Проект "Речецветик"
проект по обучению грамоте (старшая группа) по теме

Чуфарина Юлия Владимировна


Проект "Речецветик"направлен на совместную деятельность воспитателя, детей и родителей в летнее время.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proet_rechetsvetik.docx28.66 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №140»

Проект

«РЕЧЕЦВЕТИК»

     

Подготовила:

Воспитатель первой квалификационной категории

                                                                                                                                           Чуфарина Юлия Владимировна

Г. Дзержинск

2014

Тема: Летний образовательный проект «Речецветик»

Тип проекта: педагогический

Участники проекта: воспитатель старшей группы,  музыкальный руководитель

Целевая группа:  дети старшей группы, родители

Срок реализации: летний период (июнь, июль, август) 2014г.

Вид проекта: средней продолжительности, групповой.

Продукт проекта: создание «Азбуки цветов»

Актуальность:  Результаты итоговой педагогической диагностики за 2013-2014 уч. год показали, что старшие дошкольники испытывают трудности в освоении раздела «Обучение грамоте». Дети затрудняются в придумывании  слов на определенные  звуки, установлении связи между звуком и буквой, запоминании алфавита. Исходя из вышесказанного, возникает необходимость продлить процесс освоения задач раздела «Обучение грамоте». Исходя из особенностей познавательной деятельности детей дошкольного возраста, возникает необходимость сделать процесс изучения алфавита увлекательным. Необходимо позволить ребенку посмотреть, услышать, познакомиться с буквами в различных ситуациях, различными способами и на различном дидактическом материале. А, так как в летний период времени дети чаще всего пребывают на свежем воздухе, то мы решили использовать естественные природные условия для создания собственного оригинального алфавита «Речецветик». Эта идея послужила мотивацией для детей к деятельности.

 Процесс создания «Речецветика» основывался на принципы: интеграции познавательной и творческой активности детей, индивидуализации: учет индивидуальных особенностей каждого ребёнка при включении его  в различные виды деятельности, раскрытие потенциалов личности, взаимодействия и сотрудничества детей и взрослых, системности и целостности: позволяет разработать четкую программу действий.

Проблема: дети старшего дошкольного возраста испытывают трудности в освоении букв, установлении связи между звуком и буквой.

Цель: ознакомление детей с буквами алфавита, через интеграцию различных видов деятельности (познавательно-речевой, художественно-творческой, игровой, конструктивной)  на содержательном материале мира природы.

Задачи:

- познакомить с  алфавитом, как набором букв (графических изображений звуков);

- учить устанавливать взаимосвязь между произносимым звуком и буквой, развивать навык звукового анализа;

- расширить знания  детей о разнообразии цветущих растений, их характерными особенностями, строением, ролью в жизнедеятельности человека, животных, насекомых;

- формировать навык экологически нравственного поведения;

- развивать умение устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы;

- развивать конструктивные, художественные способности детей;

- создать условия для активной совместной познавательной и творческой деятельности детей и родителей.

Планируемый результат:

- создание азбуки цветов;  восприятие, различение букв алфавита (визуальное и на слух) детьми, умение устанавливать связь между буквой и звуком;

- расширение знаний детей о разнообразии цветущих растений, формирование на основе этого эстетического восприятия окружающего мира, гуманного отношения к природе;

- улучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей,  как участников педагогического процесса детского сада.

Этапы реализации проекта:

I этап – подготовительный

-диагностика детей по обучению грамоте, ее анализ;

-  подбор методической, познавательной и художественной литературы, иллюстративный материал по данной теме;

- подбор репродукции картин, иллюстраций на тему: «Цветы, цветочные растения»;

- создание картотеки стихов и загадок о цветах и буквах;

- создание условий для экспериментальной деятельности, наблюдений;

- создание условия для продуктивной деятельности;

- работа с родителями.

 

II этап – основной.

Формы и методы работы с детьми.

Игровая деятельность.

Дидактические игры: «На что похожа буква?», «Найди пару», «Допиши букву», «Найди неверно написанную букву», «Подбери правильно», «Назови  слово на определенный звук» , «Изобрази букву» и т.д. .

Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Больница»

Продуктивная деятельность.

Рисование:

«Нарисуем букву», «Выложим букву с помощью изонити», «Напечатаем букву», «Заштрихуем дом для буквы» и т.д.

Лепка

«Лепим букву», «Слепи, на что похожа буква», «Буква из цветов» и т.д.

Конструирование

Создание образа буквы из палочек, создание образа буквы из природного материала,

выкладывание букв из камней, шишек,  веток…, конструирование цветов из бумаги на определенные звуки и т.д.

Экспериментально-поисковая деятельность:

Подбор названий цветущих растений на разные звуки, поиск нужной буквы для обозначения звука.

Знакомство с цветущими растениями.

Речевая деятельность:

Составление описательных рассказов о буквах, цветущих растениях.

Речевые упражнения «придумай слово на определенный звук», «Какой первый звук?», «Назови букву, звук», «Подбери и расскажи», «Отгадай загадку».

Заучивание загадок, стихов о цветах и буквах.

Придумывание сказок и историй.

Формы и методы работы с родителями.

1.Беседы с родителями о важности данной проблемы.

2.Привлечение родителей к созданию цветочного алфавита.

3.Смотр-конкурс картин, выполненных совместно с родителями.

План реализации проекта:

Разделы (направления)работы

Виды деятельности

Познавательно-речевая деятельность

Обучение грамоте.

Создание «цветочной» буквы (рисунок, фотография, стихи).

Создание цветочной азбуки. Коллективная работа.

Развитие речи.

Сочинение сказок о цветах. Сочинение стихов, загадок о цветах. Заучивание стихотворений о цветах ( Г. Новицкая «Ромашки», А. Толстой «Колокольчики мои..»)

Творческое рассказывание детей. Словотворчество. Отгадывание загадок о цветах.

Ознакомление с художественной литературой.

Чтение произведений Н. Рыжова «Как Валера за одуванчиком наблюдал», В.Катаева «Цветик-семицветик», С.Аксаков «Аленький цветочек», А.Толстой «Иван да Марья», А. Онегов «Мать и мачеха», К. Ушинский «Пчелки на разведках», В Степанов «Летающий цветок».

Ознакомление с окружающим миром.

Путешествие в мир цветов. Беседа «Для чего нужны цветы?» Создание гербария.

Рассматривание книг, альбомов, фотографий.

Экскурсия, целевые прогулки, наблюдения, уход за цветами.

«Цветы нашего края», «Из чего состоит цветок», «Цветочные часы».

Пальчиковая гимнастика.

«Цветок», «Колокольчик», «Сад».

Художественно-творческая

Рисование.

«Именной платочек, украшенный цветами», «Букет цветов» с натуры, декорирование букв цветочным орнаментом.

Выставка «Цветочная поляна».

Лепка.

Барельеф «Подсолнух» с использованием природного материала. «Веселые буквы». Изготовление барельефной, объемной «цветочной» буквы.

Аппликация. Конструирование.

Объемная аппликация «Цветы». Оригами «Цветок». Создание коллажа.

Театрализованная деятельность.

Игра-театрализация.

Игровая деятельность

Дидактические игры.

 «Собери букет»,  «Чего не стало»,  «Найди тень цветка»,  «Найди тень буквы»,  «Отгадай цветок», «Загадай цветок»,  «Чем похожи, чем отличаются?»,  «Четвертый лишний»,  «Что сначала, что потом?», «Буквы заблудились», «Найди сбежавший звук».

Настольно-печатные игры.

 «На лесной полянке», «Собери цветок», «Цветочное лото», «Речевое лото», разрезные картинки с изображениями цветов, букв.

Творческие игры.

«Если б я был цветком?»

Распределение деятельности.

Этап работы

Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Деятельность родителей

1.Выявление проблемы. Выделение задач. Организация работы.

- формулирует проблему

- формулирует задачи

- побуждает детей к решению проблемной ситуации

- планирует деятельность

- входят в проблему

- ищут решение проблемы с помощью педагога

- дополняют задачи

- принимают задачи

  1. Практическая деятельность по решению проблемы.

- организует деятельность детей и родителей

- активизирует инициативу детей и родителей

- оказывает практическую помощь, дает рекомендации

- совместно с детьми создает «Азбуки цветов»

- организует познавательную, игровую, творческую деятельность детей

- подводит детей к формулированию вывода

- принимают участие в планировании деятельности

- совместно с родителями создают «цветочную букву»

- принимают участие в создании «Азбуки цветов»

- принимают участие  в познавательной, игровой, творческой деятельности

- делают вывод о результате работы

- осуществляют подбор материала для продуктивной деятельности детей

- совместно с детьми   создают «цветочную букву»

  1. Презентация продукта деятельности.

- организует презентацию

- представляют продукт деятельности

- принимают участие в презентации проекта

III. этап аналитический

1. Провести совместно с родителями и детьми развлечение «Королевство букв».

2. Провести мониторинг развития по обучению грамоте.

3. Представить мультимедийную презентацию «Речецветик»

Трансляция проекта:

- презентация проекта на родительской встрече (начальная).

- фотовыставка «Играя, букву изображаю» (промежуточная).

- мультимедийная презентация «Речецветик».

Результаты работы

Реализация  проекта «Речецветик» позволила получить следующие результаты:

- создан альбом «Азбука цветов»;  

- 90%  детей научились различать буквы алфавита,  устанавливать связь между буквой и звуком;

успешно стали находить слова на определенные звуки;

- у 70% детей улучшилось состояние связной речи, обогатился словарный запас;

- 50% детей научились читать (хотя эта задача не ставилась)

-  у 95% детей расширились  знания о разнообразии цветущих растений; сформировалось доброе отношение к окружающей нас природе;

- 100% родителей удовлетворены работой педагогов

Подведением итогов организации летнего отдыха в группе явилась презентация альбома «Азбука цветов» на  совместном  с родителями развлечении  «Королевство букв».

Приложение.

  1. Диагностика качества знаний  по обучению грамоте.

К концу обучения в старшей группе ребенок должен:

- понимать, что слова состоят из звуков, звучат по-разному и похоже;

- различать понятия звук и буква,

- иметь четкое  представление о буквах,

- Называть слова с заданным звуком,

- определять и изолированно произносить первый звук в слове,

- различать и называть изолированно твердые  мягкие согласные,

- уметь делить слова  на слоги.

Для определения качества знаний по обучению грамоте детям предлагался ряд заданий:

  1. Назови букву.
  2. Определи первый звук  в слове.
  3. Чем звук отличается от буквы? И др.

  1. Контрольные задания для определения уровня отношения к миру природы

 Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.
- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за растениями дома?

- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за комнатными цветами в детском саду и на участке детского сада?

- Что ты вместе с взрослыми можешь сделать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
              
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
       Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы. Знает, как нужно ухаживать за комнатными растениями и цветами на участке детского сада . Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью растений. Без труда выражает свое отношение к проблеме.
Средний уровень
       Ребенок отвечает на поставленные вопросы. В основном знает, как нужно ухаживать за комнатными растениями и цветами на участке детского сада. Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью растений. Может выразить свое отношение к проблеме.
Уровень ниже среднего
       Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы. Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за цветами. Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью растений. Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.

  1. Контрольные задания для определения уровня знаний характерных особенностей растительного мира.

Оборудование. распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон, лейка
Инструкция к проведению
       Педагог предлагает детям ответить на вопросы:
              Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
              Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
              Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).
              Для чего нужны людям комнатные растения?
              Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?

              Как нужно ухаживать за цветами на клумбах?
       Затем педагог предлагает из представленных картинок выбрать:
              а) комнатные растения
              б) садовые цветы
              в) полевые цветы и цветы леса
              
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень
       Ребенок самостоятельно называет разные виды цветов. Без труда выделяет группы предлагаемых растений. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Средний уровень
       Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов цветов. В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор. Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития растений. Рассказывает, как правильно ухаживать за ними. Практические умения и навыки ухода за цветами сформированы недостаточно. Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к растениям.
Уровень ниже среднего
       Ребенок затрудняется называть виды цветов. Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор. Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за цветами. Практические умения и навыки ухода за цветами не сформированы. В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.