Игры со звуками и словами для старших дошкольников
учебно-методический материал (обучение грамоте, старшая группа) по теме

Заздравных Анна Юрьевна

В предлагаемом материале представлены игры со звуками и словами для обучения грамоте старших дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_so_zvukami.doc31 КБ

Предварительный просмотр:

                                       

                                                                                                     

                                Игры со звуками

  1. Хлопушки

Цель: учить ребёнка выделять заданный звук из слова.

Ход игры: Воспитатель – Я назову цепочку слов, если ты услышишь в слове звук «а», хлопни в ладоши. Слушай и будь внимательным.

Рекомендации: Произносите слова медленно, выделяя звук «а» голосом. По окончании игры уточните, почему ребёнок не хлопал, когда произносилось слово, где нет звука «а».

  1. Три слова

Цель: учить ребёнка самостоятельно определять звук, с которого начинаются три слова.

Ход игры: Воспитатель – Я назову три слова, а ты назови звук, который встречается в каждом слове: утка, уши, узел. Где ты услышал звук «у»: в начале, середине или конце слова?

Рекомендации: Если ребёнок успешно выделяет заданный звук в начале слова, то предложите цепочку из слов, в которых звук находится в конце слова, а затем в середине. Надо помнить, что ребёнку легче выделять заданный звук в начале и в конце слова, и труднее услышать звук в середине слова. Учитывайте эту особенность восприятия ребёнком звука из слова.

  1. Картинки

Цель: учить ребёнка называть заданный звук, который встречается в названии каждой картинки.

Ход игры: Воспитатель – Посмотри на картинки, назови их. С какого звука начинается название каждой картинки? (Апельсин, аист, арбуз).

Рекомендации: Если ребёнок затрудняется назвать звук, предложите ему закрыть глаза и сами назовите картинки, выделяя голосом нужный звук. Заранее подберите картинки на звуки «а, о, у, и».

  1. Путешествие по комнате

Цель: учить ребёнка находить предметы, в названии которых есть заданный звук.

Ход игры: Воспитатель – У нас необычная игра. Мы будем ходить по комнате и находить предметы, в названии которых есть звук «с». На найденные предметы мы будем класть фишки: я – красные, вы – синие. Начали!

Рекомендации: Предложите детям проверить правильность выполнения вами задания, похвалите, если сами заметят ошибки, затем проверяйте их, дайте оценку.

                                     

                                                                                                                 

                            Игры со словами 

  1. Поймай словечко в ладошки

Цель: учить ребёнка составлять слово из отдельно названных звуков.

1 – й вариант

Ход игры: Воспитатель – Я назову звуки, а ты назови получившееся слово. Звуки «м, а, к». Какое слово ты услышал?

2 - й вариант

Ход игры: Воспитатель называет звуки слова в нарушенной последовательности «д, м, о». Ребёнок путём проб и ошибок  составляет слово дом.

Рекомендации: Попробуйте положить на стол картинки с изображением предметов (дом, кот, лук, шар). С опорой на наглядность ребёнку легче будет составлять слово из отдельно названных звуков.

  1. Какое слово спряталось в картинках?

Цель: учить ребёнка выделять первый звук из слов, запоминать звуки и составлять из них слово.

Ход игры: Воспитатель – Как ты думаешь, можно ли с помощью картинок составить слово? Попробуем. Для этого надо запомнить правила:

  1. Рассмотри картинки, назови их и определи, с какого звука начинается название каждой картинки.
  2. Запомни звуки и назови их в том порядке, в котором картинки лежат на столе.
  3. Назови слово, которое спряталось в названиях картинок.

Рекомендации: Когда ребёнок легко будет составлять слово из первых звуков слов, переходите к составлению слов из последних звуков, затем из второго, третьего звука (из середины) слова.

3.Волшебники

Цель: учить детей заменять один звук в слове другим. Вызвать интерес и желание играть со словами.

Ход игры: Воспитатель – Сегодня мы будем волшебниками. С помощью звуков мы научимся изменять слова. Я буду называть слова, а вы первый звук будете заменять звуком «с». ТОК, ДОМ, ЛУК.

Рекомендации: В начале игры уточните, с какого звука начинается названное слово, помнит ли ребёнок, на какой звук надо заменять первый звук в слове. Дайте образец.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовый дидактический материал для игры "Сколько звуков в слове?"

Представляю готовый дидактический материал для игры "Сколько звуков в слове?". Идею данной игры я увидела на просторах интернета (если автор откликнется, буду рада озвучить). Я переработала ...

Играем со звуками и словами.

Воспитатели, играя с детьми в эти игры, помогут им закрепить звуковой анализ слова, выделять звук в слове, составлять из звуков слова....

Дидактическая игра "Играем со звуками в словах"

Ориентировка на звуковую сторону слова способствует воспитанию граммотической правильности речи, освоению многообразия средств языка....

Презентация "Азбука для дошкольников. Играем со звуками и словами".

Автор- Ерофеева Татьяна Николаевна, заместитель директора по методической работе НПЦ" Традиции и инновации в образовании". Материал был предоставлен на вебинаре ГК "Просвещение"....

Интерактивная игра  «Найди звук в слове»  для детей старшего дошкольного возраста.

Дидактическая игра «Найди звук в слове»           Игра предназначена для детей старшего дошкольного возраста Цель: совершенствов...

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе на тему: « Формирование навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры у старших дошкольников \'\'Слоговое путешествие\'\'»

Конспект занятия в подготовительной к школе группе на тему: « Формирование навыков произнесения слов различной звуко-слоговой структуры у старших дошкольников ''Слоговое путешествие'...