Программа дополнительного образования "Читаю, играя"
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Паздникова Наталья Алексадровна

Данная программа по обучению чтению предназначена для работы с детьми 4-х, 5-ти лет.

Особенностью программы является поэтапное обучение детей чтению по ступенькам лесенки – читайки. Эта методика проста, логична, не содержит сложных терминов, не принуждает ребенка к осмыслению каких-либо способов действия.

Игра – основное занятие детей, их ежедневная работа, жизненно важная для здоровья и развития. В программе подобраны занимательные игровые ситуации, упражнения тренинговые задания, которые используются в путешествии ребенка по ступенькам лесенки – читайки. Занимаясь по ступенькам чтения, ребенок обучается в индивидуальном темпе, что предлагает учет особенностей развития каждого ребенка, а также его настроения и желания.

Лесенка – читайка имеет десять ступеней. Они отличаются друг от друга степенью трудности прочтения слов, а именно: от узнавания, называния букв до чтения слов без ограничения возможных трудностей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ)

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ


«Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по социально-личностному развитию детей «Энергетик» г.Нерюнгри


Адрес: г. Нерюнгри, ул. им. В. Кравченко, 6/1;    раб.тел., факс 8 (41147)  4-71-87


Программа по дополнительному образованию

По обучению раннему чтению

«Читаю, играя»

Количество лет обучения – 2 года

Возраст детей 5-7 лет

                                                                      Разработчик: Паздникова Наталья Александровна

                                                                                                   воспитатель

Пояснительная записка

Данная программа по обучению чтению предназначена для работы с детьми 4-х, 5-ти лет.

Особенностью программы является поэтапное обучение детей чтению по ступенькам лесенки – читайки. Эта методика проста, логична, не содержит сложных терминов, не принуждает ребенка к осмыслению каких-либо способов действия.

Игра – основное занятие детей, их ежедневная работа, жизненно важная для здоровья и развития. В программе подобраны занимательные игровые ситуации, упражнения тренинговые задания, которые используются в путешествии ребенка по ступенькам лесенки – читайки. Занимаясь по ступенькам чтения, ребенок обучается в индивидуальном темпе, что предлагает учет особенностей развития каждого ребенка, а также его настроения и желания.

Лесенка – читайка имеет десять ступеней. Они отличаются друг от друга степенью трудности прочтения слов, а именно: от узнавания, называния букв до чтения слов без ограничения возможных трудностей.

Задачи.

  1. Познакомить детей с буквами.
  2. Познакомить детей с понятием «звук», «слово».
  3. Дать знания о способе чтения.
  4. Формировать устную речь детей.

Предполагаемый результат.

В течение учебного года дети должны овладеть определенными навыками и умениями:

  1. знание букв и звуков;
  2. умение определять место звука в слове;
  3. овладение способом чтения (слияние букв К, А = КА).

Структура занятия.

  1. Артикуляционная гимнастика.
  2. Работа с азбукой большого и малого формата.
  3. Физминутка.
  4. Игры, тренинги, упражнения.
  5. Индивидуальная работа.

Формы работы.

Игровые занятия, утренники, вечер развлечений.

Работа с детьми.

Диагностика детей осуществляется в сентябре (2 занятия), в мае (2 занятия). Индивидуальная работа еженедельно в течение года

Работа с кадрами.

  1. Консультации для воспитателей «Книжный уголок в группе» (октябрь).
  2. Семинар «Использование пословиц и поговорок для развития речи детей» (январь).
  3. Консультация «Составление рассказа по игрушке на занятиях по развитию речи» (март).

Развивающая среда в группе.

Разрезная азбука;

Д/и «Зазеркалье», цель – узнавать буквы в зеркальном отражении и правильно пропечатать их.

Слоговая азбука;

Д/и «Изографы», цель – закреплять умение правильно называть буквы.

Д/и «Полубуква», цель – закреплять умение писать буквы.

Д/и «Ромашка», цель – учить слитному прочтению 2-х букв.

Д/и «Колодец», цель – учить чтению 3-х буквенных слов.

Д/и «Помоги Буратино».

Д/и «Ребусы», цель – развивать умение читать 4-х буквенные слова (бант).

Д/и «Колесо», цель – закреплять умение читать по слогам 4-6 буквенные слова.

Настольная игра «Зоопарк», цель – закрепление умения читать слова без ограничения.

Работа с родителями.

Выступление на родительских собраниях («Перспектива работы с детьми»).

«Наши результаты» (сентябрь, май).

Открытое НОД – 2 квартал.

Индивидуальные беседы, консультации в течение года.

Литература:

Жукова Н.С. Букварь. М. Издательство Эксмо-Пресс 2002 год.

Д.Г.Шумаева «Как хорошо уметь читать!..» Обучение дошкольников чтению. Программа-конспект. Издательство «Детство-Пресс» 2003

Тематический план НОД.

1 год обучения

Сентябрь

  1. Диагностика
  2. «Поймай букву» (А,У, О,И)
  3. «Сконструируй букву» (М, С)
  4. «Котенок учит буквы» (Ш, Х)

Октябрь

  1. «Закрепление звуков А, У, О, М»
  2. «Согласный звук С (Сь)»
  3. «Звук Х (Хь)»
  4. «Повторение звуков А, У, О, М, С, Х»

Ноябрь

  1. «Звук Ш, буква Ш»
  2. «Анализ слогов ША, ШО, ШУ, СА, СО, СУ»
  3. « Сопоставление звуков С и Ш»
  4. «Согласный звук Л (Ль), буква Л»  

Декабрь

  1. «Обобщение изученного. Гласные: А, У, О; согласные»
  2. «Гласный звук Ы, буква Ы.»
  3. «Согласный звук Н (Нь), Буква Н»
  4. «Закрепление звука Н (Нь), буквы Н. Восклицательный и вопросительный знаки в конце предложения.

Январь

  1. «Звук Р (Рь), буква Р»
  2. «Закрепление звука Р (Рь) и буквы Р. Написание большой          буквы в именах людей»
  3. «Сопоставление звуков Р и Л»
  4. «Обобщение пройденного. Гласные звуки: А, У, О, Ы; согласные звуки: М (Мь), Х (Хь), Ш, Л (Ль), Н (Нь), Р (Рь). Интонационные знаки в конце предложения.

Февраль

  1. «Звук К (Кь), буква К.»
  2. «Продолжать работать по звуку К (Кь), буква К. Закрепление знаний об ударном слоге»
  3. «Закрепление звука К (Кь). Работа над предложением»
  4. «Звук П (Пь), буква П»

Март

  1. «Закрепление звука П (Пь), буквы П»
  2. «Согласный звук Т (Ть), буква Т»
  3. «Закрепление звука Т (Ть), буквы Т.»
  4. «Гласный звук И, буква И.

Апрель

  1. «Закрепление гласного звука И, буквы И. Показать, что этот звук образует слог (например: И-ра) и  может быть отдельным словом»
  2. «Согласный звук З (Зь), обозначающая этот звук.»
  3. «Сопоставление звуков З и С»
  4. «Звук В (Вь), буква В»

Май

  1. «Закрепление согласного звука В (Вь), буквы В.»
  2. «Согласный звук Ж, буква Ж»

3 – 4.  Диагностика

Тематический план НОД.

2 год обучения

Сентябрь

  1. Диагностика
  2. «Закрепление звука Ж, буквы Ж. Сопоставление Ж – Ш; ЖИ – ШИ
  3.  «Звонкий согласный звук Б (Бь), буква Б, б»
  4. «Закрепление звука Б (Бь), буквы Б. Сопоставление звуков Б и П»

Октябрь

  1. «Звук Г (Гь), буква Г»
  2. «Закрепление звука Г (Гь), буквы Г.Сопоставление звуков Г и К»
  3. «Звук Д (Дь), буква Д»
  4. «Сопоставление звуков. Орфография и орфоэпическое чтение (садик – сад, рады – рад и др.)»

Ноябрь

  1. «Звук Й, буква Й»
  2. «Сопоставление звуков И и Й»
  3. «Буква Ь – показатель мягкости в конце слога или слова. Звука не обозначает, а показывает, что перед ней стоит мягкий согласный»
  4. «Ь (мягкий знак) в середине слова как знак мягкости. Ь никогда не пишется в начале слова!»

Декабрь

  1. «Закрепление звуков Д, Т, И, Й и букв Д, Т, И, Й, Ь в конце и середине слова»
  2. «Звук Е, буква Е, е»
  3. «Закрепление гласного звука Е, буквы Е»
  4. «Гласный звук Я, буква Я»

Январь

  1. «Гласный звук Ю, буква Ю»
  2. «Закрепление звука Ю, буквы Ю»
  3. «Гласный звук Ё, буква Ё, ё»
  4. «Закрепление звука Ё, буквы Ё. Ударный слог  (повторение)»

Февраль

  1. «Глухой согласный звук Ц, буква Ц.»
  2. «Глухой согласный звук Ч, буква Ч»
  3. «Звук Щ, буква Щ»
  4. «Глухой согласный звук Ф (Фь), буква Ф, ф»

Март

  1. «Гласный звук Э, буква Э»
  2. «Разделительный твёрдый знак – буква Ъ. Разделительный мягкий знак.
  3. «Двойные согласные. Алфавит»
  4. «Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению»

Апрель

  1. «Чистоговорки» (ИГРАТЬ, ПЕТЬ, ДУТЬ)
  2. Чтение слов в пределах до 3-х слогов.
  3. Игра «Читайка» (КЕНГУРУ, НОСОРОГ)
  4. Чтение слов без ограничения трудностей.

Май

  1. «Любопытный» игра
  2. Итоговое НОД

3 – 4 . Диагностика


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа дополнительного образования по музыкальному развитию для детей от 3 до 7 лет "ТАНЦУЮ, ИГРАЮ - СЕБЯ ОТКРЫВАЮ"!. Реализация программы сроком на 4 года.

1. Пояснительная записка       Дошкольный возраст – один из наиболее ответственных периодов в жизни каждого человека. Именно в эти годы закладываются основы здоровья, гар...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Фрагмент программы дополнительного образования "Игры с кинетическим песком"

В материалах представлен фрагмент программы дополнительного образования, включающий цель и задачи программы, учебный план, календарный учебный график....

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа «Ладушки» для детей (6-7 лет) срок реализации программы 1год

           Одним из главных показателей становления личности на этапе дошкольного детства является эстетическое развитие ребенка. В специально организованной худож...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования «Играем, двигаемся, говорим» (речедвигательный тренинг)

2.Цель и задачи программыЦель программы: развитие неречевых процессов (зрительное и слуховое восприятие, внимания, различных видов памяти, снижение психоэмоционального и телесного напряжения), развити...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...