Обучение звуковому анализу слов
консультация по обучению грамоте на тему

Колупаева Елена Владимировна

Как известно, работа со звуками начинается с самых первых занятий еще в детском саду и ведется в течение всех лет обучения языку. Вопросы развития фонематического слуха у детей, а именно формирование у них умения различать отдельные звуки в речевом потоке, дифференцировать их по акустико-артикуляционным признакам не перестают интересовать ученых – педагогов и педагогов – практиков.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

ОБУЧЕНИЕ ЗВУКОВОМУ АНАЛИЗУ СЛОВ.

Как известно, работа со звуками начинается с самых первых занятий еще в детском саду и ведется в течение всех лет обучения языку. Вопросы развития фонематического слуха у детей, а именно формирование у них умения различать отдельные звуки в речевом потоке, дифференцировать их по акустико-артикуляционным признакам не перестают интересовать ученых – педагогов и педагогов – практиков. Имеется обширная литература, в которой подробно обоснованно значение развития фонематического слуха как предпосылки успешного обучения грамоте. Между тем ошибки при выполнении заданий на звуко-буквенный анализ слов является едва ли не самыми стойкими и трудно преодолимыми.

Если спросить у ребенка, какой  1-й звук в слове «лиса», не исключено, что он скажет [ л ] (согласный твердый). А в слове «юла» - 1-й звук [ йу ]. Характер подобных ошибок говорит о том, что дети получив задание на звуковой анализ, фактически анализируют буквенный состав слова, опираясь на его зрительное представление. Эти ошибки – результат подмены анализа звуковой оболочки слова рассуждениями о звуковых значениях букв.

И в самом деле, как традиционно происходит звуковой анализ слов. Дети выделяют заданный звук в анализируемом слове с той только целью, чтобы обозначить его вновь изученной буквой. Но такой подход практически сводится к тому, что мы не звуки обозначаем буквами, а пытаемся расширить буквенный код. Могут ли дети выделять в словах звуки, которые они еще не научились обозначать буквами? Поскольку вычленение последовательности звуков в словах рассматривается как особое фонетическое упражнение, позволяющее опираться на звучащее слово, то нет необходимости подчинять его порядку изучения букв.

Не доверяя речевому слуху детей, педагоги часто опасаются брать для звукового анализа слова с согласным [ й ] в случаях, когда этот звук «замаскирован» в гласных буквах. Часто анализируются слова «чай», «майка» и т.п., в которых звук [ й ] обозначается буквой «й», и игнорируются слова типа «яма», «юла», «ёжик», «ели». Хотя звук [ й ] легко вычленяется из звуковой последовательности в любой позиции. Исключая слова со звуком [ й ] во всех позициях из звукового разбора, мы подталкиваем детей к смешению звуков и букв, ставим непреодолимую преграду к осознанию действительного соотношения звуков и букв в русском языке.

Особого рассмотрения требует вопрос об использовании слов с мягкими согласными. Нужно ли сначала исключать слова, в которых есть мягкие согласные? Лингвистическая сущность мягкости – твердости в русской фонетической системе говорит в пользу одновременного их введения. Парные по твердости – мягкости согласные звуки не два варианта одного и того же

«звука вообще». В фонетике выделяют твердые и мягкие согласные фонемы, которые функционально абсолютно равнозначны. Вот почему имеет смысл уже на первоначальном этапе предлагать детям находить звуки не только в словах «сом» и «рак», но и в «лес» и «лось» и т.п.

Задача педагога научить ребенка доверять своему слуху. Ведь для того чтобы правильно выделить звук в слове нужно всего лишь произнести данное слово и услышать анализируемый звук.

Умение вычленять звуки в словах и определять их последовательность становится способом действия для учеников, если в самом начале своего формирования оно складывается осознанно и целенаправленно, а ученик не только осваивает определенную последовательность операций, но и приобретает способность контролировать и оценивать свои действия.

Способ вычленения звука из слова обоснован и подробно описан Д.Б.Элькониным. Он охарактеризовал это действие как интонационное выделение (протягивание) каждого последующего звука в полном слове. Например, для анализа слова «мама» ребенок должен произнести его 4 раза: Мама, мАма, маМа, мамА.

Правильность вычленения отдельного звука эффективнее всего контролируется слухом. Звуковая оболочка слова представляет собой закономерную целостность. Нарушение этой целостности приводит либо к появлению нового слова, либо к искажению или разрушению данного. Между звучанием слова и его лексическим значением в языке имеется закономерная связь. Поэтому всякое нарушение одного из элементов  этой взаимосвязанной целостности ведет к его обнаружению.

Демонстрация того, как искажается слово, если хоть один звук назван неверно – важнейший прием, который используется для того, чтобы научить детей контролировать себя в момент вычленения звука. Например, ребенок в слове «мел» первым выделяет звук [ м ] и не замечает своей ошибки. Педагог объясняет её, демонстрируя, как звучит слово, если в него включить названный звук: [ мэл ]. «Такое слово ты разбирал?»

Итак, способ звукового анализа, который обеспечивает действительное оперирование звуками, не подменяя их буквами, - это протяжное (или акцентированное) произнесение каждого звука в полном слове, при котором каждый звук становиться отчётливо слышимым. Такая организация работы позволяет задавать вопрос: «что нужно сделать, чтобы правильно найти звук?».

Переход на новый этап звукового анализа вызывает потребность обозначения звуков буквами. Для того, чтобы собственно звуковой анализ составлял первоначальную ступень звуко-буквенного и входил в него, необходимо сохранить уже сложившийся порядок собственно звукового разбора слова, дополнив его ещё одним пунктом: какой буквой обозначается каждый звук и почему? Иначе говоря, ученик объясняет выбор букв не одновременно с выделением звуков, а только после того, как звуковой анализ уже полностью им выполнен.

Таким образом, одним из важнейших предпосылок развития у детей способности слышать звучащее слово и выделять в нём последовательность звуков является использование в обучении собственно звукового анализа, как особого типа упражнений со звуковой формой слова. Для того, чтобы собственно звуковой анализ вошел, как необходимая первоначальная ступень и основа в разбор звуко-буквенный, и у детей не возникла переориентация на букву при анализе звукового состава слова, необходимо соблюдать определённую последовательность перехода от одного этапа звукового анализа к другому, более сложному.

При соблюдении определённого плана в подборе слов для работы, а также при проведении самих разборов можно добиться достаточного уровня развития фонематического слуха у детей.



Предварительный просмотр:

ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЗВУКОВОГО РАЗБОРА.

1.Произнеси и послушай слово.

Проанализировать что-либо можно при условии, что мы имеем перед собой предмет анализа. Другого способа предъявить звуковую структуру слова, как произнести его, нет. При этом слово должно быть произнесено в соответствии с орфоэпическими нормами (например, вода - [  вадá ]).

2. Протяни (выдели голосом) первый звук в полном слове, назови его и охарактеризуй.

Требование протянуть первый звук напоминает детям способ действия, а указание на то, что звук протягивается (акцентируется) в составе целого слова, подсказывает ребенку средство контроля за правильностью выполнения действия.

После того, как ребенок назвал нужный звук, т.е. произнес его изолированно, максимально приближая к звучанию в полном слове, он характеризует звук: гласный или согласный, согласный твердый или мягкий.

3. Обозначь выделенный звук фишкой.

Запись звуков с помощью условных обозначений (фишек) помогает детям «удерживать» объект звукового разбора и не «соскальзывать» на букву. На начальном этапе звуковая схема без фишек

                                                               

дается детям в готовом виде до того, как они приступают к звуковому анализу. В этом случае схема служит ребенку опорой, помогает «не потерять» звук, направляет его действия и служит средством контроля за правильностью выполнения действия. По мере того как дети осваивают способы определения звуковой последовательности, модель не задается, а конструируется по ходу разбора. Условные обозначения звуков традиционны: гласный звук – красная фишка, согласный твердый звук – синяя фишка, согласный мягкий звук – зеленая фишка.

4. Протяни (выдели голосом) второй звук в полном слове, назови и охарактеризуй его.

5. Обозначь выделенный звук.

И т.д., пока все звуки в слове не выделены.

Если это разбор собственно звуковой, то он завершается «чтением» слова по его условной звуковой модели. Здесь последним пунктом плана будет: «Проверь, получилось ли слово.» Это необходимо, чтобы убедиться в том, что не исказилось звучание слова, иначе говоря, работа выполнена правильно.

Если же этот разбор звуко-буквенный, то после выполнения всех указанных операций ребенок выполняет еще одну, а именно: объясняет, какой буквой обозначается каждый из звуков и почему. Звуко-буквенный разбор завершается следующим пунктом плана: «Запиши слово буквами и объясни выбор каждой из букв.»



Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ, НАПРАВЛЕННЫЕ НА ФОРМИРОВАНИЕ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА.

«ПРИДУМАЙ СЛОВО».

Игра способствует закреплению умения различать звуки в словах по их качественному звучанию.

Воспитатель предлагает придумать слова с заданным звуком. Например,  [р] – «рак», «рука»; [р’] – «река», «репка». Можно усложнить задание: «Придумай слова обозначающие фрукты и овощи со звуком [м]», «В нашем магазине продаются продукты в названии которых есть звук [к]. Что можно купить в таком магазине?» и т.п.

«СКАЖИ КАК Я»

В игре формируется умение вычленять звук из целого слова, интонировать его как в слове, так и изолированно.

Дети становятся в круг, воспитатель в центре с мячом. Воспитатель бросает мяч ребенку и произносит слово, выделяя интонационно какой-либо звук, например: [р-р-р-ак]. Ребенок бросает мяч обратно, воспитателю, и произносит слово точно также. Затем отвечает на вопрос: «Какой звук ты выделил в этом слове?» Звуки выделяют не только в начале, но и в середине     ([ко-ф-ф-ф-та]), и в конце ([м’эл-л-л]) слов.

«ГДЕ СПРЯТАЛСЯ ЗВУК».

Игру можно использовать в качестве физкультминутки, упражнения тренирующего внимание и память.

«Где спрятался звук [к]? В начале, в середине или в конце слова?»

если в начале слова ([кон’]) – дети хлопают в ладоши, если в середине ([плакат]) – топают, если в конце ([рак]) – оборачиваются вокруг своей оси.

«ПОЙМАЙ ЗВУК В СЛОВЕ».

Цель игры – формирование речевого внимания.

Воспитатель быстро называет разные слова, а дети хлопают в ладоши тогда, когда слышат заданный звук.

«НАЙДИ ПАРУ».

Игра направлена на закрепление умений различать согласные твердые и мягкие звуки, а так же называть парные звуки по признаку твердости-мягкости.

Детям раздаются предметные картинки так, чтобы в группе обязательно были слова с парными согласными по твердости-мягкости в начале слова. «Ребята, у вас в руках картинки. Что на них изображено? Вы все назвали свои предметы словом. В словах нужно послушать первый звук. Если ваш звук согласный твердый – найдите того, у кого слово начинается на парный согласный мягкий звук. Например, [м уха] - [м’ ач’]».

«ПРИДУМАЙ СЛОВА К СХЕМЕ».

Игра вводится для закрепления у детей умения ориентироваться в звуковой структуре слова в тот момент, когда дети уже овладели звуковым анализом слова и различают звуки гласные и согласные, согласные твердые и мягкие.

 Воспитатель дает готовую модель слова, а дети подбирают слова, которые подходят к схеме. Например, к схеме подходят слова «лиса», «пила», «река» и т.д., к схеме                  - «папа», «каша», «рама».

Другой вариант игры предполагает подбор готовых схем к заданным словам (изображениям на демонстрационном материале).

 

«ШАГАЛКИ».

В игре закрепляется умение делить слова на слоги.

Дети становятся в круг. Воспитатель называет слово. Дети, держась за руки, «прошагивают» каждый слог, скандируя слово («ма-га-зин» - шаг на каждый слог по кругу. «Сколько получилось шагов?» - «Три»).

«ПРЕВРАЩЕНИЯ СЛОВ».

Закрепляются навыки дифференциации звуков по признаку твёрдости – мягкости, звонкости – глухости, формируется представление о смыслоразличительной функции фонемы, развивается речевое внимание.

«Я буду называть слова, которые начинаются на звук [г], а вы говорите новые слова, которые получаются если звук [г] поменять на звук [к]».

Воспитатель                                            дети 

        

          Глаша        Клаша

        гости        кости

        горка         корка

        губки        кубки

и т.п.

        При составлении пар слов необходимо учитывать фонетическую оболочку, т.е. сопоставлять слова «как они слышатся» (орфоэпическое произношение), а не «как пишутся» (орфографическое произношение). Например, слова «грива» и «криво» отличаются двумя буквами – первой и последней, но при произношении ([гр’ú ва] - [кр’ú ва]) – только одним первым звуком. Также нужно учитывать ударный слог. Если в слове «сáга», поменять звук [с], на звук [н], слово [нагá] не получится, получится [нáга].



Предварительный просмотр:

Подбор пар слов, отличающихся одним звуком.

Данные пары слов можно использовать для игры «Превращения слов». В зависимости от рассматриваемой темы и  поставленных задач, можно брать слова, отличающиеся одним звуком по признаку твёрдости-мягкости или звонкости-глухости.

В этом упражнении развивается фонематический слух, речевое внимание. А также формируется представление о смыслоразличительной функции фонемы. Устраняется наиболее распространённое детское заблуждение о том, что согласный звук может быть то твёрдым, то мягким. В упражнении дети убеждаются, что это разные звуки, т.к. при замене согласного твёрдого на парный ему мягкий, изменяется целое слово, его лексическое значение.

При составлении пар слов, учитывалась лишь звуковая их форма. Поскольку это фонетическое упражнение, написание не имеет значения.

 

Слова, отличающиеся парными звуками по твёрдости-мягкости.

[т] – [т']:

тук – тюк                                        Тома – Тёма

потомки – потёмки                        томный – тёмный

шест – шесть                                  тапки – тяпки

стопка – Стёпка                              катушка – Катюшка

брат – брать                                    ответ – ответь

 обут – обуть                                   надут – надуть

уснут – уснуть                                нагрет – нагреть

рулит – рулить                                забыт – забыть

залит – залить                                 согрет – согреть

[л] – [л']:

был – быль                                       мел – мель

ел – ель                                             пыл – пыль

цел – цель                                         дал – даль

стал – сталь                                      мол – моль

[м] – [м']:

мал – мял                                         мол – мёл

мать – мять                                      мяско – маска

[в] – [в']:

вол – вёл                                          валит – вялит

[с] – [с']:                                           [н] – [н']:

соло – сёла                                       нос – нёс

Слова, отличающиеся парными звуками по звонкости-глухости.

[г] – [к]:

галька – калька                                гол – кол

гладь – кладь                                   глаз – класс

Глаша – Клаша                                горка – корка

гаси – коси                                       игра – икра

губки – кубки                                  гости – кости

голос – колос                                   гроши – кроши

густы – кусты                                  грива – криво

[в] – [ф]:

ваза – фаза                                       вены – фены

вон –фон

[д] – [т]:

Даня – Таня                                      дам – там

дочка – точка                                   дачка – тачка

душ – тушь                                      душить – тушить

Дон – тон                                         доля – Толя

дрель – трель                                   дворец – творец

дверь – Тверь                                   плоды – плоты

доска – тоска                                    удочка – уточка

кадушка – катушка                          дрова – трава

[д'] –[т']:

Дина – тина                                       прудик – прутик

зайди – зайти                                     найди – найти

войди – войти                                    дело – тело

Дима – Тима                                      день – тень

[б] – [п]:

бас – пас                                            бар – пар

блеск – плеск                                    робот – ропот

борт – порт                                        балка – палка

бочка – почка                                    башня – пашня

быль – пыль                                      бравый – правый

[б'] –[п']:

белить – пилить                                бетон – питон

бел – пел                                            бить – пить

[з] – [с]:

коза – коса                     зуб – суп                    забор – собор

зверь – сверь                 Зоя – соя                    зайка – сайка

  [ж] – [ш]:

жар – шар                                          жарить – шарить

жить – шить                                       жалость – шалость

жаль – шаль                                       жирок – широк

жила – шило                                      жесть – шесть

жутко – шутка                                   лужа – Луша

сажа – Саша                                       тужить – тушить

кружить – крушить                           мажет – машет

скажу – скошу                                   наживка – нашивка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение звуковому анализу слов детей старшего дошкольного возраста

Основная цель фонематического анализа - научить ребенка с нарущением речи ориентироваться в звуковой системе русского языка, познакомить с устройством языковой формы, с важнейшими характеристиками зву...

«Обучение звуковому анализу слов»

Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико-синтети­ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами.При обучении, как письму, та...

Мастер-класс для родителей "Обучение звуковому анализу слова"

У детей с нарушениями речи в силу объективных причин к 6 годам оказывается несформированным осознанное отношение к звуковой стороне языка. Поэтому  коррекционная работа по перемещению вниман...

Статья. Обучение звуковому анализу слова

Развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа слов является основой успешного обучения дошкольников грамоте. Фонематический слух – очень важное понятие для овладен...

Обучение звуковому анализу слова. Гласный звук.

Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков (умение диффере...

Статья "Обучение звуковому анализу слова".

Развитие фонематического слуха, навыка звукового анализа слов является основой успешного обучения дошкольников грамоте. Фонематический слух – очень важное понятие для овладен...

Дидактическая игра для обучения звуковому анализу слов «Звуковая дорожка» ( с использованием Даров Фребеля)

Цель: формировать умение выполнять звуковой анализ слова.Задачи:- развитие фонематического слуха, обучение проведению звуковому анализу слова, различению гласных и согласных звуков в слове, твердых и ...