Дидактическая игра «Весёлый паровозик» (для старшей и подготовительной к школе группе)
методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему
Пояснительная записка:
Деление слов на слоги является одной из основ обучения ребенка чтению. Именно этот навык позволяет не только сочетать буквы между собой, но и обрести понимание того, как из букв получаются слова. Не всегда понимание слогов дается ребенку легко, но родители и педагоги могут помочь малышу в этом вопросе.
Сконцентрируйте внимание ребенка не на словах, а на произносимых им звуках. Фонетика влияет на качество чтения едва ли не больше, чем знание самих букв. Предложите ребенку понаблюдать за своим ртом в зеркале во время произношения слов. Так он сможет понять, что форма губ меняется именно при произношении слогов, а не отдельных букв.
Если ребёнок не может понять, каким образом слоги складываются в слова, можно предложить достаточно простой способ. Для этого ребенку необходимо предложить удерживать ладонь в районе шеи, под челюстью. Ощущение давления на руку позволяет прочувствовать движение рта при произношении. Самое простое слово для постановки эксперимента – это «мама» или же иные доступные и привычные детскому слуху термины. Но и более сложные слова не менее легко раскладываются на слоги, нужно лишь проявить немного терпения.
Начинать подобную тренировку необходимо с двухсложных слов, так как их раскладывать на слоги проще всего. Постепенно переходите к тем словам, которые состоят из трех и более слогов, например «молоко» или «корова». Чтобы занятие не казалось слишком скучным, деление слов на слоги детям лучше всего проводить в игровой форме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
didakticheskaya_igra.docx | 52.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактическая игра «Весёлый паровозик»
(для старшей и подготовительной к школе группе)
Пояснительная записка:
Деление слов на слоги является одной из основ обучения ребенка чтению. Именно этот навык позволяет не только сочетать буквы между собой, но и обрести понимание того, как из букв получаются слова. Не всегда понимание слогов дается ребенку легко, но родители и педагоги могут помочь малышу в этом вопросе.
Сконцентрируйте внимание ребенка не на словах, а на произносимых им звуках. Фонетика влияет на качество чтения едва ли не больше, чем знание самих букв. Предложите ребенку понаблюдать за своим ртом в зеркале во время произношения слов. Так он сможет понять, что форма губ меняется именно при произношении слогов, а не отдельных букв.
Если ребёнок не может понять, каким образом слоги складываются в слова, можно предложить достаточно простой способ. Для этого ребенку необходимо предложить удерживать ладонь в районе шеи, под челюстью. Ощущение давления на руку позволяет прочувствовать движение рта при произношении. Самое простое слово для постановки эксперимента – это «мама» или же иные доступные и привычные детскому слуху термины. Но и более сложные слова не менее легко раскладываются на слоги, нужно лишь проявить немного терпения.
Начинать подобную тренировку необходимо с двухсложных слов, так как их раскладывать на слоги проще всего. Постепенно переходите к тем словам, которые состоят из трех и более слогов, например «молоко» или «корова». Чтобы занятие не казалось слишком скучным, деление слов на слоги детям лучше всего проводить в игровой форме.
Дидактическая игра «Весёлый паровозик»
(по развитию речи)
Цель: в игровой форме совершенствовать умение детей делить слова на слоги
Правила игры:
Дети рассаживаются вокруг стола (3-4 игрока).
Предметные картинки раздаются поровну всем участникам игры.
Игроки по очереди бросают кубик, на гранях которого нарисованы цифры от 1 до 5. Пустая грань – переход хода.
Каждая цифра на грани обозначает количество слогов в слове. Ребёнок должен найти соответствующую картинку у себя и поместить её в вагончик.
Вагончик с одним красным кругом на крыше – это односложные слова,
с двумя красными кругами – это двухсложные слова,
в вагон с тремя кругами помещаем слова из трёх слогов, и т.д.)
Ход игры:
Раздаём картинки всем игрокам поровну.
Бросаем кубик и смотрим, какая цифра на его грани.
Находим вагончик, у которого на крыше (например) два красных круга (они соответствуют количеству слогов).
Игрок находит у себя карточку, на которой слово состоит из двух слогов. Размещает эту картинку в вагоне.
Далее ход переходит к другому игроку. Побеждает тот, кто правильно все карточки разместит в вагоны.
Усложнение в игре:
Когда ребята уверенно научатся делить на слоги двухсложные и трёхсложные слова, можно добавить вагоны, которые будут «перевозить» слова, состоящие из четырёх и пяти слогов.
Второй вариант игры:
Материал к игре тот же.
Цель: совершенствовать умение детей находить предметы на заданный звук, и слова, в составе которых есть указанный звук.
Ход:
Воспитатель бросает кубик. Называет цифру на его грани и говорит: «В первом вагоне «едут» слова, которые начинаются на звук А».
Дети находят карточки и размещают их в кармане вагончика.
Воспитатель снова бросает кубик: «В третьем вагоне «едут» слова, в середине которых есть звук О». Дети выполняют игровое задание.
Третий вариант игры:
Материал к игре тот же.
Цель: совершенствовать умение детей различать гласные звуки, согласные твёрдые и мягкие звуки.
Ход:
Воспитатель бросает кубик. Называет цифру на его грани и говорит: « Во втором вагоне «едут» слова, которые начинаются на твёрдый согласный звук». Дети находят карточки и размещают их в кармане вагончика.
Воспитатель снова бросает кубик: «В третьем вагоне «едут» слова, которые начинаются на гласный звук». Дети выполняют игровое задание.
Побеждают в игре самые внимательные участники.
Также в данной дидактической игре представлены другие разнообразные задания для детей по развитию речи: «Где находится гласный звук», «Назови слова с заданным звуком», «Кто как маму зовет», «Серпантин слов», ребусы от гнома.
К данной игре прилагается комплект логопедических карточек на закрепление звуковой культуры речи, которые воспитатель может использовать как в НОД, так и в индивидуальной работе с детьми по коммуникации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Наши любимые узоры". Мультимедийное пособие.Дидактическая игра по изобразительной деятельности для детей подготовительной к школе группы.
Цель игры: закреплять знания о декоративно-прикладном искусстве, о народных игрушках;упражнять в умении различать виды росписи (хохломская, городецкая и др.)....
«Дидактические игры для индивидуальной работы с детьми подготовительной к школе группы»
Подборка дидактических игр на развитие фонетическоко и фонематического слуха; на развитие лексической стороны речи, грамматического строя. Упражнения на развитие речевого дыхания и мелкой моторики....
Методические рекомендации для родителей «Дидактические игры для индивидуальной работы с детьми подготовительной к школе группы»
консультация...
Дидактические игры по сенсорному воспитанию для детей подготовительной к школе группы.
Перечень дидактических игр для детей старшего возраста....
Методические рекомендации для родителей «Дидактические игры для индивидуальной работы с детьми подготовительной к школе группы.
Упражнять в подборе слов на определенные звуки.Детям предлагаются цепочки звуков. Они определяют названный в стихотворении звук.Педагог называет как гласные, так и согласные (мягкие, твердые) звуки....
Дидактическая игра на липучках " Профессии" ( для детей подготовительной к школе группы и младших школьников)
Цель:- закреплять представления детей о профессиональном труде взрослых;- учить детей классифицировать профессии по примененю в той или иной отрасли хозяйства;- развивать логическое мышление и связную...
Самообразование «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной к школе группы основам математики»
Презентация «Дидактические игры и упражнения в обучении детей подготовительной к школе группы основам математики»...