КОГДА МОЖНО И НУЖНО НАЧИНАТЬ УЧИТЬ РЕБЁНКА ГРАМОТЕ?
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Шерстнева Елена Викторовна

КОГДА  МОЖНО  И  НУЖНО  НАЧИНАТЬ  УЧИТЬ  РЕБЁНКА  ГРАМОТЕ?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kogda_mozhno_i_nuzhno_nachinat_uchit_rebyonka_gramote.docx17.24 КБ

Предварительный просмотр:

КОГДА  МОЖНО  И  НУЖНО  НАЧИНАТЬ  УЧИТЬ  РЕБЁНКА  ГРАМОТЕ?

     На этот вопрос специалисты дают разноречивые ответы. Один из них называют возраст 4 – 5 лет, другие, а их большинство 6 -7 лет. Где же истина? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно разобраться в том, что такое грамота и какие цели мы ставим перед собой, обучая ребёнка.

     Какого человека мы можем назвать грамотным? Того, который умеет читать и писать? Того, который делает это без особых затруднений и ошибок? Или, наконец, того, кто обладает « чувством» родного языка, понимает его строение и законы и умеет пользоваться ими? Уровень овладения грамотой может быть разным. Если с нас  достаточно, чтобы ребёнок овладел навыком чтения, мы можем начинать обучение, скажем, в 3 - 4 года и достаточно быстро добиться успеха. Но всё дело в том, что в области усвоения языка ( так же, как и в области усвоения математики ) от того, каким был старт, в значительной мере зависит всё дальнейшее продвижение. С самого начала мы должны иметь в виду конечный вид « грамотности », к которому хотим подготовить ребёнка. И если это грамотность в подлинном смысле слова, она должна уже в исходном пункте опираться на понимание законов построение слов, анализ отношений между звуками и буквами, то есть на такие знания и умения, усвоить которые ребёнку не так-то просто. Значит он не только даёт лучшие результаты в овладении грамотой, но и способствует общему умственному развитию ребёнка.

     Обучение грамоте, понимаемое как первая ступень ознакомления ребёнка с законами родного языка, осуществляется при помощи особых методов, создание которых потребовало многолетних исследований большой группы специалистов-психологов и педагогов. Эти исследования, проводившиеся под общим руководством профессора Д.Б.Эльконина, позволили установить и оптимальные сроки обучения. Возрастом, в котором его целесообразно начинать, как раз и оказался пятилетний возраст ( хотя уже и в четыре года возможна некоторая подготовительная работа ). Обучение в его полном объёме ( кончая слитным чтением ) длится около двух лет.

      Есть несколько основных  принципов обучения детей грамоте.

  1.   С ребёнком четырёх лет лучше начинать проводить работу по звуковому анализу слов – выделению на слух и произнесению отдельных тех звуков, из которых слово состоит. При этом может применяться  и простейшая модель звукового состава слова, состоящая из одинаковых фишек ( кружков, квадратиков), количество которых соответствует количеству звуков в слове. Эта работа и послужит исходным пунктом для обучения грамоте пятилетнего ребёнка. Сразу же оговорюсь, что предлагаемая форма обучения только подведёт ребёнка к овладению чтением, само же чтение останется делом будущего.
  2.   Итак, ребёнок уже знает, что слово состоит из отдельных звуков. Теперь ему предстоит познакомиться с фонемами родного языка. Фонема – это устойчивые особенности звуков, по которым мы, слушая живую речь, отличаем один звук от другого и узнаём слова. Главная цель обучения ребёнка пяти лет – познакомить его с тем, что слова состоят из разных звуков – гласных и согласных, что согласные  бывают мягкими и твёрдыми, звонкими и глухими, а гласные – ударными и безударными. И конечно, научить его различать эти качества звуков, определять их в слове. Это уже не просто звуковой, а фонемный анализ. И обучение ему основано на наглядной пространственной модели слова.

Для построения модели служит схема – полоска, разбитая на клеточки по количеству звуков в слове – названии предмета, который изображён на расположенной над полоской картинке. Ребёнок уже умеет заполнять схему одноцветными фишками, обозначающими отдельные звуки. Обратите его внимание на то, что звуки бывают гласные, которые  «можно петь», и согласные, которые «нельзя петь». В слове «роза» поются звуки  «о» и «а», а вот «р» и «з» - не пропоёшь. Договоритесь, что гласные звуки будут обозначаться красным цветом, согласные – синим и зелёным. А вот чтобы узнать, когда нужен синий, а когда зелёный цвет, надо научиться различать, в каких словах согласный звук звучит твёрдо, в каких мягко.

  1.   Каждый согласный звук имеет «братца». Один из братцев сердитый, другой добрый ( название «сердитые» и «добрые» братцы для твёрдых и мягких согласных звуков предложили сами дети). В слове  «роза» звук «р» - сердитый, а вот в слове «река» - добрый, он слышится как «рь».

Для того, чтобы ребёнок научился различать твёрдые и мягкие согласные, его нужно потренировать на простых словах, где один и тот же звук звучит то твёрдо, то мягко: «пол» - «пёс», «пули» - «пила», «кот» - «кит» ( твёрдое звучание имеют согласные перед гласными  А, Э, О, У, Ы; мягкое – перед гласными Я,  Е,  Ё,  Ю,  И). Для этого есть обозначения: твёрдый согласный – синий цвет, мягкий – зелёный.