "Развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста."

"Развитие памяти, внимания, мышления у детей дошкольного возраста."...

Методическая тема : Развитие элементов логического мышления у детей с ЗПР посредством дидактических игр (блоки Дьеныша, палочки Куизенера, головоломки)

Целью данной работы является  теоретическое обоснование, разработка и апробация комплекса упражнений и игр, направленных на развитие мыслительных операций, в том числе логического мышления у дошк...

Статья на тему: «Формирование экологического мышления у детей дошкольного возраста посредством дидактической игры»

Аннотация В данной статье педагог раскрывает роль дидактической игры в формировании экологического мышления у детей дошкольного возраста. Формирование бережного, заботливого отношения к природе м...

«Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»

laquo;Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста через дидактические игры и упражнения»....