Главные вкладки

    Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»
    учебно-методическое пособие по обучению грамоте на тему

    Детей, идущих в первый класс, привлекают внешние школьные атрибуты: красивый новый ранец, тетрадки, новая школьная форма, пенал с большим количеством ручек и карандашей разных цветов.

     А школа - это не только интересные и занимательные вещи и занятия, но и обычные утомительные задания, которые нужно младшему школьнику выполнять. Так что же ждёт ребёнка в школе, какими знаниями, умениями и навыками он должен обладать, какие требования предъявляет школа к речевой готовности. Именно речевой готовности к школьному обучению посвящена наша памятка:

     

    «ЧТО НУЖНО ЗНАТЬ РОДИТЕЛЯМ О РЕЧЕВОЙ ГОТОВНОСТИ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ»

     

     Наша речь - это процесс общения, поэтому готовность или неготовность к обучению в школе во многом определяется уровнем речевого развития. Ведь именно при помощи речи, устной и письменной, ребенку предстоит усвоить всю систему знаний. У ребенка старшего дошкольного возраста словарный запас должен составлять не менее 2000 слов (у некоторых детей он превышает 5000 слов).

    В нем должны быть представлены основные части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги, сочинительные и подчинительные союзы.

     

    Речевое развитие детей является одним из главных компонентов их готовности к школьному обучению. Чем лучше у него будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее ученик овладеет чтением и письмом.

    Проверка сформированности у ребенка грамматических систем важна потому, что даже очень большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи.

    Важно также

    - умение активно пользоваться имеющимися словами

    -строить из них предложения и связные высказывания, поскольку лишь при этом условии можно достаточно ясно выражать свои мысли.

    -А для правильного построения предложений необходимо умение грамматически верно согласовывать слова между собой.

    Грамматической системой словоизменения ребенок  овладевает к четырем годам, а системой словообразования - к семи.

     

     Эти сроки довольно условны.

    Иногда даже семилетний малыш говорит: "доехал метром", "под пальтом - свитер", "горячее кофе", "ложить карандаш", "бежи быстрее", "пурганистый день", "велосипедник - человек, который едет на велосипеде" и т. д.

     Но даже большой словарный запас не решает проблему полноценности устной речи. Важно также умение активно пользоваться имеющимися словами, строить из них предложения и связные высказывания.

    Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения немыслим (вспомните хотя бы об обычных ответах на уроке, поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте.

     

    Но прежде чем учить ребенка чтению и письму,

    нужно заложить ОСНОВУ успешного освоения грамоты:

     

    1. Правильность произношения звуков русской речи - это изолированное, в слогах, словах и фразах.

     

     Одно из главных условий грамотной речи детей - создание благоприятной языковой среды. Родителям следует помнить, что:

     -речь окружающих может оказывать как положительное, так и отрицательное влияние.

    В силу большой подражательности ребёнок заимствует от взрослых не только правильные, но и ошибочные формы слов, речевые обороты, стиль общения в целом. В связи с этим особенно важен пример культурной, грамотной речи у вас, родители!

     

    2.Наличие фонематического слуха это

    - умение выделять звуки из слова;

    -определять место звука в слове;

    -уметь подсчитывать количество звуков,

    слогов в слове;

    - умение работать со схемой слова;

     Фонематический (речевой слух) - это умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка.

     

     Для  оценки фонематического (речевого слуха) предложите ребенку записать несколько слов - не буквами, а кружочками.

    Сколько звуков в слове - столько и кружков.

    Например, слово "дом" надо изобразить тремя кружками,

    слово "мама" - четырьмя.

    Проверьте, правильно ли ребенок понял задание, а затем диктуйте ребенку слова, чтобы он записывал их в виде кружков.

    Дети должны знать и правильно употреблять термины «звук», «слог», «слово», «предложение», звуки гласный, согласный, звонкий, глухой, твердый, мягкий.

     

    3. Ребёнок также должен уметь составлять предложения, - распространять их;

     -уметь определять количество слов в предложении.

     

    Ребёнку можно предложить:

     

     • составить устно предложения по трём опорным картинкам (то есть составить предложение из трёх слов)  

     

     • составить предложения по сюжетным картинкам: "Мальчик читает книгу", "Девочка гонит козу", "Кролик ест морковку"

    -ребёнок говорит предложения по этим картинкам

    - определяет количество и последовательность слов в каждом предложении.

     

     • составить распространённые предложения по вопросам где? как? когда? (с опорой на сюжетные картинки)  

     

     • из ряда слов, составить предложения: дымок, идёт, труба, из; орехи, в, белка, прячет, дупло.

     

     • составить устно предложения, используя словосочетания:

    высокие ели, весёлая песня, большие лужи, спелая земляника, резвые котята, полная корзина, широкие улицы:

     

    4. Мы учим пересказывать текст,  сохраняя смысл и содержание;

    Также ребёнок должен уметь самостоятельно составлять рассказ.

     

     Для упражнений в рассказывании используют

    -пересказ сказки или рассказа, прочитанного взрослым,

    -пересказ фильма, мультфильма,

    -продолжение рассказа по началу,

    -составление рассказа по концу.

     

     В первом классе ребёнок осваивает новый вид речевой деятельности - письмо. А обучение письму - это серьезный стресс для первоклассников.

    У многих детей процесс освоения прописей происходит крайне болезненно. В первую очередь это касается левшей, детей с плохо развитой моторикой рук, повышенным мышечным тонусом.

     Для школы очень важен уровень координации движений пальцев, кисти, всей руки, а также уровень зрительно-моторных координаций,

    -умение правильно видеть (воспринимать) фигуры, расположенные на плоскости,

    -соотносить собственные движения с требуемой траекторией движения, то есть с той формой и величиной фигуры, которые нужно скопировать (перерисовать) .Обратите внимание на точность копирования - величину, соотношение штрихов, взаимное расположение, ровность линий.

     

     Если ребёнок путает верх и низ, правое и левое расположение штрихов, если линии "дрожат", если фигуры сильно увеличены или уменьшены, если нарушена координация, то необходимы специальные тренировочные занятия.

    Развитию тонких двигательных координаций очень способствует:

    - рисование,

    -штриховка,

    - раскрашивание  небольших поверхностей, --  нанизывание бусинок,

    -лепка,

    -определение "вслепую" форм предметов – с начала самых простых. Потом можно и более сложных.

    - В быту эти навыки хорошо развиваются при застёгивании и расстегивании пуговиц, молний, завязывании и развязывании узелков, шнурков и бантов.

     

     -Зрительно-моторная координация оказывает существенное влияние на каллиграфию.

     

     До поступления в школу ребенок должен уметь владеть некоторыми графическими умениями:

     

    • обведение предмета по контуру;

     

     • штриховка предмета внутри контура;

     

     • копирование рисунка;

     

     • дорисовывание фигуры;

     

     • сформированность речевых и моторных предпосылок чтения и письма определяет успешное овладение учебными навыками в начальной школе.

     

    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Речевая готовность ребёнка к школе".

    Автором представлены игры и игровые упражнения для развития речи детей....

    Консультация для родителей. Тема: «Готовность ребёнка к школе»

    Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся ...

    Консультация для родителей "Речевая готовность ребёнка к школе"

    Что такое речевая готовность ребёнка к школе? Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения....

    Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»

    Консультация для родителей «Речевая готовность ребёнка к школе»...

    Консультация для родителей "Речевая готовность ребёнка к школе"

    Эта консультация предназначена  для родителей выпускников детского сада. Она создана в виде презентации, что позволяет достаточно полно и чётко осветить преподносимый материал, который родители в...

    Консультация для родителей: "Речевая готовность ребёнка к школе".

    Правильная,хорошо развитая речь, является одним из основных показателей готовности ребёнка к успешному обучению в школе....

    Консультация для родителей "Физическая готовность ребёнка к школе"

    Для успешного обучения в школе ребенку необходима не только умственная, нравственно-волевая подготовка, но и прежде всего физическая готовность ребенка к школе. Меняющийся уклад жизни, нарушение стары...