Главные вкладки

    Картотека дидактических игр и упражнении в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»
    методическая разработка по обучению грамоте (старшая группа) на тему

    Игры и упражнения составлены для работы по "Подготовке к обучению грамоте" с детьми старшего дошкольного возраста. 

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kartoteka_didakticheskih_igr_i_uprazhneniy.docx20.78 КБ

    Предварительный просмотр:

    1. Лото «Определи первый звук в слове»

    ЦЕЛЬ

    Упражнять детей в выделении первого звука в слове.

    ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

    Карточки с предметными картинками по количеству детей. На каждой карточке 4 или 6 изображений (животные, птицы, предметы домашнего обихода и др.). У ведущего- кружки (для детей логопедических групп — карточки с буквами — по 4 на каждую букву). Предметные картинки на карточках:

    а - автобус, аист, ананас, арбуз

    у - удочка, усы, утка, утюг

    и - иволга, иголка, индюк, иней

    п - палатка, пила, платье, портфель

    ц - цапля, циркуль, цифры, цыпленок

    ч - чайник, часы, черемуха, черешня

    к - карандаш, котенок, кузнечик, краски

    х - халат, хлопок, хоккеист, хомяк

    с - сено (тог), сирень, скворец, собака

    з - замок, заяц, зонт, земляника

    ж - желуди, жираф, жук, журавль

    ш - шалаш, шиповник, шишка, шкаф

    л - ласточка, лесенка, лыжи, лягушка

    р - рак, редис, рысь, рябина

    Сочетание предметов на карточке может быть разным:

    а) предметы, названия которых начинаются с гласных звуков (автобус, утюг, иголка, осы);

    б) предметы, названия которых начинаются с нетрудных для произношения согласных звуков (пила, кот, халат, платье);

    в) картинки на свистящие и шипящие звуки (сирень, циркуль, собака или: шапка, жук, шишка, жираф и т. д.).

    Примерный набор карточек: 1) ананас — индюк — окунь — лягушка — часы — краски; 2) утюг — портфель — сирень — замок — шалаш — жук; 3) арбуз — халат — скворец — цифры — рябина — чайник; 4) ананас — удочка — иней — пила; 5) черешня — цапля — редис — ласточка; 6) собака — зонт — шиповник — жираф — усы — осы; 7) кузнечик — хомяк — шапка — журавль — автобус — иней; 8) хлопок — котенок — циркуль — черемуха — рак— лесенка и т. д.; 9) автобус — усы — иголка — овес — шапка — журавль; 10) цапля — черепаха — ласточка — рак — заяц — шарф. Под каждым изображением — полоска из трех одинаковых клеток.

    ХОД ИГРЫ

    Играют 4-6 детей. Педагог раздает детям карточки. Спрашивает, у кого название предмета со звуком а (у, о, и, п...). Тому, кто правильно назовет предмет, он дает кружок (в старшей группе) или карточку с соответствующей буквой (в подготовительной к школе группе), которую ребенок кладет на изображение предмета. Если к концу игры у некоторых детей станутся незакрытые картинки, воспитатель предлагает назвать их и определить, с какого звука начинается слово. Выигрывает тот, кто закрыл все картинки. Позже дети подготовительной группы могут самостоятельно играть в эту игру.

    2. Цепочка слов

    ЦЕЛЬ

    Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.

    ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

    Карточки с предметными картинками (карандаш — шкаф — флажок — куст — топор — ракета — автобус — сук — ключ — чайник — кошка — ананас — сом — мак— крокодил — лук). Размер карточек для занятия 12 х 7 см (10 х 6 см). Обратная сторона карточек подклеена бархатной бумагой или фланелью. Карточки выкладываются на фланелеграфе. Для настольной игры размер карточек — 8 х 5 см.

    ХОД ИГРЫ

    На столах у детей лежат карточки (одна на двоих). У воспитателя — карточка с изображением карандаша. Воспитатель (объясняет): «Сегодня мы будем выкладывать цепочку из предметов. Наша цепочка начнется со слова карандаш. Следующим звеном цепочки будет слово, которое начинается с того звука, каким заканчивается слово карандаш. Кто из вас найдет предмет с таким названием у себя на картинке, подойдет к доске, присоединит свою картинку к моей и назовет свой предмет так, чтобы четко слышался последний звук в слове. Если вы, дети, найдете сразу два предмета, то приложит картинку тот, кто нашел ее первым. А оставшуюся картинку присоедините позже, когда снова потребуется для цепочки слово с таким звуком». Когда будет выложена вся цепочка (ее можно разместить на фланелеграфе по кругу), воспитатель предлагает детям хором называть предметы, начиная с любого указанного, слегка выделяя голосом первый и последний звуки в каждом слове.

    ХОД ИГРЫ ВНЕ ЗАНЯТИЯ

    Играют 4—6 детей. Карточки (изображением вниз) лежат посредине стола. Каждый берет себе одинаковое количество карточек (4 или 2). Начинает выкладывать цепочку тот, у кого звездочка на карточке. Следующую картинку прикладывает ребенок, у которого название изображенного предмета начинается с того звука, каким заканчивается слово — название первого предмета. Выигравшим считается тот, кто первым выложит все свои карточки.

    3. Найди место звука в слове

    ЦЕЛЬ

    Упражнять детей в нахождении места звука в слове (в начале, середине или конце).

    ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

    Карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы).

    ХОД ИГРЫ

    Воспитатель вешает или ставит на полочку доски карточки, на которых нарисованы автобус, платье, книга. Предлагает детям сказать, что изображено на карточках. Спрашивает, какой одинаковый звук слышится в названиях предметов. «Правильно — звук а. Этот звук есть в названиях всех предметов, но слышится он в разных местах слова, — поясняет воспитатель. — Одно слово начинается со звука а, в другом звук а находится в середине, а третье слово заканчивается этим звуком. А сейчас посмотрите на карточку (дается одна карточка на двоих-троих детей). Под каждой картинкой — полоска из трех клеточек. Если звук, который я назову, вы услышите в начале слова, ставьте фишку в первую клеточку. Если звук слышится в середине слова, фишку надо поставить во вторую клеточку. Если звук — в конце слова, фишку ставят в третью клеточку».

    ХОД ИГРОВОГО УПРАЖНЕНИЯ ВНЕ ЗАНЯТИЯ

    Каждый ребенок получает карточку. Находит слово с названным воспитателем звуком, отмечает фишкой его позицию.

    4. Подбери слово к схеме

    ЦЕЛЬ

    Упражнять детей в нахождении места звуков с или ш в слове (в начале, середине или конце).

    ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

    Карточки со схемами расположения звука в словах (одна клетка закрашена в начале, конце или середине схемы). Предметные картинки: сумка, миска, колос, сом, капуста, ананас, совок, весы, автобус, скамейка, лиса, лес, шапка, мишка, душ, шуба, ромашка, карандаш, шляпа, вишни, ландыш, шар, чашка, камыш.

    ХОД ИГРЫ

    I вариант Играют 4-6 детей. Ведущий раздает им по одной карточке. Объясняет, что означает закрашенная клетка. Затем берет из стопки по одной картинке, называет, слегка выделяя голосом звук с или ш, а дети определяют позицию звука в слове. Если местонахождение звука соответствует схеме на его карточке, ребенок берет картинку и кладет ее на свою карточку. Выигрывает тот, кто ни разу не ошибся.

    II вариант Получив карточку, ребенок подбирает 3 слова со звуком с или ш, ориентируясь на закрашенный квадрат.

    5. Кто в домике живет?

    ЦЕЛЬ

    Упражнять детей в подборе слов с определенным звуком.

    ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

    Карточки (из бумаги) в виде плоских домиков с четырьмя окошками. Под каждым окошком — кармашек, куда. вставляется картинка (в том случае, если игра проводится с детьми на занятии). На чердачном окошке — буква.

    Предметные картинки: К 3 с ц ж Кот заяц слон цирк жираф Коза зебра Собака цыпленок журавль Кролик коза Сорока цапля ежик Кенгуру обезьяна Снегирь курица жаба Крокодил зима Лиса овца жук л Р лось рак лошадь рыба белка тигр волк ворона иволга воробей крот Когда домики будут заселены, воспитатель спрашивает: Может быть, кто-то из зверей или птиц хочет жить рядом с другими соседями? Могут ли некоторые жильцы поменять домики?» Дети определяют, что курица из домика с буквой ц может переехать в домик с буквой к, а кролик — переехать в дом с буквой л, подальше от зубастого крокодила.

    ХОД ИГРЫ ВНЕ ЗАНЯТИЯ

    Играют трое-четверо детей. Каждый играющий получает домик. Воспитатель берет из стопки картинку с изображением животного, называет его, а дети определяют, в каком домике оно должно жить. Если животное может жить в разных домиках (например, жираф — в домике жив домике р), то картинку получает тот ребенок, который первым сказал, что то животное должно жить в его домике. Если окажется, что какому-то животному негде жить, потому что полагающийся ему домик уже заселен (например, кот может жить только в домике к), воспитатель предлагает детям подумать, куда можно переселить других животных, чтобы освободить ему место.

    ХОД ИГРЫ Воспитатель помещает на доску 2-3 домика, а на стол кладет предметные картинки (или вешает наборное полотно с картинками). Рассказывает: «Для зверей и птиц построили домики. Давайте, дети, поможем животным расселиться. В первом домике могут жить те животные, в названии которых есть звук к, во втором — те, у кого в названии есть звук з. В каждом домике четыре квартиры. Найдите четырех животных и переселите в домик». По вызову воспитателя двое детей отбирают нужные картинки, вставляют их в кармашки, а потом говорят, кого они поселили в домик. Остальные дети проверяют, правильно ли выполнено задание.

    6. Кто быстрее соберет вещи?

    ЦЕЛЬ

    Упражнять детей в дифференциации звуков с — ш.

    ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

    Большая карта, посредине которой изображены 2 чемодана. По кругу нарисованы предметы одежды, в названиях которых есть звук с или ш (свитер, сарафан, сапоги, сандалии, костюм, шуба, шапка, шляпа, ушанка, шарф, шаль, рубашка). Между предметами — кружки в количестве от одного до четырех; 2 фишки разного цвета, кубик с кружками на гранях (от одного до шести кружков); квадратики разного цвета (по 8-10) (квадратики могут быть с буквами с и ш.).

    ХОД ИГРЫ

    Играют двое детей. Один ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук с, другой — вещи со звуком ш. Дети поочередно бросают кубик и передвигают свою фишку на столько кружков, сколько их обозначено на верхней грани кубика. Если фишка попадет на предмет, который имеет в названии нужный ребенку звук, он кладет на свой чемодан картонный квадратик. Выигрывает тот, кто больше вещей соберет в свой чемодан (наберет больше квадратиков).

    7. Магазин

    ЦЕЛЬ

    Упражнять детей в дифференциации звуков р — л, с — ш.

    ИГРОВОЙ МАТЕРИАЛ

    Большая карта, разделенная на 3 горизонтальные полоски-«полки». Полоски расчерчены на квадраты, в которых нарисованы предметы одежды, посуды. На первых двух «полках» — одежда, на третьей — посуда. В названиях всех предметов имеются звуки с, ш, р, л. Предметы, в названиях которых встречаются 2 звука (с н р или и ш), представлены в двух вариантах (2 свитера, 2 сахарницы и т. д.). Под картинками нарисованы квадратики (на квадратик играющие будут класть «деньги»).

    Деньги — бумажные карточки с буквами с, ш, р, л. Каждая буква должна быть в шести и более экземплярах. На монеты с можно купить: сахарницу, стакан, сковородку, свитер, сарафан; на монеты ш — рубашку, шляпу, кувшин, чашку; на монеты р — сахарницу, свитер, рубашку и т. д.

    ХОД ИГРЫ

    I вариант Играют четверо детей. (Ходы делают поочередно.) Воспитатель раздает каждому по 6 квадратиков с какой-либо одной буквой, объясняет правила игры: «Я буду продавцом, а вы — покупателями. На свои деньги каждый из вас может купить в магазине шесть разных предметов. На деньги с можно купить те предметы, в названиях которых есть звук с, на деньги р — вещи со звуком р. Монетку выкладывайте на квадратик под нужным вам номером. Если уплатите правильно, я продам вам товар». Выигрывает тот, кто быстрее израсходует свои деньги.

    II вариант « Деньги » — буквы — лежат на столе изображениями вниз. Каждый играющий берет себе по 6 любых монеток и покупает соответствующий товар.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе «Овладение основами первоначальной грамоты»

    Данная картотека может использоваться педагогами при работе с детьми подготовительной группы в обучении грамоте...

    Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»

    Картотека дидактических игр и упражнений. в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Дид. игра «Звуковые шапочки»Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить со...

    Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты»Для лучшего развития наших детей необходимы дидактические игры.

    Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты» Дид. игра «Звуковые шапочки» Цель: Развивать навыки звукового анализа. Учить с...

    Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты"

    Картотека дидактических игр и упражнений в подготовительной группе: «Овладение основами первоначальной грамоты"...

    КАРТОТЕКА ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР И УПРАЖНЕНИЙ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «ОСНОВЫ ПЕРВОНАЧАЛЬНОЙ ГРАМОТЫ»

    Картотекадидактических игр и упражненийв старшей группе«Основы первоначальной грамоты»...

    Картотека дидактических игр и упражнений в старшей группе «Основы первоначальной грамоты»

    Цель: Продолжать учить детей определять первый звук слова,учить детей находить слово с нужным звуком из заданного ряда слов,развивать умение детей делить слова на слоги....