Консультации для родителей
консультация
Предварительный просмотр:
Консультация на тему
"Игры со шнурками."
Выполнила: Кабетова Н.А.
Сейчас в продаже встречается множество разнообразных игр со шнурками. В целом, их можно разделить на несколько видов.
Во-первых,шнуровки сюжетные. Ребенку предлагается «незаконченная» картинка (изображение ежика, белочки, елки, вазы с букетом, домика), к которой нужно пришнуровать недостающие детали: грибы, фрукты и орехи, новогодние игрушки, цветы, окошки и т.п. Второй вид шнуровок: пуговицы, башмачки, цилиндры или любые другие, сделанные из дерева или мягкого безопасного материала, цельные предметы, в которых проделаны отверстия для шнурков. К ним прилагаются веревочки и инструкции по созданию художественных переплетений на игрушке-основе. Наконец, третий вид шнуровок: изготовленные из ткани детали домиков, книжек и т.п., которые предлагается соединить с помощью шнурков, чтобы получилась цельная мягкая игрушка или сюжетная мягкая "картина". Таков, например, «Теремок» - игрушка, разработанная еще М. Монтессори, родоначальницей всех современных детских игрушек со шнурками.
Для того чтобы сделать правильный выбор из всего этого многообразия игр-шнуровок, прежде всего, нужно разобраться, какие задачи должна успешно решать такая игра.
Когда в семье появляется малыш, многие родители начинают судорожно хвататься за книги по детскому развитию, уделяют большое количество времени и сил изучению авторских методик: Р. Штайнера, М. Монтессори, Г. Домана, С. Лупан… И в конечном итоге большинство из них (конечно, если они прислушиваются к своему ребенку, внимательно наблюдают за ним) приходит к выводу, что раннее развитие означает не чтение и письмо в 2 - 3 года, а развитие мозга ребенка, его познавательных способностей. Именно это в дальнейшем даст ему возможность легко обучаться новому, будь то иностранный язык, письмо или математика.
Как ни странно, но как раз об этом и говорят нам авторы известных направлений раннего развития. В перечисленных методиках есть важная общая составляющая. Все они уделяют огромное внимание гармоничному психофизическому развитию малыша. Хотим развить интеллектуальные, творческие, художественные способности? Тогда давайте подвигаем пальчиками рук: будем перебирать предметы, переливать водичку из баночки в баночку, просто порежем бумагу... И не обязательно, чтобы была цель у этих занятий. Маленькие дети выполняют подобные действия с большим энтузиазмом, поскольку координация между зрительной и моторной функциями уже составляет большое достижение для них. Для ребенка психическое и физическое развитие воедино. Если мы будем уделять внимание одному аспекту, ущербность второго, в конечном итоге, скажется и на той способности, которую мы стремимся развить.
Монтессори предлагает необычный способ обучения письму. Она просит малыша пальчиками рук ощупывать буквы, вырезанные из шероховатой бумаги. Или «нарисовать» буквы резиночками на доске с гвоздиками. Или поиграть в игры со шнурками. И все это потому, что письмо требует сложнейших мелких движений пальцев, которые теснейшим образом связанны с высшими психическими процессами. Монтессори много говорит о так называемом "спонтанном" письме. При должной подготовке сенсомоторики и развитии руки, ребенок в определенный момент начинает спонтанно писать буквы, например, палочкой на песке. Когда это произошло, ребенку можно давать в руки карандаш и закреплять навык.
Уже давно доказано, что шнуровка - идеальная игрушка для развития устной речи. Уровень развития речи детей постоянно коррелирует со степенью развития пальцев рук. Возраст от 2 до 6 лет является сензитивным, наиболее восприимчивым для спонтанного, природного развития руки. Поэтому в этот период детям так нужны игры с веревочками, бусами, игрушками-проталкивателями. Самое интересное, что малыши сами инстинктивно тянутся к подобным играм. Им интересно возиться с маленькими предметами: пупсиками, крупинками, бусинками, веревочками, маленькими кусочками ткани. Шнурование отвечает их естественной потребности, поэтому оно - незаменимый способ развития мелкой моторики и координации движений, выработки трудолюбия, усидчивости и внимательности.
Примеры игр со шнурками
Итак, мы поняли важность развития рук ребенка и готовы использовать игру-шнуровку, для того чтобы в легкой, творческой, игровой форме дать малышу необходимый сензитивный опыт. Но на первый взгляд игрушка-шнуровка не выглядит достаточно яркой и привлекательной. Возникают сомнения, заинтересует ли она малыша? Как сделать так, чтобы ему понравилось новое предложенное вами занятие?
Прежде всего, вспомним: дети обожают «взрослые» игры. Большинство малышей с удовольствием играют в шнуровки, потому что шить, штопать, вязать, шнуровать ботинки, завязывать узлы и банты - обычное дело взрослых. Мы совершаем эти, казалось бы, простые действия постоянно, и малышу в его играх, конечно же, тоже хочется это делать. Одна из наиболее простых игр-шнуровок, которая как раз отвечает детской потребности в подражании взрослым - пуговица с иглой. Эту игрушку можно предложить даже малышу 2 - 2,5 лет. Поиграйте с ним в портного. Покажите ему, как можно «пришить» пуговицу. Самое простое, что может делать малыш на первом этапе, - проталкивать шнурки в отверстия и вытаскивать их с обратной стороны. Это уже большое достижение для маленького ребенка - ведь ему надо научитЬся координировать движения пальцев. Когда ребенок освоится с игрушкой, можно попросить его сделать стежки крестиком, квадратом, ломаной линией. Научите его разным видам швов, симметричным и несимметричным орнаментам и узорам. В дальнейшем можно еще более усложнить игру, добавив к одному шнурку еще один или два (разных цветов). И узор будет красивее, и работа - сложнее.
Развивающая игрушка-шнуровка в форме ботиночка научит Вашего ребенка без труда завязывать шнурки и на собственной обуви. Вспомните и покажите малышу различные способы шнурования ботинок: крест-накрест, параллельным переплетением, крестом снизу, крестом сверху и т.д.
С сюжетными шнуровками увлечь малыша будет еще проще. Пришнуровывая, например, грибы и фрукты к ежику или белочке, расскажите малышу сказку про то, как зверек собирал себе плоды на обед. Такая игрушка-шнуровка, как елочка с яркими новогодними игрушками, отлично подойдет к рождественским праздникам. Елочные игрушки часто бывают выполнены в форме геометрических фигур, так что, наряжая елку, вы заодно научите малыша распознавать квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, ромб, звезду и т.п. Ребенок будет учиться накладывать мелкие предметы на более крупные так, чтобы дырочки на них совпадали, и плотно привязывать детали. Елку, ежика и т.п. можно использовать и в качестве лекала - кроха будет обводить очертания предметов, обучаясь простейшим навыкам рисования.
К большинству игр-шнуровок прилагаются методические указания, содержащие схемы, по которым нужно "собрать" игрушку, и образцы узоров и орнаментальных переплетений. Ребенок постарше (3 - 4 года) может выполнять узоры по нарисованным заданиям, обучаясь произвольной деятельности, развивая наглядно-действенное мышление и пространственное ориентирование. Дайте свободу фантазии малыша, пусть он сочинит свой сюжет!
Консультация на тему
"Узнай своего ребёнка: Девять правил воздействия на ребенка без применения телесного наказания"
Выполнила: Кабетова Н.А.
Телесные наказания приучают детей проявлять агрессию и насилие для решения своих проблем, но многие родители, низко оценивая подобные методы воспитания, все же их используют, не зная, каковы альтернативные способы урегулирования ситуации. Доказано, что телесные наказания со стороны родителей являются причиной заниженной самооценки и депрессии не только в детстве, но и во взрослом возрасте.
Так как же себя вести с непослушным ребенком?
1. Сохраняйте спокойствие
Если ваши нервы на пределе, не предпринимайте никаких действий и постарайтесь успокоиться. Часто причиной срыва является целый ряд стрессовых факторов. Постарайтесь отстраниться от ситуации и посчитать до десяти. Как только вы обретете самообладание, выход из ситуации станет очевидным.
2. Найдите время для себя
Если вы посвятите какое-то время чтению, прогулке, упражнениям, молитве или вашему хобби, вы будете вести себя более спокойно и выдержанно со своим ребенком. 3. Будьте доброжелательными, но требовательными
Если ваш ребенок не отреагировал на продолжительные просьбы вести себя должным образом, лучше воздержаться от телесных наказаний, привлечь его внимание, добиться понимания с его стороны и повторить свою просьбу в доброжелательном, но твердом тоне.
4. Давайте ребенку возможность выбора
Если ребенок не слушается, опишите ему, какие меры вы готовы предпринять в ответ на плохое поведение с его стороны, дайте ему возможность самостоятельно выбрать между послушанием и возможным наказанием.
5. Пусть ребенок столкнется с последствиями своих действий
Если ребенок совершил проступок, который привел к отрицательным последствиям, дайте ему возможность предпринять меры для устранения причиненного ущерба. Так вы научите своего ребенка нести ответственность за свои действия, а не испытывать страх перед наказанием.
6. Давайте ребенку возможность достичь договоренности с вами
Если ваш ребенок нарушил договоренность, существующую между вами, следует обсудить с ним его поведение и ваши чувства в связи с этим, и постараться вновь достичь согласия, взяв с ребенка слово впредь не поступать подобным образом, предложив ему возможность компенсировать подобный проступок конкретными положительными действиями.
7. Не вступайте в конфликт
Если ребенок пререкается, лучше не продолжать разговор в таком тоне. Спокойно скажите, что будете готовы поговорить с ребенком, как только он будет готов вести себя более уважительно.
8. Будьте доброжелательны, но тверды в своих требованиях
Вместо того чтобы ударить ребенка, когда он делает что-то, чего делать не должен, возьмите его на руки, отнесите в другую комнату и предложите заняться чем-нибудь другим. Иногда вам потребуется проделать это несколько раз.
9. Заранее предупредите ребенка о своих намерениях
Заранее предупредите ребенка о своем намерении прервать какие-либо его занятия. Тогда он сможет довести до конца начатое дело, и спокойно подчинится вашему требованию. Так вы избежите вспышек гнева, которые часто являются проявлением бессилия и следствием отсутствия у ребенка своевременной информации.
Проявления агрессии способствуют увеличению уровня насилия в обществе. Телесные наказания детей являются одной из форм агрессии, так как они негативно отражаются на уровне самооценки ребенка, уменьшая его настрой на конструктивное взаимодействие, вызывая протест. Рассмотрите возможность мирного разрешения конфликтов в семье без применения физической силы на основе сотрудничества и совместного творческого поиска выхода из ситуации вместе с ребенком. Существуют бесчисленные альтернативы телесному наказанию.
Консультация на тему
"КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ"
Выполнила: Кабетова Н.А.
«КАК НАУЧИТЬ РЕБЕНКА УПРАВЛЯТЬ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ»
ДИСЦИПЛИНА-более широкое понятие, чем просто наказание в ответ на проступок. Дисциплина предполагает обучение детей подобающему поведению. Дети должны подчиняться установленным правилам. Дети считают, что правила – это форма защиты, созданная заботливыми родителями. Это часть цикла их развития.
Приемами дисциплины являются объятия, поцелуи, похвала, объяснения, установление правил и моделирование подобающего поведения. Все эти приемы используются в комплексе, чтобы добиться желаемого результата.
РАССМАТРИВАЙТЕ МОТИВЫ. В жизни часто возникают ситуации, когда родители сердятся на своих детей. Но ребенок редко имеет намерения поступить плохо. Нежелательное поведение детей часто является побочным продуктом их любознательности. Мышление детей не настолько развито, чтобы они могли предвидеть последствия своих поступков. Главная забота родителей – принять меры предосторожности, чтобы избежать повторения необдуманных действий своих детей. Разумеется, родители, излив гнев, отведут душу, но не решат воспитательных проблем. Ребенок огорчается, поскольку его родители расстроены, но не знает, что сделал не так. Почему нельзя заниматься исследованиями, как ученый? Разве плохо быть любознательным?
Когда не ребенка кричат, когда его стыдят, страдает его самолюбие. Родители не назвали плохим его поведение. Они сказали, что плохой он сам. А если так, то нет смысла пытаться вести себя лучше. Кроме того, ребенок будет считать, что в случае разногласий с другими людьми он может применять физическую силу.
УСТАНОВЛЕНИЕ ПРАВИЛ. Позитивная дисциплина предполагает воспитание у ребенка чувства ответственности. Правила должны быть изложены четко и определенно. Правила надо последовательно проводить в жизнь. Дети начинают понимать и воспринимать разумные доводы, они следуют правилам сознательно, а не по принуждению. Правила должны соответствовать уровню развития ребенка. Не следует бранить ребенка, например, за то, что он рассказывает выдуманную историю или плохо ведет себя в магазине(ему трудно приспособиться к необычной обстановке). Главное – его безопасность и уважение им прав других людей. Можно спокойно игнорировать незначительные, неопасные отклонения в его поведении. Как только ребенок поймет, что таким поведением он не привлечет ничьего внимания, он прекратит это делать.
Обязанность родителей – сделать ребенка таким, чтобы его любили окружающие. Избалованный ребенок всегда стремиться настоять на своем, и ему трудно находить общий язык с людьми. В результате он будет страдать из-за недостатка уважения к себе.
ИЗБЕГАЙТЕ КОНФЛИКТОВ. Родители должны признать, что иногда сами создают конфликтные ситуации. Это касается препирательств с ребенком по поводу еды. Он уже достаточно созрел, чтобы иметь собственные желания. Если на него давить, это только усилит его сопротивление. Лучше всего похвалить ребенка, когда он ест хорошо, и не сердиться на него, если он отказывается от какого-нибудь блюда. Если ребенок собирается сделать что-нибудь запрещенное, вовремя отвлеките его.
ЛОГИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ. Ребенка нужно научить задумываться о последствиях плохого поведения. Если он разобьет чашку, то новую ему дадут не сразу. Естественно, такая стратегия годится, только когда нарушение правил не может привести к несчастному случаю. Разумеется, нельзя позволить ребенку самому узнать, почему при переходе улицы он должен держаться за руку взрослого.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ ЭМОЦИИ. Дети нуждаются в постоянном внимании. Они даже могут нарочно вести себя плохо, чтобы привлечь внимание взрослых. Детям нужны положительные эмоции. Они должны получать их гораздо больше, чем отрицательных. По меньшей мере, раз 20 в день родителям следует сказать ребенку, как он хорошо себя ведет. Подойдите к нему, когда он тихо играет с игрушкой или смотрит телевизор, положите руку на плечо или поцелуйте, скажите ему: «Мне нравится, как ты играешь с кубиками».
Свое положительное отношение нужно выразить быстро, чтобы не нарушить игры. Просто дайте понять, что его хорошее поведение не осталось незамеченным. Похвала развивает у ребенка чувство уверенности в своих силах. Уверенный в себе ребенок легче переносит замечания, он понимает, что они касаются его поведения, а не его лично.
Родители должны следить за своим поведением и показывать ребенку хороший пример. Дети очень наблюдательны и копируют поведение взрослых. Если родитель кричит, так же делает и ребенок. Он употребляет слова, которые слышит от родителей, подражает им в манерах за столом. Ребенок считает, что все, что делают родители, это хорошо.
ДИСЦИПЛИНА – ЭТО НЕ ПРОСТО СЛЕПОЕ ПОСЛУШАНИЕ. ЧТОБЫ ИЗ МАЛЕНЬКИХ ДЕТЕЙ ПОЛУЧИЛИСЬ ДИСЦИПЛИНИРОВАННЫЕ ВЗРОСЛЫЕ, ИМ НУЖНЫ ТЕРПЕЛИВЫЕ И ЛЮБЯЩИЕ РОДИТЕЛИ!
Консультация на тему
"Как заниматься с ребенком 3-4 лет"
Выполнила: Кабетова Н.А.
Часто, размышляя о развитии своего ребенка, мамы сталкиваются с множеством вопросов:
- Во что конкретно играть с ребенком, где и как?
- Что должен малыш знать и уметь в том или ином возрасте?
- Сколько он может заниматься, чтобы не устать и не потерять желание к занятиям?
- Стоит ли настаивать на занятиях или лучше «ловить момент»?
- Что делать, если ребенок не хочет играть?
- Как заинтересовать малыша?
Существующие взгляды и самих родителей, и специалистов на то, как и чем заниматься с ребенком, очень сильно варьируются от крайне либеральных до крайне строгих.
Вот несколько примеров «демократической» позиции:
- не стоит «приставать» к ребенку, если не хочет заниматься – то и не надо;
- не стоит создавать специальных условий для занятий – все должно происходить в естественных ситуациях: на полу, на улице, в разговоре, во время игры;
- все дети уникальны – не стоит волноваться, если ребенок не знает цвета в 3 года, значит, выучит их в 5.
И несколько примеров требовательной позиции:
- стыдно, если ребенок в три года не знает элементарных стишков, не может назвать цвета и формы;
- если с ребенком не заниматься, то в школе будут большие проблемы;
- дисциплина должна быть во всем!
Очевидно, что истина где-то посередине, ведь созревание структур мозга требует постепенной и регулярной нагрузки. С другой стороны, некоторые родители так усердно берутся за дело раннего развития, что ребенок страдает от изобилия занятий, кружков и информации и теряет золотой период детства.
Когда же занятия с ребенком полезны и необходимы?
- Если Ваш ребенок сам проявляет инициативу;
- если он сам приходит к Вам с книжкой и просит почитать или поиграть;
- если он на лету запоминает стишки и сказки;
- если он любит задавать Вам вопросы;
- если малыш сам рисует, лепит, вырезает и строит, тогда
вам не о чем волноваться!
В таком случае, Вам достаточно лишь поддерживать интерес ребенка, участвовать в его играх и снабжать новыми интересными играми и идеями.
Однако бывают и другие ситуации, когда:
- ребенок не проявляет интерес к обучению;
- ребенок не воспринимает маму как авторитет, не хочет заниматься с ней;
- ребенок задерживается в развитии;
- ребенок вредничает, кривляется и всячески саботирует занятия;
- ребенок так стесняется, что не хочет играть и заниматься ни с кем, кроме мамы, не играет с другими детьми.
В таком случае занятия с ребенком могут быть полезны и нужны. "Для чего?" - спросите Вы - "Ведь ребенок не хочет заниматься, и ему это неинтересно".
В этом случае занятия могут быть направлены как раз на то, чтобы помочь ребенку развить свой интерес, научиться заниматься, общаться и строить отношения сотрудничества и взаимодействия. А ведь это так важно для развития личности ребенка!
Итак, занятия с ребенком 3-4 лет могут преследовать разные цели:
- развивающие занятия – помощь ребенку в освоении знаний по возрасту (формы, цвета, классификация предметов, цифры и т.д.). Развитие ребенка происходит в соответствии с определенными стадиями, поэтому занятия могут помочь ему проходить их более качественно;
- развитие навыков внимания и целенаправленности. В норме, если задания и игры подобраны правильно, ребенок занимается достаточно внимательно и заинтересован в том, чтобы доделать дело до конца. Многие мамы говорят, что ребенок "часами" готов сидеть...
Но если эта сфера у ребенка страдает, если он импульсивен и, как бы ни старался, не может доделать свою задачку до конца, занятия могут помочь ему справиться со своей непоседливостью (разумеется, я подразумеваю, что все задачи подобраны в рамках возможностей и интересов ребенка);
- налаживание контакта и взаимодействия с мамой, когда ребенок учится воспринимать просьбы и предложения мамы серьезно, учится подражать, сотрудничать, планировать и т.д.;
- развитие умения общаться, когда в игре ребенок осваивает навыки обращаться за помощью к другому, выражать свои желания так, чтобы быть понятым, предложить игру, уточнить что-то (например, игры в «гости», «День рождения», «магазин» и т.д.)
Словом, занятия с ребенком могут быть не только полезны, но часто и необходимы.
Как заниматься с ребенком?
Занятия с ребенком 3-4 лет должны проходить только в игровой форме. Что это значит? Все вы знаете, что ведущая деятельность для ребенка-дошкольника – это игра. В этот период ребенок придумывает сюжеты, проигрывает действия, а становясь постарше, уже выступает в роли режиссера и сам создает правила.
Однако заниматься в игровой форме – не обязательно значит придумывать сюжет и устраивать спектакль, в котором роли играют цифры, цвета и т.д.
Далеко не все родители изобретательные актеры и находчивые педагоги. И это нормально! Не стоит винить себя и лезть из кожи вон.
Во-первых, игровая атмосфера может быть создана за счет использования красочных и интересных материалов. Поэтому уделите внимание игрушкам и книжкам. Отдавайте предпочтение четким и ясным картинкам, не слишком броским цветам, достаточным размерам изображений. Мелкие непонятные черно-белые рисунки наведут тоску на любого, не говоря уже о ребенке.
Во-вторых, игровая атмосфера в занятиях предполагает определенный эмоциональный фон, который Вы можете создать для ребенка. В ходе поиска определенного цвета Вы можете подзадоривать ребенка, немножко дразнить, провоцировать его сделать, «кто быстрей» и, конечно, хвалить. В норме ребенок заинтересован в результате, ему нравится достигать целей, особенно, если это похоже на азартную игру.
Таким образом, заниматься с ребенком можно, 1) вплетая познавательные элементы в сюжет игры, 2) используя развивающие игровые материалы; 3) создавая радостный эмоциональный фон сотрудничества.
Если Вы решили заниматься с ребенком регулярно и ставите перед собой определенные цели, желательно, чтобы занятия проходили в одном и том же месте в одно и то же время.
Время. При выборе времени занятий важно учесть, чтобы ребенок был бодр, активен и сыт. Понаблюдайте за ребенком, когда он наиболее расположен к занятиям. Чаще всего это утро или время после обеденного сна и прогулки.
Старайтесь, чтобы время было одно и то же, и малыш мог привыкнуть к последовательности событий дня, а занятия стали частью режима.
Как долго заниматься с ребенком? В норме ребенок 3-х лет может спокойно заниматься минимум (!) 15 минут. Зрелость мозговых структур и развитие навыков самоконтроля позволяют ему справиться с этой задачей. Хотя при правильной организации процесса и адаптации к занятиям дети могут продуктивно заниматься полчаса, а иногда и дольше. Если Ваш ребенок не выдерживает и трех минут во время совместных занятий, переходите к статье «Что делать, если ребенок не хочет играть?», которая появится вскоре.
Место для занятий должно быть удобно как для ребенка, так и для мамы. Если Вы будете испытывать дискомфорт, сидя на полу или на неудобном детском стульчике, то занятия будут ассоциироваться с неприятностями и дискомфортом.
Оптимальный вариант – специальный детский столик и стульчик. Если Ваш ребенок непоседлив, придвиньте один край стола к стене и сядьте с другой стороны. Так Вы ограждаете ребенка от посторонних стимулов, которые будут провоцировать его отвлекаться или уйти. Если Вы занимаетесь на коврике, пусть он будет «специально для занятий». Хотя коврик больше ассоциируется с игрой, и Вам может быть сложнее попросить ребенка выполнить какое-то действие на нем целенаправленно, ведь ребенок привык, что может играть спонтанно.
Обязательно учитывайте возраст ребенка. В 3-4 года не спешите учить своего ребенка читать и писать. Двигайтесь постепенно и последовательно. Если Вы решили заниматься с ребенком регулярно, посоветуйтесь с педагогом, чтобы подобрать подходящую программу развивающих занятий.
Приучайте ребенка к занятиям постепенно. Если Вы решили регулярно заниматься с ребенком, начинайте с малого. Пусть первые несколько занятий составят не больше 5-10 минут. Если все будет в порядке, постепенно увеличивайте время до 15, затем 20 минут. Начинайте занятие с игры, которая точно интересна и посильна для ребенка. Обязательно хвалите и поощряйте его. Перед началом занятий устройте "волшебный ритуал". Скажите, ребенку, что он уже взрослый и очень умный, и теперь Вы каждый день будете заниматься с ним, чтобы он смог стать таким же, как например, его любимый герой, брат, папа. Покажите ребенку, что заниматься - это прекрасно, это вызывает уважение и гордость!
Консультация на тему
"Влияние родительских установок на развитие детей."
Выполнила: Кабетова Н.А.
Душевная жизнь человека чрезвычайно сложна, т.к. психика состоит из двух взаимоопределяющих составных: осознаваемое и несознаваемое – сознание и подсознание. В неосознаваемой сфере очень важное значение имеет фиксированное отношение к себе, к другим и к жизни в целом. Определяют это установки и психологическая защита. Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители - самые значимые и любимые для ребёнка люди. Авторитет, особенно на самых ранних этапах психоэмоционального развития, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у ребёнка непоколебима: "Мама сказала….", "Папа велел…" и т.д. В отличие от сформировавшейся личности, ребёнок 3-4 лет не владеет психологическими защитными механизмами, не способен руководствоваться осознанными мотивами и желаниями. Родителям стоит осторожно и внимательно относиться к своим словесным обращениям к ребёнку, оценкам поступков ребёнка, избегать установок, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, делая его жизнь стереотипной и эмоционально ограниченной. Установки возникают повседневно. Они случайны, слабы, другие принципиальны, постоянны и сильны, формируются с раннего детства, и, чем раньше они усвоены, тем сильнее их действие. Раз возникнув, установка не исчезает и в благоприятный для неё момент жизни ребёнка воздействует на его поведения и чувства. Оружием против негативной установки может стать только контрустановка, причём постоянно подкрепляемая положительными проявлениями со стороны родителей и окружающих. Например, контрустановка "Ты всё можешь" победит установку "Неумеха, ничего у тебя не получается", но только в том случае, если ребёнок будет действительно получать подтверждение своим способностям в реальной деятельности (рисование, лепка, пение и т.д.). Несомненно, большая часть родительских установок положительна и способствует благоприятному развитию личного пути ребёнка. А раз они помогают и не мешают, то и осознавать их не обязательно. Это своеобразные инструменты психологической защиты, помогающие ребёнку сохранить себя и выжить в окружающем мире. Примером исторически сложившихся и передаваемых из поколения в поколение положительных установок, охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни с мудрым адаптационным смыслом, где добро побеждает зло, где важны стойкость, вера в себя и свои силы. Обратите внимание на те последствия, которые они могут иметь для личности ребенка, и научитесь выдвигать контрустановки. Вспомните, не слышали ли вы нечто похожее от своих родителей? Не стали ли некоторые из них тормозящими указателями на вашем жизненном пути?
Проанализируйте, какие директивы, оценки и установки вы даёте своим детям. Сделайте так, чтобы негативных было очень мало, научитесь трансформировать их в позитивные, развивающие в ребёнке веру в себя, богатство и яркость эмоционального мира. НЕГАТИВНЫЕ УСТАНОВКИ ПОЗИТИВНЫЕ УСТАНОВКИ Сказав так: подумайте о последствиях и вовремя исправьтесь "Не будешь слушаться, с тобой никто дружить не будет…". Замкнутость, отчуждённость, угодливость, безынициативность.
Как часто вы говорите детям:
• Я сейчас занят(а)…
• Посмотри, что ты натворил!!!
• Как всегда неправильно!
• Когда же ты научишься!
• Сколько раз тебе можно повторять!
• Ты сведёшь меня с ума!
• Что бы ты без меня делал
• Вечно ты во всё лезешь!
• Уйди от меня!
• Встань в угол!
Все эти "словечки" крепко зацепляются в подсознании ребёнка, и потом не удивляйтесь, если вам не нравится, что ребёнок отдалился от вас, стал скрытен, ленив, недоверчив, неуверен в себе. А эти слова ласкают душу ребёнка: • Ты самый любимый! • Ты очень многое можешь! • Что бы мы без тебя делали?! • Иди ко мне! • Садись с нами…! • Я помогу тебе… • Я радуюсь твоим успехам! • Что бы не случилось, наш дом – наша крепость. • Расскажи мне, что с тобой… Чувства вины и стыда ни в коей мере не помогут ребёнку стать здоровым и счастливым. Не стоит делать его жизнь унылой, иногда ребёнку вовсе не нужна оценка его поведения и поступков, его просто надо успокоить. Сам ребёнок – не беспомощная "соломинка на ветру", не робкая травинка на асфальте, которая боится, что на неё наступят. Дети от природы наделены огромным запасом инстинктов, чувств и форм поведения, которые помогут им быть активными, энергичными и жизнестойкими. Многое в процессе воспитания детей зависит не только от опыта и знаний родителей, но и от их умения чувствовать и догадываться!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".
Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей из цикла: «Правила безопасности для детей. Безопасность на дорогах» Подготовила и провела: Воспитатель группы №5: Дудорова Т.Е..; Консультация для родителей из цикла: «Дорожная азбука» Подготовила и провела: Воспит
Консультация для родителей из цикла:«Правила безопасности для детей.Безопасность на дорогах» Подготовила и провела:Воспитатель группы №5:Дудорова Т.Е.....

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей
«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»
Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»
Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...
Консультация для родителей "Ваш ребенок будущий первоклассник", консультация для родителей " Ошибки родителей , которые приводят к детским истерикам"
Консультация для родителей подготовительной группы «Ваш ребенок - будущий первоклассник».Приближается тот день, когда ваш малыш впервые войдет в школьный класс. И каждый из...

Консультация для родителей Консультация для родителей «Здоровые родители — здоровые дети!»
Цель: Формирование сознания родителями ответственности за формирование у ребенка бережного отношения к своему здоровью.Задачи: сформировать у родителей о необходимости соблюдать ЗОЖ.Об...