Программа кружка "Будущий первоклассник"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Кочеткова Наталия Ревовна

Данная программа способствует подготовки детей к школе, развивает у дошкольников умение делать звуковой анализ слов, активизирует речь.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kruzhok_budushchiy_pervoklassnik.doc266.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное учреждение

Центр развития ребенка – детский сад №188

ПРОГРАММА

КРУЖОК «БУДУЩИЙ ПЕРВОКЛАССНИК»

Автор: Кочеткова Н.Р.,

воспитатель высшей

 квалификационной категории

Пояснительная записка

  Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растет. Среди них значительную часть составляют дети 4-6-летнего возраста, не овладевшие  в нормативные сроки звуковой стороной языка. Имея полноценный слух и интеллект, они, как правило, не готовы к усвоению школьной программы из-за недостаточного развития фонематического восприятия. Эти дети составляют основную группу риска по неуспеваемости, особенно при овладении письмом и чтением. Основная причина – недостатки в развитии процессов звуко-буквенного анализа и синтеза. Известно, что звуко-буквенный анализ базируется на чётких, устойчивых и достаточно дифференцированных представлениях о звуковом составе слова. Процесс овладения звуковым составом слова, в свою очередь, тесно связан с формированием слухоречедвигательного взаимодействия, которое выражается в правильной артикуляции звуков и их тонкой дифференциации на слух. Недостатки произношения являются часто индикатором недостаточной готовности к усвоению звуко-буквенного анализа.

   Предпосылки для успешного обучения грамоте формируются в дошкольном возрасте.

  

    Основная цельПодготовка детей к школе.

   Сформировать полноценную фонетическую систему языка, развить фонематическое восприятие и первоначальные навыки звукового анализа, автоматизировать слухопроизносительные умения и навыки в различных речевых ситуациях, обучить детей изменять просодические характеристики-высказывания в зависимости от речевых намерений.

  Основными задачами данной программы является:

1. Ознакомление детей со звуковой стороной слова.

- Обучать детей звуковому анализу слов.

- Формировать умение различать звуки по количественному звучанию в слове.

- Усвоить смыслоразличительную роль звука в слове.

- Развивать умение называть слова с определённым звуком в определённой позиции: в начале, середине, конце слов.

- Учить обследовать звуковую структуру слова.

- Научить детей пользоваться звуковой схемой слова.

- Научить ребёнка различать звуки: гласные, согласные, твёрдые, мягкие, глухие, звонкие.

2. Ознакомление со слоговым строением слова.

- Формировать умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, определять ударный слог.

3. Ознакомление со словесным составом предложения. 

- Научить ребёнка различать на слух слова в предложении, указывать количество слов в предложении, их последовательность, строить предложения по заданной схеме.

Продолжительность занятия 30 минут, количество занятий 2 раза в неделю. 

 1 квартал

 Звукопроизношение.

 1. Уточнить произношение гласных и наиболее лёгких согласных звуков у вновь поступивших детей.

2. Продолжать автоматизацию правильного произношения звуков речи у детей, посещавших логопедическую группу.

 Работа над слоговой структурой слова.

 1. Продолжить работу над трёхсложными словами со стечением согласных и закрытым слогом (абрикос, апельсин).

2. Работать над односложными словами со стечением согласных в начале и конце слов (слон, мост).

3. Работать над двухсложными словами с двумя стечениями согласных (планка).

 Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.

 1. Закрепить знания детей о гласных и согласных звуках, их признаках. Упражнять детей в различении гласных и согласных звуков, в подборе слов на заданные гласные и согласных звуки.

2. Закрепить представления о твёрдости-мягкости, глухости-звонкости согласных звуков. Упражнять в дифференциации согласных звуков по твёрдости-мягкости, глухости-звонкости.

3. Закрепить умение выделять звук из слова. Упражнять детей в выделении звука из слова.

4. Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа: мак, осы, лес.

5. Учить производить анализ и синтез слов типа: мама, слон, мост, лиса, лист.

6. Закрепить навыки слогового анализа слов и анализа предложений без предлога.

Учить анализировать предложения с простыми предлогами и составлять их графические схемы.

 Развитие общих речевых навыков.

 1. Продолжить работу по развитию речевого дыхания.

2. Продолжить работу по формированию правильной голосоподачи и плавности речи. Соблюдать голосовой режим, не допускать форсирования голоса, крика.

3. Учить детей произвольно изменять силу голоса: говорить тише, громче, громко, тихо, шепотом.

4. Развивать тембровую окраску голоса, высоту тона в играх со звукоподражаниями, в играх-драмматизациях.

5. Учить детей говорить в спокойном темпе.

6. Продолжить работу над чёткостью дикции, интонационной выразительности речи.

Грамота.

 1. Упражнять детей в «печатании» и чтении слогов, слов с пройденными буквами.

2. Познакомить детей с буквами: У, А, И, Э, П, Т, К, М, О, Х, Й, Ы, С.

3. Упражнять в составлении букв из палочек или выкладывании из шнурочка, в лепке букв из пластилина, вырезании их из бумаги, в рисовании букв в воздухе.

4. Уточнить представление детей о том, чем звук отличается от буквы.

5. Упражнять детей в составлении и чтении слияний гласных АУ, УА, ОИ, ИА…., в чтении закрытых слогов типа: АП, УК, ОТ; потом в чтении открытых типа: ПИ, КО, ТА….

6. Учить читать слова:

кот             ток             мама

кит             мок             папа

кок             мак             пума

ком             как              мука и т.д.

7. Упражнять детей в узнавании пройденных букв, изображённых с недостающим элементом.

8. Упражнять в нахождении правильно изображённых букв в ряду, состоящем их правильно и зеркально написанных букв.  

 Обучение связной речи.

1. Развивать у детей стремление обсуждать увиденное, рассказывать о переживаниях, впечатлениях.

2. Продолжать обучать составлению предложения по картинкам, учить распространять предложение.

3. Закреплять умение составлять описательные рассказы о предметах на материале пройденных лексических тем.

4. Учить грамотно задавать вопросы. Стимулировать развитие и формирование не только познавательного интереса, но и познавательного общения.

5. Совершенствовать навык пересказа небольших текстов.

6. Совершенствовать навык составления рассказов по картине и по серии картин.

Развитие грамматического строя речи.

1. Совершенствовать умение детей образовывать и использовать в речи существительные в единственном и множественном числе (темы: «Деревья», «Овощи», «Фрукты», «Птицы», «Животные», «Одежды», «Обувь», «Головные уборы»).

2. Продолжать работу по обучению согласованию прилагательных с существительными, по практическому употреблению относительных и притяжательных прилагательных в речи (по указанным темам).

3. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые предлоги, уточнить понимание их значений и начать формировать у детей умение употреблять сложные предлоги: из-под, из-за.

4. Уточнить понимание детьми значений глаголов с различными приставками (подкармливать, пригибать, подвязывать…) и начать обучать их образованию и практическому употреблению.

5. Совершенствовать умение согласовывать числительные два, пять с существительными.

 Художественно-творческая деятельность.

 1. Совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков.

2. Продолжать развивать мелкую моторику в пальчиковой гимнастике, занимательных упражнениях, в работе с мозаиками, конструкторами; трафаретами, обводками по контуру.

3. Развивать художественное восприятие произведений искусства.

 Физическое развитие.

 1. Формировать у детей потребность в ежедневной, активной двигательной деятельности.

2. Формировать правильную осанку.

3. Воспитывать выдержку, настойчивость в достижении результатов.

4. Развивать у детей глазомер.

5. Совершенствовать основные движения, путём введения новых сложно координированных видов. 

 2 квартал

 Звукопроизношение.

 1. Продолжать работу над автоматизацией правильного произношения звуков у всех детей.

2. Формировать правильное произношение шипящих и сонорных звуков у вновь поступивших детей.

 Работа над слоговой структурой слова.

 1. Работать над четырёхсложными словами из открытых слогов (кукуруза)

 Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.

 1. Закрепить у детей умение подбирать слова на заданный звук.

2. Упражнять детей в различении твёрдых-мягких, звонких-глухих согласных в ряду звуков, слогов, слов, в предложении.

3. Совершенствовать навыки выделения заданного звука из слова.

4. Закрепить умение проводить звуковой анализ и синтез слов типа: папа, стол, куст, липа.

5. Учить производить анализ и синтез слов из пяти звуков.

6. Совершенствовать навык звукового анализа слов, анализа предложений без предлогов и с простыми предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.

Развитие общих речевых навыков.

 1. Продолжить работу по развитию речевого дыхания.

2. Совершенствовать у детей умение произвольно изменять силу, высоту и тембр голоса.

3. Совершенствовать навык голосоведения, на мягкой атаке, в спокойном темпе.

4. Продолжать работу над чёткостью дикции, интонационной выразительностью речи.

 Грамота.

 1. Совершенствование у детей навыков  «печатания» и чтения слогов, слов и предложений с пройденными буквами.

2. Познакомить детей с буквами: З, Н, Ц, Б, В, Д, Г, Ш, Е, Л, Ж, Ф, Ё, Р.

3. Упражнять в составлении букв из палочек или выкладывании из шнурочка, в лепке букв из пластилина, вырезании их из бумаги, в рисовании букв в воздухе.

4. Обучать детей разгадыванию ребусов, решению кроссвордов, изографов.

5. Совершенствовать умение трансформировать буквы, различать правильно и неправильно напечатанные буквы, «дописывать» незаконченные буквы, наложенные друг на друга.

Обучение связной речи.

 1. Совершенствовать умение составлять рассказы о предмете по отработанным лексическим темам с использованием коллективно составленного плана; по серии картин, по картине.

2. Учить детей составлять рассказы из личного опыта, рассказывать о переживаниях, связанных с прочитанным, увиденным.

3. Учить использованию принятых норм вежливого речевого общения (внимательно слушать собеседника, задавать вопросы, строить высказывания кратко или распространенно). Развивать коммуникативную функцию речи. Создавать условия для общения детей в игре.

4. Совершенствовать навык пересказа.

5. Учить правильно строить и использовать в речи сложно-подчинённые предложения.

 Развитие грамматического строя речи.

 1. Совершенствовать умение образовывать и использовать в речи имена существительные в единственном и множественном числе.

2. Познакомить детей со способами словообразования.

3. Продолжить работу по обучению согласованию имён прилагательных с именами существительными.

4. Учить правильному употреблению в речи относительных притяжательных прилагательных.

5. Закрепить умение правильно употреблять в речи простые и сложные предлоги.

6. Продолжать работу над обучением образовывать и употреблять в речи глаголы с различными приставками; глаголы, обозначающие трудовые действия. 

Художественно-творческая деятельность.

 1. Развивать умение придавать различным сооружениям в конструировании из готовых форм устойчивость; замещать детали, совмещать их.

2. Обучать способам работы различными инструментами.

3. Продолжать развивать творческую активность детей.

 

Физическое развитие.

 1. Совершенствовать координацию движений, равновесие.

2. Воспитывать честность, дружелюбие, самостоятельность в процессе подвижных игр и выполнения различных физических упражнений.

3. Продолжать развивать мелкую моторику в пальчиковых гимнастиках, обводках, штриховках, играх с конструкторами.

 3 квартал

 Звукопроизношение.

 1. Закончить автоматизацию и дифференциацию всех звуков у детей.

 Работа над слоговой структурой слова.

 1. Работать над трёх-, четырёх- и пятисложными словами со сложной звуко-слоговой структурой (градусник, перекрёсток).

 Развитие навыков звукового и слогового анализа и синтеза, анализа предложений.

 1. Упражнять детей в подборе слов на заданный звук, в различении твёрдых-мягких, звонких-глухих согласных, выделении звука из слова.

2. Закрепить умение проводить полный звуковой анализ слов типа: миска, машина.

3. Сформировать представление о том, что буквы Ь и Ъ не обозначают звуков.

4. Совершенствовать навык слогового анализа. Учить членить на слоги четырёхсложные слова.

5. Совершенствовать навык анализа простых предложений без предлогов и с простыми предлогами. Учить анализировать простые предложения со сложными предлогами. Упражнять детей в составлении графических схем предложений.

6. Закрепить знания известных правил правописания. 

 Развитие общих речевых навыков.

 1. Развивать длительность речевого выдоха.

2. Продолжать работу над темпом и ритмом речи, четкостью дикции, интонационной выразительностью речи в повседневном общении.

3. Совершенствовать звучность и подвижность голоса.

 Грамота.

 1. Закрепить навык «печатания» слогов, слов, предложений

2. Познакомить детей с буквами: Ю, Ч, Щ, Я, Ь, Ъ.

3. Упражнять детей в решении кроссвордов, разгадывании ребусов, чтении изографов.

4. Учить узнавать буквы из разных шрифтов, различать правильно и неправильно напечатанные буквы; буквы, наложенные друг на друга.

5. Выучить алфавит.

6. Обеспечить формирование первоначальных навыков овладения письменной речью.

 Обучение связной речи.

 1. Совершенствовать навыки полного и краткого пересказа, описательного рассказа, рассказа по картине и по серии картин, рассказа из личного опыта.

2. Развивать индивидуальные способности детей в творческой речевой деятельности.

3. Развивать умение отбирать для творческих рассказов самые интересные и существенные события и эпизоды, находя исходную форму передачи, включая в повествование описание природы, окружающей действительности, используя вербальные и невербальные средства.

4. Побуждать детей к высказываниям и описаниям того, что они видели.

 Развитие грамматического строя речи.

 1. Закрепить правильное использование в речи относительных и притяжательных прилагательных, согласование прилагательных и числительных с существительными.

2. Закрепить правильное использование в речи простых и сложных предлогов.

3. Учить согласовывать притяжательные местоимения с существительными.

4. Совершенствовать умение образовывать сравнительные прилагательные.

 Художественно-творческая деятельность.

 1. Совершенствовать художественные навыки в сюжетных работах.

2. Учить способам конструирования из различных бросовых материалов.

 Физическое развитие.

 1. Продолжать развивать моторику в пальчиковых гимнастиках, работах с трафаретами.

2. Формировать навыки правильной осанки при статичных положениях и передвижениях в играх.

3. Поощрять проявления самостоятельности детей в организации игр.

4. Поддерживать интерес к различным видам спорта.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Цель

Кол-во

часов

ОКТЯБРЬ

1

Закреплять понятие детей о слове. Выделение первого звука в слове.

Закрепить знания детей о терминах «слово», «звук». Учить слышать в словах разные звуки, научить протяжно, произносить слова и выделять в них определенные звуки. Развивать внимание, умение быстро находить недостающие детали.

1

2

Звук и буква А. Гласные звуки.

Познакомить детей с гласным звуком [а] и буквой А, а. Учить находить этот звук в словах, развивать фонематический слух. Учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ.

1

3

Звук и буква У.

Познакомить детей с гласным звуком [у] и буквой У,у. Учить находить этот звук в словах, развивать фонематический слух. Учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ.

1

4

Звуковой анализ и чтение АУ.

Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у]; буквах А, а; У, у. Учить детей составлять и читать слова из разрезной азбуки (АУ), (УА).

1

5

Звук и буква И. Королевство гласных

Познакомить детей с гласным звуком [и] и буквой И,и. Учить находить место звука в двух позициях – в середине слова и на конце, развивать фонематический слух.  Закрепить термин «гласный». Упражнять в умении читать буквенные сочетания, делить слова на слоги, учить находить ударный слог.

1

6

Звуки А,У,И. Деление слов на слоги.

Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у], и; буквах А, а; У, у; И,и. Дать понятие «слог», что гласный образует слог. Учить детей составлять и читать слова из разрезной азбуки (АУ), (УА). Закрепить термин «гласный».

1

7

Звук и буква М. Согласные звуки (твёрдые, мягкие, звонкие, глухие) Чтение слогов: АМ, УМ, ИМ И т.д.

Познакомить детей с согласными  звуками [м], [м'] и буквой М, м. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух.  Знать, что «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Продолжать развивать навык чтения слогов и слов. Учить определять место звука «М» в словах, прочитывать слоги с договариванием до целого слова.

1

8

Гласный звук и буква О. Чтение: ОМ, УМ, АМ, МО, МУ, МА. Звуко-буквенный анализ слогов.

Познакомить детей с гласным звуком [о] и буквой О. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ, упражнять в чтение буквенных сочетаний. Закрепить термин «гласный».

1

НОЯБРЬ

1

Звуки Х,Хь. Буква Х. Выделение последнего звука в словах типа: мох,пух… Звуковой анализ слов: МАХ, МОХ, МУХ.

Познакомить детей с согласными  звуками [х], [х'] и буквой Х, х. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух.   Учить детей делить слова на слоги, соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Развивать навык чтения слогов.

2

2

Звук и буква Ы.Образование множественного числа существительных. Чтение предложений

Познакомить детей с гласным звуком [ы] и буквой Ы. Учить находить место звука в двух позициях – в середине слова и на конце, развивать фонематический слух.  Закрепить термин «гласный». Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Упражнять в чтении буквенных сочетаний. Учить делить слова на слоги, находить ударный слог.   Вызвать у детей интерес к изучению звуков и букв.

1

3

Звуки: Н,НЬ. Буква Н. Гласные и согласные звуки. Нахождение места звука в слове. Чтение слогов: АН,УН,ИН - НА,НУ. Согласные: твёрдые и мягкие. Звуковой анализ: НИНА.

Познакомить детей с согласными  звуками [н], [н'] и буквой Н, н. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух.   Учить детей делить слова на слоги, соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Развивать навык чтения слогов.

1

4

Буквы М и Н. Закрепление изученного. Чтение слогов и слов. Выделение начального согласного звука.

Упражнять детей в различении звуков на слух (среди всех звуков), в определении позиции звука в слове и придумывании слов с заданным звуком.

1

5

Звуки: С,Сь. Буква С. Звуковой анализ слов. Чтение слоговых таблиц. Определение звука в слове.

Познакомить детей с согласными  звуками [с], [с'] и буквой С, с. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Продолжать учить соотносить звук и букву, учить читать слоги слитно, сливая в слоге гласную и согласную буквы. Упражнять в умении определять место звука «С» в словах.

3

ДЕКАБРЬ

Звуки П,Пь. Буква П. Развитие слухового внимания. Звуковой анализ слов: СУП, ПУХ, ПАПА, ПУМА, ПИОН. Согласные звуки (звонкие-глухие; твёрдые-мягкие). Чтение слоговых таблиц.

Познакомить детей с согласными  звуками [п], [п'] и буквой П, п. Учить узнавать правильно и неправильно написанные буквы, находить букву П в печатном тексте. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ, развивать навык чтения слогов и слов, упражнять в изменении существительных по падежам (дательный падеж). Развивать память, мышление.

2

Звуки К,Кь. Буква К. Чтение слогов, слов, предложений.

Познакомить детей с согласными  звуками [к], [к'] и буквой К, к. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух.. Учить детей читать слоги и слова из разрезной азбуки. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Вызвать у ребят интерес к изучению звуков и букв.

2

Звуки Т, ть. Буква Т.  Звуко-буквенный анализ слов: КОТ, КИТ. Деление слов на слоги. Определение места звука в словах.

Познакомить детей с согласными  звуками [т], [т'] и буквой Т, т. Продолжать учить уметь соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык слитного чтения слогов и слов.

2

Звуки Р,Рь. Буква Р. Чтение слогов и слов. Выделение заданного звука из слов.

Познакомить детей с согласными  звуками [р], [р'] и буквой Р, р. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Вызвать у детей интерес к изучению звуков и букв.

2

ЯНВАРЬ

Звук и буква Ш. Развитие слухового внимания в игре: "Запомни, повтори". Чтение звуковых таблиц. Звуковой анализ слов.

Познакомить детей с согласными  звуками [ш], [ш'] и буквой Ш, ш. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Вызвать у детей интерес к изучению звуков и букв.

1

Закрепление. Чтение слов со слогом -ши-. Чтение предложений.

Упражнять детей в чтении слов со слогом –ши-. Познакомить с правилом - ши - всегда пиши с буквой И!  

2

Дифференциация с/ш. Шипящие и свистящие звуки. Игра: "Наоборот"(замена с на ш). Скороговорки. Чтение предложений с заданными словами.

Упражнять детей в различении звуков на слух (среди всех звуков), в определении позиции звука в слове и придумывании слов с заданным звуком.

2

Звуки Л,Ль. Буква Л. Определение места звука в словах. Чтение слов, слогов, предложений.

Познакомить детей с согласными  звуками [л], [л'] и буквой Л, л. Упражнять в умении определять место звука «Л» в словах; находить букву в печатном тексте. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык чтения слогов и слов.

2

Дифференциация р/л. Звуко-буквенный анализ слов.

Упражнять детей в различении звуков на слух (среди всех звуков), в определении позиции звука в слове и придумывании слов с заданным звуком. Обогатить словарный запас.

1

ФЕВРАЛЬ

Гласные и согласные буквы.

Закрепить правильное произношение звуков, понимание терминов: «гласный», «согласный» звук.

1

Звуки Б,Бь. Буква Б. Определение количества и последовательность звуков в словах и слогах. Звуковой анализ слов: БИМ, БОМ, БАНТ, БИНТ. Звонкие согласные.

Познакомить детей с согласными звуками (б), (б) и буквой Б. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Развивать навык чтения слогов, слов, пополнять словарный запас. Упражнять в изменении существительных по падежам (винительный падеж). Продолжать учить делить слова на слоги, составлять предложения по картинкам.

1

Дифференциация п/б. Звонкие и глухие согласные.

Развивать слуховую дифференциацию [П] – [Б], [ПЬ] -  [БЬ], умение соотносить звуки [Б], [БЬ], [П], [ПЬ]  с буквами Б и П. Развивать навык чтения слогов. Продолжать формировать навык правильного слогового чтения. Упражнять в образовании множественного числа существительных. Развивать память, речь. Обогащать словарный запас.

1

Звуки З,Зь. Буква З. Звуко-буквенный анализ слов: зубр, Зина, зонт.

Познакомить детей с согласными  звуками [з], [з'] и буквой З, з. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Упражнять в умении конструировать и реконструировать букву: З – В – РВ – Ы; находить букву З в печатном тексте. Продолжать учить детей работать со слоговой таблицей. Развивать навык чтения слогов и слов. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.

1

Дифференциация з/c. Звонкие и глухие согласные. Предлоги С,ЗА.

Развивать слуховую Дифференциацию [З] – [С], [ЗЬ] – [СЬ], умение соотносить звуки [З], [ЗЬ], [С], [СЬ] с буквами З и С. Развивать навык чтения слогов, продолжать формировать навык правильного слогового чтения, упражнять в образовании множественного числа существительных, образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, обогащать словарный запас слов.

1

Звуки В,Вь. Буква В.

Познакомить детей с согласными  звуками [в], [в'] и буквой В, в. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Развивать навык чтения слогов и слов.   Продолжать учить детей делить слова на слоги, выделять в словах ударный слог. Вызвать у детей интерес к изучению звуков и букв.

1

Звуки Д,Дь. Буква Д. Скороговорки. Звуко-буквенный анализ слов. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Познакомить детей с согласными звуками (д), (д) и буквой Д. Развивать навык чтения слогов, слов. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ,  работать со слоговой таблицей. Продолжать учить делить слова на слоги. Упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, изменении существительных по падежам (творительный падеж). Развивать внимание.

1

Дифференциация д/т. Звонкие и глухие согласные.

Развивать слуховую дифференциацию звуков [Д] - [Т],  [ДЬ] -  ТЬ[] , умение соотносить звуки [Д], [ДЬ], [Т], [ТЬ] с буквами Д и Т. Развивать навык чтения слогов, продолжать формировать навык правильного слогового чтения. Упражнять в умении работать со слоговой таблицей, в образовании множественного числа существительных. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Развивать память, внимание, речь.

1

МАРТ

Звуки Г, Гь. Буква Г. Составление слов из слогов. Множественное число существительных.

Познакомить детей с согласными звуками (г), (г) и буквой Г, г. Развивать навык чтения слогов, слов. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ,  работать со слоговой таблицей.

1

Дифференциация г/к. Единственное число существительных.

Развивать слуховую дифференциацию звуков [Г] - [К],  [ГЬ] -  КЬ[] , умение соотносить звуки [Г], [ГЬ], [К], [КЬ] с буквами Г и К. Развивать навык чтения слогов, продолжать формировать навык правильного слогового чтения. сопоставлять букву и ее графический образ. Развивать память, внимание, речь.

1

Звук и буква Ж. Определение места звука в словах. Чтение слов и слогов. Изменение глагола по времени.

Познакомить детей с согласным звуком (ж),  и буквой Ж, ж. Развивать навык чтения слогов, слов. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ,  работать со слоговой таблицей.

1

Дифференциация ш/ж. Чтение слов, слогов, предложений. Слова-предметы, слова-действия.

Продолжать учить детей давать полную характеристику звуку. Упражнять в различии звуков на слух. Развивать логическое мышление.

1

Гласный звук Э. Гласные звуки. Чтение слов, предложений.

Познакомить детей с гласным звуком [э] и буквой Э, э.. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ, упражнять в чтение буквенных сочетаний. Закрепить термин «гласный». 

1

Буква Е. Сложные гласные буквы. Чтение. Составление вопросов.

Познакомить детей с буквой Е. Сформировать представление о том, что буква Е в начале слова и после гласной обозначает два звука – [йэ]. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык чтения слогов и слов. Упражнять в подборе слов с противоположным значением

1

Мягкий согласный Й (мой, твой). Подбор признаков. Изменение слов по образцу. Подбор слова к схеме.

Познакомить детей с мягким согласным звуком– [й] и буквой й. Учить определять звук по трем позициям – в начале слова, в середине, в конце. Развивать умение работать со слоговой таблицей.

1

Звук и буква Ц. Чтение слогов, слов. Существительные мужского и женского рода. Родственные слова.

Познакомить детей с глухим согласным звуком – [ц] и буквой Ц, ц. Учить определять звук по трем позициям – в начале слова, в середине, в конце. Развивать умение работать со слоговой таблицей, составлять из букв слова.

1

АПРЕЛЬ

Дифференциация с/ц. Чтение слоговых рядов.

Упражнять в четком произношении звуков, в различии их на слух. Продолжать учить детей давать полную характеристику звуку. Развивать логическое мышление.

1

Буква Ф. Чтение слов и предложений. Составление слов из слогов.

Познакомить детей с глухим согласным звуком – [ф] и буквой Ф, ф. Учить определять звук по трем позициям – в начале слова, в середине, в конце. Развивать умение работать со слоговой таблицей, составлять из букв слова.

1

Дифференциация в/ф. Звонкие и глухие согласные.

Упражнять в четком произношении звуков, в различии их на слух. Упражнять в придумывании слов с заданными звуками и определении позиции звука в слове. Развивать логическое мышление.

1

Гласная буква Я. Твёрдые и мягкие согласные.

Познакомить детей с буквой Я,я. 

Сформировать представление о том, что буква Я в начале слова и после гласной обозначает два звука – [йа]. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык чтения слогов и слов, умение преобразовывать слова по образцу.

2

Звук и буква Ч. Звуковой анализ слов. Образование отчеств.

Познакомить детей с глухим мягким согласным звуком – [ч] и буквой Ч, ч. Учить определять звук по трем позициям – в начале слова, в середине, в конце. Развивать умение преобразовывать слова путем замены букв.

1

Буква Ё. Звуко-буквенный анализ слов. Измение предложений по образцу. Изменение слов по смыслу.

Познакомить детей с буквой Ё, ё. 

Сформировать представление о том, что буква Ё в начале слова и после гласной обозначает два звука – [йо]. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык чтения слогов и слов, умение определять звук в трех позициях: в начале слова, в середине, в конце.

2

МАЙ

Буква Ю. Мягкие согласные. Изменение предложений по образцу.

Познакомить детей с буквой Ю, ю. 

Сформировать представление о том, что буква Ю в начале слова и после гласной обозначает два звука – [йу]. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык чтения слогов и слов, умение определять звук в трех позициях: в начале слова, в середине, в конце. Развивать умения изменять предложения по образцу.

2

Ь знак. Твёрдые и мягкие согласные. Единственное и множественное число существительных.

Познакомить детей с Ъ, буквой, не обозначающей звука. Дать понятие о роли Ъ знака в речи. Упражнять в преобразовании слов, используя прием наращения и вставки букв  в данное слово.

2

Звук и буква Щ.

Познакомить детей с глухим мягким согласным звуком – [щ] и буквой Щ, щ. Учить определять звук по трем позициям – в начале слова, в середине, в конце. Развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова.

2

Буква Ъ. Изменение слов по образцу.

Познакомить детей с Ь, буквой, не обозначающей звука. Дать понятие о роли Ь знака в речи. Упражнять в преобразовании слов по подобию.

1

Итоговое занятие

Закрепить пройденный материал по основным единицам речи: звуку, слову, предложению. Упражнять детей в чтении слогов, слов, коротких предложений – повествовательных, вопросительных, восклицательных. Закрепить представление о начертании печатных букв, показать, что буквы можно не только писать, но и моделировать разными способами. Создавать у детей радостное настроение.

1

ИТОГО

64

КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

п/п

Тема

Программное

содержание

Методические приемы

ОКТЯБРЬ

1

Закреплять понятие детей о слове. Выделение первого звука в слове.

Закрепить знания детей о терминах «слово», «звук». Учить слышать в словах разные звуки, научить протяжно, произносить слова и выделять в них определенные звуки. Развивать внимание, умение быстро находить недостающие детали.

2

Звук и буква А. Гласные звуки.

Познакомить детей с гласным звуком [а] и буквой А, а. Учить находить этот звук в словах, развивать фонематический слух. Учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ.

1.Работа с пословицей «Ученье свет, а не ученье тьма.

2. Загадка про азбуку.

3.Знакомство с буквой А.

4.Определение звука в словах АИСТ, АСТРА, ЛУНА, МАК.

5.Анализ буквы А.

6.Игровая ситуация «Покажи букву».

3

Звук и буква У.

Познакомить детей с гласным звуком [у] и буквой У,у. Учить находить этот звук в словах, развивать фонематический слух. Учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ.

1.Анализ звука У.

2.Место звука в словах УТКА, АРБУЗ, КЕНГУРУ.

3.Чтение слогов.

4. Дидактическая игра «Телеграф».

4

Звуковой анализ и чтение АУ.

Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у]; буквах А, а; У, у. Учить детей составлять и читать слова из разрезной азбуки (АУ), (УА).

1.Определение звуков в именах детей.

2.Составление и чтение слогов

 АУ, УА.

3.Игра «Угадай звук».

5

Звук и буква И. Королевство гласных

Познакомить детей с гласным звуком [и] и буквой И,и. Учить находить место звука в двух позициях – в середине слова и на конце, развивать фонематический слух.  Закрепить термин «гласный». Упражнять в умении читать буквенные сочетания, делить слова на слоги, учить находить ударный слог.

1.Анализ звука И.

2.Место звука И в трех позициях. Игра «Угадай звук».

3.Анализ буквы И.

4. Чтение слогов по магнитной азбуке.

5.Игра с заданием «Составим слово».

6.Чтение слоговой цепочки.

7.Игра «В кого или во что нас превратила волшебница».

6

Звуки А,У,И. Деление слов на слоги.

Закрепить с детьми знания о звуках [а], [у], и; буквах А, а; У, у; И,и. Дать понятие «слог», что гласный образует слог. Учить детей составлять и читать слова из разрезной азбуки (АУ), (УА). Закрепить термин «гласный».

1.Чтение стихов с определенными звуками.

2.Чтение слогов по таблице слогов.

3.Составление предложений с определенным слогом.

4.Фонетическая игра «Кто, что услышит?».

7

Звук и буква М. Согласные звуки (твёрдые, мягкие, звонкие, глухие) Чтение слогов: АМ, УМ, ИМ И т.д.

Познакомить детей с согласными  звуками [м], [м'] и буквой М, м. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух.  Знать, что «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Продолжать развивать навык чтения слогов и слов. Учить определять место звука «М» в словах, прочитывать слоги с договариванием до целого слова.

1.Анализ звука и буквы М.

2.Чтение слогов с договариванием до целого слова.

3. Составление и чтение слогов.

4. Игра «Мамина сумка».

8

Гласный звук и буква О. Чтение: ОМ, УМ, АМ, МО, МУ, МА. Звуко-буквенный анализ слогов.

Познакомить детей с гласным звуком [о] и буквой О. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ, упражнять в чтение буквенных сочетаний. Закрепить термин «гласный».

1.Определение на слух места звука в словах ОСЫ, СОМ, ЭСКИМО.

2.Анализ буквы О.

3.Фонетическая игра «Кто внимательнее?».

4.Чтение слогов.

НОЯБРЬ

1

Звуки Х,Хь. Буква Х. Выделение последнего звука в словах типа: мох,пух… Звуковой анализ слов: МАХ, МОХ, МУХ.

Познакомить детей с согласными  звуками [х], [х'] и буквой Х, х. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух.   Учить детей делить слова на слоги, соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Развивать навык чтения слогов.

1.Анализ звука и буквы Х.

2.Чтение слогов.

3. Составление предложений со словами СУХО СЫРО.

4.Игра «Наоборот».

5. Фонетическая игра «Кто внимательнее?».

2

Звук и буква Ы.Образование множественного числа существительных. Чтение предложений

Познакомить детей с гласным звуком [ы] и буквой Ы. Учить находить место звука в двух позициях – в середине слова и на конце, развивать фонематический слух.  Закрепить термин «гласный». Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Упражнять в чтении буквенных сочетаний. Учить делить слова на слоги, находить ударный слог.   Вызвать у детей интерес к изучению звуков и букв.

1.Анализ звука и буквы Ы.

2.Работа по трем единицам речи: звуку, слогу, предложению.

3. Образование множественного числа имен существительных, чтение слогов и слов.

4. Игра «Капитаны».

3

Звуки: Н,НЬ. Буква Н. Гласные и согласные звуки. Нахождение места звука в слове. Чтение слогов: АН,УН,ИН - НА,НУ. Согласные: твёрдые и мягкие. Звуковой анализ: НИНА.

Познакомить детей с согласными  звуками [н], [н'] и буквой Н, н. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух.   Учить детей делить слова на слоги, соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Развивать навык чтения слогов.

1.Характеристика звука и буквы Н.

2.Чтение слогов с договариванием до целого слова.

3.Составление слов из слогов «Вместе составим слово».

4.Лексическая игра «Кому это нужно?».

5.Лексическая игра «Найди подходящее слово».

4

Буквы М и Н. Закрепление изученного. Чтение слогов и слов. Выделение начального согласного звука.

Упражнять детей в различении звуков на слух (среди всех звуков), в определении позиции звука в слове и придумывании слов с заданным звуком.

1

5

Звуки: С,Сь. Буква С. Звуковой анализ слов. Чтение слоговых таблиц. Определение звука в слове.

Познакомить детей с согласными  звуками [с], [с'] и буквой С, с. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Продолжать учить соотносить звук и букву, учить читать слоги слитно, сливая в слоге гласную и согласную буквы. Упражнять в умении определять место звука «С» в словах.

1.Повторение знакомых звуков.

2.Характеристика звука и буквы C.

3.Место звука С в трех позициях.

4. Фонетическая игра «Кто запомнит больше слов со звуком С».

5. Чтение слогов по таблице.

6. Чтение слов с буквой С.

7. Игра «Назови слова».

ДЕКАБРЬ

Звуки П,Пь. Буква П. Развитие слухового внимания. Звуковой анализ слов: СУП, ПУХ, ПАПА, ПУМА, ПИОН. Согласные звуки (звонкие-глухие; твёрдые-мягкие). Чтение слоговых таблиц.

Познакомить детей с согласными  звуками [п], [п'] и буквой П, п. Учить узнавать правильно и неправильно написанные буквы, находить букву П в печатном тексте. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ, развивать навык чтения слогов и слов, упражнять в изменении существительных по падежам (дательный падеж). Развивать память, мышление.

1.Артикуляционная гимнастика.

 2.Определение места звука в словах.

3.Игра «Назови слова».

4. Анализ звука и буквы П.

5.Чтение слогов по магнитной азбуке.

5.Чтение слоговой таблицы.

6.Грамматическая игра «Дополни предложение».

7.Игра «Поищи слово».

8.Игра на развитие связной устной речи «Кто лучше расскажет?».

Звуки К,Кь. Буква К. Чтение слогов, слов, предложений.

Познакомить детей с согласными  звуками [к], [к'] и буквой К, к. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух.. Учить детей читать слоги и слова из разрезной азбуки. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Вызвать у ребят интерес к изучению звуков и букв.

1.Анализ звука.

2. Определение места звука по трем позициям.

3.Анализ буквы К.

4.Чтение слоговой таблицы.

5.Фонетическая игра «Перекличка».

6.Грамматическая игра «Что изменилось в слове?».

7.Работа над ударным слогом.

8.Чтение слоговой цепочки.

Звуки Т, ть. Буква Т.  Звуко-буквенный анализ слов: КОТ, КИТ. Деление слов на слоги. Определение места звука в словах.

Познакомить детей с согласными  звуками [т], [т'] и буквой Т, т. Продолжать учить уметь соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык слитного чтения слогов и слов.

 1.Артикуляционная гимнастика.

 2.Определение места звука Т в словах.

3.Характеристика звука Т.

4.Анализ буквы Т.

5.Чтение слогов с договариванием до целого слова.

6.Чтение слоговой таблицы.

7. Игра на развитие связной устной речи «Когда это бывает?».

8.Игра «Поменяли твое имя».

Звуки Р,Рь. Буква Р. Чтение слогов и слов. Выделение заданного звука из слов.

Познакомить детей с согласными  звуками [р], [р'] и буквой Р, р. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Вызвать у детей интерес к изучению звуков и букв.

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Дидактическая игра «Назови слово».

3.Анализ звука и буквы Р.

4.Чтение слогов с договариванием до целого слова.

5.Грамматическая игра «Что мы видим на картине?».

ЯНВАРЬ

Звук и буква Ш. Развитие слухового внимания в игре: "Запомни, повтори". Чтение звуковых таблиц. Звуковой анализ слов.

Познакомить детей с согласными  звуками [ш], [ш'] и буквой Ш, ш. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Вызвать у детей интерес к изучению звуков и букв.

1.Игра  с мишкой «Чудесный мешочек».

2.Артикуляционная гимнастика.

3.Анализ звука и буквы Ш.

4.Чтение слогов с договариванием до целого слова.

5.Работа с загадками.

Закрепление. Чтение слов со слогом -ши-. Чтение предложений.

Упражнять детей в чтении слов со слогом –ши-. Познакомить с правилом - ши - всегда пиши с буквой И!  

1.Повторение о звуке и букве Ш.

2.Чтение слогов и слов.

3.Знакомство с правилом – ШИ-всегда пиши с И.

4. Составление и чтение предложений.

Дифференциация с/ш. Шипящие и свистящие звуки. Игра: "Наоборот"

(замена с на ш). Скороговорки. Чтение предложе-

ний с заданными словами.

Упражнять детей в различении звуков на слух (среди всех звуков), в определении позиции звука в слове и придумывании слов с заданным звуком.

1.Звуковой анализ слов в игре «Наоборот».

2. Графическая игра «Полубуковка».

3.Работа с скороговорками.

4. Чтение и составление предложений с заданными словами.

5.игра «Кто, кто в теремочке живет?».

6.Игра «Шар лопнул».

Звуки Л,Ль. Буква Л. Определение места звука в словах. Чтение слов, слогов, предложений.

Познакомить детей с согласными  звуками [л], [л'] и буквой Л, л. Упражнять в умении определять место звука «Л» в словах; находить букву в печатном тексте. Закрепить понятие «согласный», может быть твердым и мягким звуком. Упражнять в умении образовывать притяжательные прилагательные. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык чтения слогов и слов.

1.Определение на слух место звука С в трех позициях.

2. Артикуляционная гимнастика.

3.Звуковой анализ слова ЛУША (сюрпризный момент).

3.Знакомство с буквой Л.

4. Чтение слоговой таблицы.

5. Составление простых предложений со словами из слоговой таблицы.

6.Игра «Большие – маленькие».

Дифференциация р/л. Звуко-буквенный анализ слов.

Упражнять детей в различении звуков на слух (среди всех звуков), в определении позиции звука в слове и придумывании слов с заданным звуком. Обогатить словарный запас.

1.Артикуляционная разминка.

2.Фонетическая игра «Назови слово».

3.Чтение слоговой таблицы и слов.

4.Игра «Кто увидит больше всех?».

5.Игра, «Какая буква в начале слова?»,

ФЕВРАЛЬ

Гласные и согласные буквы.

Закрепить правильное произношение звуков, понимание терминов: «гласный», «согласный» звук.

1

Звуки Б,Бь. Буква Б. Определение количества и последовательность звуков в словах и слогах. Звуковой анализ слов: БИМ, БОМ, БАНТ, БИНТ. Звонкие согласные.

Познакомить детей с согласными звуками (б), (б) и буквой Б. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Развивать навык чтения слогов, слов, пополнять словарный запас. Упражнять в изменении существительных по падежам (винительный падеж). Продолжать учить делить слова на слоги, составлять предложения по картинкам.

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Характеристика звука.

3.Место звука в словах в двух позициях.

4.Анализ буквы Б.

5.Чтение слогов с договариванием до целого слова.

6.Чтение слоговой таблицы и слов.

7.Составление из букв слов, их анализ.

8.Игра с заданием «Составим слово».

Дифференциация п/б. Звонкие и глухие согласные.

Развивать слуховую дифференциацию [П] – [Б], [ПЬ] -  [БЬ], умение соотносить звуки [Б], [БЬ], [П], [ПЬ]  с буквами Б и П. Развивать навык чтения слогов. Продолжать формировать навык правильного слогового чтения. Упражнять в образовании множественного числа существительных. Развивать память, речь. Обогащать словарный запас.

1.Артикуляционная разминка.

2.Анализ звуков П и Б и букв, обозначающих эти звуки.

3.Работа над словом и предложением.

4.Чтение слогов с договариванием до целого слова.

5.Чтение слоговой таблицы.

6.Игра «Лото».

7.Игра «Подарки».

8.Игра «Кто быстрее найдет свою команду». 

Звуки З,Зь. Буква З. Звуко-буквенный анализ слов: зубр, Зина, зонт.

Познакомить детей с согласными  звуками [з], [з'] и буквой З, з. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Упражнять в умении конструировать и реконструировать букву: З – В – РВ – Ы; находить букву З в печатном тексте. Продолжать учить детей работать со слоговой таблицей. Развивать навык чтения слогов и слов. Продолжать учить детей выделять в словах ударный слог. Развивать мышцы губ и языка, тренировать речевой аппарат.

1.Анализ звука.

2.Место звука в трех позициях.

3.Анализ буквы З.

4.Чтение слогов и слов по слоговой таблице.

5.Игра «Гости».

Дифференциация з/c. Звонкие и глухие согласные. Предлоги С,ЗА.

Развивать слуховую Дифференциацию [З] – [С], [ЗЬ] – [СЬ], умение соотносить звуки [З], [ЗЬ], [С], [СЬ] с буквами З и С. Развивать навык чтения слогов, продолжать формировать навык правильного слогового чтения, упражнять в образовании множественного числа существительных, образовании слов с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, обогащать словарный запас слов.

1.Упражнение на внимание.

2.Чтение слоговой таблицы.

3.Игра «Назови ласково».

4.Игра «Поищи слово».

5.Игра «Кто лучше расскажет».

6.Чтение слогов с договариванием до целого слова.

Звуки В,Вь. Буква В.

Познакомить детей с согласными  звуками [в], [в'] и буквой В, в. Продолжать учить находить место звука в трех позициях, развивать фонематический слух. Развивать навык чтения слогов и слов.   Продолжать учить детей делить слова на слоги, выделять в словах ударный слог. Вызвать у детей интерес к изучению звуков и букв.

1.Храктеристика звука Ф.

2.Место звука в словах в двух позициях.

3.Чтение стихотворения на восприятие.

4.Игра на определение звука в словах.

5.Анализ буквы В.

6.Чтение слогов с договариванием до целого слова.

7.Чтение слоговой таблицы.

8.Игра «Звук заблудился».

Звуки Д,Дь. Буква Д. Скороговорки. Звуко-буквенный анализ слов. Уменьшительно-ласкательные суффиксы.

Познакомить детей с согласными звуками (д), (д) и буквой Д. Развивать навык чтения слогов, слов. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ,  работать со слоговой таблицей. Продолжать учить делить слова на слоги. Упражнять в образовании слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами, изменении существительных по падежам (творительный падеж). Развивать внимание.

1.Характеристика звука.

2.Упражнение «Забьем гвоздь молоточком».

3.Игра «Дятел».

4.Анализ буквы Д.

5.Чтение слогов с договариванием до целого слова.

6.Чтение слоговой таблицы и слов.

7.Упражнение «Переставь слова в предложении».

8. Чтение трехбуквенных слов.

Дифференциация д/т. Звонкие и глухие согласные.

Развивать слуховую дифференциацию звуков [Д] - [Т],  [ДЬ] -  ТЬ[] , умение соотносить звуки [Д], [ДЬ], [Т], [ТЬ] с буквами Д и Т. Развивать навык чтения слогов, продолжать формировать навык правильного слогового чтения. Упражнять в умении работать со слоговой таблицей, в образовании множественного числа существительных. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Развивать память, внимание, речь.

 1.Артикуляционная разминка.

2.Характеристика звуков Д и Т.

3.Чтение по подобию (метаграммы).

4.Чтение слоговой таблицы.

5.Работа с пословицей «Труд человека кормит».

6.Игра «Построй слово».

МАРТ

Звуки Г, Гь. Буква Г. Составление слов из слогов. Множественное число существительных.

Познакомить детей с согласными звуками (г), (г) и буквой Г, г. Развивать навык чтения слогов, слов. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ,  работать со слоговой таблицей.

1.Характеристика звука.

2.Слова со звуком Г в двух позициях.

3.Анализ буквы Г.

4.Игра «Угадай слово по начальному слогу».

5.Чтение слоговой таблицы, построенной по принципу цепочки.

6.Составление из букв слов.

7.Лексическая игра «Скажи в рифму».

Дифференциация г/к. Единственное число существительных.

Развивать слуховую дифференциацию звуков [Г] - [К],  [ГЬ] -  КЬ[] , умение соотносить звуки [Г], [ГЬ], [К], [КЬ] с буквами Г и К. Развивать навык чтения слогов, продолжать формировать навык правильного слогового чтения. сопоставлять букву и ее графический образ. Развивать память, внимание, речь.

1.Артикуляционная разминка.

2.Упражнение на внимание «Какие буквы спрятались в Б, Ж, П?».

3.Сравнение слов в парах.

4.Игровое упражнение «Где цифры, где буквы?».

5.Чтение слов по слоговой таблице.

6.Игра «Скажи по-другому».

Звук и буква Ж. Определение места звука в словах. Чтение слов и слогов. Изменение глагола по времени.

Познакомить детей с согласным звуком (ж),  и буквой Ж, ж. Развивать навык чтения слогов, слов. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ,  работать со слоговой таблицей.

1.Артикуляционная разминка.

2.Характеристика звука Ж.

3.Место звука Ж в словах.

4.Анализ буквы Ж.

5.Чтение слоговой таблицы и слов.

6.Составление из букв слогов и слов.

7.Игра «Жуки».

Дифференциация ш/ж. Чтение слов, слогов, предложений. Слова-предметы, слова-действия.

Продолжать учить детей давать полную характеристику звуку. Упражнять в различии звуков на слух. Развивать логическое мышление.

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Сопоставление Ж-Ш.

3.Звуковой анализ слов с звуком Ж-Ш.

4.Коллективное чтение логовой таблицы.

5.Составление слов по подобию.

6.Игра «Какая буква в начале слова?».

Гласный звук Э. Гласные звуки. Чтение слов, предложений.

Познакомить детей с гласным звуком [э] и буквой Э, э.. Учить находить место звука в словах, развивать фонематический слух. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ, упражнять в чтение буквенных сочетаний. Закрепить термин «гласный». 

1.Характеристика звука Э.

2.Место звука в трех позициях.

3.Характеристика буквы Э. Сравнение Э и С.

4.Игровое упражнение «Составь отгадку на загадку».

5.Игра «Прочитай и опиши».

6.Чтение слоговой таблицы и слов.

Буква Е. Сложные гласные буквы. Чтение. Составление вопросов.

Познакомить детей с буквой Е. Сформировать представление о том, что буква Е в начале слова и после гласной обозначает два звука – [йэ]. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык чтения слогов и слов. Упражнять в подборе слов с противоположным значением

1.Артикуляционная разминка.

2.Характеристика звука Е.

3.Занимательное упражнение «Загадки – складки».

4.Характеристика буквы Е.

5.Чтение слов с преобразованием.

6.Чтение слоговых таблиц.

7.Чтение прямых и обратных слогов с договариванием до целого слова.

8.Работа с пословицей «Делу время, а потехе час».

9.Игровое упражнение «Кто это? Что это?».

Мягкий согласный Й (мой, твой). Подбор признаков. Изменение слов по образцу. Подбор слова к схеме.

Познакомить детей с мягким согласным звуком– [й] и буквой й. Учить определять звук по трем позициям – в начале слова, в середине, в конце. Развивать умение работать со слоговой таблицей.

1.Характеристика звука Й.

2.Место звука в словах в трех позициях.

3.Буква Й, сравнение с буквой И.

4.Чтение и сравнение на слух слов.

5.Работа с пословицей «В гостях воля хозяйская».

6.Чтение предложений по таблице.

7.Чтение слоговой таблицы в ускоренном темпе.

8.Игра «Кто поедет в гости?».

Звук и буква Ц. Чтение слогов, слов. Существительные мужского и женского рода. Родственные слова.

Познакомить детей с глухим согласным звуком – [ц] и буквой Ц, ц. Учить определять звук по трем позициям – в начале слова, в середине, в конце. Развивать умение работать со слоговой таблицей, составлять из букв слова.

1.Артикуляция звука Ц, его характеристика.

2.Анализ буквы Ц.

3.Чтение слоговой таблицы и слов.

4.Игра «Отвечай быстро».

5.Игра «Составь слово из знакомых букв».

АПРЕЛЬ

Дифференциация с/ц. Чтение слоговых рядов.

Упражнять в четком произношении звуков, в различии их на слух. Продолжать учить детей давать полную характеристику звуку. Развивать логическое мышление.

1.Артикуляционная разминка.

2.Чтение слогов и слов.

3.Фонетическая игра «Добавь слог».

4.Определение звука в словах.

5.Игра «Собери слово».

Буква Ф. Чтение слов и предложений. Составление слов из слогов.

Познакомить детей с глухим согласным звуком – [ф] и буквой Ф, ф. Учить определять звук по трем позициям – в начале слова, в середине, в конце. Развивать умение работать со слоговой таблицей, составлять из букв слова.

1.Характеристика звука Ф.

2.Игровая ситуация «Кто больше запомнит слов со звуком Ф?».

3.Место звука Ф в трех позициях.

4.Анализ буквы Ф.

5.Чтени слогов с договариванием до целого слова.

6.Чтение слоговой таблицы и слов.

7.Игровое упражнение «Составь из букв название города».

Дифференциация в/ф. Звонкие и глухие согласные.

Упражнять в четком произношении звуков, в различии их на слух. Упражнять в придумывании слов с заданными звуками и определении позиции звука в слове. Развивать логическое мышление.

1.Артикуляционная гимнастика.

2.Игра на определение звука в словах.

3.Чтение слогов с договариванием до целого слова.

4.Игра «Придумай слова с определенным звуком».

5.Игра «Составим из букв предложение».

6.Игра «Какие слова спрятались в буквах?».

Гласная буква Я. Твёрдые и мягкие согласные.

Познакомить детей с буквой Я,я. 

Сформировать представление о том, что буква Я в начале слова и после гласной обозначает два звука – [йа]. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык чтения слогов и слов, умение преобразовывать слова по образцу.

1.Звуковой анализ слов, их преобразование, сопоставление.

2.Чтение и сопоставление слогов по звучанию согласной.

3.Работа с сказкой Л.Н.Толстого «Лягушка и мышь».

4.Анализ буквы Я.

5.Чтение слоговой таблицы.

6.Игра «Меняем имена».

7.Игра «Составим отгадку вместе».

8.Чтение коротких предложений, их анализ.

9.Работа с пословицей «Своя семья – самые верные друзья».

Звук и буква Ч. Звуковой анализ слов. Образование отчеств.

Познакомить детей с глухим мягким согласным звуком – [ч] и буквой Ч, ч. Учить определять звук по трем позициям – в начале слова, в середине, в конце. Развивать умение преобразовывать слова путем замены букв.

1.Характеристика звука.

2.Занимательное упражнение «Почему появилась ошибка?».

3.Анализ буквы Ч.

4.Преобразование слов путем замены букв.

5.Чтение слоговой таблицы и слов.

6.Игровое упражнение «Все ли верно? Докажи».

Буква Ё. Звуко-буквенный анализ слов. Измение предложений по образцу. Изменение слов по смыслу.

Познакомить детей с буквой Ё, ё. 

Сформировать представление о том, что буква Ё в начале слова и после гласной обозначает два звука – [йо]. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык чтения слогов и слов, умение определять звук в трех позициях: в начале слова, в середине, в конце.

1.Анализ звука Ё.

2.Сопоставление группы слов.

3.Чтение слогов с договариванием до целого слова.

4.Анализ буквы Ё.

5.Чтение слоговых таблиц.

6.Игровое упражнение «О ком я рассказываю?».

7.Игра «Составим слово».

8.Игровое упражнение «Продолжай».

МАЙ

Буква Ю. Мягкие согласные. Изменение предложений по образцу.

Познакомить детей с буквой Ю, ю. 

Сформировать представление о том, что буква Ю в начале слова и после гласной обозначает два звука – [йу]. Продолжать учить соотносить звук и букву, сопоставлять букву и ее графический образ. Закреплять навык чтения слогов и слов, умение определять звук в трех позициях: в начале слова, в середине, в конце. Развивать умения изменять предложения по образцу.

1.Анализ звука и буквы Ю.

2.Игра «Измени имя».

3.Чтение слоговых таблиц.

4.Игра «Полслова за вами».

5.Работа с пословицей «Юность не грех, старость не смех».

6.Чтение слоговой таблицы и слов с договариванием до целого осмысленного предложения.

7.Упражнение «О ком или о чем я рассказываю?».

Ъ знак. Твёрдые и мягкие согласные. Единственное и множественное число существительных.

Познакомить детей с Ъ, буквой, не обозначающей звука. Дать понятие о роли Ъ знака в речи. Упражнять в преобразовании слов, используя прием наращения и вставки букв  в данное слово.

1.Артикуляционная разминка.

2.Характеристика буквы Ъ.

3.Анализ слов с Ъ.

4.Игра «Путешественники».

5.Игровое упражнение «Попробуй сам».

6.Игра «Преобразуй слово».

7.Чтение слов и предложений.

Звук и буква Щ.

Познакомить детей с глухим мягким согласным звуком – [щ] и буквой Щ, щ. Учить определять звук по трем позициям – в начале слова, в середине, в конце. Развивать умение подбирать подходящие по смыслу слова.

1.Характеристика звука.

2.Анализ буквы Щ.

3.Чтение слогов и слов по слоговой таблице.

4.Лексическая игра «Кто подберет больше слов?».

5. Игровое упражнение «Я начну, а т продолжи…».

Буква Ь. Изменение слов по образцу.

Познакомить детей с Ь, буквой, не обозначающей звука. Дать понятие о роли Ь знака в речи. Упражнять в преобразовании слов по подобию.

1.Сравнение на слух слов.

2.Сопоставление слов по звучанию и начертанию.

3.Анализ буквы Ь.

4.Выделение слов, на конце которых пишется Ь.

5.Преобразование слов и чтение по подобию.

6.Чтение слов с Ь знаком по таблице.

7.Игровое упражнение «Кто что делает?».

Итоговое занятие

Закрепить пройденный материал по основным единицам речи: звуку, слову, предложению. Упражнять детей в чтении слогов, слов, коротких предложений – повествовательных, вопросительных, восклицательных. Закрепить представление о начертании печатных букв, показать, что буквы можно не только писать, но и моделировать разными способами. Создавать у детей радостное настроение.

1.Артикуляционная разминка.

2.Чтение трехбуквенных слов.

3.Чтение слогов и составление слов на тему «Домашние животные».

4.Работа с пословицей «Грамоте учиться – всегда пригодиться».

5.Игровая ситуация «В гости пришел Гном».

6.Игра «Составим предложение».

7.Чтение алфавита. Сюрпризный момент.

ИТОГО

64

Список литературы:

        1.  Гвоздев А.Н. Усвоение детьми звуковой стороны русского языка. – СПб.: Акцидент, 1995.-64 с.

  1. Журова Л. Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста// вопросы психологии. №3-1963.
  2. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников – М.: 1963.
  3. Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование правильной разговорной речи у дошкольников. – СПб.: Союз, 2004.
  4. Ткачева Л.Ф. Развитие фонематического слуха у детей как предпосылки успешного усвоения фонетики и орфографии // Вопросы психологии. № 4/19.
  5. Швачкин Н.Х. Фонематическое развитие детской речи. – М.: Просвещение, 1961.
  6. Журова, Воронцова «Обучение дошкольников грамоте», М., 2001.
  7. Нефёдова, Узорова «Обучение чтению», 2000.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

авторская программа "Успешный первоклассник"

Пояснительная записка к авторской программе "Успешный первоклассник", в которой описаны актуальность, цели, задачи, содержание, а также формы и методы организации занятий....

Презентация к сказке Подсказка по программе Н.Ю, Куражевой по программе "Цветик -семицветик" Приключения будущих первоклассников. 6-7 лет.

Пособие способствует усвоению содержания сказки через зрительный и слуховой  гнозис. Дети дошкольного возраста ,с  нарушением активности внимания, с помощью днного пособия, авктивно усваиваю...

Дополнительная общеразвивающая программа "Будущий первоклассник"

Актуальность программы.Обучение в школе – это переломный момент в жизни ребенка. С него начинается новый этап в развитии дошкольника. Проблемой подготовки детей дошкольного возраста к обучению в...

Образовательная программа "Будущий первоклассник"

Образовательная программа «Будущий первоклассник»По подготовке детей к обучению в школе...

Дополнительная общеобразовательная программа - Дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника».

Дополнительная общеобразовательная программа – дополнительная общеразвивающая программа «Школа будущего первоклассника» представляет собой комплекс основных характеристик дополнитель...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Школа будущего первоклассника» социально-педагогической направленности ( от 5 до7 лет)

Современные родители хотят видеть своих детей хорошо подготовленными к школе. Но наблюдения за детьми и беседы с учителями начальных классов говорят о том, что число не готовых к обучению чтению детей...

Сценарий театрализованной игровой программы для первоклассников «Все начинается со школьного звонка!»

Сценарий театрализованной игровой программы для первоклассников «Все начинается со школьного звонка!» Дата проведения: 1 сентября. День знаний. Участники: первоклассники и их родители Продолжительност...