Семинар для педагогов "Советы родителям по обучению детей грамоте"
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

На семенаре-практикуме, я познакомлю педагогов, как быстрее научить ребенка читать, познакомлю с играми и упражнениями для обучения грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rybuf.docx19.86 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитатель МБДОУ д/с №227 Кулагина Любовь Леонидовна г.Пермь
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ

  Хорошо известно, насколько сложна и объемна программа начальных классов и как порой трудно не умеющему, читать ребенку осваивать ее курс. По-другому чувствуют себя уже умеющие читать дети. Они легче вписываются в процесс обучения, им комфортнее на новой ступени образования.

     Чтение – сложный многоступенчатый процесс, в котором задействованы зрительные и слуховые анализаторы, речевой аппарат, многие психические функции  (восприятие, память, внимание, мышление, речь). Прежде чем начать читать, ребенок в своем развитии должен достичь определенного физиологического и психологического уровня.

    Существует много способов научить ребенка читать до школы, и каждый из них хорош по-своему. Но при этом очень важно учитывать следующее: во-первых, система обучения должна быть согласована со школьными программами и иметь познавательную основу; во-вторых, необходимо использование игровых приемов, не утомляющих и не напрягающих ребенка. Однако память и внимание малышей весьма неустойчивы, а поэтому необходимо многократно возвращаться к уже знакомому, чтобы знания стали прочными.

    Опыт показывает, что необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонетический и речевой слух ребенка. Изучая звук, ребенок должен научиться произносить его отдельно, выделять его в слове, познакомиться с движениями артикуляционного аппарата. У многих детей этого возраста есть дефекты произношения. Совершенствуя речевой аппарат, целесообразно начинать занятия с артикуляционных упражнений, проговаривания скороговорок, четверостиший, рифмованных строчек.

   Крайне необходимо  постоянно проводить словарную работу, упражнения, формирующие способность быстро схватывать смысл читаемого, запоминать содержание, умение слушать и понимать собеседника. Надо стремиться пополнять словарный запас детей синонимами, антонимами в процессе лексико-грамматических игр. Для отдыха и снятия напряжения уместны небольшие физкультминутки.

     Уважаемые родители! Помните: обучение грамоте – ответственный период в жизни ребенка. И то, насколько благополучно он будет проходить, во многом зависит от вас, вашего терпения, доброжелательности, ласки. Проявляйте истинный интерес ко всему, что связано с обучением. Ни в коем случае  не допускайте грубого «нажима» и других негативных моментов в общении с будущим учеником. Дайте ребенку возможность поверить в собственные силы.  

                  Игры и упражнения для обучения грамоте.

1. Закончи словечко

Цель: учиться придумывать слова на слоги, развивать фантазию, речь.

Что вам понадобится: мячик

   Бросьте ребенку в руки мяч, назвав начало выбранного вами слова, например КА. Ребенок должен вернуть вам мяч, закончив слово. Например, ребенок ответит ША. Обязательно произнесите целое слово после того, как ребенок отгадает (КАША).  Играть в эту игру проще, если заранее договориться о том, на какую тему будут загадываться слова. Например, овощи или фрукты, транспорт или посуда, предметы, находящиеся в комнате.

2. Звуковой футбол

Цель: учиться различать звуки, учиться определять наличие заданных звуков в словах, развивать внимание.

Что вам понадобиться: предметные картинки из любой настольной игры или игрушка ребенка. Расскажите ребенку, что будете играть с ним в необычный футбол: он будет вратарем, а вы будете «бросать» ему в ворота слова. Если в словах, названных вами, ребенок услышит звук, о котором вы договоритесь с ним, малыш должен поймать слово – хлопнуть в ладоши. Называйте слова, в которых звук находится в начале, в конце, в середине. Разложите перед ребенком картинки из настольных игр или игрушки. Предложите выбрать те, в которых есть заданный звук.

3.Волшебный мешочек

Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слово на заданную букву.

Что вам понадобится: буквы из набора (пластмассовые или магнитные), мешочек. Для игры может подойти непрозрачный  мешочек или подарочный пакет. В мешочек сложите известные ребенку буквы. Предлагайте вынимать буквы по одной, отгадывать  их на ощупь, придумывать слово, начинающееся на эти буквы. Если ребенок ошибается в названии, исправьте его, а букву опустите обратно в мешочек. Когда ребенок снова достанет эту букву, он уже назовет ее правильно. Можно положить в мешочек и новые для ребенка буквы, но их должно быть не более 1-3 за 1 игру.

4.Умные прятки

Цель: запоминать буквы, развивать внимание.

Что вам понадобиться: цветная бумага, белая бумага, ножницы, фломастеры, скрепки, скотч.

  Вырежьте из цветной  бумаги большие объемные буквы или напишите их на альбомных листах фломастерами. Для одной игры достаточно 5-7 букв. Из них  –  не более 3 новых  для ребенка. Все буквы спрячьте где-нибудь в квартире так, чтобы остались видны только их небольшие фрагменты. Скажите ребенку, что буквы играют с ним в прятки. Предложите найти буквы.

5.Найди одинаковые буквы

Цель: запомнить буквы, развивать внимание.

Что вам понадобится: белый картон, фломастеры, ножницы.

Для этой игры необходимо предварительно подготовить карточки с буквами. Разрежьте картон на прямоугольники, на каждой карточке напишите по одной букве. Буквы нужно написать в нескольких вариантах, по 2 буквы каждого варианта. Буквы могут различаться размером, цветом, шрифтом.  Разложите буквы перед ребенком. Предложите ему найти парные – одинаковые буквы. Не забывайте спрашивать ребенка, какие буквы он нашел.

6.Фантазеры, или на что похожа буква

Цель: запоминать буквы, развивать фантазию.

Что вам понадобится: бумага для рисования, фломастеры, краски.

 Для того, чтобы ребенок  легче запоминал букву, полезно сравнивать буквы с различными предметами из окружающей обстановки. Напишите букву и попросите придумать, на что она похожа. Сами дорисуйте букву до предмета или попросите ребенку сделать это.

7.Песочный экран

Цель: запоминать буквы, развивать мелкую моторику

Что вам понадобится: поднос для посуды яркого цвета, песок(крупа- гречка, рис, пшено, мука, манка)

 На поднос посыпьте песок слоем около одного сантиметра. Покажите ребенку, как можно написать буквы на песке пальцем или палочкой. Попросите его написать рядом букву, такую же, как написали вы, написать букву больше или меньше вашей, дописать незаконченную букву или стереть лишнюю деталь «неправильной буквы».

8.Волшебные палочки

Цель: запоминать буквы, учиться выкладывать буквы из палочек.

Что вам понадобится: счетные палочки

Самый простой способ – выкладывание букв из палочек по образцу или без образца. Когда ребенок научится выкладывать буквы самостоятельно, можете переходить на более сложный уровень игры. Например, составьте из палочек фигуру, напоминающую дверь. Попросите убрать 2 палочки так, чтобы получилась буква П, затем восстановите фигуру, попросите опять убрать 2 палочки, но так, чтобы получилась буква Н  (так же с другими буквами).

9.Пластилиновый конструктор

Цель: запоминать буквы, учиться лепить буквы из пластилина, развивать мелкую моторику.

Что вам понадобится: набор пластилина, доска для лепки, стека.

 Вместе с ребенком изготовьте из пластилина колбаски примерно одинаковой толщины и длины. Таких колбасок потребуется 8 штук. 2 колбаски разделите пополам. 2 другие разделите на 3 части каждую. Из 4 оставшихся  колбасок сделайте колечки, скрепив их края. 2 колечка разделите стекой пополам так, чтобы получились полукруги. Таким образом, у вас получился набор деталей для составления любой буквы русского алфавита.

10.Игра- путешествие

   Цель: запоминать буквы, учиться придумывать слово на заданную букву.

  Что вам понадобиться: ватман, шаблоны с геометрическими фигурами, карандаши, ножницы, клей, фишки, пуговицы  и игральный кубик.

На листе ватмана нарисуйте маршрут путешествия – кривую не замкнутую линию. По этой линии с помощью шаблона с геометрическими фигурами нарисуйте карандашами пункты – остановки. В геометрических фигурах напишите буквы. Выберите по одной фишке для себя и ребенка. Бросайте по очереди кубик и ходите на выпавшее количество ходов. Оказавшись на фигурке – остановке, называйте выпавшие буквы, придумывайте слова, начинающиеся на эти буквы. Тот,  кто не сможет назвать букву на остановке или придумает слово, пропускает ход. Выигрывает тот, кто добрался до финиша первым.

11.Платье для буквы

  Цель: запоминать буквы, развивать мелкую моторику.

Что вам понадобится: белый картон, цветная бумага, клей, простой карандаш.

    Для начала определите, для какой буквы вашему ребенку было бы интересно « сделать платье »: может быть, это – первая буква его имени, а может быть, вы хотите сделать платье для буквы, которое ваш ребенок долго не может запомнить, или для буквы, с которой вы сегодня будете знакомить. На листе картона нарисуйте  карандашом контур выбранной буквы,  обсудите вместе с ребенком, какого цвета платье для этой буквы он хотел бы сделать. От листов цветной бумаги отрывайте небольшие кусочки, намазывайте их клеем, прикладывайте кусочки к картону, заполняя контур.

12. Рыбалка

 Цель: запомнить буквы, развивать координацию движений.

 Что вам понадобится: изображения рыбок, скрепки, цветные карандаши, веревочка, магнит, линейка, ведерко.

  Перед началом игры необходимо изготовить удочку и «улов». Чтобы сделать удочку, к линейке привяжите веревочку, а на конец веревочки  - магнит. На рыбках напишите буквы, которые в настоящее время ваш ребенок запоминает. К каждой рыбке прикрепите на нос скрепку, запустите рыбок в озеро. Теперь ваш ребенок, как настоящий рыбак, может ловить рыбу в озере. Та рыбка считается пойманной, название которой сможет узнать.

   Проигрывая эти игры с ребенком, вы будете не только тренировать познавательные способности вашего ребенка – внимание, память, мышление, мелкую моторику, но и готовить малыша к процессу обучения  чтению.

Литература

  1. Астафьева Е.О.  Играем, читаем, пишем. , - Спб, 2001.
  2. Иванова В.В. Обучение детей чтению, - М, 2001.
  3. Красильникова И.В. Обучение чтению и развитие речи дошкольников, Пермь, 2009.
  4. Практическое пособие для обучения детей чтению, М, 1997.
  5. Шумаева Г.Д. Как хорошо уметь читать, СПб, 2007.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации для родителей по обучению детей грамоте.

В рекомендациях для родителей можно узнать как и с какого возраста можно начинать обучение дошкольников грамоте....

Консультация для родителей "Советы родителям по обучению детей грамоте"

Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольн...

СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ ГРАМОТЕ.

ВАшему вниманию представлены рекомендации для родителей "Что необходимо знать к школе"....

Консультация для родителей Тема: «Советы родителям по обучению детей грамоте».

Консультация для родителейТема: «Советы родителям по обучению детей грамоте». Большинство родителей полагают, что достаточно выучить с ребенком буквы и он станет грамотно читать и пис...

Памятка для родителей по обучению детей грамоте

 Простая и понятная памятка для родителей, стремящихся приступить к обучению своего ребенка грамоте самостоятельно....

Консультация для родителей "Советы родителям по обучению детей грамоте"

Консультация для родителей "Советы родителям по обучению детей грамоте"...