Обучение грамоте в детском саду
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Стоян Елена Васильевна

 

Обучение грамоте в детском саду

     Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит подготовка к обучению грамоте.

    В нашем ДОУ  №32 «Росинка» подготовка к обучению грамоте проводится со средней группы и продолжается в старшей и подготовительной группах на специально организованных занятиях по обучению грамоте. Именно такая система обучения даёт наиболее высокие результаты в освоении детьми начальной грамоты. Дети пятого года жизни очень любознательны, проявляют особую чувствительность к звуковой, смысловой и грамматической сторонам речи – это говорит о необходимости работы по развитию фонематического слуха и формированию звуковой культуры речи в средней группе детского сада. Упущения в этой работе ведут к осложнениям в обучении грамоте у детей старшего дошкольного возраста, а после в начальной школе.

   Работа по формированию звуковой культуре речи в средней группе ведётся на занятиях по развитию речи в комплексе с другими речевыми задачами. Мы включили в перспективный план 10 целевых занятий по подготовке к обучению грамоте (во второй половине полугодия: март - май)  (приложение 1). В среднем и старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется игровым приёмам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения (приложение 2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx29.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

общеразвивающего вида детский сад №32 «Росинка»

п. Новошахтинский Михайловский район Приморский край

учитель – логопед Стоян Елена Васильевна

Обучение грамоте

Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит подготовка к обучению грамоте.

В нашем ДОУ  №32 «Росинка» подготовка к обучению грамоте проводится со средней группы и продолжается в старшей и подготовительной группах на специально организованных занятиях по обучению грамоте. Именно такая система обучения даёт наиболее высокие результаты в освоении детьми начальной грамоты. Дети пятого года жизни очень любознательны, проявляют особую чувствительность к звуковой, смысловой и грамматической сторонам речи – это говорит о необходимости работы по развитию фонематического слуха и формированию звуковой культуры речи в средней группе детского сада. Упущения в этой работе ведут к осложнениям в обучении грамоте у детей старшего дошкольного возраста, а после в начальной школе.

Работа по формированию звуковой культуре речи в средней группе ведётся на занятиях по развитию речи в комплексе с другими речевыми задачами. Мы включили в перспективный план 10 целевых занятий по подготовке к обучению грамоте (во второй половине полугодия: март - май)  (приложение 1). В среднем и старшем дошкольном возрасте особое внимание уделяется игровым приёмам и дидактическим играм, которые составляют специфику обучения дошкольников и являются существенным компонентом этого обучения (приложение 2)

Приложение 1

Тематический план по подготовке к обучению грамоте в средней группе

Тема

занятия

Программное содержание

Дидактические игры

1.

Знакомство со словом.

  1. рассказать детям о словарном составе речи; познакомить с термином «слово».
  2. рассказать, что слов много; познакомить детей с линейностью и протяжённостью слов;
  3. учить интонационному выделению в словах звука «Ш.»; учить называть слова со звуком «Ш.».

«Детский мир»,

«Назови игрушку»,

«Ветер – ветерок»,

Инсценировка «Машенька и мишка»

2.

Знакомство с понятием «звук»

  1. учить детей интонационно выделять в словах звук «ж» - песенка жука;
  2. познакомить с термином звук;
  3.  воспитывать речевое внимание, фонематический слух.

«Жуки прилетели»,

«Назови слово»;

 игра на внимание «Дополни стихотворение»

3.

Твердые и мягкие согласные звуки

  1.  учить детей различать на слух твердый и мягкий согласные звуки;
  2. учить произносить слова с интонационным выделением звука «с» и «сь»;
  3. воспитывать речевое внимание детей, их фонематический слух.

«Насос»,

 «Будь внимательным»,

«Назови слова».

4.

Твердые и мягкие согласные звуки.

  1. учить детей различать на слух твердый и мягкий согласные звуки;
  2. воспитывать речевое внимание детей, их фонематический слух;
  3. учить называть слова с заданным  звуком.

«Петрушка с колокольчиками»,

«Будь внимательным»,

«Назови слова»

5.

Многозначные слова

  1. учить детей составлять предложения по «живой модели»;
  2. закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки;
  3. рассказать о многозначности слов;
  4. учить называть слова с заданным звуком.

«Будь внимательным»,

«Назови слова»

6.

Первые звуки в слове

  1. рассказать детям, какие бывают первые звуки в слове;
  2. учить детей составлять предложения по «живой модели»;
  3. воспитывать речевое внимание детей, их фонематический слух.

«Будь внимательным»,

«Назови игрушку»,

«Назови слова».

7.

Длинные и короткие слова

  1. учить детей сравнивать слова по протяжённости;
  2. воспитывать речевое внимание и фонематический слух;
  3. учить определять первый звук в словах;
  4. учить называть слова с заданным звуком.

«Скажи, как я»,

«Зоопарк»,

«Назови слова»

8

Первые звуки в слове

  1. учить определять первый звук в словах;
  1. закреплять умение различать на слух твердые и мягкие согласные звуки;
  1. учить составлять предложения о действиях детей;
  2. учить называть слова с заданным звуком.

«Найди пару»,

«Назови слова»

9

Слова звучат по-разному.

  1. закреплять умение определять и называть 1-й звук в слове;
  2. развивать речевое внимание и фонематический слух;
  3. рассказать детям, что слова звучат по-разному;
  4. учить называть слова с заданным звуком.

«Назови первый звук слова»,

«Собери букет для наших мам»,

«Скажи правильно»,

«Назови слова»

10

Повторение.

  1. учить детей различать на слух твердый и мягкий согласные звуки;
  1. воспитывать речевое внимание и фонематический слух;
  2. учить называть слова с заданным звуком.

«Найди братца» - игра в кругу с мячом,

«Киоск открыток»,

«Скажи правильно»,

«Назови слова»

Приложение 2

Конспект занятия

«Цветик – семицветик»

подготовительная группа

Цель:  

  1. продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука;
  2. развивать у детей слуховое восприятие, учить их различать и подбирать близкие по звучанию слова. Повышать интерес к рифме;
  3. закреплять умение называть слова с заданными звуками;
  4. учить составлять предложение из заданных слов;
  5. воспитывать доброжелательность к другим людям.

Раздаточный материал: «Цветик – семицветик». Фишки (синие, зеленые, красные, черные).  Гласные и согласные буквы, картинки, «логопедические бусы».

Предварительная работа: Чтение рассказа В. Катаева «Цветик - семицветик»

Ход занятия

Логопед. Посмотрите, дети, что за чудесный цветок появился у нас в группе. А кто из вас знает, из какой сказки он к нам попал? (фото 1)

(ответы детей)

Логопед. Да, конечно же, из сказки В. Катаева «Цветик - семицветик». Это не простой цветок, а волшебный. А волшебство заключается в том, что если сказать волшебные слова, сорвав лепесток, то исполняются желания девочки Жени       (фото 2).

      В сказке Жене помогала волшебница, а сегодня ей поможем мы. И желания эти будут необычные. Волшебница превратила их в задания, которые помогут нам совершить интересные путешествия по стране «Читай – играния».

      Давайте вспомним волшебные слова, которые говорила Женя:

Лети, лети лепесток

Через запад на восток,

Через север, через юг,

Возвращайся, сделав круг.

Лишь коснешься ты земли

Быть, по-моему, вели.

Итак, (срываем первый лепесток) первое задание:

Составь «цепочку слов» по последним звукам слов-картинок.

(на столе картинки: стол, ноль, колос, слива, ландыш, люк, шмель, лапти, лес, стол, иголка)

(дети выполняют задание)

Ландыш - шмель – лес – стол – лапти – иголка – апельсин – ноль – люк – колос - слива

Логопед. Первое желание Жени исполнилось. Она вернулась домой с баранками.

Давайте сорвем второй лепесток и поможем Жене, чтобы исполнилось второе желание. А какое было второе желание?

(разбитая вазочка сделалась целой).

Для этого вам необходимо сесть за столы.

Что нарисовано на картине? (ваза)

Задание. Сделайте звукобуквенный анализ слова ВАЗА (фото 3)

(один ребенок у доски)

Сколько звуков в слове?

Сколько гласных, согласных?

Назовите первый, второй, третий, четвертый звук.

Назовите гласные буквы.

Найдите ударный гласный звук в слове.

Разделите слово на слоги.

(ответы детей)

Логопед. Вот и второе желание Жени исполнилось, вазочка целая.

Жени очень захотелось побывать на Северном полюсе. Давайте Жене поможем осуществить ее желание.

Итак, третье задание: «Подбери рифму»

Что такое рифма? (созвучие слов)

Подбери рифму к словам (фото 4)

Клюшка         -      (подушка)

Глобус            -       (автобус)

Белка             -        (грелка)

Зайка              -        (незнайка)

Цапля             -        (капля)

Рама               -        (пижама)

Тюлень           -         (олень) 

Логопед. Девочка попала на северный полюс. А какое четвертое желание было у девочки?

(ответы детей)

Правильно, ее стало холодно, и она захотела вернуться назад.

Итак, четвертое задание:

Составьте предложение со словами: кошка, мышка, рыжий, маленький, догонять.

(ответы детей)

Сколько слов в предложении?

Назовите первое, второе, третье, четвертое, пятое слово.

Физкультминутка

Синие звезды упали с небес.                          Дети медленно приседают.

Смотрит на них зачарованно лес,                     Поднимаются, встают на носочки,

                                                                        покачивают поднятыми вверх

                                                                        руками из стороны в сторону.

Ветер тихонько над ними кружит,                   Кружатся на месте. Руки на поясе.

Смотрит на синие звезды во ржи,

Нежно качает волну васильков,                   Вновь покачивают поднятыми

                                                                       вверх руками.

Синих, как звезды, волшебных цветков.     Бегут по кругу, взявшись за руки.

Логопед. Женя пожелала, чтобы у нее были все игрушки мира. Оранжевый лепесток в этом ее поможет.

«Назови слово»

Назовите слова определенной звуковой структуры: твердый согласный звук, гласный, твердый согласный звук, твердый согласный звук, гласный (фото 5)

(ответы детей: кукла, мышка, кошка, пушка, маска и т. д.)

Логопед. У Жени стало бесчисленное множество игрушек. Они прибавлялись с каждой минутой, Они заполнили всю квартиру, лестницы, этажи. И она захотела, чтобы игрушки вернулись в магазин. Она сорвала фиолетовый лепесток.

«Собери бусы» (логопедические бусы)

Какие гласные буквы пишутся:

  1. после мягких согласных звуков?
  2. после твердых согласных звуков?

(дети выполняют задание)

Логопед. Вдруг Женя увидела мальчика, он был болен и не ходил, а только сидел. Жене захотелось, чтобы мальчик был здоров, и она сорвала последний голубой лепесток:

Дети.  Лети, лети лепесток

            Через запад на восток,

            Через север, через юг,

           Возвращайся, сделав круг.

         Лишь коснешься ты земли

          Быть, по-моему, вели.

 «Расшифруйте слово»

Логопед. С помощью геометрических фигур расшифруйте слово и вы узнаете, что сказал мальчик Жене (фото 6).

(дети выполняют задание)

Логопед. Молодцы! Скажите, какое желание Жени было самое доброе и полезное?

(ответы детей)

А какое доброе и полезное желание загадали бы вы?

(ответы детей)

В награду за помощь Жени в ее хорошем деле я хочу вам подарить на добрые дела по маленькому волшебному «цветику – семицветик».

Используемая литература:

1.Журова Л. Е. Обучение грамоте в детском саду.-2-е изд.- М.: Педагогика, 1978

2. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие / Л. Е. Журова, Н. С. Варенцова, Н. В. Дурова, Л. Н. Невская / Под ред. Н. В. Дуровой. - М.: Школьная Пресса, 2002.

3. Занятия по обучению грамоте в ДОУ: Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ.//Авт.-сост. Кулешова Л. А. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005

4. Малышева Л. М. Игры со словом - М., 1985

5. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения.- М., 1981

6. Тумакова Г. А. Ознакомление дошкольника со звучащим словом: Пособие для воспитателей дет. сада. / Под ред. Ф. А. Сохина, - М.: Просвещение, 1991.

7. Нищева Н. В. Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики. Изд. 2-е, дополненное. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010

8. Ильякова Н. С. Звуки «Ш» «Ж», я вас различаю! Настольные логопедические игры – занятия для детей 5-7 лет. – М.: «Издательство «ГНОМ и Д», 2005.

9. Колесникова Е. В. От звука к букве. Развитие звукобуквенного анализа у дошкольников, - М.: «ГНОМ-ПРЕСС», 1997

10. Хамидулина Р. М. Обучение грамоте. Подготовка к школе. /. – М.: Издательство «Экзамен», 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Семинар-практикум для родителей, подготовка к обучению грамоте в детском саду.

В данном материале идет ознакомление родителей с основными направлениями и содержаием работы по подготовке детей к обучению грамоте....

Семинар для родителей "Проблемы обучения грамоте в детском саду"

Основная цель- подготовить родителей к возможным трудностям в обучении грамоте....

Семинар для родителей "Проблемы обучения грамоте в детском саду"

Основная цель- подготовить родителей к возможным трудностям в обучении грамоте....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для воспитателей детского сада «Система работы по подготовке и обучению грамоте в детском саду»

         Цель своей работы я поставила следующую: повышение компетентности педагогов по подготовке детей 5 -7 лет к обучению грамоте....

Обучение грамоте в детском саду Журова Л. Е. "Обучение грамоте в детском саду" Изд-во «Педагогика», М., 1978 г.

В книге освещается опыт экспериментальной разработки нового метода обучения грамоте дошкольников, даны подробные методические указания для использования этого метода в практической работе. Книга адрес...