Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей воспитанников на тему: «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)»
материал (средняя группа)

Меньшикова Екатерина Николаевна

Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей воспитанников на тему:

«Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста

(4-5 лет)»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikum_dlya_roditeley.docx30.79 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение №35 «Вишенка» третьей категории

с. Новотроицкое

Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей воспитанников на тему:

«Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста

(4-5 лет)»

 

                                                 Воспитатель: Омельянчук Е.Е. высшая квалиф.кат.

                                                                     Меньшикова Е.Н. I квалиф. кат.

2025 г.

Семинар-практикум с элементами тренинга для родителей воспитанников на тему:

«Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста (4-5 лет)»         

Цель: познакомить родителей с психологическими особенностями развития детей 4-5 лет.                              

Задачи:  

  1. Вооружить родителей психолого-педагогическими знаниями о психологических особенностях развития детей среднего дошкольного возраста.
  2. Создать условия для включения родителей в воспитательно-образовательный процесс.
  3. Сформировать активную педагогическую позицию родителей.
  4. Сформировать позитивные психологические установки, способствующие коррекции родительского поведения.
  5. Способствовать оптимизации форм родительского взаимодействия с детьми в процессе воспитания.
  6. Дать практические рекомендации по воспитанию, развитию и обучению детей.

 

Оборудование: клубок ниток, полоски красного, зеленого и желтого цветов, памятки-рекомендации для раздачи участникам семинара-практикума.

План проведения:

  1. Организационный момент.
  2. Опрос «Хорошо ли я знаю своего ребенка?».
  3. Консультация «Психологические особенности детей 4-5 лет».
  4. Упражнение «Качества родителей, необходимые для успешного взаимодействия с ребенком».
  5. Практикум «Варианты общения».
  6. Домашнее задание.
  7. Обратная связь. 

 

Ход мероприятия.

Здравствуйте, уважаемые родители! У каждого сидящего здесь разные судьбы, разные характеры, разные взгляды на жизнь, но есть то, что объединяет нас всех — это наши дети. Сегодня мы с вами поговорим об особенностях развития детей среднего дошкольного возраста с психологической точки зрения. 

Прежде, чем перейти к рассмотрению данной темы, мы с Вами выполним интересное упражнение.

Упражнение «Снежинка». Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед Вами у каждого на столе лежит салфетка (лист). Все салфетки (листы) одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее: «Сложите салфетку пополам. Оторвите правый верхний уголок. Опять сложите пополам. Снова оторвите правый верхний уголок. Сложите салфетку пополам. Оторвите правый верхний уголок. Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу Вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как у Вас. Снежинки должны быть совсем одинаковые. Нашли? Как Вы думаете, почему? 

Вывод: снежинки получились разные, хотя инструкция для всех была одинаковая. Каждый из Вас индивидуален. Также и Ваши дети: все они разные, различны их способности, возможности и личностные качества.

Вам предоставляется возможность отметить достоинства (положительные качества) и недостатки (те качества, которые, на Ваш взгляд, не желательны и мешают Вашему ребенку полноценно развиваться).

Игра «Клубок».  Передавая клубок друг другу, разматываем его, отвечаем на вопрос: «Что Вас радует в Вашем ребенке?», делаем виток нити вокруг пальца на руке и передаем клубок следующему родителю (Родители, называя положительные качества ребенка, постепенно разматывают клубок)                                                                    

Вывод: Из всего услышанного можно сделать вывод, что Вашу группу посещают умные, жизнерадостные, любознательные, общительные и подвижные дети.  

Уважаемые родители, ответьте на другой вопрос: «Что огорчает Вас в Вашем ребенке?» (Родители, называя негативные качества ребенка, постепенно сматывают клубок) 

Вывод: зачастую проблемы наших детей заключаются в непонимании нас – взрослых, возрастных особенностей развития детей и, как следствие, — эффективных методов воспитательных воздействий. 

Итак, средний дошкольный возраст – какой он?

Лекция «Психологические особенности детей 4-5 лет»

  1. Ребенок искренне считает, что может сделать все, и продолжает самоутверждаться в глазах родственников и ровесников – приписывает себе качества, которыми не обладает, но очень хотел бы, например, «я – самая умная», «я – самый сильный» и т.п. Ребенок настолько вживается в эту роль, что обижается, когда ему не верят, или пытается вспышками агрессии доказать обратное.
  2.   Ребенок способен на любые трюки, чтобы привлечь к себе внимание родителей – вплоть до истерик, капризов, завуалированных фраз, намеков. И это несмотря на то, что он уже усвоил нравственные нормы!
  3. Пик страхов перед сказочными героями (Бармалей, Баба Яга, Кощей и др.), продолжается страх темноты, собак, пожара, наводнения, воров, но самый главный страх – наказания родителями за баловство.
  4. Ребенок по-прежнему очень эмоционален: то загорается, то потухает, но уже скрывает обиду, учится сдерживать слезы и страх.
  5. Проявляются стереотипы поведения (мужского и женского) – девочки, как правило, предпочитают тихие игры в дочки-матери, а мальчикам необходим азарт, соревнования, машины с пультом управления.
  6. В четыре года ребенок переходит на качественно новый уровень своего развития, у него начинается активный процесс образного мышления. Он оказываются способными назвать форму, на которую похож тот или иной предмет, упорядочить группы предметов по признаку — величине, цвету; выделить такие параметры, как высота, длина и ширина. Совершенствуется ориентация в пространстве.

В это время необходимо предлагать ребенку игры с геометрическими фигурами. Они мощно развивают умение моделировать, планировать. Учите ребенка отображать образец, готовую схему. В этом возрасте ребенок: — складывает разрезные картинки, сначала из 2 и 3 частей путем зрительного соотнесения, увеличивая со временем количество частей; — складывает из кубиков целостную картинку; — собирает многосоставные фигуры из кубиков, конусов, пирамидок; — конструирует из Лего по образцу; — собирает по схеме узор мелкой мозаикой. Эти игры к тому же развивают мелкую моторику руки. К ним полезно добавлять обведение любых вкладышей, их штриховку. Детям нравится лепить из пластилина и глины, разукрашивать картинки.

  1. Объем памяти возрастает. Дети запоминают до 7–8 названий предметов. Начинает складываться произвольное запоминание: помнят поручения взрослых, могут выучить небольшое стихотворение и т.д. Активно развивается образная и словесная память в процессе освоения речи и слушании и воспроизведении литературных произведений. Поэтому необходимо много читать ребенку и просить пересказывать прочитанное. Развивается воображение. Дети могут сами придумать небольшую сказку на заданную тему.
  2. Увеличивается устойчивость внимания. Ребенку оказывается доступной сосредоточенная деятельность в течение 15–20 минут. Он способен самостоятельно действовать в игре, соблюдая несложные правила и условия.
  3. В среднем дошкольном возрасте улучшается произношение звуков и дикция. Речь становится предметом активности детей. Они удачно имитируют голоса животных, интонационно выделяют речь тех или иных персонажей. Интерес вызывают ритмическая структура речи, рифмы. Развивается грамматическая сторона речи. Изменяется содержание общения ребенка и взрослого. Оно выходит за пределы конкретной ситуации, в которой оказывается ребенок. Ребенок начинает задавать массу вопросов. Это происходит потому, что ведущий мотив такого общения – познавательный.    Взрослый для ребенка 4-5 лет – источник знаний, способный ответить на все вопросы. Словарный запас ребенка среднего возраста составляет 1500-2000 слов. Появляются сложные предложения. К пяти годам сформированы все звуки, кроме Л, Р. Ребенок способен пересказать сказку, прочитать стихотворение.
  4. Игра в этом возрасте проходит иначе, чем у младших дошкольников. Содержанием игры становятся отношения между людьми, роли, которые дети на себя взяли. Роли ярко очерчены и выделены. В 4 — 5 лет дети называют роль до начала игры. Конфликты, возникающие в игровой деятельности, чаще всего вызываются распределением ролей: кто кем будет. Появляются игровые действия, которые передают отношение ребенка к другим участникам игры. В процессе игры роли могут меняться.
  5. Взаимоотношения со сверстниками характеризуются избирательностью, которая выражается в предпочтении одних детей другим. Появляются постоянные партнеры по играм. В группах начинают выделяться лидеры. Появляются конкурентность, соревновательность. 
  6. Двигательная сфера ребенка характеризуется позитивными изменениями мелкой и крупной моторики. Развиваются ловкость, координация движений. Дети в этом возрасте лучше, чем младшие дошкольники, удерживают равновесие, перешагивают через небольшие преграды. Усложняются игры с мячом.
  7. Значительное развитие получает изобразительная деятельность. Рисунок становится предметным и детализированным. Графическое изображение человека характеризуется наличием туловища, глаз, рта, носа, волос, иногда одежды и ее деталей. Совершенствуется техническая сторона изобразительной деятельности. Дети могут рисовать основные геометрические фигуры, вырезать ножницами, наклеивать изображения на бумагу и т. д. Усложняется конструирование. Постройки могут включать 5-6 деталей. Формируются навыки конструирования по собственному замыслу, а также планирование последовательности действий.

Один из известных педагогов говорил, что «дети — это наше будущее, правильное их воспитание — это наше счастливое будущее, плохое воспитание — это наше горе и слезы». Какими они вырастут, выйдут в мир взрослости во многом зависит от нас с вами. 

Метафорическая история «Губка».

– Представьте губку. Давайте попробуем перечислить качественные характеристики этого предмета. Какое свойство характерно для нее?

– Она хорошо впитывает жидкость (родители).

– Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета? Как это повлияет на нее?

– Губка станет синего цвета (родители).

– А если мы вольем в губку красную жидкость?

– Губка станет красной (родители).

– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?

– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).

– В начале обсуждения мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. А как вы думаете, от какого слова происходит слово «воспитание»?

Родители высказывают собственные предположения.

– Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Я не зря обратила внимание на общность корней этих слов, потому что ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители. 

– Можете ли Вы сейчас назвать один из главнейших принципов воспитания детей?

Родители высказываются.

– Конечно же, это принцип воспитания собственным примером.

Не секрет, что характер взаимоотношений родителей с ребенком показывает существенное влияние на его успешность. 

Оцените особенности Вашего общения с ребенком. Часто ли Вы употребляете такие по смыслу выражения?

Тест «Какой Вы родитель?»
1. Какой (ая) ты у меня молодец (умница).
2. Ты способный(ая), у тебя все получится.
3. Ты невыносим(а)!
4. У всех дети, как дети, а у меня…
5. Ты мой(я) помощник(ца).
6. Вечно у тебя все не так.
7. Сколько раз тебе повторять!
8. Какой(ая) ты сообразительный(ая).
9. Чтобы я больше не видел (а) этого!
10. Как ты считаешь?
11. Ты полностью распустился(сь)!
12. Какие у тебя замечательные друзья!
13. Я тебе обязательно помогу, не переживай!
14. Меня не интересует, что ты хочешь!

Обработка результатов теста:

Если Вы употребляете выражения 1,2,5,8,10,12,13, то начислите себе по одному баллу за каждый ответ.

Если Вы употребляете выражения 3,4,6,7,9,11,14, то начислите себе по два балла за каждый ответ.

Подсчитайте общую сумму баллов. 

7-8 баллов: Между Вами и Вашим ребенком царит полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете чрезмерной строгостью.

9-10 баллов: Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.

11-12 баллов: Вы недостаточно внимательны к ребенку, возможно, часто подавляете его свободу.

13-14 баллов: Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибкими в отношении со своим ребенком.

Чем меньше баллов, тем искренне Вы относитесь к своему ребенку, правильнее выбираете подходы к воспитанию.

Современные дети не восприимчивы к тактике внушения чувства вины, к которой обычно прибегают на ранних этапах воспитания в семье. Плохо реагируют на принуждение, нотации, наказания и другие общепринятые методы воспитания, которыми пользуются педагоги и родители. На этих детей не действуют даже телесные наказания. Существует весьма немного мер, на которые они не огрызаются и с помощью которых их можно «поставить на место».

На что они откликаются, так это на уважение — уважение к ним как разумным личностям, уважение к их проблемам, которые для них не менее сложны, чем взрослые трудности для нас.

Какие качества необходимы взрослому при взаимодействии с детьми? На этот вопрос мы ответим, выполнив следующее упражнение.

Упражнение «Скульптура». Участники делятся на 3 команды. В течение нескольких минут родители пытаются выделить 2-3 качества, необходимых для успешного взаимодействия с ребенком. Эти качества необходимо представить в виде психологической скульптуры – без слов, а только с помощью невербальных средств общения. Остальные отгадывают, какое качество отражено в скульптуре. Затем проводится обсуждение.

Практикум «Варианты общения».

Родителям предлагается разбиться на пары (или вызываются разные пары родителей для демонстрации позиций).

  • Позиция «Синхронный разговор». Оба участника в паре говорят одновременно в течение 10 секунд. Можно предложить тему разговора. Например, «книга, которую я прочел недавно», «мероприятие, в котором участвовал», «значимое, интересное событие» и т.д. По сигналу ведущего разговор прекращается. 
  • Позиция «Спина к спине». Во время упражнения участники сидят спинами друг к другу. В течение 30 секунд один участник высказывается, а другой в это время слушает его. Затем они меняются ролями.
  • Позиция «Низко – высоко». Один участник из пары садится на маленький стульчик, другой встает перед ним на стул.
  • Позиция «Далеко – близко». Участники садятся на стулья на расстоянии

     3-4 метров друг от друга.

 Обсуждение:

  1. Комфортно ли Вам было общаться друг с другом в предложенных ситуациях?
  2. Не казалось ли Вам, что вы слушаете с усилием, что это не так просто?
  3. Что мешало Вам чувствовать себя комфортно?
  4. Что помогает Вам в общении?

Психолог. Мировая практика психологической помощи детям и их родителям показывает, что даже сложные проблемы воспитания вполне разрешимы, если удается установить благоприятный стиль общения и воспитания в семье. Нередко можно услышать от родителей такое обращение к сыну или дочке: «Если ты будешь хорошим мальчиком (девочкой), то я буду тебя любить». Или: «Не жди от меня хорошего, пока ты не перестанешь (драться, лениться, ломать), не начнешь (слушаться)».

В этих фразах ребенку прямо сообщают, что его принимают условно — «только если…»

Причина оценочного отношения к детям кроется в твердой вере, что награды и наказания – главные воспитательные средства. Кто не знает и такую закономерность: чем больше ребенка ругают, тем хуже он становится. 

Психологами доказано, что потребность в любви, нужности другому — одна из фундаментальных человеческих потребностей. Ее удовлетворение – необходимое условие нормального развития ребенка. Эта потребность удовлетворяется, когда вы сообщаете ребенку, что он вам дорог, нужен, важен, что он просто хороший. 

Каким образом можно выразить свое безусловное принятие?

Делать это можно разными способами: приветливыми взглядами, ласковыми прикосновениями, прямыми словами: — Я рада тебя видеть, — Мне хорошо, когда мы вместе, — Как хорошо, что ты у меня есть.

Помните!

∙        Ребенка постоянно критикуют — он учится ненавидеть.

∙        Ребёнок живёт во вражде — он учится быть агрессивным.

∙        Ребёнок живёт в упрёках — он учится жить с чувством вины.

∙        Ребенок растет в терпимости — он учится понимать других.

∙        Ребенка хвалят — он учится быть благородным.

∙        Ребенок растет в безопасности — он учится верить в людей.

∙        Ребенка поддерживают — он учится ценить себя.

∙        Ребёнка высмеивают — он учится быть замкнутым.

∙     Ребенок живет в понимании и дружелюбии — он учится находить любовь в этом мире.

Упражнение «Правила для ребенка».

Цель: обучить родителей устанавливать ограничения для детей.

Психолог. Как мы уже говорили, часто общение с ребенком ограничивается указаниями и запретами. Конечно, есть много ситуаций, когда родители вынуждены устанавливать определенные ограничения для своих детей. Особенно, если действия детей могут навредить их здоровью и жизни. Давайте попробуем изменить ограничения и запреты на правила поведения.

Ваша задача – составить правила для ребенка, не используя частицу «НЕ». К примеру:

— Нельзя переходить улицу на красный свет (Нужно переходить улицу только тогда, когда горит зеленый сигнал светофора).

— Не спеши во время еды (Ешь медленнее).

— Не разговаривай так громко (Разговаривай тише).

— Не рисуй на стене (Рисуй на бумаге).

— Нельзя идти на улицу раздетым (На улице холодно, нужно одеться теплее).

— Нельзя драться (Когда дерутся, делают друг другу больно).

— Нельзя брать чужие вещи без разрешения (Прежде чем взять чужую вещь, нужно спросить разрешения).

— Нельзя разбрасывать игрушки (Игрушки нужно убирать на место).

— Нельзя тыкать пальцем (Если хочешь что-то показать, скажи или покажи рукой).

— Нельзя кричать в общественных местах (в общественных местах нужно говорить спокойно и тихо).

Психолог. В общении с ребенком можно задействовать различные механизмы, которые помогут не отмахнуться от ребенка, а дать ему то, что он ожидает – поддержку. Какие бы «выходки» (со слов взрослого) не демонстрировал ребенок, целей нарушений в поведении ребенка может быть только 4:

— привлечение внимания;

— власть;

— месть;

— избегание неудач.

Причиной капризов и упрямства также может быть:

— нарушение режима дня;

— обилие новых впечатлений;

— плохое самочувствие;

— переутомление (физическое и психологическое)

Мы все нуждаемся во внимании со стороны окружающих людей и не хотим чувствовать себя «пустым местом». Дети же тем более, так как им необходимо осознавать свою значимость.

Дети очень часто пытаются привлечь внимание к себе своим поведением. Особенно часто это происходит, когда им недостает внимания. А ведь и необходимая «доза» внимания у каждого ребенка своя.

Задайте себе вопрос: когда ребенок получает больше внимания от взрослых? (когда он больше плохо, а не хорошо себя ведет).

Если маленький ребенок плачет, к нему бегут родители! Он что-то натворил – и получил больше внимания, чем за целый день нормального поведения. Вывод: «Если я хочу, чтобы мои мама и папа были рядом, я должен сделать что-то, что они делать запрещают!» — вот что усвоил ребенок.

Внимание – базовая психологическая потребность, такая же, как еда и питье, с точки зрения физиологии. Но если детей учат просить еду, то как они должны вести себя, когда они «психологически голодны»?

Психолог. Как Вы думаете, можно распознать, что эта «выходка» имеет цель привлечения внимания?

Родители высказываются.

Положительные «выходы» из ситуации:

— стараться объяснить, уговорить;

— переключить внимание;

— использовать игровые приемы;

— не обращать внимание на капризы ребенка, отойти в сторону, чтобы он видел, что его поведение не оказывает на Вас влияния.

Преодолеть капризы также можно:

— если все члены семьи будут иметь единые требования к ребенку;

— дадут понять значение слова «нельзя»;

— научат ребенка хотеть, то есть вырабатывать, настойчивость в достижении цели;

— будут развивать у ребенка самостоятельность.

Ритуал прощания.

Упражнение «Мои сильные стороны».

Психолог. Наша работа подходит к концу, и мне хочется предложить вам еще одно упражнение. Родителям предлагается, передавая мяч (клубок ниток) по кругу, закончить фразу: «Я хороший родитель, потому что…» и выделить положительные (сильные стороны), которые помогают справляться с трудными ситуациями в процессе воспитания своего ребенка.

 

Я благодарю всех за участие. Спасибо. Всего доброго!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей - Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.

Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...

Консультация для родителей "Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста"

Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста.Вашим детям уже исполнилось 4 года. Вы относитесь к ребенку как взрослому или для  вас он еще маленький? Давайте вместе разберемся ...

Консультация для родителей «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста»

Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...

Консультация для родителей "Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста"

Консультация для родителей "Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста"...

Консультация для родителей «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста»

Консультация для родителей «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста»....

Консультация для родителей «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста»

Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...

Консультация для родителей «Психологические особенности детей среднего дошкольного возраста»

Вашему малышу уже 4 года. Много это или мало? Маленький он у вас или уже большой? Как к нему относиться, чему учить, что требовать? Конечно, у родителей, которые беспокоятся за своего ребенка, возника...