Программа дополнительного образования "От звука к букве".
календарно-тематическое планирование по обучению грамоте (старшая группа) по теме

 

Программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве»  предназначена для работы с детьми 5 –7 лет в дошкольном образовательном учреждении; она обеспечивает целостность педагогического процесса на  протяжении двух лет пребывания ребенка в старшей и подготовительной группе в дошкольном учреждении. За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Е. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Детей подготавливают к усвоению грамоты аналитико-синтетиеским звуковым методом. Основной единицей изучения становится вначале звук, затем слог, далее слово. При создании программы и методики её реализации учитывалось положение Л.С. Выготского «о ведущей роли обучения», которое является движущей силой психического развития. Обучение,  по мнению Л.С.Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе.

Цельюданного курса занятий являются:

-           развитие звуковой культуры речи;

-           развитие фонематического слуха;

-           развитие звуко-буквенного анализа;

-           овладение навыком чтения;

-           формирование графических навыков;

-           предупреждение дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма).

 

Основными задачамиданного курса по подготовке детей к обучению грамоте являются:

-                    формирование запаса умений и знаний, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе;

-                    овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);

-                    формирование умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;

-                    овладение навыками речевого общения;

-                    развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;

-                    формировать умение осуществлять самоконтроль и самооценку.

 

Обучение по данной программе является двухгодичным и проводится два раза в неделю с октября по май (8 месяцев) во второй половине дня.  Первый год обучения рассчитан на детей старшей группы и представляет собой «добуквенный» ( Д.Б. Эльконин) период обучения  с усвоением 14 букв и овладением навыком слияния букв в слоги, короткие слова (напримар: кот, дым…). Второй год обучения рассчитан на детей подготовительной группы и включает в себя полный курс по обучению грамоте. В начале и конце каждого года обучения проводится открытое занятие для родителей: в начале с целью ознакомления с методикой работы и в конце с целью выявления результативности обучения. Данная методика носит спиралевидный  характер, поэтому  второй год обучения является независимым от первого, т.е. дети, не обучающиеся в старшей группе могут начать обучение со второго и полностью овладеть программой. И в тоже время дети,  прошедшие обучение в старшей группе, овладевшие начальными навыками чтения, не будут скучать и продолжат знакомство с грамотой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ot_zvuka_k_bukve.docx45.54 КБ

Предварительный просмотр:

Республика Татарстан

Управление дошкольных образовательных учреждений

Г. Набережные Челны

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением интеллектуального направления развития воспитанников

№ 31 «Красная шапочка»

Утверждено педсоветом

Протокол № ….. от ……….. г.

Заведующая ДОУ № 31  

----------------- Головина Л.А.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ    

 МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ    ПРОГРАММА  ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ  «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ»

для работы с детьми 5 – 7 лет ( два года обучения )

в дошкольном образовательном учреждении

 

программа подготовлена

учителем-логопедом ДОУ№31

Фардеевой  Э.З.

Срок реализации: 8мес.

Набережные Челны

2006 г.

Пояснительная записка.

Поступление ребенка в школу – важный этап в жизни, который меняет социальную ситуацию его развития. И что самое главное предъявляет к нему новые более высокие требования, как к  личности в целом,  так и к его интеллектуальным способностям. В багаже знаний современного первоклассника часто бывает востребован навык чтения, особенно при поступлении в лицеи или гимназии. Именно востребованность данного навыка и явилась толчком к разработке данной программы адаптированной к работе с дошкольниками. Методы обучения, используемые в работе, соответствуют возрастным особенностям детей, а не дублируют школу, что является отличительной особенностью данной образовательной программы.

Программа по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве»  предназначена для работы с детьми 5 –7 лет в дошкольном образовательном учреждении; она обеспечивает целостность педагогического процесса на  протяжении двух лет пребывания ребенка в старшей и подготовительной группе в дошкольном учреждении. За основу построения программы взят исходный принцип системы дошкольного обучения грамоте Д.Е. Эльконина: знакомству и работе с буквами должен предшествовать добуквенный, чисто звуковой период обучения. Детей подготавливают к усвоению грамоты аналитико-синтетиеским звуковым методом. Основной единицей изучения становится вначале звук, затем слог, далее слово. При создании программы и методики её реализации учитывалось положение Л.С. Выготского «о ведущей роли обучения», которое является движущей силой психического развития. Обучение,  по мнению Л.С.Выготского, не может осуществляться без реальной деятельности самого ребенка, поэтому метод практических заданий является ведущим в данной программе.

Целью данного курса занятий являются:

  1. развитие звуковой культуры речи;
  2. развитие фонематического слуха;
  3. развитие звуко-буквенного анализа;
  4. овладение навыком чтения;
  5. формирование графических навыков;
  6. предупреждение дислексии (нарушение чтения) и дисграфии (нарушение письма).

Основными задачами данного курса по подготовке детей к обучению грамоте являются:

  1. формирование запаса умений и знаний, которые станут базой для дальнейшего обучения в школе;
  2. овладение мыслительными операциями (анализ и синтез, сравнение, обобщение, классификация);
  3. формирование умения понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно;
  4. овладение навыками речевого общения;
  5. развитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации;
  6. формировать умение осуществлять самоконтроль и самооценку.

Обучение по данной программе является двухгодичным и проводится два раза в неделю с октября по май (8 месяцев) во второй половине дня.  Первый год обучения рассчитан на детей старшей группы и представляет собой «добуквенный» ( Д.Б. Эльконин) период обучения  с усвоением 14 букв и овладением навыком слияния букв в слоги, короткие слова (напримар: кот, дым…). Второй год обучения рассчитан на детей подготовительной группы и включает в себя полный курс по обучению грамоте. В начале и конце каждого года обучения проводится открытое занятие для родителей: в начале с целью ознакомления с методикой работы и в конце с целью выявления результативности обучения. Данная методика носит спиралевидный  характер, поэтому  второй год обучения является независимым от первого, т.е. дети, не обучающиеся в старшей группе могут начать обучение со второго и полностью овладеть программой. И в тоже время дети,  прошедшие обучение в старшей группе, овладевшие начальными навыками чтения, не будут скучать и продолжат знакомство с грамотой.

Содержание дополнительной образовательной программы.

Основные задачи при работе – развитие звуко-буквенного анализа, развитие фонематического восприятия, подготовка руки к письму – решаются на протяжении всего учебного года. Предмет изучения – звуки и буквы русского языка по общепринятым группам (гласные,  согласные, звонкие, глухие согласные). Каждое занятие начинается с изучения звука: дети учатся выделять из слова, уточняется его произношение, определяется место звука в слове, одновременно дети знакомятся с графическим изображением звуков: красный квадрат – гласный, синий – твердый, зеленый – мягкий согласный звук. Затем детям представляется буква, обозначающая изучаемый звук.

Главное на этом этапе – научить детей не путать понятия звук и буква; звук мы слышим и произносим, букву видим и пишем. Работа по изучению звука и буквы проводится на каждом занятии, и к концу года у детей формируется четкое представление о них. Дети учатся писать печатную букву с использованием образца и ограничения клеткой. Обучение написанию букв позволяет решать главную задачу – развитие звуко-буквенного анализа, а также способствует развитию графических навыков.

 На первом году обучения (5-6 лет) не ставится задача научить детей читать и писать, основная задача – приобщение детей к материалу, дающему пищу воображению, затрагивающему не только интеллектуальную, но и эмоциональную сферу ребенка. Вот почему им предлагаются веселые стихи, загадки, стихи, игровые упражнения с буквами и звуками, что делает обучение интересным. Работа по данной методике предусматривает обучение звуко-буквенному анализу детей 5 –6 лет на материале алфавита, однако последовательность  изучения отличается от школьной (традиционной) она заимствована у  Е. В. Колесниковой для второго года обучения и  Жуковой для обучения первого года обучения.

Знакомство со звуками и буквами русского алфавита начинается с гласных  А, О, У, Ы, И, потому что они хорошо слышны в начале слова, в середине и конце; и обозначаются  - красными  квадратами.  Дети первого года обучения далее знакомятся с согласными:М,С, Х, Р, Ш, Н, так как они хорошо «тянутся- пропеваются» и их легко можно соединить с гласными в обратных и прямых слогах (а-м-м,  м-м-а ). Затем переходят к чтению коротких слов: мак, оса, сам, сом, муха…и.т.д.

 А  дети второго года обучения знакомятся с  сонорными согласными ( Л, М, Н, Р ), которые хорошо слышны как в начале, так и в конце слова (стол, шар). По мере ознакомления с согласными дети учатся читать слоги с изученными звуками и буквами и знакомятся с условным обозначением твердых согласных – синий квадрат ( мама, мыло). Далее дети переходят к чтению коротких предложений ( МАМА, СОМ. МЫ МАЛЫ.) и знакомятся с графическим изображением предложения.  На занятиях часто используются  «файлы», специально подготовленные задания для автоматизации навыков слияния букв, слогов и слов. А также на занятии используются дидактические игры: «читайка», «раз словечко, два словечко»,  «подбери слово», «закончи слово», «предложения», «слова потерялись» и.т.д. Работа с разрезной азбукой помогает детям лучше усвоить звуковой анализ слова.

Учебно-тематический план

Тематический план первого года обучения

Октябрь

1) Тема: Развитие слухового восприятия на неречевых звуках

Цель:   

  1. Различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру.
  2. Различение по тембру голосов людей.
  3. Знакомство с букварём.

2) Тема: Развитие слухового восприятия на речевых звуках

Цель:   

  1. Различение близких по звуковому составу слов.
  2. Развитие чувства ритма и рифмы в стихотворной речи.
  3. Обучение работе с букварём (столбики, строчки).  

3) Тема:  Звук  А

Цель:   

  1. Четкое произнесение и характеристика звука  А, знакомство с буквой.
  2. Выделение начального ударного и безударного гласного звука А.
  3. Развитие внимания и памяти (файл).
  4. Знакомство с условным обозначением гласных (красный квадрат).

4) Тема: Звук  У

Цель:   

  1. Четкое произнесение и характеристика звука  У, знакомство с буквой.
  2. Выделение начального ударного и безударного гласного звука У.
  3. Развитие внимания и памяти (файл).
  4. Знакомство с условным обозначением гласных (красный квадрат).

5) Тема: Звуки А, У

Цель:   

  1. Произнесение и сопоставление звуков А—У.
  2. Звуковой анализ звукосочетаний АУ, УА,
  3. Воспроизведение звуковых рядов АУ, УА, АУА, УАУ, ААУ, АУУ...
  4. Подбор картинок на изучаемые звуки.
  5. Работа с букварём (дорожки).

 

Ноябрь

6) Тема: Звук О

Цель:

  1. Четкое произнесение звука О, знакомство с буквой..
  2. Выделение звука О под ударением после согласного.
  3. Воспроизведение слоговых рядов АУО, ОУА, УОА, ОУО…
  4. Развитие внимания, памяти, мышления (файл).
  5. Подбор картинок на изучаемые звуки.

7) Тема:  Звук М

Цель:   

  1. Четкое произнесение и характеристика звука М, знакомство с буквой.
  2. Выделение первого и последнего согласного звука М.
  3. Воспроизведение слоговых рядов и схем типа АМ-ОМ-УМ.
  4. Работа в файле на закрепление букв, слогов.
  5. Знакомство с условным обозначением согласных (синий квадрат).

8) Тема:  Звук С

Цель: 

  1. Четкое произнесение и характеристика звука С, знакомство с буквой.
  2. Выделение первого и последнего согласного звука С.
  3. Воспроизведение слоговых рядов и их схемы типа АС-ОС-УС.
  4. Работа в файле на закрепление букв, слогов.
  5. Закрепление  условного обозначения согласных (синий квадрат).

9) Тема:  Звуки С, М в прямых слогах.

Цель: 

  1. Четкое произнесение и характеристика звуков.
  2. Выделение первого и последнего согласного звука С, М.
  3. Побор картинок на изученные звуки.
  4. Звуковой анализ и схемы слогов типа AС, АМ, СА, МА,СУ, МУ,…
  5. Работа с букварём.

10) Тема:  Упражнение в чтении коротких слов.

Цель:   

  1. Чтение слогов с изученными буквами (АУ, УМ, ОС, УС…).
  2. Звуковой анализ и схемы коротких слов ( сом, сам, оса…)
  3. Деление слов на слоги.
  4. Работа с букварём и в файле.
  5. Знакомство с предложением.

Декабрь

11) Тема:  Звук Х

Цель: 

  1. Четкое произнесение и характеристика звука Х, знакомство с буквой.
  2. Подбор картинок на изучаемый звук.
  3. Воспроизведение слоговых рядов и схем типа АХ-ОХ-УХ-ХА-ХО-ХУ.
  4. Работа в файле на закрепление букв, слогов.
  5. Чтение коротких предложений( Ма-ма,  му-ха.)

12) Тема:  Звук Р

Цель:   

  1. Четкое произнесение и характеристика звука Р, знакомство с буквой.
  2. Подбор картинок на изучаемый звук.
  3. Воспроизведение слоговых рядов и схем типа АР-ОР-УР-РА-РО-РУ.
  4. Работа в файле на закрепление букв, слогов.
  5. Чтение коротких предложений ( Ро-ма, о-са.)

13) Тема:  Звук Ш

Цель:   

  1. Четкое произнесение и характеристика звука Ш, знакомство с буквой.
  2. Подбор картинок на изучаемый звук.
  3. Воспроизведение слоговых рядов и схем типа АШ-ОШ-УШ-ША-ШО-ШУ.
  4. Работа в файле на закрепление букв, слогов.
  5. Чтение коротких предложений (На  Ро-ма, шар.)

14) Тема: Звуки С-Ш

Цель:  

  1. Подбор картинок на изучаемые звуки.
  2. Чтение слоговых рядов СА-ША, СО-ШО…
  3. Работа с разрезной азбукой, составить трёхбуквенные слова ХОР, СОМ, СОР.
  4. Работа с букварём, чтение коротких предложений (Марш хо-рош.).

15)Тема:  Упражнение в чтении слогов, слов, коротких предложений.

Цель:

  1. Чтение коротких предложений.
  2. Анализ предложений ( количество и порядок слов).

Январь

16) Тема: Звук Ы

Цель:

  1. Четкое произнесение звука Ы, знакомство с буквой.
  2. Выделение  гласного Ы после согласного.

  3. Звуковой анализ, составление схем слов МЫ, ОСЫ, СОМЫ.
  4. Работа с букварём, чтение коротких предложеий: У ма-мы Ро-ма.

17) Тема: Звук Л

Цель:   

  1. Четкое произнесение и характеристика звука Л, знакомство с буквой.
  2. Подбор картинок на изучаемый звук.
  3. Воспроизведение слоговых рядов и схем типа АЛ-ОЛ-УЛ-ЛА-ЛО-ЛУ.
  4. Работа в файле на закрепление букв, слогов.
  5. Чтение коротких предложений (Лу-ша ма-ла.)

18) Тема: Звуки Л-Р

Цель:  

  1. Подбор картинок на изучаемые звуки.
  2. Чтение слоговых рядов ЛА-РА, ЛО-РО…
  3. Работа с разрезной азбукой, составить трёхбуквенные слова ШАР, МАЛ, СЫР.
  4. Работа с букварём, чтение коротких предложений ( У Ро-мы мы-ло)
  5. Чтение слогов со стечением согласных (сла-сло).

19)Тема:  Упражнение в чтении коротких предложений.

Цель:

  1. Чтение коротких предложений.
  2. Анализ предложений ( количество и порядок слов).

Февраль

20) Тема: Звук Н

Цель:   

  1. Четкое произнесение и характеристика звука Н, знакомство с буквой.
  2. Чтение слогов и слов со звуком Н.
  3. Звуковой анализ слогов АН-НА, ОН-НО.
  4. Работа в файле.
  5. Упражнение в чтении слогов со стечением согласных (шна-сна).

21) Тема: Звук К

Цель: 

  1. Четкое произнесение звука К, знакомство с буквой.
  2. Звуковой анализ, составление схем слогов .
  3. Работа с разрезной азбукой, составление слов: мак, рак, лук
  4. Чтение слов типа: кош-ка, мыш-ка…

22) Тема: Звук Т

Цель: 

  1. Четкое произнесение звука Т, знакомство с буквой.
  2. Звуковой анализ, составление схем слогов.
  3. Деление слов на слоги.
  4. Чтение сложных слов типа: ут-ром, стру-на, кро-ты…
  5. Чтение коротких рассказов.

23) Тема: Звук И

Цель:   

  1. Четкое произнесение и характеристика звука И, знакомство с буквой.
  2. Выделение начального ударного и безударного звука И.
  3. Звуковой анализ звукосочетаний АУИ, АИУ, ИУА, ИАУ, УАИ, УИА.
  4. Работа с букварём и в файле.
  5. Чтение коротких рассказов.

 

24)Тема:  Упражнение в чтении  предложений и коротких рассказов.

Март

25) Тема: Звуки Ы-И

Цель:  

  1. Четкое произнесение и характеристика звуков Ы,И.
  2. Дифференциация звуков в слогах, словах.
  3. «Читайка.»
  4. Составление схем предложений.

26) Тема:  Звук П

Цель:

  1. Четкое произнесение звука П.
  2. Выделение последнего глухого согласного.
  3. Звуковой анализ, составление схем обратных слогов.
  4. Чтение  букваря.

27) Тема.: Звуки П—Т—К

Цель:

  1. Закрепление произношения и различение звуков П—Т—К.
  2. Воспроизведение слоговых рядов типа ПА-ТА-КА, составление схем.
  3. Договаривание слов.
  4. Работа в букваре и файле.
  5. Подбор картинок на заданные звуки.

28) Тема: Звук З

Цель: 

  1. Четкое произнесение звука З, знакомство с буквой.
  2. Звуковой анализ, составление схем  слогов и слов.
  3. Игра «закончи слово»        
  4. Чтение  букваря.

29) Тема: Звуки З-С

Цель:  

  1. Четкое произнесение и характеристика звуков С,З.
  2. Дифференциация звуков в слогах, словах.
  3. «Читайка.»
  4. Составление схем предложений.
  5. Подбор картин на заданные звуки.

Апрель

30)Тема:  Упражнение в чтении  слов, предложений и рассказов.

31) Тема: Звук Й

Цель: 

  1. Четкое произнесение звука Й, знакомство с буквой.
  2. Звуковой анализ, составление схем  слогов и слов.
  3. Игра «закончи слово»
  4. Чтение  букваря.

32) Тема: Звуки  Й-Ы

Цель:  

  1. Четкое произнесение и характеристика звуков Й,Ы.
  2. Дифференциация звуков в слогах, словах.
  3. Игра «Читайка.»
  4. Составление схем предложений.
  5. Подбор картинок на заданные звуки.

33) Тема: Звук Г

Цель: 

  1. Четкое произнесение звука Г, знакомство с буквой.
  2. Звуковой анализ, составление схем  слогов и слов.
  3. Игра «раз словечко, два словечко».
  4. Чтение  букваря.

34) Тема: Звуки К-Г

Цель:  

  1. Четкое произнесение и характеристика звуков К,Г.
  2. Дифференциация звуков в слогах, словах.
  3. Игра «Читайка.»
  4. Составление схем предложений.
  5. Подбор картинок на заданные звуки.

Май

35) Тема: звук В

Цель: 

  1. Четкое произнесение звука В, знакомство с буквой.
  2. Звуковой анализ, составление схем  слогов и слов.
  3. Работа с разрезной азбукой.
  4. Чтение  букваря.

36) Тема: звук Д

Цель: 

  1. Четкое произнесение звука Д, знакомство с буквой.
  2. Звуковой анализ, составление схем  слогов и слов.
  3. Работа в файле.
  4. Чтение  букваря.

37) Тема: звук Б

Цель: 

  1. Четкое произнесение звука Б, знакомство с буквой.
  2. Звуковой анализ, составление схем  слогов и слов.
  3. Составление предложений.
  4. Чтение  букваря.

38)Тема:  Упражнение в чтении рассказов.

Тематический план второго года обучения.

Октябрь

1)Тема: Звук и буква А.

Цель:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Познакомить с гласным  А и его условным обозначением - красный квадрат.
  3. Учить обозначать место звука  А в слове.
  4. Учить писать печатную букву А.

2) Тема: Звук и буква О.

Цель:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Познакомить с гласным О и его условным обозначением - красный квадрат.
  3. Учить обозначать место звука О в слове.
  4. Учить писать печатную букву О.

3) Тема: Звук и буква У.

Цель:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Познакомить с гласным У и его условным обозначением - красный квадрат.
  3. Учить обозначать место звука У в слове.
  4. Учить писать печатную букву У.

4)  Тема: Чтение слов из пройденных букв – АУ, УА.

Цель:

  1. Формировать умение читать слова из пройденных букв АУ, УА.
  2. Закреплять умение определять первый звук в слове и находить нужную букву.
  3. Закрепить умение называть слова с заданным звуком.

5) Тема: Звук и буква М. Чтение слогов.

Цель:

  1. Способствовать развитию звуко-буквенного  анализа.
  2. Познакомить со звуком М как согласным звуком и его условным обозначением – синий квадрат.
  3. Учить обозначать в схеме слова место звука М.
  4. Познакомить с печатной буквой М.
  5. Учить читать слоги: ам, ум, ом, ма, му, мо.

ноябрь

6) Тема: Звук и  буква Ы.

Цель:

  1. Развитие фонематического слуха.
  2. Знакомство с буквой Ы и условным обозначением  гласных – красный квадрат.
  3. Учить делить слова на слоги.

7) Тема: Звук и буква Л. Чтение слогов ЛА,ЛО,ЛУ,ЛЫ.

Цель:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Познакомить со звуком Л как согласным звуком и его условным обозначением  - синий квадрат.
  3. Учить соотносить схему слова с названием  нарисованного предмета.
  4. Познакомить с написанием буквы Л.
  5. Учить читать слоги ЛА,ЛО,ЛУ,ЛЫ.
  6. Чтение слов МАМА, МЫЛО,

8)  Тема: Чтение слогов и слов с пройденными буквами.

Цель:

  1. Развитие звуко–буквенного анализа.
  2. Закрепить умение подбирать слова на определенный звук.
  3. Познакомить с ударением и его обозначением.
  4. Упражнять в умении читать слоги и слова из пройденных звуков

9) Тема: знакомство со звуком и буквой С.

Чтение слогов и слов. Предложение.

Цель:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Познакомить со звуком С и его условным обозначением – синий квадрат.
  3. Знакомить с букой , чтение слогов.
  4. Учить соотносить схему слова с картинкой.
  5. Познакомить с понятием «предложение».

10) Тема: Звук и буква Н. Написание и чтение слов.

Цель:

  1. Развитие звуко-буквенного анализа.
  2. Познакомить со звуком и условным обозначением.
  3. Учить писать слова ЛУНА, МЫЛО с помощью условных обозначений и букв.
  4. Учить читать слоги:  на, но, ну, ны.

декабрь

11) Тема: звук и буква И. Чтение слогов, слов, предложений.

Цель:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Познакомить с гласным и его обозначением.
  3. Учить писать печатную букву И.
  4. Упражнять в чтении предложений.

12) Тема: закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов и предложений.

Цель:

  1. Продолжать учить соотносить звук и букву.
  2. Закрепить умение различать гласные и согласные.
  3. Закрепить умение определять место звука в слове.
  4. Упражнять в чтении.

13)  Тема: знакомство со звуком и буквой Х. Чтение слогов и слов.

Цель:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Познакомить со звуком Х и его условным обозначением – синий квадрат.
  3. Знакомить с букой, чтение слогов.
  4. Учить соотносить схему слова с картинкой.
  5. Чтение предложений.

14) Тема: знакомство со звуком и буквой Р. Чтение слогов и слов.

Цель:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Познакомить со звуком Р и его условным обозначением – синий квадрат.
  3. Знакомить с букой, чтение слогов.
  4. Учить соотносить схему слова с картинкой.
  5. Чтение предложений.

15) Тема: знакомство со звуком и буквой Ш.

Чтение слогов и слов.

Цель:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Познакомить со звуком Ш и его условным обозначением – синий квадрат.
  3. Знакомить с букой, чтение слогов.
  4. Учить соотносить схему слова с картинкой.
  5. Чтение предложений.

январь

16) Тема: звук и буква Э. Чтение слогов, слов, предложений.

Цель:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Познакомить с гласным и его обозначением.
  3. Учить писать печатную букву Э.
  4. Упражнять в чтении предложений.

17) Тема: закрепление пройденного материала. Гласные и согласные звуки и буквы. Чтение слогов, слов и предложений.

Цель:

  1. Продолжать учить соотносить звук и букву.
  2. Закрепить умение различать гласные и согласные.
  3. Закрепить умение определять место звука в слове.
  4. Упражнять в чтении.

18) Тема: звук и буква Я. Чтение слогов, слов, предложений.

Цель:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Познакомить с гласным и его обозначением.
  3. Учить писать печатную букву Я.
  4. Упражнять в чтении парных слогов МА-МЯ, ЛА-ЛЯ, НА-НЯ…….
  5. Знакомство с условным обозначением мягкого согласного– ЗЕЛЕНЫЙ КВАДРАТ.

19) Тема: звук и буква Ю. Чтение слогов, слов, предложений.

Цель:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Познакомить с гласным и его обозначением.
  3. Учить писать печатную букву Ю.
  4. Упражнять в чтении парных слогов МУ-МЮ, ЛУ-ЛЮ, НУ-НЮ…….
  5. Продолжать знакомить  с условным обозначением мягкого согласного– ЗЕЛЕНЫЙ КВАДРАТ.

февраль

20) Тема: звук и буква Е.  Составление предложений.

Цель:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Познакомить с гласным и его обозначением.
  3. Учить писать печатную букву Е.
  4. Упражнять в чтении парных слогов МЭ-МЕ, ЛЭ-ЛЕ, НЭ-НЕ…….
  5. Составление предложений.

21) Тема: звук и буква Ё.  Мягкие согласные.

Цель:

  1. Развивать фонематический слух.
  2. Познакомить с гласным и его обозначением.
  3. Учить писать печатную букву Ё.
  4. Упражнять в чтении парных слогов СО - СЁ…….
  5. Мягкие согласные.

22) Тема: Закрепление пройденного материала.

Цель:

  1. Закрепить умение писать гласные.
  2. Продолжать уить читать слоги, различать твердость и мягкость согласных.
  3. Учить читать и проводить анализ предложения.
  4. Закрепить умение делить слова на слоги.

23) Тема: Звук и буква К. Чтение слогов, составление и

условная запись предложений.

Цель:

  1. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.
  2. Познакомить с буквой и условным обозначением.
  3. Читать слоги : ( 10 гласных).
  4. Учить записывать предложение условными обозначениями.

24) Тема: Звук и буква Т. Чтение слогов, предложений.

Цель:

  1. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.
  2. Познакомить с буквой и условным обозначением.
  3. Читать слоги : ( 10 гласных).
  4. Учить читать слоги со стечением согласных звуков(стра…)

Март

25) Тема: Звук и буква Г. Чтение слогов, составление и

условная запись предложений.

Цель:

  1. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.
  2. Познакомить с буквой и условным обозначением.
  3. Читать слоги : ( 10 гласных).
  4. Учить записывать предложение условными обозначениями.

 

26) Тема: Звук и буква Д . Чтение слогов, предложений.

Цель:

  1. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.
  2. Познакомить с буквой и условным обозначением.
  3. Читать слоги : ( 10 гласных).
  4. Познакомить с понятиями : звонкость и глухость согласных

27) Тема: Звук и буква З. Чтение слогов, предложений. 

Цель:

  1. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.
  2. Познакомить с буквой и условным обозначением.
  3. Читать слоги : ( 10 гласных).
  4. Закрепить понятия : звонкость и глухость согласных.
  5. Чтение слогов и слов со стечением согласных.

28) Тема: Звук и буква П. Чтение слогов, предложений.

Цель:

  1. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.
  2. Познакомить с буквой и условным обозначением.
  3. Читать слоги: ( 10 гласных).
  4. Закрепить понятия: звонкость и глухость согласных.
  5. Упражнять в делении слов на слоги.
  6. Чтение слогов и слов со стечением согласных.

апрель

29) Тема: Звук и буква Б. Чтение слогов, предложений.

Цель:

  1. Способствовать развитию звуко-буквенного анализа.
  2. Познакомить с буквой и условным обозначением.
  3. Читать слоги: ( 10 гласных).
  4. Закрепить понятия: звонкость и глухость согласных.
  5. Упражнять в делении слов на слоги.
  6. Чтение слогов и слов со стечением согласных.

30) Тема: Буквы В – Ф. Составление и условная запись предложение.

Цель:

  1. Развитие фонематического восприятия.
  2. Знакомство со звуками В-Ф как со звонкими и глухими согласными.
  3. Познакомить с буквами В-Ф и звуками ВЬ-ФЬ.
  4. Учить читать слоги  с буквами В -  Ф со  всеми гласными (10).
  5. Учить составлять и проводить анализ предложения.

31) Тема: Буква Ж. Составление и условная запись предложение.

Цель:

  1. Развитие фонематического восприятия.
  2. Знакомство со звуками Ж - Ш как со звонкими и глухими согласными.
  3. Познакомить с буквами ж .
  4. Учить читать слоги  с буквами Ж Ш со  всеми гласными (10).
  5. Учить составлять и проводить анализ предложения.

32) Тема: Буквы Ч _ Щ. Чтение слогов и предложений.

Цель:

  1. Развитие фонематического восприятия.
  2. Знакомство со звуками Ч - Щ как с глухими согласными и  мягкими.
  3. Познакомить с буквами  Ч -  Щ.
  4. Учить читать слоги  с буквами Ч - Щ со  всеми гласными

 май

33) Тема: звук и буква Ц. Чтение слогов и стихов.

Цель:

  1. Развитие фонематического восприятия.
  2. Знакомство со звуком Ц как твердым согласными.
  3. Познакомить с буквой.
  4. Учить читать слоги  с буквой Ц  со  всеми гласными (10).
  5. Совершенствовать навык чтения.

34) Тема: Буква Й. Чтение слогов и стихов.

Цель:

  1. Развитие фонематического восприятия.
  2. Знакомство со звуками Й как со звонким и мягким согласным.
  3. Познакомить с буквой.
  4. Совершенствовать навык чтения.

35) Тема: Буквы Ь -Ъ. Чтение слогов и стихов.

Цель:

  1. Развитие фонематического восприятия.
  2. Познакомить с буквами.
  3. Совершенствовать навык чтения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования «Волшебный мир букв и звуков»

Образовательная программа дополнительного образования «Волшебный мир букв и звуков» (подготовка к обучению основам грамоты).Возраст обучающихся – 4-6 лет.Строк реализации – 2 года....

Рабочая программа дополнительного образования по реализации программы "От звука к букве. Обучение дошкольников обучению грамоты"Е. В. Колесниковой в старшей группе через кружковую работу.

Программа представляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, слогами, которые помогут детям научиться читать и выполнять звуко - буквенный анализ, а также способствуют развитию м...

Рабочая программа дополнительного образования «Волшебный мир букв и звуков»

Программа  «Волшебный мир букв и звуков» составлена на основе авторской программы  Е.В. Колесниковой по подготовке к обучению грамоте «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамо...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ. ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ» Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ для детей 5-6 лет МБДОУ «Детский сад «Подснежник» КРУЖОК «АЗБУКОВЕДЕНИЕ»

Программа составлена на основе авторской программы Е. В. Колесниковой "От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты", Марцинкевич Г. В. "Обучение грамоте детей дошкольного ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «Волшебный мир звуков и букв»

Возможно, самое  лучшее,  самое радостное,что  есть  в  жизни  - это  красивая речьи  свободное  движение  под  музыку.И  ребенка можно ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ «ОТ ЗВУКА К БУКВЕ.ОБУЧЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ ЭЛЕМЕНТАМ ГРАМОТЫ»Е.В. КОЛЕСНИКОВОЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ КРУЖОК «АБВГДЕЙКА»

Программа «От звука к букве» составлена на основе авторской программыЕ.В. Колесниковой «От звука к букве. Обучение дошкольников элементам грамоты».Программа соответствует ФГОС ...