картотека игр по обучению грамоте
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Иова Ольга Леонидовна

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka.docx31.18 КБ

Предварительный просмотр:

КАРТОТЕКА ИГР ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ

Название

Цель

Ход

«Звуковые шапочки»

Развивать навыки звукового анализа. Учить составлять прямые и обратные слоги.

В игре принимают участие 2 ребенка. Они выбирают себе шапочки жука и гуся. На полу разложены вырезанные из цветной бумаги листочки и цветочки. На них написаны буквы, обозначающие гласные звуки. По инструкции педагога «Солнышко просыпается» дети двигаются по комнате, изображая жужжание жука и шипение гуся. По сигналу педагога дети останавливаются на листочках и цветочках, произнося по очереди слоги со своими звуками. Например: Жук остановился на цветке с буквой «А», ребенок произносит слог «Жа».

«Закончи слово»

Развивать умение детей делить слова на слоги.

Дети стоят в кругу. Педагог с мячом в центре: «Дети, сейчас вы будете заканчивать начатое мною слово. Я брошу мяч любому из вас и назову начало слова, а вы должны бросить мне мяч обратно и сказать его конец (кош – ка, гла – за) .

«Угадай слово»

Развивать умение детей делить слова на слоги.

Педагог предлагает детям отгадать слова, при этом отстукивает 2 раза. Дети подбирают слова с заданным количеством слогов. За правильный ответ ребенок получает фишку.

«Сплетем венок из предложений»

Упражнять детей в составлении предложений, объединенных тематически, воспитывать речевое внимание.

Воспитатель произносит предложение. Дети называют последнее слово и с ним же придумывают новое предложение. Например: Сережа читает книгу. Книга лежит на столе.

«Назови слова, в которых второй звук гласный (согласный)».

Закреплять навыки звукового анализа слова, упражнять в различении гласных и согласных звуков, активизировать словарь.

Педагог предлагает детям вспомнить слова, у которых второй звук гласный или согласный. Дети соревнуются по рядам. Выигрывает тот ряд, который больше придумал слов.

«Волшебные кубики»

Закреплять умение детей определять место звука в слове, производит фонематический анализ и синтез слова, развивать слуховую и зрительную память, а также зрительное восприятие.

 Материал: Кубики на каждой грани которых изображены знакомые детям предметы.

Ребенку предлагают собрать какое– нибудь  слово например «слон». Обращают внимание на первые звуки слов – названий предметов. Ребенок сначала находит кубик, на одной из граней которого изображен предмет, чье название начинается со звука [с]. Затем ищет на гранях следующего кубика изображение предмета, в названии которого первый звук - [л], [о], [н].

«Веселый поезд»

Совершенствовать навык звукового анализа, закреплять умение детей определять количество звуков в слове. 

Материал: У каждого ребенка в руках предметная картинка – билет.

Воспитатель каждому ребенку предлагает определить количество звуков в его слове и положить картинку в нужный вагон, соответствующий количеству звуков в слове (сколько окошечек, столько звуков).

«Нужные знаки»

Развивать речевой аппарат детей, отрабатывать дикцию, закреплять способы обозначения предложений.

Воспитатель называет предложение. Дети определяют, с какой интонацией оно было произнесено, в соответствии с этим поднимают карточку с нужным знаком.

«Найди братца»

 Закреплять умение детей определять первый звук в слове, различать твердые и мягкие согласные звуки.

Материал: Предметные картинки

Воспитатель выставляет предметные картинки в один ряд. Дети должны разложить картинки в два ряда. Во втором ряду должны быть картинки такие, чтобы первые звуки слов были братцами первых звуков слов первого ряда.

Например: Бабочка, первый звук [б]. Положу белку, первый звук в этом слове [б'], [б] и [б'] – братцы.

Дети по очереди подходят, называют предметы, первые звуки слов и если правильно подобрали пару, подставляют картинку под верхний ряд.

«Красный – белый»

Продолжать учить детей интонационно выделять любой звук из слова и определять его место в слове.

Материал: У каждого ребенка красный и белый кружки.

Воспитатель называет слова, Если в слове дети услышали звук [с], то поднимают красный кружок, если заданного звука нет – белый. Звуки: [ф], [ш], [щ'].

 «Буквенный светофор»

упражнять дошкольников в подборе слов на заданную букву; развивать память, мышление, ловкость и быстроту реакций

Выбирается водящий «светофор»), он становится в центре площадки и называет любую букву.

Остальные дети называют слова на заданную водящим букву (слова не должны повторяться). Те дети, которые не нашли слов, пытаются перебежать на другую сторону, а «светофор» ловит их. Пойманный последним становится на место водящего.

«Магазин»

упражнять детей в подборе слов на заданный звук; развивать память, мышление, воображение, выразительность имитационных движений

Дети становятся в круг, взявшись за руки. В его центре водящий «покупатель»), он задаёт букву, на которую дети придумывают слова. Дети ведут хоровод со словами:

Дзынь-дзынь-дзынь,

Открываем магазин.

Заходите, заходите,

Покупайте, что хотите.

Покупатель говорит, например: «Хочу купить предметы на букву Р».

Дети говорят слова на заданный звук и изображают эти предметы с помощью мимики и жестов.

«Слова-друзья»

Упражнять  детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.

Материал: картинки по паре на определённые звуки (лук — лось, рыба — рубашка, кот — коза, жук — журавль, сок — собака и т.д.).

Дети берут на столе картинки, схожие по первому звуку. После чего воспитатель говорит, чтобы они нашли себе друга — того, у кого название картинки совпадает по начальному звуку.

«Имена»

упражнять детей в выделении первого звука в слове и подборе слов на заданный звук; развивать мыслительные операции.

Материал: мяч.

Воспитатель, бросая мяч детям, предлагает им называть своё имя и на первый звук имени также назвать любимый предмет. Например, воспитатель говорит: «Меня зовут Ирина Петровна, я люблю ириски».

«Какое слово хотел написать художник?»

упражнять детей в выделении первого звука в словах и составлении из них новых слов; развивать мыслительные операции.

Материал: карточки с картинками, первый звук которых составляет букву нового слова.

Воспитатель говорит, что приходил художник и написал слово, но оно необычное, т.к. состоит из картинок. Нам с вами это слово надо прочитать, для этого мы будем определять в каждой картинке первый звук, запишем буквы на доску, а потом прочтём.

«Портреты звуков»

Упражнять  детей в определении звука по положению губ при его произнесении; развивать мыслительные операции; подготавливать к звуковому анализу слова.

Материал: схема гласных звуков и портреты гласных звуков по отдельности

Ведущий говорит, что у каждого гласного звука есть свой портрет, и показывает схему. Этот портрет показывает положение рта во время произношения звука. Произнося звук [а], мы широко раскрываем свой рот, звук [о] — губы напоминают фигуру овал, звук [у] — губы вытягиваются в трубочку и образуют маленький кружок и т.д. Ведущий показывает портрет гласного звука, а дети должны догадаться, какой это звук.

«Верно— неверно»

Закреплять  знания детей о звуковой характеристике букв; учить внимательно слушать утверждения и самостоятельно делать вывод, аргументируя свой выбор; развивать мыслительные операции, речь.

Детям предлагается послушать утверждения и сделать самостоятельно выбор, т.е. согласиться или опровергнуть утверждение: «Да, это верно!» или «Нет, это не верно!» Например:

— слово «кот» начинается с гласного звука;

— в слове «лиса» два слога;

— слово «рысь» начинается с твёрдого согласного звука;

— гласный звук обозначается синей фишкой;

— согласный мягкий обозначается зелёной фишкой;

— звук [о] согласный, его нельзя пропеть;

— слово «малина» состоит из трёх слогов;

— слово «часы» начинается с согласного звука [ш].

«Раз, два, три — парочку свою найди!»

Упражнять  детей в выделении первого звука в слове, нахождении схожих звуков, парных согласных по твёрдости-мягкости; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.

Материал: картинки с изображением животных (зебра, заяц, муха, медведь, ослик, оса, утка, улитка, белка, бобёр, индюк, иволга и др.).

Дети получают карточки с изображением животных. По команде ведущего «Раз, два, три — парочку свою найди!» они должны найти своего друга, у которого схожи с ним первые звуки в названии слова. Так, чтобы мягкий и твёрдый согласные относились к одной и той же букве, а гласные совпадали. Например: лиса [л"] — лось [л], муха [м] — медведь[м"], ослик [о] — оса [о]. Дети ищут себе друга.

«Разложи пообручам»

Закреплять  знания детей о звуковой характеристике букв; развивать мыслительные операции, речь.

Материал: три обруча красного, синего и зелёного цвета, картинки с изображением разных букв.

Воспитатель предлагает детям разложить буквы по обручам: в красный обруч положить буквы, которые обозначают только один гласный звук (А, И, О, У, Ы, Э); в синий класть буквы, обозначающие только согласный твёрдый (Ж, Ш, Ц); в зелёный — только согласные мяг-кие (Й, Ч, Щ); на пересечении синего и зелёного обруча — буквы, которые одновременно могут обозначать согласные твёрдые и мягкие; на пере-сечении зелёного и красного обруча —гласные (Е, Ё, Ю, Я, И).

«Радио»

упражнять детей в нахождении недостающих букв в слове; развивать мыслительные операции, речь; упражнять в звуковом анализе слова

Материал: карточки с картинками, где пропущена одна буква, микрофон

Некоторым детям предлагаются карточки со словами ЖУК, СЫР, КОТ и др., в каждой из которых пропущена одна буква, а другим детям — эти пропущенные буквы. Они должны определить, какой буквы не хватает, и дать объявление по радио. Ведущий показывает пример, берёт микрофон и говорит: «В слове ЖУК потерялась вторая буква У. Она обозначает гласный звук [у]».

«Моя находка»

Упражнять  детей в дифференциации гласных и согласных звуков на слух, в выделении первого звука в слове; развивать мыслительные операции, фонематический слух; подготавливать к звуковому анализу слова.

Материал: медальоны по количеству детей трёх цветов (красного, синего и зелёного).

Дети надевают медальоны. Воспитатель говорит: «Пройдите по группе и найдите те предметы, первый звук которых по своей характеристике соответствует цвету на медальоне». Слова, начинающиеся на гласный звук, соответствуют красному цвету на медальоне, на согласный мягкий — зелёному цвету, согласный твёрдый — синему.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

картотека упражнений по обучению грамоте

В данном пособии представлены занимательные упражнения, используемые на занятиях по обучению грамоте с детьми ОНР. Картотека составлена по материалам Ткаченко Т.А....

Картотека заданий по обучению грамоте

Материал для подготовки руки к письму, развитию навыков звукового и буквенного анализа и синтеза...

Картотека игр по обучению грамоте

Дидактические игры для детей....

Картотека игр по обучению грамоте для детей старшего дошкольного возраста

 Картотека игр по обучению грамоте "ПОИГРАЕМ С БУКВАМИ И ЗВУКАМИ".                               ...

Материал по развитию речи "Картотека ребусов при обучении грамоте" (подготовительная группа)

Материал по развитию речи на тему "Картотека ребусов при обучении грамоте" (подготовительная группа)...

Картотека заданий по обучению грамоте

Картотека методических рекомендаций родителям по формированию у дошкольников фонематических прадставлений, нывыков звукового анализа и синтеза, обучению грамоте....

Картотека игр по обучению грамоте Подготовительная группа.

Здесь вы найдете различные игры по убучению грамоте детей подготовительной группы к школе: Определение первого звука в слове; Упражнение в определении звука в слове; Упражнение детей в подборе слов ...