Дидактическая игра «Весёлый паровозик» (для старшей и подготовительной к школе группе)
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Косова Мария Михайловна

 

Пояснительная записка:

Деление слов на слоги является одной из основ обучения ребенка чтению. Именно этот навык позволяет не только сочетать буквы между собой, но и обрести понимание того, как из букв получаются слова. Не всегда понимание слогов дается ребенку легко, но родители и педагоги могут помочь малышу в этом вопросе.

Сконцентрируйте внимание ребенка не на словах, а на произносимых им звуках. Фонетика влияет на качество чтения едва ли не больше, чем знание самих букв. Предложите ребенку понаблюдать за своим ртом в зеркале во время произношения слов. Так он сможет понять, что форма губ меняется именно при произношении слогов, а не отдельных букв.

Если ребёнок не может понять, каким образом слоги складываются в слова, можно предложить достаточно простой способ. Для этого ребенку необходимо предложить удерживать ладонь в районе шеи, под челюстью. Ощущение давления на руку позволяет прочувствовать движение рта при произношении. Самое простое слово для постановки эксперимента – это «мама» или же иные доступные и привычные детскому слуху термины. Но и более сложные слова не менее легко раскладываются на слоги, нужно лишь проявить немного терпения.

Начинать подобную тренировку необходимо с двухсложных слов, так как их раскладывать на слоги проще всего. Постепенно переходите к тем словам, которые состоят из трех и более слогов, например «молоко» или «корова». Чтобы занятие не казалось слишком скучным, деление слов на слоги детям лучше всего проводить в игровой форме.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskaya_igra.docx52.66 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактическая игра «Весёлый паровозик»

(для старшей и подготовительной к школе группе)

Пояснительная записка:

Деление слов на слоги является одной из основ обучения ребенка чтению. Именно этот навык позволяет не только сочетать буквы между собой, но и обрести понимание того, как из букв получаются слова. Не всегда понимание слогов дается ребенку легко, но родители и педагоги могут помочь малышу в этом вопросе.

Сконцентрируйте внимание ребенка не на словах, а на произносимых им звуках. Фонетика влияет на качество чтения едва ли не больше, чем знание самих букв. Предложите ребенку понаблюдать за своим ртом в зеркале во время произношения слов. Так он сможет понять, что форма губ меняется именно при произношении слогов, а не отдельных букв.

Если ребёнок не может понять, каким образом слоги складываются в слова, можно предложить достаточно простой способ. Для этого ребенку необходимо предложить удерживать ладонь в районе шеи, под челюстью. Ощущение давления на руку позволяет прочувствовать движение рта при произношении. Самое простое слово для постановки эксперимента – это «мама» или же иные доступные и привычные детскому слуху термины. Но и более сложные слова не менее легко раскладываются на слоги, нужно лишь проявить немного терпения.

Начинать подобную тренировку необходимо с двухсложных слов, так как их раскладывать на слоги проще всего. Постепенно переходите к тем словам, которые состоят из трех и более слогов, например «молоко» или «корова». Чтобы занятие не казалось слишком скучным, деление слов на слоги детям лучше всего проводить в игровой форме.

Дидактическая игра «Весёлый паровозик»

(по развитию речи)

Цель: в игровой форме совершенствовать умение детей делить слова на слоги

Правила игры:

Дети рассаживаются вокруг стола (3-4 игрока).

Предметные картинки раздаются поровну всем участникам игры.

Игроки по очереди бросают кубик, на гранях которого нарисованы цифры от 1 до 5. Пустая грань – переход хода.

Каждая цифра на грани обозначает количество слогов в слове. Ребёнок должен найти соответствующую картинку у себя и поместить её в вагончик.

Вагончик с одним красным кругом на крыше – это односложные слова,

с двумя красными кругами – это двухсложные слова,

в вагон с тремя кругами помещаем слова из трёх слогов, и т.д.)

Ход игры:

Раздаём картинки всем игрокам поровну.

Бросаем кубик и смотрим, какая цифра на его грани.

Находим вагончик, у которого на крыше (например) два красных круга (они соответствуют количеству слогов).

Игрок находит у себя карточку, на которой слово состоит из двух слогов. Размещает эту картинку в вагоне.

Далее ход переходит к другому игроку. Побеждает тот, кто правильно все карточки разместит в вагоны.

Усложнение в игре:

Когда ребята уверенно научатся делить на слоги двухсложные и трёхсложные слова, можно добавить вагоны, которые будут «перевозить» слова, состоящие из четырёх и пяти слогов.

Второй вариант игры:

Материал к игре тот же.

Цель: совершенствовать умение детей находить предметы на заданный звук, и слова, в составе которых есть указанный звук.

Ход:

Воспитатель бросает кубик.  Называет цифру на его грани и говорит: «В первом вагоне «едут» слова, которые начинаются на звук А».

Дети находят карточки и размещают их в кармане вагончика.

Воспитатель снова бросает кубик: «В третьем вагоне «едут» слова, в середине которых есть звук О».   Дети выполняют игровое задание.

Третий вариант игры:

Материал к игре тот же.

Цель: совершенствовать умение детей различать гласные звуки, согласные твёрдые и мягкие звуки.

Ход:

Воспитатель бросает кубик.  Называет цифру на его грани и говорит: « Во втором вагоне «едут» слова, которые начинаются на твёрдый согласный звук».  Дети находят карточки и размещают их в кармане вагончика.

Воспитатель снова бросает кубик: «В третьем вагоне «едут» слова, которые начинаются на гласный звук».  Дети выполняют игровое задание.

Побеждают в игре самые внимательные участники.

Также в данной дидактической игре представлены другие разнообразные задания для детей по развитию речи: «Где находится гласный звук», «Назови слова с заданным звуком», «Кто как маму зовет», «Серпантин слов», ребусы от гнома.

К данной игре прилагается комплект логопедических карточек на закрепление звуковой культуры речи, которые воспитатель может использовать как в НОД, так и в индивидуальной работе с детьми по коммуникации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наши любимые узоры". Мультимедийное пособие.Дидактическая игра по изобразительной деятельности для детей подготовительной к школе группы.

Цель игры: закреплять знания о  декоративно-прикладном искусстве, о народных игрушках;упражнять в умении различать виды росписи (хохломская, городецкая и др.)....

«Дидактические игры для индивидуальной работы с детьми подготовительной к школе группы»

Подборка дидактических игр на развитие фонетическоко и фонематического слуха; на развитие лексической стороны речи, грамматического строя. Упражнения на развитие речевого дыхания и мелкой моторики....

Методические рекомендации для родителей «Дидактические игры для индивидуальной работы с детьми подготовительной к школе группы.

Упражнять в подборе слов на определенные звуки.Детям предлагаются цепочки звуков. Они определяют названный в стихотворении звук.Педагог называет как гласные, так и согласные (мягкие, твердые) звуки....

Дидактическая игра на липучках " Профессии" ( для детей подготовительной к школе группы и младших школьников)

Цель:- закреплять представления детей о профессиональном труде взрослых;- учить детей классифицировать профессии по примененю в той или иной отрасли хозяйства;- развивать логическое мышление и связную...

Самообразование «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной к школе группы основам математики»

Презентация   «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной к школе группы основам математики»...