Главные вкладки

    ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА .
    методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

    Гращенко Инна Владимировна

    ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ .

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл vystuplenie_v_biblioteke.docx36.09 КБ

    Предварительный просмотр:

     МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ  ДОШКОЛЬНОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ              

                                         УЧРЕЖДЕНИЕ  Г.  МУРМАНСКА  

                  ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 115

                                       ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ТЕМУ :

     ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО РАЗВИТИЮ ЗВУКОВОЙ  

      КУЛЬТУРЫ РЕЧИ У ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА .

     

                                                                          Воспитатель 1 категории Анфилатова И.В.

                                                  Мурманск 2012 год                  

         

    ВВЕДЕНИЕ

          Семья – первая социальная общность, которая закладывает основы личностных качеств ребёнка. В семье он приобретает первоначальный опыт общения. Здесь же у него возникает чувство доверия к окружающему миру, к близким людям, а уже на этой почве появляются любопытство, любознательность, познавательная и речевая активность и многие другие личностные качества. Всё это необходимо учитывать, планируя работу с семьёй.

         Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой речепроизношения, которая включает в себя фонематическую и орфоэпическую правильность речи, ее выразительности, четкую дикцию, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора), речевым слуховым. Воспитание речи  у  дошкольников  является  необходимым  условием  полноценного развития личности. Анализ реальной  ситуации,  сложившейся в настоящее  время,  показал,  что количество детей, имеющих отклонения в речевом  развитии,  неуклонно растет. Известно, что наибольший процент  детей  в возрасте 5-7 лет страдает нарушением звукопроизношения,  причем  нередко  недостатки  произносительной  системы родного языка сочетаются с другими проблемами  различного  характера.

                                            Формы работы с родителями.

          Значимость форм работы с родителями трудно переоценить. Необходимость их использования важна не только для педагогов, но, прежде всего, для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. Беда многих современных родителей – это слабые педагогические знания, отстранённость, причины которых скрыты, прежде всего, в отсутствии элементарных психолого-педагогических знаний и нежелании родителей разобраться в сложном мире ребёнка. Поэтому успех в воспитании и обучении детей в дошкольном учреждении во многом зависит от того, как организовано педагогическое просвещение родителей.

         Понятие о развивающихся взаимодействиях в детском саду и семье, где каждый из её членов не только содействует развитию другого, но и находит условия для собственного личностного развития, легло в основу моей работы с родителями. Непрерывную связь с родителями в нашей группе я осуществляю с помощью коллективной , индивидуальной, наглядной форм работы.

            Групповые родительские собрания в группе я провожу 3 раза: в начале, в середине и конце учебного года. Именно они помогают объединить родителей, нацелить их на помощь команде детского сада, своей группе, активно включиться в процесс воспитания детей. Родительским собраниям я уделяю особое внимание, тщательно готовлюсь к их проведению, анализирую каждое собрание. Важно, чтобы родители на собрании действовали, включались в ту или иную предложенную им работу. Мы обсуждаем,  анализируем  учебные достижения  коллектива  группы,  совместно  с  родителями  (в  начале  года,  по  итогам  года). Я знакомлю родителей  с  содержанием   воспитания  и  обучения   в   детском   саду (с  разделом   работы  по  воспитанию   звуковой   культуры    речи),   требованиями,  которые  предъявляются к воспитанникам, согласовываю эти требования  с  семьей. На первом групповом родительском собрании родителям я разъясняю, что на взрослых членах семьи лежит ответственность за создание мотивации ребёнка к занятиям дома, проведение занятий с ребёнком в разных формах вне детского сада. Собрание стараюсь назначать во время, удобное для родителей.

         Консультации я строю так, чтобы они не были формальными, а по возможности привлекали родителей для решения проблем, развивали дух сотрудничества, так как современный родитель не захочет слушать долгих и назидательных докладов педагога. Консультации стараюсь делать предельно чёткими, содержащими только необходимый родителям конкретный материал. Наиболее актуальные темы для консультаций, которые интересовали родителей в нашей группе по звуковой культуре речи:

     - «Артикуляционная гимнастика»;

    - «Развитие мелкой моторики» ;

    - «Развитие внимания и мышления» ;

    - «Речевые игры дома»;

    - «Как научить ребёнка читать» ;

    - «Как учить звуко - буквенному анализу» .

         Иногда я включаю ту или иную консультацию в повестку дня родительского собрания.

         К некоторым консультациям я организую выставку пособий. Например, к теме «Развитие мелкой моторики» : бусы, пуговицы, , мозаика, конструкторы, палочки и задания к ним, цветные и простые карандаши, краски, альбом для рисования, альбом для раскрашивания, пластилин, ножницы, иголки, нитки, контуры для вышивания на бумаге, кубики. Убеждаю родителей в важности и необходимости развития мелкой моторики рук. Рассказываю о разных видах работы: от пальчиковых игр до развития ручной умелости. А вот узнать, как родители распорядились этой информацией, я могу из материалов мини - музея «Наши руки – не для скуки». На выставке демонстрируются поделки, которые были сделаны детьми и родителями дома .

         Нетрадиционна форма работы с родителями, которую я успешно использую – открытые занятия. Цели  открытых  занятий:

     • показать способы  работы  с  воспитанниками,  которые  нужно  знать  родителям  при  оказании  помощи  детям  в  формировании   навыков   правильного    звукопроизношения, развитию  мелодика – интонационной и темпо – ритмической  сторон  речи;

    • привлечь  внимание  родителей  к  ребенку,  его  проблемам;

    • показать  достижения  детей,  раскрыть  их  лучшие  стороны,  заинтересовать  родителей  делами  ребенка.

        Как показал опыт, полезно объединять занятие с собранием, тогда родители с большей заинтересованностью относятся к их посещению. Конечно, я с родителями заранее обговариваю тему занятия и задания, которые они хотят увидеть.

        Создала библиотеку игр и упражнений . В основном это материалы, объединённые разными лексическими темами, которые включают в себя задания на развитие звуковой культуры речи. В библиотеке есть много пособий, используемых на занятиях. Родители могут взять домой на время необходимые пособия, чтобы использовать их для индивидуальных занятий с детьми.

         Для развития коммуникативных умений и навыков, закрепления пройденного материала я организую речевые праздники. Речевой основой становится то, что готовилось дома детьми с их родителями; максимальная активность родителей и детей. Тематика праздников охватывает разные стороны речевого развития ребёнка: «В гостях у Буквоежки», «В стране Звукарии», «33 сестрички» и др.

         Немалую роль в совместной, комплексной работе воспитателя и семьи может сыграть анкетирование родителей. Анкетирование предполагает чёткое содержание и форму вопросов, ясное указание способов ответа. При помощи анкетирования я узнаю состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. Отвечая на вопросы анкеты, родители начинают задумываться о проблемах воспитания, об особенностях воспитания ребёнка. Важным для меня является вопрос, направленный на выявление потребности родителей в педагогических знаниях. Например, «по каким вопросам в обучения ребёнка вы хотели бы получить рекомендацию воспитателя, логопеда, психолога». Родители говорят о том, какие проблемы их волнуют, а я эти вопросы беру на вооружение при планировании работы с родителями. Особенно, на мой взгляд, очень эффективно проводить анкетирование родителей вначале учебного года. Оно помогает более успешному взаимодействию с ними.

         Особенности семейного воспитания потребности родителей в знаниях можно выявить при помощи беседы, важнейший признак которой двусторонняя активность. От того, как протекают первые встречи с родителями, будет зависеть, наладится ли в дальнейшем их сотрудничество. Поэтому на беседу я приглашаю маму и папу вместе. Для темы беседы я не беру большой объём материала. Ограничиваюсь узким кругом вопросов. Например:

    • в какие речевые игры вы играете дома или на улице с ребёнком;
    • как ваш ребёнок реагирует на дефекты своей речи (если они есть);
    • часто ли вы читаете с ребёнком и обсуждаете прочитанное и др.

         Индивидуальные практикумы по обучению родителей совместным формам деятельности с детьми носят коррекционную направленность (это артикуляционная гимнастика, развитие связной речи, формирование звукопроизношения). Я заранее заготавливаю «опорные» карточки, схемы или таблицы. Это облегчает понимание предлагаемого материала родителями.

        Домашняя библиотечка. Существенную роль в результативной работе родителей с детьми играет подобранная мной библиотечка авторских пособий. Например, Смирнова Л.Н. «Обучение дошкольников 5-7 лет чтению», Цуканова С.П., Бетц Л.Л. «Учим ребёнка говорить и читать (1,2,3 период)», Шумаева Д.Г. «Как хорошо уметь читать!», Баскакина И.В., Лынская М.И. «Свистелочка. Логопедические игры», «Жужжалочка и Шипелочка. Логопедические игры».

     Наглядная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают дошкольное учреждение. О значении средств наглядности точно гласит народная мудрость: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Я внедряю в практику разнообразные формы наглядности по ЗКР: папки, мнемотаблицы, информационные стенды, демонстрационные карточки, инструктивные таблицы,  и др. Никто не проходит  мимо них, родителям это интересно и не требует особых усилий и напряжения после тяжёлого рабочего дня. Я ежедневно обновляю информационный стенд для родителей: "Чем мы занимались", "Повторите вместе с нами".  Также размещаю литературные, словесно-дидактические игры, проведение которых доступно любому взрослому человеку, например: «Придумай рифму», «Скажи наоборот» и т.п. Папки-передвижки меняю 2-4 раза в год.  В них размещаю материал с практическими советами и рекомендациями, который я тщательно отбираю в зависимости от запросов родителей и необходимости. Информационные материалы регулярно обновляю исходя из темы занятий, т.е. наглядная  информация динамична.

         Речевой уголок . В нашем речевом уголке для родителей я оформила рубрику «Поиграем дома!», которая знакомит родителей с играми, игровыми упражнениями и заданиями на закрепление различных речевых навыков. Отбирая и разрабатывая материал для данной рубрики, я учитываю большую загруженность родителей ежедневными домашними делами, и накопленную к концу дня усталость. Среди прочих дома я рекомендую «игры на кухне», «игры на диване», «игры в ванной».

         Можно проводить игры:

    • «Что помоем в тазике?». Названия каких предметов можно «помыть» в тазике?
    • «В стране Фантазии». Лёжа на диване с закрытыми глазами представить лес (полянку, зоопарк и т.д.) и назвать предметы на заданный звук.
    • «Давай искать на кухне слова». Какие слова можно вынуть из борща? Винегрета? Кухонного шкафа?
    • «Угощаю». Давай вспомним вкусные слова и угостим друг друга. Ребёнок называет «вкусное» слово и «кладёт» Вам на ладошку, за тем Вы ему и так до тех пор, пока всё не «съедите».

             Работу с родителями целесообразно проводить в двух формах письменной и устной. Необходимо подчеркнуть преимущество письменной формы. Родители не в состоянии удержать в памяти всю информацию, которую они получают устно. Для того, чтобы родители смогли осмыслить полученные от меня рекомендации и следовать им, я предлагаю определённый алгоритм действий и вооружаю памяткой, которая позволит осуществлять эти действия последовательно и точно.

         При проведении работы по повышению педагогической культуры родителей среди всех форм работы я хотела бы отметить обучение родителей практическим приёмам работы. Это не просто механическое выполнение заданий и упражнений, а уровень заинтересованности родителей, который они приобрели благодаря поэтапной, вдумчивой работе воспитателя и логопеда. В любой форме работы с родителями можно найти и выделить ту «изюминку», на которой строится обучение родителей практическим приёмам работы.

                                                           ЗАКЛЮЧЕНИЕ

       Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связан с тем, что дети, да и взрослые тоже, стали больше общаться с компьютерами и другими средствами технического процесс, чем друг с другом.  Дошкольный возраст  наиболее благоприятен для развития речи, формирования культуры речевого общения. Поэтому наша совместная, трудоемкая и ответственная работа, требующая определенной системы и терпения со стороны взрослого, подбора наиболее действенных средств и методов обучения, приносит положительный результат и динамику в развитии звуковой культуре речи наших ребят.

         Таким образом, взаимодействие детского сада и семьи – необходимое условие полноценного речевого развития дошкольников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где воспитатели, логопеды, психологи и родители действуют согласованно.

                                                              ЛИТЕРАТУРА

    1. Болотина Л.Р., Микляева Н.В., Родионова Ю.Н. Воспитание звуковой культуры речи у детей в дошкольном образовательном учреждении. Методическое пособие. – М.: Айрис пресс, 2006.
    2. Гризик Т., Тимощук Л. Развитие речи детей 4-7 лет . // Ребенок в детском саду 2002, №2.
    3. Болотина Л.Р. Воспитание  звуковой  культуры  речи  у  детей  в  ДОУ: мет.пособие.-М.: Айрис-пресс, 2006. – 128 с.
    4. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Воспитание  и  обучения  детей  дошкольного  возраста  с  фонетико-фонетическим  недоразвитием. – М.: Школьная  Перс, 2003.
    5. http://www.bestreferat.ru/referat-205445.html
    6. http://nsportal.ru/detskii-sad/raznoe/metodicheskoe-posobie-zvukovaya-kultura-rechi-eto-ochen-vazhno
    7. http://doshvozrast.ru/rabrod/rabrod.htm


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект развития звуковой культуры речи с детьми старшего дошкольного возраста

    Проект по  развитию звуковой культуры речи  может использоваться в работе логопедов и воспитателей дошкольных учреждений работающих с детьми старшего дошкольного возраста. В данной работе по...

    Рабочая программа Игровые технологии развития звуковой культуры речи у детей старшего дошкольного возраста.

    Пояснительная записка       Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количес...

    «Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников старшей и подготовительной к школе групп»

    Недостатки речевого развития становятся одной из причин школьной неуспеваемости.  Звуковая культура речи является составной частью общей речевой культуры. Она охватывает все ст...

    Организованная образовательная деятельность по развитию звуковой культуре речи у детей старшего дошкольного возраста.

    Конспект ООДВ старшей группеЗвуковая культура речи: звук [о].Цель: Развитие фонематического слуха воспитанников.Программные задачи:1. Упражнять в  правильном произношении звука в слогах, словах, ...

    НОД по развитию звуковой культуры речи детей для старшего возраста " Песня Паровозика"

    Развитие звуковой культуры речи детей дошкольного возраста одна из основных задач детского сада. Чтобы речь ребенка была чистой и ясной необходимо обращать внимание , как ребенок произносит звуки.Данн...

    «Развитие звуковой культуры речи у детей раннего возраста посредством малых форм народного творчества».

    В статье говорится об использовании малых форм народного фольклора в становлении речи детей раннего возраста, а также о  приобщении  малышей к русским традициям и высокой культуре русского н...

    Развитие звуковой культуры речи у детей раннего возраста через игры (консультация для родителей)

    Дети дошкольного возраста овладевают ею в процессе общения с окружающими их людьми. Формирование звуковой культуры речи является одной из центральных задач речевого развития детей в ДОО.Воспитани...