Рабочая программа по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы образовательная область "Речевое развитие"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

подробное описание рабочей программы по обучению грамоты в подготовительной группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obuchenie_gramote.docx74.31 КБ

Предварительный просмотр:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по подготовке к обучению грамоте

для детей подготовительной к школе группы

образовательная область

«Речевое развитие»

1 непосредственно образовательная деятельность в две недели

(всего 18 непосредственно образовательной деятельности)

       

  1. Пояснительная записка

Даная рабочая программа является нормативно управленческим документом образовательного учреждения, характеризующей систему организации образовательной и коррекционной деятельности воспитателя. Рабочая программа показывает как с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей развития детей дошкольного возраста воспитатель создает индивидуальную педагогическую модель образования  в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования.

В условиях дошкольного образования и с учетом его специфики данная система (модель) представляет собой оптимальные психолого-педагогические условия, обеспечивающие становления общечеловеческих ценностей, базиса личностной культуры, социальную успешность ребенка дошкольного возраста.

Настоящая рабочая программа по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе  группы составлена в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования  муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Колобок» является обязательным документом, обосновывающим выбор цели, содержания, форм организации непосредственной образовательной деятельности.

Цель рабочей программы – формирование у детей речевых навыков и умений владения речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развития звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте через решение следующих задач:

  1. Дать представления о предложении (без грамматического определения);
  2. Упражнять в составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;
  3. Учить детей делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части;
  4. Учить составлять слова из слогов (устно);
  5. Учить выделять последовательность звуков в простых словах.

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекса:

  • В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа»;
  • Журова Л. Е., Варенцова Н. С., Дурова Н. В. «Обучение дошкольников грамоте»;
  • Жукова Р. А. «Грамота. Подготовительная группа. Разработка занятий. 1 и 2 части»;
  • Рабочие тетради: "Уроки грамоты для дошкольников" Д.Денисова, Ю.Дорожин;
  • Рабочие тетради: "Прописи для дошкольников" Д.Денисова, Ю.Доронин;
  • Методические  рекомендации  по  работе  с комплектом  плакатов  " Этнокалендарь  России, 2013. Ямало-Ненецкий автономный округ" для воспитателей детских дошкольных учреждений.

Структура организации непосредственной образовательной деятельности:

Подготовка к обучению грамоте

Кол-во компонентов

Неделя

Месяц

Год

1

4

36

Длительность НОД составляет 30 минут

Содержание рабочей программы отражает: специфику федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, национально-культурных, демографических, климатических условий, в которых осуществляется образовательный процесс.

Рабочая программа включает принцип интеграции содержания образования по данному разделу, задачи которого решаются в ходе реализации других областей образовательной программы, а именно:

 - «Социально-коммуникативное развитие»: развитие свободного общения со взрослыми и детьми в части формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, обществе, государстве, мире, а также соблюдения элементарных общепринятых норм и правил поведения; формирование представлений о труде, профессиях, людях труда, желания трудиться, устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками в процессе трудовой деятельности; формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности в семье и обществе, а также безопасности окружающего мира; использование сюжетно-ролевых, режиссерских и игр с правилами как средства реализации указанных образовательных областей;

- «Речевое развитие»: использование художественных произведений для формирования первичных ценностных представлений, представлений о себе, семье, окружающем мире;

- «Художественно-эстетическое развитие»: использование средств продуктивных видов деятельности для обогащения  содержания, закрепления результатов освоения образовательных областей;

- «Физическая культура»: развитие игровой деятельности в части подвижных игр с правилами.

Новизна рабочей программы заключается в обновлении содержания программы в соответствии требованиям федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Ее отличие от раннее действовавшей заключается в изменении традиционной системы познавательных задач, создание условий для полноценного развития ребенка.

Особенностью организации образовательного процесса, является творческий подход педагога и поддержание интереса ребенка к выполнению задания. Предпочтительная организация образовательного процесса адекватная возрасту детей – фронтальная (групповая); используемые методы: наглядные, словесные, практические.

Национально-региональный компонент реализуется через принцип этнокультурной соотнесенности народов, его традициям и культуре. Формирование у дошкольников осмысленного отношения к родному краю через осознание ценности нашего региона, его значимости, красоты и неповторимости.

Рабочая программа для детей подготовительной группы общеразвивающей направленности основывается на комплексно - тематическом принципе построения образовательного процесса.

II. Требования к уровню достижения воспитанниками планируемых результатов в освоении компонента «Подготовка к обучению грамоте»,

образовательной области

 «Речевое развитие»

Педагогическая оценка индивидуального развития детей (диагностика) проводится 2 раза в год (сентябрь, май) в целях дальнейшего планирования педагогических действий. В результате обучения в НОД по образовательной области «Речевое развитие» формируется конечная система знаний.

Знает: выразительные средства языка; формы речевого этикета; смысл слова;

Умеет: быть доброжелательными и корректными собеседниками; делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части; составлять слова из слогов (устно); выделять последовательность звуков в простых словах; согласовать слова в предложении; называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове; высказывать предположения и делать простейшие выводы;

У ребенка развита: культура речевого общения; умение излагать свои мысли понятно для окружающих; умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания; различать на слух и в произношении все звуки родного языка; внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями;

Имеет представление: о предложении (без грамматического определения); составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;

Проявляет интерес: проявляет инициативу с целью получения новых знаний; к самостоятельности суждений.

Выделяются следующие критерии.

  • Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов,
  • Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные - безударные гласные, место звука в слое).
  • Проводит сравнительный звуковой анализ слов.
  • Самостоятельно составляет предложение с заданным количеством слов и схемы  к ним, делит слова на слоги, подбирает слова к заданным моделям.

III. Тематический план по подготовке к обучению грамоте у детей подготовительной к школе группы

№ НОД

Тема (раздел)

Количество НОД

В том числе практических НОД

2,6,7,8,9,10,11,12,13,15, 16,17,18,19, 22,23, 24,25

Звуковой анализ

18

18

4,20,21,28

Слог и ударение

4

4

3,26,27, 30,31,32,33,34

Составление и  членение предложений

8

8

1,5,14, 29,35,36

Диагностические, итоговые

6

6

Всего:

36

36

IV. Содержание программы.

Содержание работы по освоению ребенком  непосредственно образовательной деятельности «Подготовка к обучению грамоте»  образовательной области «Речевое развитие» в рабочей программе представлено календарно-тематическим планированием, которое разработано  с учетом обязательного минимума содержания федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, образовательной программой дошкольного образования и в котором указаны: разделы и темы в соответствии с учебно-тематическим планом рабочей программы и календарем праздников. В данном плане тезисно представлено содержание изучаемого  материала, требования к овладению необходимыми умениями и навыкам (программное содержание), включен национально-региональный компонент и компонент ДОУ, раскрыты формы и методические приемы, используемые в ходе непосредственно образовательной деятельности

Звуковая культура речи. Совершенствовать умение различать на слух и в произношении все звуки родного языка. Отрабатывать дикцию: учить детей внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями.

Совершенствовать фонематический слух: учить называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове.

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать упражнять детей в согласовании слов в предложении.

Совершенствовать умение образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Помогать правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, потому что, если, если бы и т.д.).

п/п

Содержание разделов  программы

Кол-во  часов  в  неделю

1

Звуковая культура речи (диагностическое)

1

2

Звуковой анализ слова «книга». Работа с предложением из 2–х слов.

1

3

Звуковой анализ слова «газета». Работа с предложением из 2–х слов. Твердые и мягкие согласные звуки.

1

4

Знакомство с гласными буквами. Звуковой анализ слов «кран», «Алёна». Работа с предложением из 2–х слов. Ударный гласный звук.  

1

5

Звуковая культура речи

1

6

Звуковой анализ слов. Работа с предложением из 2-х слов. Знакомство с буквой Я.

1

7

Звуковой анализ слов «лягушка», «Яша». Работа с предложением из 2-х  слов, буквы А, Я.

1

8

Буквы А, О. Звуковой анализ слов. Работа с предложением из 2-х слов.

1

9

Звуковая культура речи. Работа над предложением

1

10

Буквы Ё, ё. Звуковой анализ слов «полка», «свекла». Работа с предложением из 2-х  слов.

1

11

Звуковой анализ слов «терка», «ёлка». Работа с предложением из 2–х слов.  

1

12

Знакомство с буквой У, у. Звуковой анализ слов «груша», «сумка». Работа с предложением из 3–х слов.

1

13

Звуковая культура речи.

1

14

Знакомство с буквой Ю, ю. Звуковой анализ слов «лук», «люк», «утюг». Работа с предложением из 3–х слов.

1

15

Звуковой анализ слов «Юра», «юла», «клюв». Работа с предложением из 3–х слов.  

1

16

Знакомство с буквой ы. Звуковой анализ слов «рыба», «шар», «мышка». Работа с предложением из 3–х слов.

1

17

Знакомство с буквой И, и. Звуковой анализ слов «мишка», «игрушка». Словоизменение.  

1

18

Звуковой анализ слов «эхо», «люстра». Словоизменение. Знакомство с буквой Э, э.

1

19

Знакомство с буквой Е, е. Звуковой анализ слов «лес», «белка». Словоизменение. Составление предложений с союзом и.

1

20

Знакомство с буквой М, м. Звуковой анализ слов «мама», «мимо». Обучение чтению.

1

21

Звуковая культура речи. (стр. 59)

1

22

Знакомство с буквой Н,н. Звуковой анализ слова «Нина». Чтение слогов, текста. Работа с предложением.

1

23

Знакомство с буквой Р, р. Звуковой анализ слова «Марина», «норы». Чтение слогов, текста. Работа с предложением. Ударение.

1

24

Знакомство с буквой Л, л. Звуковой анализ слова «Лена», «луна». Чтение слогов, текста. Работа с предложением.

1

25

Звуковая культура речи.  

1

26

Знакомство с буквой Г, г. Чтение слогов, текста. Выкладывание предложения.

1

27

Знакомство с буквой К, к. Звуковой анализ слова «яма». Чтение текста. Выкладывание предложения

1

28

Знакомство с буквами С, с, З, з. Звуковой анализ слов «елка», «ели». Чтение пословиц.

Выкладывание предложения.

1

29

Звуковая культура речи.

1

30

Знакомство с буквами Ш, ш, Ж, ж. Чтение текста, пересказ рассказа, выкладывание предложения.

1

31

Знакомство с буквами Д, д, Т, т. Чтение текста,

выкладывание предложения.

1

32

Знакомство с буквой П,п, Б, б.

1

33

Знакомство с буквой ь, ъ. Чтение текста, проставление ударения.

1

34

Звуковая культура речи. Буква Ц.

1

35

Выкладывание предложения. Чтение  текста.

1

36

Диагностическое.  Чтение текста, выкладывание предложения

1

Всего:

36

V. Способы проверки усвоения элементов содержания компонента «Подготовка к обучению грамоте» образовательной области

«Речевое развитие».

При реализации программы  проводится оценка индивидуального развития детей.

Такая оценка производится педагогическим работником в рамках педагогической диагностики (мониторинга).

Педагогическая диагностика – оценка индивидуального развития детей дошкольного возраста, связанная с оценкой эффективности педагогических действий и лежащая в основе их дальнейшего планирования.

Инструментарий для педагогической диагностики – карты наблюдений детского развития, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка. Дополняются наблюдения свободным общением педагога с детьми, беседами, играми, рассматриванием картинок. Вместе с тем, педагог проводит специально организованные занятия в период, определенный в программе для мониторинга. В эти занятия включаются специально подобранные задания, позволяющие выяснить, насколько ребенок выполняет программные задачи.

Результаты педагогической диагностики могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач:

  1. индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  2. оптимизации работы с группой детей.

Диагностика представляет собой характеристику промежуточных результатов и методику оценки данного компонента. В зависимости от того, на сколько устойчиво сформирована каждая характеристика у ребенка (проявляется крайне редко, иногда, часто), она оценивается количественно (0, 1 или 2 балла соответственно).

        часто – проявляющаяся характеристика считается устойчиво сформированной, не зависит от особенностей ситуаций, присутствие или отсутствие взрослого, других детей, настроения ребенка, успешности или не успешности предыдущей деятельности (2балла);

иногда – характеристика предполагает периодическое проявление, зависящее от способностей ситуации, наличие контроля, со стороны взрослого, настроения ребенка (1балл);

крайне редко – данная характеристика не сформирована, а ее появление носит случайный характер (0 балл).

Показатель развития складывается из данных наблюдений педагога и результата выполнения самим ребенком диагностических заданий.

Планируемые промежуточные результаты освоения компонента «Аппликация»

образовательной области «Художественно-эстетическое развитие».

Целевые ориентиры

Проявление целевых ориентиров в самостоятельной и совместной со взрослым деятельности ребенка

Подготовка к обучению грамоте

  1. Владеет всеми средствами звукового анализа слов.
  2. Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные - безударные гласные, место звука в слое).
  3. Проводит сравнительный звуковой анализ слов, делит слова на слоги, подбирает слова к заданным моделям.
  4. Самостоятельно составляет предложение с заданным количеством слов и схемы  к ним.

Знает: выразительные средства языка; формы речевого этикета; смысл слова;

Умеет: быть доброжелательными и корректными собеседниками; делить двусложные и трехсложные слова с открытыми слогами (на-ша Ма-ша, ма-ли-на, бе-ре-за) на части; составлять слова из слогов (устно); выделять последовательность звуков в простых словах; согласовать слова в предложении; называть слова с определенным звуком, находить слова с этим звуком в предложении, определять место звука в слове; высказывать предположения и делать простейшие выводы;

У ребенка развита: культура речевого общения; умение излагать свои мысли понятно для окружающих; умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания; различать на слух и в произношении все звуки родного языка; внятно и отчетливо произносить слова и словосочетания с естественными интонациями;

Имеет представление: о предложении (без грамматического определения); составлении предложений, членении простых предложений (без союзов и предлогов) на слова с указанием их последовательности;

Проявляет интерес: проявляет инициативу с целью получения новых знаний; к самостоятельности суждений.

Методика оценки.

  1. Владеет всеми средствами звукового анализа слов.

Инструкция к проведению: звуковой анализ слов (начало года 3 - 4 звука) (конец 3 - 6 звука)

На примере  слов: СОК, КОСА, НОСОК; ШУМ, МЫШИ, ШАПКА; РАК, КОРА, РЫНОК и т. д. Принцип отбора слов, предлагаемых для количественного фонематического анализа, заключается в том, что если в слове имеется звук, сложный по артикуляционным и акустическим признакам, например, [С], | Ш], [Р] и др., то остальные звуки слова должны быть простыми в этом отношении.

Упражнение «Выполни звуковой анализ слова»

Оценка:

2 балла – Ребенок владеет всеми средствами звукового анализа слов.

1 балл – Самостоятельно проводит анализ пятизвучных слов без стечения согласных.

0 баллов – Допускает ошибки в звукопроизношении, при проведении звукового анализа слов и деления слов на слоги.

  1. Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные - безударные гласные, место звука в слое).

Инструкция к проведению: обозначь гласные звуки – красным цветом, твердые согласные – синим, мягкие согласные – зеленым (рыба, лиса, сани, паук)

Упражнение «Назови и выдели звук в слове»

«Слышишь ли ты звук [М] в слове ДОМ? Слышишь ли ты звук [К] в слове МАК?» И т.д.

Упражнение «Назови и выдели начальный гласный звук в слове»

Какой звук ты слышишь в слове АНЯ? ОЛЯ? ИРА?

Какой звук ты слышишь в слове МАК? КОТ?

Какой звук ты слышишь в слове САД? ЗАЙКА? ШУБА? ЖУК? ЩУКА? ОТЕЦ? МЯЧ? ЛАПА? РАК? Звук, необходимый для выделения, произносится интонировано, т. е. выделяя его голосом.

Упражнение   «Где находится звук [С] в слове САД?, в слове ФОКУС , ЛИСА?» Затем более точно: «На каком месте стоит звук [С] в слове САНИ?, в слове ОСА?, в слове НОС?» Ответы ребенка: «В слове САНИ звук [С] на первом месте; в слове ОСА на втором месте; в слове НОС на третьем месте». Звук [С]  произносится интонировано в изолированном положении и в составе слов.

Оценка:

2 балла – Упражнения выполняет с легкостью. Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные - безударные гласные, место звука в слое).

1 балл – Упражнения выполняет. Затрудняется в определении места звука в слове, в определение основных качественных характеристик звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные - безударные гласные).

0 баллов – Затрудняется в выполнении упражнений. Не дает основные качественные характеристики звуков (безударный – ударный гласный, твердый – мягкий согласный)

  1. Проводит сравнительный звуковой анализ слов.

Инструкция к проведению: Упражнение «Подбери слова к схеме»

Из предложенных  разных картинок ребенку предлагается отобрать те,  названия которых подходят к данной схеме 

Упражнение «Раздели слова на слоги» (роза, луна, дом, носок)

Оценка:

2 балла – Упражнения выполняет с легкостью. Проводит сравнительный звуковой анализ слов, делит слова на слоги, подбирает слова к заданным моделям.

1 балл – Упражнения выполняет. Проводит сравнительный анализ слов, подбирает слова к заданным моделям, проводит слоговой анализ с помощью взрослого.

0 баллов – Затрудняется в выполнении упражнений. С помощью подбирает слова к схемам и деление слов на слоги.

  1. Самостоятельно составляет предложение с заданным количеством слов и схемы  к ним, делит слова на слоги, подбирает слова к заданным моделям.

Инструкция к проведению: Упражнение «Придумай предложение из 3 (4, 5) слов» по картинке, по заданным слова, самостоятельно. Составить схему выдерживая грамматические правила (большая буква в начале предложения, слова пишутся раздельно, в конце предложения ставится точка).

Упражнение «Составь предложение по схеме»

Придумай предложение со словом «яблоко» (употребляя слова действия и признаки)

Составь схему своего предложения.

Сколько в нем получилось слов?

Назови первое слово, второе, третье и т. д.

Оценка:

2 балла – Упражнения выполняет с легкостью. Самостоятельно составляет предложение с заданным количеством слов и схемы  к ним.

1 балл – Упражнения выполняет. Составляет предложения с заданным количеством слов, с помощью воспитателя  составляет схемы предложений, определяет слова по порядку.

0 баллов – Затрудняется в выполнении упражнений. Ребенок затрудняется в составлении предложений и схем к ним, определения количества слов в предложении.


Критерии оценки уровня усвоения  воспитанниками подготовительной группы общеразвивающей направленности

по непосредственно образовательной деятельности  «Подготовка к обучению грамоте»

образовательной области «Речевое развитие»

Начало года:                                                                                                                                                                                                     Конец года:

Воспитатели:

Ф.И. ребенка

Владеет всеми средствами звукового анализа слов

Определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласные, твердые и мягкие согласные, ударные - безударные гласные, место звука в слое)

Проводит сравнительный звуковой анализ слов, делит слова на слоги, подбирает слова к заданным моделям

Самостоятельно составляет предложение с заданным количеством слов и схемы  к ним

УР

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

Н.г

К.г

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Высокий уровень:                              

Средний уровень:                  

Низкий уровень

Календарно-тематический план по непосредственно образовательной деятельности  «Подготовка к обучению грамоте»

 образовательной области «Речевое развитие»

 (подготовительная группа  комбинирующей направленности)                             

        

Планируемая дата

Фактическая дата

№ п/п

Тема,

форма проведения

Приобщение к культурно-историческим ценностям ("Этнокалендарь")

Содержание

Материал

УМК

Фонематические процессы

Звуковой и звукобуквенный анализ слов

Состав и анализ предложения

02.09.2015

1

 Звуковая культура речи (ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ)

"День  знаний" стр.70

 Продолжать учить называть слова с заданными звуками, определять местоположение заданного звука в слове.

Умение различать на слух и правильно воспроизводить звуки родного языка, определять часть слова и слово.  

Учить правильно употреблять слова, конструировать предложения, определять на слух слово и предложение, определять и называть порядок слов в предложении.

Фишки, мелкие предметы, картинки из математических наборов, листочки бумаги, карандаши, художественная литература А. Шабунин «Считалочка», орфографический словарь

В.В .Гербова стр.21

09.09.2015

2

Тема: «Звуковой анализ слова «книга». Работа с предложением из 2–х слов».

 

"Писатели  и  поэты  разных  стран" стр.74

Дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

Учить детей проводить звуковой анализ слов.

Применять правила написания букв.

Закреплять умение определять место ударения в словах.

Учить составлять предложение из двух слов, называть 1 -е и 2-е слово

Схема пятизвукового слова;

красные, синие, зеленые, черные фишки; указка; кукла; мелкие игрушки.

Л.Е. Журова стр.80

16.09.2015

3

 Тема: «Звуковой анализ слова «газета». Работа с предложением из 2–х слов. Твердые и мягкие согласные звуки».

Продолжать учить называть слова с заданными звуками, дифференцировать гласные, твердые и мягкие согласные звуки.

 

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов.

Закреплять умение определять место ударного гласного звука в слове.

Учить составлять предложения из двух слов, называть слова по порядку

 Схема шестизвукового слова;

красные, синие, зеленые, черные фишки; указка; мишка, мяч; мелкие игрушки.

Л.Е. Журова стр.82

23.09.2015

4

Тема: «Знакомство с гласными буквами А, а. Звуковой анализ слов «кран», «Алёна». Работа с предложением из 2–х слов. Ударный гласный звук».

Продолжать учить детей называть слова определенной звуковой структуры.

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов.

Познакомить с гласными буквами а. А.

Учить составлять предложения о действиях игрушки из двух слов.

Красные, синие, зеленые, черные фишки; указка; буква а (3 шт.), буква А (2 шт.); фишки-игрушки, мяч, зайка.

Л.Е. Журова стр.83

30.09.2015

5

Звуковая культура речи.

Продолжить учить определять заданный звук в перечне слов, местонахождение звука в слове

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов.

Учить определять количество и порядок слов в предложении, правильно употреблять сложноподчиненные предложения.

Мелкие предметы, картинки из математических наборов, листочки бумаги, карандаши, стих-ие  Г.Лагдзынь «Расскажи»

В.В. Гербова стр.28

07.10.2015

6

 Тема: «Звуковой анализ слов. Работа с предложением из 2-х слов. Знакомство с буквой Я, я».

Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов.

Определять
ударный гласный звук;

Познакомить с гласными буквами я, Я.

 Правилами написания я после мягких согласных звуков.

Учить составлять предложения о действиях игрушки (из двух слов).

 

Фишки; касса с гласными буквами А, а, Я, я; указка;   мелкие игрушки; лиса.

Л.Е. Журова стр.84

14.10.2015

7

Тема: «Звуковой анализ слов «лягушка», «Яша». Работа над предложением из 2-4-х слов, буквы А, Я»

Познакомить с тем, что буква я может обозначать два звука «йа».

 .

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.

Продолжать учить детей называть слова по определенной модели.

Учить составлять предложения из двух слов  о действиях детей, называть 1-е, 2-е слово.

Фишки; касса с гласными буквами; указка, мелкие игрушки

Л.Е. Журова стр.85

21.10.2015

8

Тема: «Звуковой анализ слов роза, мясо, Оля. Знакомство с буквами о, О. Работа над предложением из 2-х  слов».

"Религиозные  праздники  и  традиции  разных  народов"  стр.122

Продолжать учить детей называть слова по определенной модели, определять ударный гласный звук.

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов  с применением правил написания гласных букв.

Познакомить с буквами о, О.

Закреплять умение применять правило написания гласных букв и определять ударный гласный звук.

Учить составлять предложения о действиях, называть 1-е, 2-е слово.

Фишки; касса с гласными буквами; буквы о. О; указка;

мелкие игрушки.

Л.Е. Журова стр.87

28.10.2015

9

Звуковая культура речи. Работа с предложением.

Совершенствовать фонетическое восприятие

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов ,

Учить определять количество и последовательность слов в предложении.

Орфографический словарь, стих- Ф.Тютчева «Есть в осени первоначальной» и  К.Бальмонта «Осень».

В.В. Гербова стр.37

11.11.2015

10

Тема: «Знакомство с буквами Ё, ё. Звуковой анализ слов «полка», «свекла». Работа над предложением из 2-х  слов».

Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.

Познакомить с тем, что буква ё может обозначать звук «о» и пишется после мягких согласных звуков.

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов.

Закреплять умение применять правило написания гласных букв и определять ударный гласный звук.

Учить составлять предложения из двух слов с заданным словом.

Фишки; касса с гласными буквами; буквы ё, Ё; фишки или мелкие игрушки, указка

Л.Е. Журова стр.88

18.11.2015

11

Тема: «Звуковой анализ слов «терка», «ёлка». Работа над предложением из 2–х слов».

"День матери" стр.77

Познакомить с тем, что буква ё может обозначать два звука - «йо»;

Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов.

Закреплять умение применять правило написания гласных букв и определять ударный гласный звук.

Учить составлять предложения из двух слов с заданным словом.

Фишки; касса с гласными буквами; указка; мелкие игрушки.

Л.Е.Журова стр.89

25.11.2015

12

Тема: «Знакомство с буквой у, У. Звуковой анализ слов «груша», «сумка». Работа над предложением из 3–х слов»

Продолжать учить детей называть слова с заданным ударным гласным звуком.

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов.

Закреплять умение применять правило написания гласных букв и определять ударный гласный звук.

Познакомить с буквами у, У.

Учить составлять предложения из трех слов с соединительным союзом и.

Фишки; касса с   гласными буквами; буквы у. У; указка; мелкие игрушки, мел.

Л.Е. Журова стр.90

02.12.2015

13

Звуковая культура речи.

"День героев Отечества" стр.77

Продолжить развивать фонематическое восприятие, учить правильно воспроизводить звуки

Учить выполнять звуковой анализ слова, определять и выделять ударное слово

Продолжать учить анализировать предложение

Орфографический словарь, загадка.

В.В. Гербова стр.46

09.12.2015

14

Тема: «Знакомство с буквой Ю, ю. Звуковой анализ слов «лук», «люк», «утюг». Работа над предложением из 3–х слов».

 

Учить детей называть слова с заданным ударным гласным звуком. Познакомить с буквами ю, правилами ее написания после мягких согласных звуков.

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов.

Закреплять умение применять правило написания гласных букв и определять ударный гласный звук

Учить составлять предложения из трех слов с соединительным союзом и.

 

Красные, синие, зеленые черные фишки; касса с пройденными гласными буквами, буквы ю, Ю, указка фишки или мелкие игрушки; мел; 10-12 игрушек.

Л.Е. Журова стр.92

16.12.2015

15

Тема: « Звуковой анализ слов «Юра», «юла», «клюв». Работа над предложением из 3–х слов».

Продолжать учить детей называть слова по заданной модели.

Познакомить с тем, что буква ю может обозначать два звука - «йу»;

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов.

Закреплять умение применять правило написания гласных букв и определять ударный гласный звук.

Учить составлять предложения из трех слов с союзом и.

Фишки; касса с гласными буквами; мелкие игрушки; мел; 10-12 игрушек.

Л.Е. Журова стр.93

23.12.2015

16

Тема «Знакомство с буквой ы, Ы. Звуковой анализ слов «рыба», «шар», «мышка». Работа над предложением из 3–х слов».

Продолжать учить детей называть слова с заданными звуками.

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов.

Закреплять умение применять правило написания гласных букв и определять ударный гласный звук,

познакомить с буквой ы..

Учить составлять предложения из трех слов с союзом и.

Фишки: касса с  гласными буквами; буква ы, указка; мелкие игрушки; мел; 10—12 игрушек.

Л.Е. Журова стр.94

30.12.2015

17

Тема: «Знакомство с буквой И, и. Звуковой анализ слов «мишка», «игрушка». Словоизменение».

"Рождество Христово" стр.34., стр.81

Продолжать учить детей называть слова по заданной модели.

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов.

Познакомить с буквами и, И и,  правилом написания после мягких согласных звуков;

учить детей словоизменению

Учить составлять предложения из трех слов с союзом и.

Продолжать учить детей словоизменению

Фишки; касса с  гласными буквами; буквы и, И; указка; фишки или мелкие игрушки.

Л.Е. Журова стр.95

13.01.2015

18

Тема: «Звуковой анализ слов «эхо», «люстра». Словоизменение. Знакомство с буквой

э,  Э».

Продолжать учить детей называть слова по заданной модели.

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов.

Закреплять умение применять правило написания гласных букв и определять ударный гласный звук;

познакомить с буквой Э;

учить детей словоизменению.

Фишки; касса с  гласными буквами; буквы э, Э; указка;
мелкие игрушки.

Л.Е. Журова стр.96

20.01.2015

19

Тема: «Знакомство с  буквами Е, е. Звуковой анализ слов «лес», «белка». Словоизменение, составление предложений с союзом и».

Учить называть слова с заданным ударным гласным звуком.

Продолжать учить детей проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.

Познакомить с буквами е, Е правилами написания е после мягких согласных звуков. Продолжить учить детей словообразованию

Учить составлять предложения из трех слов с союзом и.

Фишки, касса с гласными буквами; буквы е, Е, указка, мелкие игрушки.

Л.Е. Журова стр.97

27.01.2015

20

Тема: «Знакомство с буквами М, м. Звуковой анализ слов «мама», «мимо».

"День  родного  языка " стр.38., стр.87.

Закреплять знания о твердых и мягких согласных звуках.

Закреплять умение проводить звуковой анализ слов с применением

правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.

Познакомить детей с буквой м, учить читать слоги и слова с буквой м.

Фишки, касса с гласными буквами; «окошечко» и полоски с

гласными и согласными буквами; буквы М (две), м (четыре).

Л.Е. Журова стр.107

03.02.2015

21

Звуковая культура речи.

"День родного  языка" стр.38., стр.87.

Продолжить совершенствовать фонематическое восприятие; учить правильно воспроизводить звуки; Закреплять знания о твердых и мягких согласных звуках.

Учить делить слова с открытыми слогами на части

Фишки или карточки из математического набора, изображения животных,

В.В. Гербова стр.58

10.02.2015

22

Тема: «Знакомство с буквами Н, н. Звуковой анализ слова «Нина». Чтение слогов, текста, работа с  предложением».

Учить называть слова определенной звуковой структуры.

Закреплять умение проводить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.

Познакомить детей с буквой н и тем, что она может обозначать звуки «н» и «нь».

Учить читать слоги и слова с буквами м и н.

Учить составлять предложение с заданным словом, определять количество слов в предложении и называть их по порядку.

Фишки; касса с буквами н; указка; «окошечки» и полоски с гласными и согласными буквами

Л.Е. Журова стр.108

17.02.2015

23

Тема: «Знакомство с буквами Р, р. Звуковой анализ слова «Марина», «норы». Чтение слогов, текста. Работа с предложением. Ударение»  

Учить детей называть слова определенной звуковой структуры.

Закреплять умение детей производить звуковой анализ слов с применением правил написания гласных букв и определением ударного гласного
звука.

Познакомить детей с буквой р и тем, что она обозначает звуки «р» и «рь»

Фишки; касса с буквами; буквы (две), р (четыре); «окошечки» и полоски с гласными и согласными буквами.

Л.Е. Журова стр.109

24.02.2015

24

 Тема: «Знакомство с буквой Л, л. Звуковой анализ слова «Лена», «луна». Чтение слогов, текста. Работа с предложением»

Учить детей называть слова определенной звуковой структуры.

Закреплять умение проводить звуковой анализ слов с применением

правил написания гласных букв и определением ударного гласного звука.

Познакомить с буквой л и тем, что она обозначает звуки «л» и «ль».

Учить детей читать слоги с пройденными буквами; с буквой л.

Закреплять умение делить предложения на слова, называть их по порядку.
Учить отвечать на вопросы по прочитанному тексту.

Фишки; касса с буквами: буквы  Л (две), л (четыре); «окошечки» и полоски с гласными и согласными буквами.

Л.Е. Журова стр.110

02.03.2015

25

Звуковая культура речи.

"Масленица" стр.42.

Совершенствовать фонематическое восприятие детей, словообразование.

Формировать умения делить слова на части,  определять звук, изменивший значение слова, учить определять позицию звука в слове, мягкость и твердость звука.  

Листы бумаги, карандаши, орфографический словарь, фишки или карточки геометрических фигур.

В.В. Гербова стр.64

09.03.2015

26

Тема: «Знакомство с буквой Г, г. Чтение слогов, текста, выкладывание предложения».

 

Учить детей называть слова определенной звуковой структуры.

Познакомить с буквами Г и г и тем, что они обозначают звуки «г» и «гь».

Учить читать слоги и слова с пройденными буквами

Учить выкладывать предложения из букв разрезной азбуки, познакомить с правилами выкладывания.

Фишки; касса с буквами; буквы Г(две), г (четыре).

Л.Е. Журова стр.111

16.03.2015

27

Тема  «Знакомство с буквой К, к. Звуковой анализ слова «яма». Чтение текста, выкладывание предложения».

Закреплять умение детей называть слова определенной звуковой структуры.

Закреплять знания, что буква я может обозначать два звука («й», «а» в начале слова и после гласной.

Познакомить с буквами к и К. Рассказать, что буква К обозначает звуки «к» и «кь».

Учить детей выкладывать предложения в соответствии с правилами.

Фишки; касса с буквами; буквы К (две), к: (четыре).

Л.Е. Журова стр.113

 

23.03.2015

28

Тема: «Знакомство с буквами С, с, З, з. Звуковой анализ слов «елка». Чтение пословиц.

Выкладывание предложения»

Закреплять умение называть слова с определенным ударным гласным звуком.

Закреплять знания, что буквы ё, е могут обозначать два звука («й», «о», «й», «э»  в начале слова и после гласного звука).

Познакомить детей с буквами С, с и тем, что они обозначают звуки «с», «сь»

Закреплять умение

выкладывать предложение с применением пройденных грамматических правил.

Совершенствовать навык чтения пословиц.

Фишки; касса с буквами; буквы С , З (две), с, з (четыре); мелкие игрушки.

Л.Е. Журова стр. 115

30.03.2015

29

Звуковая культура речи.

"Народные  праздники  на  Ямале" стр.44.

 Продолжать совершенствовать фонематическое восприятие и правильное произношение звуков, формировать определять последовательность звуков в словах

Продолжать учить делить слова на части, определять последовательность звуков в словах, формировать умения делить слова на части

Закреплять знания о том, что предложение состоит из слов, называть слова в предложении в правильной последовательности.

Раздаточный материал.

В.В. Гербова стр.74

06.04.2015

30

Тема: «Знакомство с буквами Ш, ш, Ж, ж. Чтение текста, пересказ рассказа,

выкладывание предложения».

Учить называть слова определенной звуковой структуры.

Познакомить с буквами Ш, Ж, с правилом написания сочетаний ши, жи.

Совершенствовать навык чтения детей.

Учить детей пересказывать прочитанный рассказ.

Продолжать учить детей выкладывать предложения с применением всех пройденных грамматических и синтаксических правил.

Фишки; касса с  буквами; буквы Ш, Ж(две), ш,ж (четыре) таблица с написанным сочетанием ши, жи.

Л.Е. Журова стр.117

13.04.2015

31

Тема: «Знакомство с буквами Д, д, Т, т.

Чтение текста.

выкладывание предложения»

Учить называть слова определенной звуковой структуры.

Закрепить знание правила написания сочетаний ши, жи.

Познакомить детей с буквами Д, д, Т, т и тем, что они обозначают звуки «т», «ть», «д», «дь»

Учить детей озаглавливать и пересказывать прочитанный рассказ.

Закреплять умение выкладывать предложение с применением пройденным грамматических правил.

Фишки; касса с  буквами; буквы Д, Т (две), д, т (четыре); мелкие игрушки; таблицы с сочетаниями жи, ши

Л.Е. Журова стр.120

 

20.04.2015

32

Тема «Знакомство с буквой ь. Чтение текста, проставление ударения»

Учить детей отгадывать слово, представленное моделью (по вопросам). Познакомить с буквой ь.

Учить проставлять ударение в напечатанных словах и читать их в соответствии с проставленным ударением.

Совершенствовать навык чтения детей.

 

Фишки; касса с  буквами; буква ь (две)

Л.Е. Журова стр.122

27.04.2015

33

Звуковая культура речи.

 

"День  Победы" стр.57., стр.107.

Совершенствовать фонематическое восприятие, правильное произношение звуков.

Продолжать учить выполнять звуковой и слоговой анализ слова.

Стих-ие С.Есенина «Черемуха», раздаточный материал

В.В. Гербова стр. 78

04.05.2015

34

Тема ««Буква Ц. Выкладывание предложения. Чтение  текста».

Продолжать учить отгадывать слова, выложенные фишками.

Познакомить детей с буквами Ц, ц и правилом, что звук «ц» — всегда твердый согласный;

Совершенствовать навык чтения детей.

Продолжать учить выкладывать предложение с применением пройденных правил.

Фишки; касса с буквами; буквы Ц(две), ц (четыре).

Л.Е. Журова стр.133

11.05.2015

35

Тема: «Знакомство с буквой ъ. Выкладывание слов, чтение текста»

Учить детей отгадывать слово, представленное моделью (по вопросам).

Познакомить с буквой ъ.

Учить проставлять ударение в напечатанных словах и читать их с использованием ударения

Совершенствовать навык чтения детей. Учить детей составлять предложение с заданным словом.

Фишки; касса с буквами; буква ъ (две).

Л.Е. Журова стр.124

18.05.2015

36

Тема:  «Знакомство с буквами П, п, Б, б. Чтение  текста, выкладывание предложения».

"Международный  день  защиты  детей" стр.58.. стр.109.

Учить отгадывать слово, представленное моделью (по вопросам).

Познакомить детей с буквами П, п, Б, б   и тем, что они обозначают звуки «п», «пь», «б», «бь».

Совершенствовать навык чтения детей;

учить детей пересказывать прочитанный рассказ.

Закреплять умение выкладывать предложение с применением пройденных правил.

Фишки; касса с буквами; буквы П,Б (две), п, б (четыре).

Л.Е. Журова стр.125

25.05.2015

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ  ЗАНЯТИЕ


Литература и средства обучения:

  1. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду. Подготовительная к школе группа» - из-во «Мозаика-синтез», Москва, 2015 г.;
  2. Журова Л.Е., Варенцова Н.С., Дурова Н.В., Невская Л.Н. Обучение дошкольников грамоте - М., «Школьная пресса». 2001. .
  3. Жукова Р.А. « Грамота. Подготовительная группа. Разработки занятий. ! и 2 части».ИТД «Корифей», 2007г.
  4. Новотворцева Н.В. "Учимся читать. Обучение грамоте в детском саду и дома", Ярославль, 1998г.
  5. В.В. Гербова.; Бабаева Т. И., Михайлова З. А. «Детство: Программа развития и воспитания детей в Детском саду» 1999 г.;
  6. "Подготовка к обучению грамоте в детском саду" под ред. Воронцовой Н.С., Старжинской Н.С., Самара, 1993г.;
  7. Шумаева Д.Г. "Как хорошо уметь читать", С.-П., 1998г.;



Высокий уровень:                              

 Средний уровень:                  

 Низкий уровень:                                                                  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Непосредственно-образовательная деятельность по обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы "Звук и буква Ш".

Материал может быть использован как готовая разработка в работе по предшкольной подготовке, с группой воспитанников, имеющих заключение общее недоразвитие речи IV уровня и фонетико-фонематическое недо...

Конспект итоговой непосредственно образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы (6-7 лет) "Приключения Буратино".

Занятие предназначено для детей подготовительной группы с фонетико-фонематическим недоразвитием речи. Данный материал построен по традиционной в логопедии схеме.Сначала в занятии используются задания ...

ОД по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. ТЕМА: Звук [С]. Буква «С»

ЦЕЛЬ: познакомить детей со звуком и буквой С. Задачи:     1. Закреплять навыки четкого различения и произношения звука [с] в слогах, словах, предложениях;учить выдел...

ОД по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. ТЕМА: «Скоро в школу». Дифференциация звуков «Л»-«Р»

Цель: дифференциация звуков «Л»-«Р». Задачи:учить дифференцировать звуки [л]-[р];совершенствовать умение выделять звуки [л] и [р] в начале, середи...

ОД по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группы. ТЕМА: Дикие животные. Автоматизация Звука «Л».

ЦЕЛЬ – автоматизация звука «Л» в словах и предложениях.Задачи:Коррекционно-обучающие:Закрепить правильное произношение звука [л] в словах и предложениях.Учить определять место звука ...