"Ознакомление дошкольников со звуковым строением слова"
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Василенко Наталия Алексеевна

В данном НОД я предоставила материал для  ознакомления со звуковым строением слова детей старшей группы. Подобрала Д/И по этой теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_nod_po_zvukovoy_kulture_rechi.docx19.89 КБ

Предварительный просмотр:

НОД: «Ознакомление дошкольников со звуковым  строением слова».

Цель:

Закрепить умение детей делать звуковой анализ слов.

Задачи:

  • Закрепить умение произносить слово в соответствии с движением указки по схеме его звукового состава.
  • Формировать умение проводить последовательный звуковой анализ слова «дом».
  • Закрепить умение  называть слова с заданным звуком и определять место звука в словах.
  • Упражнять детей в определении первого и последнего звука в словах.
  • Упражнять в составлении слов из выделенных звуков.
  • Обращать внимание на звуковую сторону слова, закрепление  термина «звук».
  • Развивать у детей фонематический слух, воображение, творческое мышление.
  • Воспитывать внимание, чуткое отношение к слову.
  • Побуждать детей включаться  в совместную со взрослыми игровую ситуацию.

Материал:

Картина – схема слова «дом» и картинка с изображением дома, сундучок, 5 ключей, письмо, конверт с заданиями. Мяч, предметные картинки, квадраты синего и красного цветов. Картинки и круги для игры «Магазин». Набор картинок для игры «Цепочка слов», «Составь слово по первым звукам». Умные раскраски.

Ход занятия:

Ребята, сядьте прямо, выпрямите спины. Прочитаем стихотворение:

Говорим всегда красиво,

Смело и неторопливо,

Ясно, четко говорим,

Потому что не спешим.

О чем это стихотворение?

- О том, что нужно стараться говорить красиво и четко. А зачем так надо говорить? (чтобы было понятно, чтобы общаться).

Этому мы учимся на наших занятиях по развитию речи. Сегодня мы будем продолжать  учиться различать звуки.  

(Стук в дверь)

Ребята, кто-то стучит в дверь? Посмотрите, к нам  пришла посылка! Написано: «От деда Грамотея из страны АБВГДейки!» Дети и воспитатель достают из посылки сундучок и письмо. Сундучок –то не простой, а с пятью замками! Прочитаем письмо и все узнаем. « Дорогие дети старшей группы! Пишет вам дед Грамотей из страны АБВГДейки! До меня дошли сведения, что вы очень любознательные ребята, любите заниматься. Я прислал вам в подарок сундучок. Он волшебный с пятью замками. К каждому замку есть свой ключ. Найти их не сложно, надо только отгадать,  где они лежат. Отгадайте мои загадки и сундучок откроется, а  там вас ждет еще сюрприз, но это – секрет! Желаю успеха! Дед Грамотей.»

Вот это да! Очень интересно, что находится  в этом сундучке ну что, ребята, найдем ключи, отгадаем загадки.

А вот и первая загадка, здесь в письме:

Есть в комнате портрет, во всем на вас похожий.                                                                       Засмейтесь – и в ответ, он засмеется тоже..   ( Это зеркало)

1  Воспитатель вынимает ключ из-за зеркала. А ключ то не простой, на нем задание. Так вот о каком сюрпризе говорилось в письме.

В конверте с заданием находится карточка с изображением дома. Что это, ребята? (дом).

-  Давайте сосчитаем, сколько звуков в слове дом? А для этого составим схему этого слова.

- Выделить голосом первый звук «д». Давайте попробуем его пропеть, что мешает? (зубы). Какой это звук? (он не поется). Каким цветом мы его отметим? (синим).

-  Выделить голосом второй звук и отметить характерные особенности (тянется, поется, громко произносится, ничего не мешает). Отметить карточкой красного цвета, звук –о.

-  Выделить голосом третий звук, пропеть, мешают губы. Звук – м, отметим синим цветом.

-  Упражнять в произнесении слова «дом» по схеме звукового состава слова.

-  Д/И « Составь слово по первым звукам».

Чтобы узнать какое слово спряталось , нужно определить первый звук в словах – названия картинок. По этими звуками составим новое слово. Например: Матрешка, Аист, Кот – это мак.

2   С первым заданием мы справились и получили первый ключ. Слушаем следующую загадку.

Не куст, а с листочками, не человек, а разговаривает.                                                                                         Не рубашка, а сшита?  ( книга).

А здесь задание такое, произнеси чистоговорки:

Са-са-са:        в саду оса.
Са – са – са:   ко мне летит оса.
Сы-сы-сы:     у осы усы.

Сы-сы-сы:     в саду нет осы.

За – за – за  -   на лугу стоит коза.

Зу – зу – зу -   вместе мы посеем козу.

Зы – зы – зы - колокольчик у козы.

За – за – за  -   уходи домой коза.

Д/И « Хлопни  1 раз в ладоши, если услышишь звук «з» в слогах ,и хлопни 2 раза, если услышишь звук «с» в слогах».

За, са, жа, зу, со, жу, ыс, ас, зы, зо, па, му, су, та, ус, за.

Молодцы, ребята, справились со вторым заданием и получаем второй ключ.  

Физкультминутка. 

Раз – согнуться, разогнуться,

Два – нагнуться, потянуться,

 Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять и шесть – тихо сесть.

3  Слушаем следующую подсказку, где искать ключ:

Пишет он, когда диктуют. Он и чертит и рисует,-                                                                 А сегодня вечерком он раскрасит наш альбом.  (карандаш).

Надо искать, где у нас стоят карандаши. Вот и третье задание с ключом. Есть конверт с квадратами синего и красного цветов. Будем составлять схемы слов. Дети сидят за столом, у каждого свои квадратики.

Каждому ребенку дается индивидуальная картинка, надо составить схему. Например:

Мак, дом, кот, рыба, зонт, шар, стол, стул, ваза, утка.

Получили третий ключ.

4 Отгадаем еще одну загадку:

Что за чудо – кирпичи я в подарок получил.                                                                               Что сложу из них – сломаю, все сначала начинаю.  (строительные кирпичики).

Д/И «Идем в магазин звуков»  (с кругами)

У детей круги с картинкой  посередине. На столе лежат картинки. Дети идут в магазин и выбирают картинки, в названии которых  есть звук с круга. Например: картинка  -зебра-, надо собрать картинки с первым звуком –З –(заяц, забор, завод).

Дети выполняют задание и получают четвертый ключ.

Пальчиковая гимнастика «В магазине»

У метро –стеклянный дом. Покупаем в доме том                    дети за руки идут по кругу

Помидоры и капусту, лук и перец очень вкусный,                  останавливаются и

Сок, бананы, апельсин,                                                                загибают по одному

Киви, свеклу, мандарины.                                                           пальцу на обеих руках.

Это место – просто склад витаминов для ребят.

 5  Вот осталось нам найти последний пятый ключ, а где отгадайте сами.

Бьют его, а он не плачет,                                                                                                                   Только выше, выше скачет!   (мяч)

Игра «Цепочка слов»

 На столе у педагога лежат карточки, воспитатель начинает первым. Дети должны составить цепочку и найти слово, которое начинается на звук – ш-. Например: карандаш –шуба - арбуз – зонт – торт –тыква – ананас – слива…

Игра « Имена».

Дети стоят в кругу, воспитатель бросает мяч ребенку, а он возвращает его обратно и называет свое имя и первый звук имени. Например: Артем – звук «а».

Итог: После выполнения задания дети получают пятый ключ, открывают сундучок. Ребята, вы молодцы, справились со всеми заданиями деда Грамотея. Сегодня мы продолжили знакомство со звуками.  Дети делают вывод, что слова состоят из звуков. Дед Грамотей  приготовил  для вас сюрприз. Воспитатель достает из сундучка всем «умные раскраски» в подарок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и упражнения по ознакомлению дошкольников со звуковой стороной слова

Файл содержит дидактические игры и упражнения по развитию речи дошкольников старшего возраста. Цель данных  игр и упражнений — показать детям, что слова звучат потому, что они состоят из зв...

Дидактические игры по ознакомлению дошкольников со звуковой стороной слова

Дидактические игры и упражнения по ознакомлению дошкольников со звуковой стороной слова лучше проводить с использованием наглядных средств (картинок, игрушек, предметов,иллюстраций, раздаточного матер...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты»  (схемы для звукового анализа слов)...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

С помощью этого пособия Ваши дети научатся последовательно интонационно выделять звуки в слове, называть и характеризовать гласные и согласные звуки, обозначать их цветными фишками в виде схемы звуков...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Здравствуйте, уважаемые родители и педагоги! Предлагаем сегодня поговорить о подготовке детей к обучению грамоте, а именно о проведении звукового анализа слов.Всем известно, что письмен...

Наглядно-дидактическое пособие для родителей и педагогов по ознакомлению детей со звуковым строением слова «Ступеньки грамоты» (схемы для звукового анализа слов)

Обучение детей звуковому анализу слов начинается с определенияпоследовательности звуков в слове: выделять данную последовательностьнужно при помощи неоднократного произнесения слова с интонационнымвыд...