ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЗИИ ПРОГРАММЫ «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».
методическая разработка по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

 

Цель:  Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросах подготовки детей к обучению грамоте в условиях реализации программы «От рождения до школы».

 Задачи:

-  совершенствование навыка работы по  организации и планированию работы по подготовке к обучению грамоте в условиях реализации задач образовательной области «коммуникация»,

- освоение педагогами инновационных методов работы:  наглядного моделирования и интегрированного подхода в решении воспитательно-образовательных задач, интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГТ,

- стимулирование творческого потенциала, стремления к самообразованию и самореализации педагогов.

Для реализации поставленных задач разработан учебно-тематический план, рассчитанный на 36 часов (10 учебных дней) с оптимально подобранным соотношением разнообразных форм теоретической (13 лекций) и практической деятельности педагогов (14 практический заданий) позволяющий максимально продуктивно реализовать поставленные задачи.  Преобладание практической  деятельности педагогов поможет более эффективно решать поставленные задачи,  а также осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к обучению слушателей, что в свою очередь будет способствовать повышению интереса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fardeeva_e.z._naberezhnye_chelny_mbdou_no_31.doc99 КБ

Предварительный просмотр:

Фардеева Эльмира Зуфаровна

Набережные Челны  МБДОУ № 31 «Красная шапочка» учитель-логопед

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЗИИ ПРОГРАММЫ

 «ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ».

В рамках проведения мастер-класса по повышению квалификации работников дошкольных учреждений мною предложен проект, разработанный для  воспитателей старших и подготовительных групп по теме «Подготовка к обучению грамоте в условиях реализации программы «От рождения до школы».

Активные инновационные процессы в социально-экономической и политической жизни современного общества, поставили систему образования перед необходимостью пересмотра традиционных и поиску новых подходов к формированию личности дошкольников, их разностороннему развитию и социальной адаптации в современном обществе. Данные реформы нашли своё отражение в инновационной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Веракса разработанной в соответствии с Федеральными государственными требованиями. Современный этап развития дошкольного образования характеризуется повышением требований к его качеству. Изыскивать и реализовывать инновационные пути повышения качества образования возможно лишь: используя современные научные разработки,  мобилизуя  внутренние резервы, как всего коллектива ДОУ в целом, так и каждого  педагога в отдельности; стимулируя творческий потенциал и интегрированный подход в решении поставленных целей.

Современная школа требует от детей, поступающих в первый класс, не столько какой-либо суммы знаний и умений, сколько способности к действию в умственном плане, которая формируется в процессе усвоения системы знаний, и станет основой будущего изучения предмета. В данном случае подготовка детей к обучению грамоте, направленная на решение задач образовательной области «Коммуникация».

Компетентный  подход, олицетворяющий сегодня инновационный процесс в образовании, соответствует принятой в большинстве развитых стран общей концепции образовательного стандарта и прямо связан с переходом — в конструировании содержания образования и систем контроля его качества — на систему ключевых компетентностей. Подготовка по к обучению грамоте является одной из составляющей частей формирующих интегративное качество «овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками».

Обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Наиболее эффективное использование богатых возможностей реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.

Известный советский психолог Л.С.Выгодский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на «зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием о том, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенному роду внешних воздействий.

В отечественной и зарубежной литературе описан факт «языковой одаренности» детей четырех - пяти лет. Это возраст особой восприимчивости  дошкольника к звуковой части речи, что нельзя не учитывать при обучении его грамоте.

Таким образом, впервые внимание детей переключается со смысловой стороны   на звуковую  сторону речи.

Обучение в старшей группе начинается с обучения звуковому анализу. Звуковой анализ - это определение порядка звуков, различение звуков по их качественному определению. Умение слушать и выделять все звуки по порядку предупреждает в будущем при письме пропуск букв. В процессе обучения звуковому анализу детям предлагается еще одна задача - определение словесного ударения и различение ударных и безударных гласных звуков. Эта задача специально включена в работу, т.к. она дает возможность в будущем осуществить быстрый переход от чтения по слогам к чтению слитному, целыми словами. Чтобы закрепить и углубить знания звуковой стороны речи, детям предлагается разбирать пятизвуковые слова различной структуры.

Для ребенка-дошкольника игра – ведущий вид деятельности, поэтому в обучении используются дидактические игровые ситуации и приемы. Доступная и привлекательная игровая ситуация  делает познавательный процесс полноценным, при этом он окрашен положительными эмоциями, столь важными для ребенка-дошкольника.

 С помощью развлекательных моментов можно поддержать стойкий интерес к занятиям, желание узнать новое и усваивать знания и умения. Дидактические игры проводятся при повторении и закреплении пройденного материала. Они направлены на увеличение словарного запаса, совершенствование звуковой культуры речи.

В процессе обучения дети последовательно овладевают анализом все более сложных по структуре слов.

Они учатся:

-  вслушиваться в звуки речи,

- различать в ней твердые и мягкие согласные,

- определять словесное ударение,

- различать ударные и безударные гласные,

- сравнивать слова по звукам, звуковым моделям, находить сходство и различие и т.д.

Дети с хорошо развитым фонематическим восприятием,   в полном объеме овладевшие звуко-слоговым анализом слова, со  сформированным навыком анализа предложений, как правило, не испытывают трудностей при  обучении грамоте в начальной школе.

Именно поэтому работа по  повышению уровня подготовки дошкольников к обучению грамоте и изысканию инновационных путей повышения эффективности данной работы является актуальной и востребованной на современном этапе развития  дошкольного образования.

Структура мастер-класса выстроена таким образом, чтобы педагоги работая с новой программой под редакцией Н.Е. Вераксы могли апробировать инновационные методы работы: метод  наглядного моделирования и метод интегрированного подхода в планировании воспитательно-образовательной работы, интеграция образовательных областей.

Пройдя обучение на мастер-классе педагоги получат (вернее сказать «добудут») необходимые знания и навыки, которые, несомненно,  помогут грамотно и эффективно организовать работу по подготовке к обучению грамоте  в дошкольном учреждении .

Кроме того, в рамках мастер-класса педагоги будут иметь возможность познакомиться с авторскими разработками и пособиями, которые помогут более грамотно и разнообразно организовать собственную педагогическую практику.

Поиск путей решения, рассматриваемой проблемы определяет цель и задачи мастер-класса.

Цель:  Повышение уровня профессиональной компетенции педагогов в вопросах подготовки детей к обучению грамоте в условиях реализации программы «От рождения до школы».

 Задачи:

-  совершенствование навыка работы по  организации и планированию работы по подготовке к обучению грамоте в условиях реализации задач образовательной области «коммуникация»,

- освоение педагогами инновационных методов работы:  наглядного моделирования и интегрированного подхода в решении воспитательно-образовательных задач, интеграции образовательных областей в условиях реализации ФГТ,

- стимулирование творческого потенциала, стремления к самообразованию и самореализации педагогов.

Для реализации поставленных задач разработан учебно-тематический план, рассчитанный на 36 часов (10 учебных дней) с оптимально подобранным соотношением разнообразных форм теоретической (13 лекций) и практической деятельности педагогов (14 практический заданий) позволяющий максимально продуктивно реализовать поставленные задачи.  Преобладание практической  деятельности педагогов поможет более эффективно решать поставленные задачи,  а также осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход к обучению слушателей, что в свою очередь будет способствовать повышению интереса.

Система промежуточного мониторинга, построенная на выполнении практических заданий  и контрольных работ,  позволит определить степень усвоения материала слушателями курсов. А также при необходимости своевременно внести  изменения с цель повышения результативности.    

 Результаты итогового мониторинга усвоения программы курсов представляют собой совокупность: результативности выполнения промежуточных мониторингов, посредством контрольных (практических) работ, а также  проверки дневников наблюдений и посещаемости.   Ведение дневника наблюдений, в котором педагоги (в виде тезисов) отражают теоретический материал лекций, а также отражают выполнение  самостоятельных практических заданий (например, при подготовке к семинару или анализ просмотренных занятий и т.д.) является обязательным и контролируется руководителем курсов.

На основании полученных результатов слушатели получают справки о прохождении курсов, а отличники обучения награждаются авторскими пособиями.

 Предполагаемые результаты обучения:

  • во-первых, полученные знания и умения  повысят уровень профессиональной компетенции педагогов, а также  помогут грамотно и эффективно организовать и проводить подготовку к  обучению грамоте дошкольников;
  • во-вторых, освоение новых интегративных подходов в реализации программных задач в условиях реализации ФГТ с целью  повышения качества дошкольного образования;
  • в-третьих, активное побуждение к реализации творческого потенциала педагогов в решении задач мастер-класса, стимулирует стремление к профессиональному росту и самообразованию;
  •  в  четвертых, создание электронной картотеки консультаций для родителей по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте.

Следует отметить  и предполагаемые риски, которые могут, снизит уровень эффективности данного курса для конкретного педагога:

- если педагог не будет иметь возможности посетить полный курс занятий (36 часов),

- если педагог  не в полной мере проявит желание и возможность   участвовать в активной интеллектуальной деятельности с раскрытием своего творческого потенциала.

Материально-техническое оснащение курсов производится МБДОУ № 31 «Красная шапочка». Обучение будет проводиться на базе детского сада в методическом кабинете (открытые мероприятия в музыкальном зале) с использованием мультимедийного оборудования (ноутбук, проектор, экран).  

Учебно-тематический план

№ п/п

Темы

Часы

Формы работы

Контроль

Федеральные государственные требования к структуре

основной общеобразовательной программы дошкольного образования

1

час

Презентация

PowerPoint

Дневник наблюдений

Тест «Ваш творческий потенциал»

0,5

час

Тест

Начальный мониторинг готовности группы к творческим самостоятельным заданиям

Содержание и структура основной общеобразовательной программы  дошкольного образования  «От рождения до школы»

1

час

Лекция

(презентация

PowerPoint)

Дневник наблюдений

Сравнительный анализ содержания и структуры образовательной области  «Коммуникация» по звуковой культуре речи и подготовке к обучению грамоте

1

час

Круглый стол

Промежуточный

мониторинг

Интеграция образовательной области «Коммуникация» с другими образовательными областями.

1

час

Семинар – практикум

Презентация

PowerPoint

Дневник наблюдений

Интегрированный подход к планированию работы по  подготовке детей к обучению грамоте.

1,5

час

Промежуточный

мониторинг

Исторический аспект обучения грамоте.  Роль  К.Д. Ушинского в создании  аналитико – синтетического метода.

1

час

Лекция

Дневник наблюдений

Фонетическая система русского языка

1

час

Лекция

(презентация

PowerPoint)

Дневник наблюдений

Фонетика

0,5

час

Тест

Промежуточный

мониторинг

Развитие фонематического слуха у детей дошкольного возраста .

2

час

Лекция

Дневник наблюдений

Открытая интегрированная

организованная

образовательная познавательно-речевая деятельность

1

час

Просмотр и анализ НОД

Дневник наблюдений

Фонематическое восприятие – как основа звукового анализа при подготовке детей  к обучению грамоте.

1,5

час

Лекция

Дневник наблюдений

Развлечение для родителей «Путешествие в страну «Читай-ка»

2

час

Просмотр и анализ

развлечения

Дневник наблюдений

Диагностика готовности фонетической стороны речи ребенка к овладению звуковым анализом.

1

час

Лекция

(презентация

PowerPoint)

Дневник наблюдений

Обследование  состояние фонетической стороны речи ребенка.

1

час

Практическая работа

Заполнение речевой карты (частично)

Промежуточный

мониторинг

Система работы по подготовке к обучению грамоте.

3,5

час

Лекция

(презентация

PowerPoint)

Дневник наблюдений

Занятие с педагогами  по звуковой культуре речи.

2

час

Делова игра

Дневник наблюдений

Игра как средство развития речи детей

дошкольного возраста.

1

час

Лекция

(презентация

PowerPoint)

Дневник наблюдений

Предметно-развивающая среда.

2

час

Изготовление дидактических игр и пособий.

Промежуточный

мониторинг

Взаимодействие с семьей. Формы работы с родителями.

1

час

Лекция

(презентация

PowerPoint)

Дневник наблюдений

Консультация для родителей по подготовке к обучению грамоте.

1,5

час

Контрольная (домашняя) работа

Промежуточный

мониторинг

Создание электронной картотеки консультаций для родителей.

1

час

Практическая

работа

Дневник наблюдений

Метод  наглядного моделирования.

1

час

Лекция

(презентация

PowerPoint)

Дневник наблюдений

Создание модели эффективной реализации программных задач по подготовке к обучению грамоте.

2

час

Мозговой штурм

Презентация моделей

Дневник наблюдений

Презентация авторского пособия по подготовке к обучению грамоте «Город звуков».

1

час

Лекция

Дневник наблюдений

Апробация авторского пособия «Город звуков».

1,5

час

Мастер-класс

Дневник наблюдений

Конспект интегрированной образовательной деятельности.

1

час

Итоговая контрольная работа (зачет).

Итоговый мониторинг

Список  литературы.

  1. Веракса Н. Е., Веракса А, Н. Развитие ребенка в дошкольном детстве.-М.: Мозаика-Синтез, 2006-2010.
  2. Инновации в логопедическую практику/ Сост.О.Е.Громова.- М.,2008.
  3. Колесникова Е.В. Развитие фонематического слуха у детей 5-7 лет. – М, . Ювента, 2007.
  4. Комарова Т. С, Зацепина МБ. Интеграция в воспитательно-образовательной работе детского сада, —М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе с ОНР. – СПб.: Детство-Пресс, 2001.
  6. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М.: Мозаика-Синтез, 2010.
  7. Приказ Минобрнауки России № 655 от 23 ноября 2009 года «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования».ъ
  8. Пожиленко Е.А. Волшебный мир звуков.-М,.1999.
  9. Ткаченко Т.А. Учимся говорить правильно.-М.: «Гном», 2001.
  10. Урмина И.В. Инновационная деятельность в ДОУ.-М,. Линка-Пресс, 2009.
  11. Филичева Т.Б. ,Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада. М.: Альфа, 1993.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговое занятие по подготовке к обучению грамоте в форме игры КВН в подготовительной к школе группе

Это занятие очень интересно, позволяет приобщить родителей к воспитанию детей и проявить активность и заинтересованность результатом. Занятие проводится с группой детей подготовительной к школе группы...

Методическая разработка для воспитателей по подготовке к обучению грамоте «Путешествие в страну «Знаний» в подготовительной к школе группе

Воспитывать любовь к чтению и грамматике; закреплять умение детей делать звуковой анализ слов; закрепить знания об особенностях букв, гласных и согласных звуков, находить заданный звук; разв...

Итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе (Программа "От рождения до школы", ОО "Речевое развитие"). Подготовка к обучению грамоте.

Данное занятие - рядовое итоговое занятие по развитию речи в подготовительной группе детского сада. Разработано в соответствии с целями программы "От рождения до школы"....

Разработка и использование системы учебно-тренировочных упражнений на занятиях учителя-логопеда в подготовительной к школе группе для детей с ОНР в разделе «подготовка к обучению грамоте» на основе сервисной программы «конструктор урока»

Программно-методический комплекс «Учимся с Логошей» Автор Виктор Иванович Варченко, представляют собой компьютерную технологию, направленную на практическое закрепление, знаний, и навыков ...

Консультация для педагогов ДОУ Тема: «Обучение грамоте. Отличительные особенности в программах «От рождения до школы» и ФОП дошкольного образования»

В разделе «Речевое развитие» говорится, что образовательная область «Речевое развитие» предусматривает:владение речью как средством коммуникации, познания и самовыраж...