Дидактическая игрв "Запретное слово"
статья по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech_igra_16.docx19.45 КБ

Предварительный просмотр:

Словесная  игра «Запретное слово»

(для детей старшего дошкольного возраста)

Речевые игры со словами — это очень важное и полезное занятие для дошкольников. Они развивают речь и умственные способности детей, учат их вслушиваться в слова, выделять их из потока речи, осознавать смысловые нюансы. Как сделать речевые игры со словами интересными и увлекательными для ребят мы расскажем в этой статье.

Ребенка от рождения окружает мир звуков, которыми он начинает интересоваться уже в младшем дошкольном возрасте. Важно как можно раньше научить ребенка правильному произношению, умению замечать и исправлять речевые ошибки, таким образом развивать культуру речи ребенка.

Детям иногда трудно сразу правильно воспроизвести услышанное слово: четко произнести звуки в нем, не нарушить составную структуру слова.

Четкость и чистота речи зависят от многих факторов:

- от состояния и подвижности артикуляционного аппарата;

- развития речевого дыхания, что обеспечивает нормальное звукообразование;

- развития дикции;

- развития фонематического слуха и восприятия;

- умения отличать одни речевые звуки от других, в частности близкие по звучанию.

Прислушиваясь к различным словам, «играя» с ними, дети развивают свой слух, артикуляцию, улучшают произношение.

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности ребенка, эффективным методом и одной из форм обучения и воспитания, которая стимулирует речевую активность детей.

Мы познакомим вас с игрой «Запретное слово», по типу игры «Съедобное - несъедобное».

Знакомим детей с правилами, начинаем с самого простого:

а) Договариваемся, что я называю слова и бросаю мяч ребенку. Ребенок ловит мяч, повторяет слово и бросает мяч обратно. Но если он услышит запретное слово, например, «мяч», ребенок его не ловит, а отбивает кулачками. Слова: кот, дом, мяч, сом, врач, мять и т.д.

Затем правила усложняем:

б) «Запретное слово – гласный звук «У». Звук «У» должен быть ударный.  Например,  Уля,  а слово урок не подойдет, т.к. «У» безударный и детям сложно на начальном этапе работы дифференцировать первый звук. Слова: утка, дом, Аня, Оля, аист, ушки и т.д. Первый звук в слове интонационно выделяем: УУУля.

        Когда научились играть со всеми гласными звуками (а,о,у,и,э,ы), игру усложняем:

в) «Запретное слово – согласный звук». Сначала, договариваемся, если звук «живет» в начале слова, затем в конце слова, а далее в середине. Начинаем со звука «М», на начальном этапе слова подбирали так, чтобы первый слог был ударный, например, мама, Маша, мышка и т.д. Далее этапы работы со звуками в игре планировались по методике изучения звуков. Мы использовали систему работы  Л.Л. Бетц, С.И. Цуканова «Я учусь говорить  читать» (Альбомы 1, 2, 3).

        Если дети усвоили игру можно дифференцировать мягкий и твердый звуки, свистящие и шипящие, соноры.

Рекомендации:

  1. Игра должна быть интересной, ребенка надо все время подбадривать, поощрять хорошими словами.
  2. Слова детям должны быть понятны, знакомы, простой слоговой структуры (не более 3 слогов).
  3. Звуки, которые ребенок не произносит, не берем.
  4. Корригируемые звуки  «берем» только если они автоматизированы на уровне слова.
  5. Если ребенку становилось трудно в игре, и он отвечал неправильно, он расстраивался, а мы переходили к самому первому этапу игры.
  6. Далее можно поменяться ролями. Ребенок  называет слова, а вы угадываете. Детям очень нравится быть «главными». Но по этим правилам лучше играть, когда вы видите, что ребенок «овладел» игрой.

Игра только тогда остается игрой, когда у игроков есть интерес и желание играть.

Желаем удачи!