"Научиться читать - это легко!"
методическая разработка по обучению грамоте по теме

Колчанова Анастасия Сергеевна

Рекомендации из опыта работы по обучению детей слоговому чтению.

Скачать:


Предварительный просмотр:



                НАУЧИТЬСЯ  ЧИТАТЬ – ЛЕГКО!  РАЗВИТИЕ СЛОГОВОГО ЧТЕНИЯ 

Для нас, взрослых, легко связать две буквы,  но объяснить  ребенку, как это делать бывает достаточно тяжело. Дети, как правило, произносят их членораздельно. Вместо [ма] у них получается  [м][а]. Иногда родители прибегают к хитростям и просят малыша назвать буквы шепотом отдельно, а в слух произнести слитно, но как правило такой способ не дает стабильного результата как только ребенок начинает читать более длинные слова, чем например «мама» или появляется слово со стечением согласных. Есть и ещё одна проблема при обучении чтению. Иногда  родители, опережая события, учат ребенка алфавиту. В этом случае ребенок, увидев, например, знакомую букву «м», рискует прочитать её «по-алфавитному», то есть [эм]. Таким образом, даже простое слово «мама» превращается в непонятное [эм-а-эм-а]. По этому нужно запомнить, что когда вы знакомите ребенка с буквой, нужно произносить её не так, как она звучит в алфавите, то есть [эм] [эр] [ка], а просто [м] [р] [к].

Чтобы облегчить ребенку слитное прочтение букв, можно воспользоваться методикой «бегущего человечка», предложенной Надеждой Сергеевной Жуковой: указываем карандашом первую букву, передвигаем карандаш ко второй букве, и предлагаем ребенку соединить их дорожкой: «Тяни первую букву до тех пор, пока ты с человечком не добежишь по дорожке до второй буквы».


 


Есть еще один способ обучения слитному чтению, он похож на методику Жуковой, но для обучения используется разрезная азбука. Вместо бегущих человечков буквы ходят друг к другу в гости, например, берем букву М, выкладываем карточку с этой буквой на стол перед ребенком. Рядом столбиком кладем буквы А, О, У, Ы, И,  предлагаем ребенку отправить букву М в гости к букве А, получается МА, потом к О и т.д.

Только помните, что не надо за одно занятие пытаться заставить ребенка запомнить все буквы азбуки, да и для обучения вы берете лишь одну согласную букву и все пройденные гласные. И только когда ребенок уверенно читает и выкладывает слоги и простые слова с новой буквой, вы предлагаете ему взять из разрезной азбуки буквы которые он еще знает и начинаете использовать их для выкладывания слов для чтения.

Работая с разрезной азбукой можно не только читать, но и одновременно вести работу по выкладыванию слогов и в дальнейшем слов с пройденными буквами, что позволяет лучше закрепить в памяти детей образы пройденных и новых букв.

Для того чтобы занятия были интересными для ребенка, можно использовать игру «Волшебник». Взрослый выкладывает слово, например «сом», ребенок должен прочитать слово, за тем взрослый предлагает превратить это слово в слово «сок». Ребенок заменяет «м» на «к», обязательно читает слово после «превращения» проверяя себя. Далее «сок» превращаем в «сон», «сон» в «сын» и т.д.

СЛОГОВЫЕ ТАБЛИЦЫ

Для развития навыков слогового чтения можно использовать слоговые таблицы. Для чтения открытых слогов: в верхней строке таблицы размещены гласные, в первом столбике - согласные, а на пересечении горизонтали и вертикали - открытые слоги (слог, оканчивающийся на гласный звук «ма» «па»). Для чтения закрытых слогов: в верхней строке таблицы - согласные, а в первом столбике - гласные; на пересечении - закрытые слоги  (слог, оканчивающийся на согласный звук «ар» «ан»).
Пример слоговой таблицы для чтения открытых слогов 

А

О

У

Ы

И

М

МА

МО

МУ

МЫ

МИ

Н

НА

НО

НУ

НЫ

НИ

Т

ТА

ТО

ТУ

ТЫ

ТИ

 

Пример слоговой таблицы для чтения закрытых слогов 

М

К

С

Н

Т

А

АМ

АК

АС

АН

АТ

О

ОМ

ОК

ОС

ОН

ОТ

У

УМ

УК

УС

УН

УТ


Слоговые таблицы не обязательно могут иметь «табличный» вид. Чтобы заинтересовать ребенка, таблицы можно «представить» в виде бабочки или цветка. 

     

А                                       А

О                                       О

У                 М                   У

Ы                                      Ы

И                                       И

 

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как научить читать.

Советы родителям....

Консультация для родителей «Как научить читать».Автор: воспитатель Русакова А.Н.

В этой консультации Вы найдёте правила, обязательные для успешного обучения чтению.....

Консультация для воспитателей "Как научить детей рисовать легко и весело".

Консультация для воспитателей "Как научить детей рисовать легко и весело"....

Как помочь ребёнку научиться читать

На тему обучения чтению сломано немало копий.У каждого из нас имеются свои соображения на этот счёт:как,с какого возраста.с чего следует начинать. Обилие информации ,зачастую противоречивой, многих за...

Как ребенка научить читать

Рекомендации родителям как ребенка можно научить читать....

Как ребенка легко научить читать?

Как ребенка легко научить читать?...