Формула успеха (выступление на конкурсе "Воспитатель года 2013")
статья (подготовительная группа) по теме

Развитие творческих способностей детей средствами театрализованных и игр и представлений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formula_uspekha.docx22.31 КБ

Предварительный просмотр:

Театральный режиссер В.И. Немирович - Данченко сказал: «Можно выстроить великолепное театральное здание, заказать художнику декорации, композитору музыку, набрать большой штат сотрудников – и все-таки это еще не будет театр. А вот выйдут на площадь два актера, расстелют коврик, начнут играть пьесу и, если они талантливы, это уже театр»

Формула моего успеха – театральная студия «Скоморохи», которая начала свою жизнь с такого же коврика.

Театр! Сколько положительных эмоций мы видим в глазах детей, произнося это слово. Сегодня я должна развить в ребенке личность, привить устойчивый интерес к культуре, театру, обогатить духовно. Все это возможно реализовать, благодаря игре. А театрализованные игры любимый вид деятельности детей. Используя их как средство развития творчества, мы избавляем ребенка от эмоциональной зажатости, духовной обедненности и ограниченности. В театрализованной игре он получает информацию об окружающем мире, законах общества, о красоте человеческих отношений, учится жить в мире, а это требует творческой активности личности: воображения,  внимания, логики и памяти. Театр один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

  •  Художественным образованием и воспитанием детей;
  • Формированием эстетического вкуса;
  • Развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);
  • Воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога, монолога);
  • Создание положительного настроения, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

А главное, театрализованная деятельность - самая благоприятная среда для развития творческих способностей ребенка, поскольку содержит  в себе творческую основу, именно поэтому я работаю в этом направлении пятнадцать лет.

Организация творческого процесса развития детей лежит на плечах педагога-воспитателя. «Но почему только воспитателя?» - подумала я и пригласила в свою студию родителей детей. Сделав их со-творцами, со-беседниками, со-ветчиками, со-трудниками нашей театральной деятельности. Так можно лучше узнать детей, их характер, темперамент, мечты, желания, в такой обстановке и рождаются доверительные отношения между взрослыми и детьми.

Развитие творческих способностей детей в процессе активного включения в театрализованную деятельность совместно с родителями – это наша главная цель.

Основные направления работы с детьми:

  • Театральная игра.
  • Основы театральной культуры
  • Ритмопластика
  • Культура и техника речи
  • Работа над спектаклем

Деятельность студии «Скоморохи» включает в себя несколько разделов:

  • основы кукловождения
  • актерское мастерство
  • ритмопластика
  • игровое творчество
  • проведение праздников и развлечений, щоу и спектаклей.

занятия в студии помогают решить такие задачи:

  1. прививать интерес к театру и театрально-игровой деятельности
  2. овладевать навыками общения, коллективного творчества в совместной деятельности с взрослыми
  3. совершенствовать исполнительские умения детей в создании художественного образа
  4. активизировать мыслительные процессы и познавательный интерес у детей дошкольного возраста сопереживания, соучастия.

Студию посещают дети с разными способностями: некоторые все схватывают на лету, а некоторым дается это с трудом. Но занятия в студии положительным образом влияют на таких неуверенных в себе детей, ведь театральная игра и мама рядом делают чудеса. У нас закон такой: каждый ребенок активный участник спектакля. Как правило, даже самый скромный и стеснительный ребенок, сыграв в сказке небольшую роль, становится более открытым и более уверенным в себе.

А если совсем страшно, подключаем маму. Был такой случай. Катя боялась сказочных героев и при виде их плакала. Я предложила задействовать ее в наших спектаклях вместе с мамой. И все получилось, страх ушел. У девочки с тех пор появился стойкий интерес к театру и участию в представлениях.

Позади большое количество театрализованных представлений с участием детей.

Позади большое количество представлений, которые мы выносили на суд зрителей:  детей, родителей, педагогов. На занятиях мы готовились к ним. Читали сказки, обсуждали характеры героев, вместе с родителями готовили костюмы и декорации, заучивали тексты, отрабатывали интонации, пластику движений.

 При подготовке я руководствовалась принципом интеграции: связь театрализованной деятельности с другими видами деятельности.

Например традиционные

Наш любимый! «Кошкин дом». Помимо нравственной основы герои спектакля заставляют подумать о безопасности. Наш «Кошкин дом» принимал участие в Международном конкурсе «Вуокса» в номинации «Театральное искусство». В СМИ сочли наше совместное с родителями и детьми творчество очень необычным и неординарным: «Зрители встретили на «ура» неподражаемую игру педагогов и воспитанников.  Действительно, было на что посмотреть!»

Принцип интеграции работает и в постановке «У солнышка в гостях». Здесь дети знакомятся с природными явлениями, образом жизни и повадками животных.

В этой сказке 2 цыпленка собирают команду животных и идут на поиски солнышка. Мы ставим эту сказку, обычно, в начале июня, когда по обыкновению идут дожди, и лето никак не начнется. Мы все вместе радуемся этому театральному солнышку.

А наш мамонтенок! Его мы показываем мамам обычно на 8 марта. Малыш все-таки нашел свою маму, которую играла настоящая мама. Мамонтенок и слониха встретились, и многие мамы в зале, прижимая к себе своих детей, украдкой вытирали слезы. А после представления за  кулисами мама мамонтенка призналась: «Я никогда такого не испытывала: и страх, и радость, и любовь – все смешалось в моей душе. Я поняла, как же я сильно люблю своего Сережу. И пусть у всех детей будут мамы!»

Традиционным у нас стал «День театра». 27 марта каждая группа представляет на суд зрителей актерское мастерство. Артисты из студии «Скоморохи» в этот день особенно активны.

Как важно для родителей. Чтобы их ребенок сыграл в представлении главную роль. Для этого я и придумала сказочный калейдоскоп, где собраны герои многочисленных сказок, объединенные единой сюжетной линией. Как же рады родители и каждый ребенок, что в представлении он был главным.

Муха – Цокотуха мы были в гостях в РЦ у детей с ограниченными возможностями. Во время представления мы вовлекли их в творческий процесс: они танцевали, веселились. И после дети предложили приглашать своих новых друзей на наши спектакли. А Саша, с диагнозом ДЦП  стал полноправным артистом нашего театра. Инклюзивное воспитание.

Зимовье зверей

. Для плохо говорящего Миши роль «Смоляного бычка» стала триумфом. Там не нужно было говорить. Смоляной бычок по сказке молчал все представление, но он так артистично исполнял роль, что все были в восторге, и он сам был счастлив. А это главный принцип моей работы, чтобы был счастливым каждый ребенок.

Басни Крылова.

Гуси – лебеди

Снежная королева

Проделки лешего

Сказки братьев Гримм

Сказочный калейдоскоп

Дорогой Шарля Перро

Цирк

Главная моя задача - это развитие творческих способностей детей во взаимодействии с родителями, и поэтому после спектакля свои впечатления о сыгранных ролях, о пережитых эмоциях и о чувствах они выражают в рисунках.

Потому что театрализованная деятельность неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ  приобщения к жизненному опыту и духовному богатству человечества.

Достоевскому принадлежат слова: «Человека делают человеком светлые воспоминания детства»

Я искренне надеюсь, что от наших совместных трудов получили удовольствие не только дети, но и взрослые. Потому что занятия в театре-студии «Скоморохи» дали им возможность пожить со своим ребенком одной жизнью и вернуться в детство, лучше узнать своего ребенка, увидеть его с другой стороны, в другой ситуации, а ребенку – своих маму и папу.

Мама на занятиях мастер-класс

Один день из жизни скоморохов

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Визитная карточка. Выступление педагог года 2013

Выступление на конкурсе "ПЕДАГОГ ГОДА 2013"...

Сценарий выступления на конкурсе «Воспитатель года 2013» от детского сада «Золотая рыбка».

Предлагаю свой сценарий выступления для конкурса "Воспитатель года" - визитка...

Эссе "Моя формула успеха"

Эссе из моих конкурсных материалов на конкурс "Дебют"....

Формула успеха.

консультация...

Эссе заместителя заведующей по воспитательной и методической работе «Формула успеха»

Эссе заместителя заведующей по воспитательной и методической работе Колядовой Натальи Геннадьевны МБДОУ «Д/с «Тополек»«Формула успеха»По словам китайского мудреца Конфуция, непросто жить во время пере...

Буклет «Формула успеха - здоровый образ жизни!»

Рекомендации для родителейОсновные компоненты здорового образа жизни дошкольника...