ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЗИИ ПРОГРАММЫ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме
Цель: Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросах подготовки детей к обучению грамоте в условиях реализации программы «От рождения до школы».
Задачи:
- совершенствование навыка работы по организации и планированию работы по подготовке к обучению грамоте в условиях реализации задач образовательной области «коммуникация»,
- освоение педагогами инновационных методов работы: наглядного моделирования и интегрированного подхода в решении воспитательно-образовательных задач, интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГТ,
- стимулирование творческого потенциала, стремления к самообразованию и самореализации педагогов.
Для реализации поставленных задач разработан учебно-тематический план, рассчитанный на 36 часов (10 учебных дней) с оптимально подобранным соотношением разнообразных форм теоретической (13 лекций) и практической деятельности педагогов (14 практический заданий) позволяющий максимально продуктивно реализовать поставленные задачи. Преобладание практической деятельности педагогов поможет более эффективно решать поставленные задачи, а также осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к обучению слушателей, что в свою очередь будет способствовать повышению интереса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
fardeeva_e.z._naberezhnye_chelny_mbdou_no_31.doc | 99 КБ |
Предварительный просмотр:
Фардеева Эльмира Зуфаровна
Набережные Челны МБДОУ № 31 «Красная шапочка» учитель-логопед
ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЗИИ ПРОГРАММЫ
«ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
В рамках проведения мастер-класса по повышению квалификации работников дошкольных учреждений мною предложен проект, разработанный для воспитателей старших и подготовительных групп по теме «Подготовка к обучению грамоте в условиях реализации программы «От рождения до школы».
Активные инновационные процессы в социально-экономической и политической жизни современного общества, поставили систему образования перед необходимостью пересмотра традиционных и поиску новых подходов к формированию личности дошкольников, их разностороннему развитию и социальной адаптации в современном обществе. Данные реформы нашли своё отражение в инновационной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса разработанной в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Современный этап развития дошкольного образования характеризуется повышением требований к его качеству. Изыскивать и реализовывать инновационные пути повышения качества образования возможно лишь: используя современные научные разработки, мобилизуя внутренние резервы, как всего коллектива ДОУ в целом, так и каждого педагога в отдельности; стимулируя творческий потенциал и интегрированный подход в решении поставленных целей.
Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения системы знаний, и станет основой будущего изучения предмета. В данном случае подготовка детей к обучению грамоте, направленная на решение задач образовательной области «Коммуникация».
Компетентный подход, олицетворяющий сегодня инновационный процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом — в конструировании содержания образования и систем контроля его качества — на систему ключевых компетентностей. Подготовка по к обучению грамоте является одной из составляющей частей формирующих интегративное качество «овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками».
Обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективное использование богатых возможностей реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.
Известный советский психолог Л.С.Выгодский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием о том, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенному роду внешних воздействий.
В отечественной и зарубежной литературе описан факт «языковой одаренности» детей четырех - пяти лет. Это возраст особой восприимчивости дошкольника к звуковой части речи, что нельзя не учитывать при обучении его грамоте.
Таким образом, впервые внимание детей переключается со смысловой стороны на звуковую сторону речи.
Обучение в старшей группе начинается с обучения звуковому анализу. Звуковой анализ - это определение порядка звуков, различение звуков по их качественному определению. Умение слушать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв. В процессе обучения звуковому анализу детям предлагается еще одна задача - определение словесного ударения и различение ударных и безударных гласных звуков. Эта задача специально включена в работу, т.к. она дает возможность в будущем осуществить быстрый переход от чтения по слогам к чтению слитному, целыми словами. Чтобы закрепить и углубить знания звуковой стороны речи, детям предлагается разбирать пятизвуковые слова различной структуры.
Для ребенка-дошкольника игра – ведущий вид деятельности, поэтому в обучении используются дидактические игровые ситуации и приемы. Доступная и привлекательная игровая ситуация делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка-дошкольника.
С помощью развлекательных моментов можно поддержать стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умения. Дидактические игры проводятся при повторении и закреплении пройденного материала. Они направлены на увеличение словарного запаса, совершенствование звуковой культуры речи.
В процессе обучения дети последовательно овладевают анализом все более сложных по структуре слов.
Они учатся:
- вслушиваться в звуки речи,
- различать в ней твердые и мягкие согласные,
- определять словесное ударение,
- различать ударные и безударные гласные,
- сравнивать слова по звукам, звуковым моделям, находить сходство и различие и т.д.
Дети с хорошо развитым фонематическим восприятием, в полном объеме овладевшие звуко-слоговым анализом слова, со сформированным навыком анализа предложений, как правило, не испытывают трудностей при обучении грамоте в начальной школе.
Именно поэтому работа по повышению уровня подготовки дошкольников к обучению грамоте и изысканию инновационных путей повышения эффективности данной работы является актуальной и востребованной на современном этапе развития дошкольного образования.
Структура мастер-класса выстроена таким образом, чтобы педагоги работая с новой программой под редакцией Н.Е. Вераксы могли апробировать инновационные методы работы: метод наглядного моделирования и метод интегрированного подхода в планировании воспитательно-образовательной работы, интеграция образовательных областей.
Пройдя обучение на мастер-классе педагоги получат (вернее сказать «добудут») необходимые знания и навыки, которые, несомненно, помогут грамотно и эффективно организовать работу по подготовке к обучению грамоте в дошкольном учреждении .
Кроме того, в рамках мастер-класса педагоги будут иметь возможность познакомиться с авторскими разработками и пособиями, которые помогут более грамотно и разнообразно организовать собственную педагогическую практику.
Поиск путей решения, рассматриваемой проблемы определяет цель и задачи мастер-класса.
Цель: Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросах подготовки детей к обучению грамоте в условиях реализации программы «От рождения до школы».
Задачи:
- совершенствование навыка работы по организации и планированию работы по подготовке к обучению грамоте в условиях реализации задач образовательной области «коммуникация»,
- освоение педагогами инновационных методов работы: наглядного моделирования и интегрированного подхода в решении воспитательно-образовательных задач, интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГТ,
- стимулирование творческого потенциала, стремления к самообразованию и самореализации педагогов.
Для реализации поставленных задач разработан учебно-тематический план, рассчитанный на 36 часов (10 учебных дней) с оптимально подобранным соотношением разнообразных форм теоретической (13 лекций) и практической деятельности педагогов (14 практический заданий) позволяющий максимально продуктивно реализовать поставленные задачи. Преобладание практической деятельности педагогов поможет более эффективно решать поставленные задачи, а также осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к обучению слушателей, что в свою очередь будет способствовать повышению интереса.
Система промежуточного мониторинга, построенная на выполнении практических заданий и контрольных работ, позволит определить степень усвоения материала слушателями курсов. А также при необходимости своевременно внести изменения с цель повышения результативности.
Результаты итогового мониторинга усвоения программы курсов представляют собой совокупность: результативности выполнения промежуточных мониторингов, посредством контрольных (практических) работ, а также проверки дневников наблюдений и посещаемости. Ведение дневника наблюдений, в котором педагоги (в виде тезисов) отражают теоретический материал лекций, а также отражают выполнение самостоятельных практических заданий (например, при подготовке к семинару или анализ просмотренных занятий и т.д.) является обязательным и контролируется руководителем курсов.
На основании полученных результатов слушатели получают справки о прохождении курсов, а отличники обучения награждаются авторскими пособиями.
Предполагаемые результаты обучения:
- во-первых, полученные знания и умения повысят уровень профессиональной компетенции педагогов, а также помогут грамотно и эффективно организовать и проводить подготовку к обучению грамоте дошкольников;
- во-вторых, освоение новых интегративных подходов в реализации программных задач в условиях реализации ФГТ с целью повышения качества дошкольного образования;
- в-третьих, активное побуждение к реализации творческого потенциала педагогов в решении задач мастер-класса, стимулирует стремление к профессиональному росту и самообразованию;
- в четвертых, создание электронной картотеки консультаций для родителей по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте.
Следует отметить и предполагаемые риски, которые могут, снизит уровень эффективности данного курса для конкретного педагога:
- если педагог не будет иметь возможности посетить полный курс занятий (36 часов),
- если педагог не в полной мере проявит желание и возможность участвовать в активной интеллектуальной деятельности с раскрытием своего творческого потенциала.
Материально-техническое оснащение курсов производится МБДОУ № 31 «Красная шапочка». Обучение будет проводиться на базе детского сада в методическом кабинете (открытые мероприятия в музыкальном зале) с использованием мультимедийного оборудования (ноутбук, проектор, экран).
Учебно-тематический план
№ п/п | Темы | Часы | Формы работы | Контроль |
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования | 1 час | Презентация PowerPoint | Дневник наблюдений | |
Тест «Ваш творческий потенциал» | 0,5 час | Тест | Начальный мониторинг готовности группы к творческим самостоятельным заданиям | |
Содержание и структура основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» | 1 час | Лекция (презентация PowerPoint) | Дневник наблюдений | |
Сравнительный анализ содержания и структуры образовательной области «Коммуникация» по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте | 1 час | Круглый стол | Промежуточный мониторинг | |
Интеграция образовательной области «Коммуникация» с другими образовательными областями. | 1 час | Семинар – практикум Презентация PowerPoint | Дневник наблюдений | |
Интегрированный подход к планированию работы по подготовке детей к обучению грамоте. | 1,5 час | Промежуточный мониторинг | ||
Исторический аспект обучения грамоте. Роль К.Д. Ушинского в создании аналитико – синтетического метода. | 1 час | Лекция | Дневник наблюдений | |
Фонетическая система русского языка | 1 час | Лекция (презентация PowerPoint) | Дневник наблюдений | |
Фонетика | 0,5 час | Тест | Промежуточный мониторинг | |
Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста . | 2 час | Лекция | Дневник наблюдений | |
Открытая интегрированная организованная образовательная познавательно-речевая деятельность | 1 час | Просмотр и анализ НОД | Дневник наблюдений | |
Фонематическое восприятие – как основа звукового анализа при подготовке детей к обучению грамоте. | 1,5 час | Лекция | Дневник наблюдений | |
Развлечение для родителей «Путешествие в страну «Читай-ка» | 2 час | Просмотр и анализ развлечения | Дневник наблюдений | |
Диагностика готовности фонетической стороны речи ребенка к овладению звуковым анализом. | 1 час | Лекция (презентация PowerPoint) | Дневник наблюдений | |
Обследование состояние фонетической стороны речи ребенка. | 1 час | Практическая работа Заполнение речевой карты (частично) | Промежуточный мониторинг | |
Система работы по подготовке к обучению грамоте. | 3,5 час | Лекция (презентация PowerPoint) | Дневник наблюдений | |
Занятие с педагогами по звуковой культуре речи. | 2 час | Делова игра | Дневник наблюдений | |
Игра как средство развития речи детей дошкольного возраста. | 1 час | Лекция (презентация PowerPoint) | Дневник наблюдений | |
Предметно-развивающая среда. | 2 час | Изготовление дидактических игр и пособий. | Промежуточный мониторинг | |
Взаимодействие с семьей. Формы работы с родителями. | 1 час | Лекция (презентация PowerPoint) | Дневник наблюдений | |
Консультация для родителей по подготовке к обучению грамоте. | 1,5 час | Контрольная (домашняя) работа | Промежуточный мониторинг | |
Создание электронной картотеки консультаций для родителей. | 1 час | Практическая работа | Дневник наблюдений | |
Метод наглядного моделирования. | 1 час | Лекция (презентация PowerPoint) | Дневник наблюдений | |
Создание модели эффективной реализации программных задач по подготовке к обучению грамоте. | 2 час | Мозговой штурм Презентация моделей | Дневник наблюдений | |
Презентация авторского пособия по подготовке к обучению грамоте «Город звуков». | 1 час | Лекция | Дневник наблюдений | |
Апробация авторского пособия «Город звуков». | 1,5 час | Мастер-класс | Дневник наблюдений | |
Конспект интегрированной образовательной деятельности. | 1 час | Итоговая контрольная работа (зачет). | Итоговый мониторинг |
Список литературы.
- Веракса Н. Е., Веракса А, Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве.-М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
- Инновации в логопедическую практику/ Сост.О.Е.Громова.- М.,2008.
- Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 5-7 лет. – М, . Ювента, 2007.
- Комарова Т. С, Зацепина МБ. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада, —М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе с ОНР. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
- От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
- Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».ъ
- Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков.-М,.1999.
- Ткаченко Т.А. Учимся говорить правильно.-М.: «Гном», 2001.
- Урмина И.В. Инновационная деятельность в ДОУ.-М,. Линка-Пресс, 2009.
- Филичева Т.Б. ,Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М.: Альфа, 1993.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мультимедийная разработка непосредственно образовательной деятельности "Подготовка к обучению грамоте" и "Развитие речи" для детей подготовительной к школе группы.
Взаимодействие воспитателя и учителя - логопеда в непосредственно- образовательной деятельности....
Итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в форме игры КВН в подготовительной к школе группе
Это занятие очень интересно, позволяет приобщить родителей к воспитанию детей и проявить активность и заинтересованность результатом. Занятие проводится с группой детей подготовительной к школе группы...
Методическая разработка для воспитателей по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну «Знаний» в подготовительной к школе группе
Воспитывать любовь к чтению и грамматике; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях букв, гласных и согласных звуков, находить заданный звук; разв...
Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе (Программа "От рождения до школы", ОО "Речевое развитие"). Подготовка к обучению грамоте.
Данное занятие - рядовое итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе детского сада. Разработано в соответствии с целями программы "От рождения до школы"....
Консультация "Подготовка к обучению грамоте по возрастам по программе "Детство"
Выступление на педсовете....
Разработка и использование системы учебно-тренировочных упражнений на занятиях учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с ОНР в разделе «подготовка к обучению грамоте» на основе сервисной программы «конструктор урока»
Программно-методический комплекс «Учимся с Логошей» Автор Виктор Иванович Варченко, представляют собой компьютерную технологию, направленную на практическое закрепление, знаний, и навыков ...
Консультация для педагогов ДОУ Тема: «Обучение грамоте. Отличительные особенности в программах «От рождения до школы» и ФОП дошкольного образования»
В разделе «Речевое развитие» говорится, что образовательная область «Речевое развитие» предусматривает:владение речью как средством коммуникации, познания и самовыраж...