Программа "Буквария"
рабочая программа по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

Маркова Ирина Павловна

Авторская программа по обучению грамоте " Буквария"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвиающего вида № 94»

.

Программа

«Буквария»

(обучение грамоте детей 6-7 лет)

Воспитатель детского сада:

                                                           Маркова Ирина Павловна 

Республика Татарстан

Нижнекамск

Пояснительная записка

Для детей дошкольников 6-7 лет – это самый благоприятный возраст для  развития восприятия, памяти, мышления. В этом возрасте ребенок физиологически готов  к развивающему обучению, у него появляется желание учиться. Именно в старшем дошкольном возрасте наиболее эффективно начинать обучать чтению. И успешное овладение чтением обеспечивает возможность на более раннем сроке формировать различные учебные умения воспринимать окружающую речь, отвечать на вопросы сверстников и взрослых, уметь понимать и пересказывать прочитанное.

      Программа составлена в социально-педагогическом направлении. Обучение проводится в игре, в обстановке увлекательного дела. Интерес ребенка к занятию чтением, поддерживается через разнообразные речевые игры и пособия, с учётом индивидуальных и возрастных особенностей. С помощью игр со звуками поддерживается стойкий интерес к занятиям и желание узнавать новое. Одно из главных мест в обучении детей отведено работе со звуками, так как необходимо достаточно времени уделять звуковому восприятию слова, формируя фонематический слух ребенка, что в дальнейшем влияет на обучение детей в школе.

Программа предполагает использование на занятиях разнообразные игры и упражнения с многофункциональным характером: знакомят с буквами, способствуют обучению чтению, создают прочную фонетико-фонематическую базу, развивают внимание, память, логическое мышление. Рисунки, схемы, словесные игровые упражнения, логические задачи, рифмованные зачины и упражнения – все это вызывает интерес детей, облегчает усвоение материала.Дидактический материал, используемый на занятиях прост, понятен и доступен ребенку, пробуждает положительные эмоции.

Программный материал разработан на основе системности и изучается в определенной последовательности, а именно,  плавно переходит от простого к сложному, от изучения звуковк овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова, составление простых и сложных предложений.

     Психолого- педагогическая поддержка обучающихся, создание на занятиях комфортной атмосферы для развития индивидуальных способностей детей является немаловажным условием реализации программы.

 Эта программа нацелена на творческое развитие личностных качеств ребенка, терпимое отношение к окружающим, и как конечный результат - умение читать.

                 

Программное содержание:

Учить детей чтению.

Знакомить детей со схемами слов и предложений, специальными символами для обозначения звуков.

     Учить работать с кассой букв.

     Учить писать печатными буквами.

Учить детей слоговому членению слов, выделению слогов из слова, постановке ударения в словах, определению ударного слога.

Учить детей слиянию слогов в  слова.

Учить составлять предложения.

Упражнять в чтении и пересказе .

Развивать умение и навыки работы ребенка в коллективной учебной и

игровой деятельности                                   

Расширять словарный запас детей.

Развивать связную речь, внимание и усидчивость детей.

Развивать личность детей, воспитывать характера.

Цель : закрепление умения проводить звукобуквенный анализ слова, умение делить слова на слоги, членить предложения на слова (определять количество слов), совершенствование навыка чтения, формирование слитного чтения. Подготовка детей к школе.

Задача программы:

Организовать работу в коллективе детей на уровне, приближенном к условиям школы, с учётом возрастных, индивидуальных особенностей детей и их личностных качеств.

Условия реализации  программы:

Материальное обеспечение программы:

Занятия проводятся в просторной, светлой  комнате, выделенная  учебная зона с детскими столами, стульчиками, доской, стеллажом для наглядных и методических пособий.

Организационные условия:

Занятия начинаются с 1 октября. Обязательное условие 100 %посещаемость занятий детьми, с начала и до конца учебного года.

Наполняемость группы: 15-17 человек.

Могут обучаться все желающие дети, способные обучаться на групповых занятиях.

Программа реализуется по следующему расписанию:

- 2 учебных часа, т. е. 2 занятия в неделю (1 учебный час 20-30 минут).

В учебном году всего-64занятий (64 учебных часов).

Методическое обеспечение программы.

Касса букв, счетные палочки, цветные фишки  (для звукового анализа слов), тетради.

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

ОКТЯБРЬ

1.Тема: Развитие слухового восприятия на неречевых звуках

Цель:

  • Различение неречевых звуков по силе, высоте, тембру.
  • Различение по тембру голосов людей
  • Знакомство с букварем.

2.Тема:Развитие слухового восприятия на речевых звуках.

Цель:

  • Различение близких по звуковому составу слов.
  • Развитие чувства ритма и рифма в стихотворной речи.
  • Обучение работе с букварем.

3.Тема:Буква А

  • Четкое произнесение и характеристика звука А, знакомство с буквой.Учить писать печатную букву А,а
  • Выделение начального ударного и безударного гласного звука А.
  • Развитие внимания и памяти.
  • Знакомство с условном обозначением гласных (красный квадрат)

4.Тема:Буква Я,я

Цель:

  • Четкое произнесение и характеристика звука Я.
  • Знакомство с буквой Я
  • Познакомить с гласным его обозначением.
  • Знакомство с условным обозначением  мягкого согласного –зеленый квадрат.

5.Тема:Закрепление пройденного материала. Буква Я,я.

Цель:

  • Закрепить умение различать гласные и согласные.
  • Закрепить умение определять место звука в слове.
  • Учить писать печатную букву Я,я

6.Тема:Буква О, о

Цель:

  • Четкое произнесение и характеристика звука О.
  • Знакомство с буквой О.
  • Учить звуковому анализу слов.
  • Закрепить умение определять место звукаО (обозначаемого буквой О)в слове
  • Учить писать печатную букву О,о.

7.Тема: Буква Е, е. Мягкие согласные.

Цель:

  • Четкое произнесение звука Е, знакомство с буквой Е,е
  • Продолжать учить звуковому анализу слов.
  • Развивать фонематический слух.
  • Мягкие согласные.

8.Тема: Буква У, у.

Цель:

  • Четкое произнесение звука У, знакомство с буквой У,у.
  • Развивать фонематический слух.
  • Звуковой анализ слова.

НОЯБРЬ

9.Тема:Буква Ю, ю.

Цель:

  • Четкое произнесение и характеристика звука Ю, ю. Знакомство с буквой.
  • Продолжать учить звуковому анализу слов.
  • Повторить гласные и согласные звуки.

10.Тема:Закрепление пройденного материала. Буква Ю, ю.

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Продолжать учить работать со схемами.
  • Учить писать печатную букву Ю,ю.

11.Тема:Буква Э,э.

Цель:

  • Звуковой анализ слова
  • Четкое произнесение и характеристика звука Э.
  • Знакомство с буквой Э,э.
  • Учить писать печатную букву Э, э.

12.Тема:Буква Е, е.

Цель:

  • Четкое произнесение и характеристика звука Е.
  • Знакомство с буквой  Е, е.
  • Сравнение с буквой  Е, е.
  • Звуковой анализ слова.

13.Тема: Закрепление пройденного материала. Буква Е, е.

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Развивать фонематический слух.
  • Повторить гласные и согласные звуки.
  • Учить писать печатную букву Э , э.

14.Тема: Буква ы.

Цель:

  • Четкое произнесение и характеристика звука ы.
  • Знакомство с буквой  ы.
  • Сравнение с буквой  ы.
  • Звуковой анализ слова.

15.Тема:Закрепление пройденного материала. Буква ы.

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Развивать фонематический слух.
  • Объяснить правила, что  буква ы в начале слова не пишется.
  • Продолжать учить работать с фишками.
  • Учить писать печатную букву ы.

16.Тема: Повторение изученного материала.

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Закрепить умение различать гласные и согласные.
  • Закрепить умение определять место звука в слове.
  • Развивать фонематический слух.
  • Продолжать учить работать с фишками.

ДЕКАБРЬ

17.Тема:Буква И,и.

Цель:

  • Звуковой анализ слова
  • Четкое произнесение и характеристика звука И.
  • Знакомство с буквой И, и.

18.Тема: Закрепление пройденного материала. Буква И,и.

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Закрепить умение определять место звука в слове.
  • Развивать фонематический слух.
  • Продолжать учить работать со схемами.

19.Тема:Повторение изученного материала. Буква И, и.

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Продолжать учить работать со схемами.
  • Учить писать печатную букву Ю,ю.
  • Учить вписывать соответствующие буквы.

20.Тема: Закрепление пройденный материал.

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Закреплять умения находить соответствующую модель к слову.
  • Продолжать учить разгадывать кроссворды.

21.Тема:Закрепление.

Цель:

  • Звуковой анализ слова
  • Продолжать учить работать со схемами.
  • Продолжать учить работать с фишками.

22.Тема:Повторение изученного материала.

«К нам пришли гости, Буквы».

Цель:

  • Повторить  звуковой анализ слов.
  • Учить определять  буквы, обозначающий этот звук после твердого согласного звука.
  • Продолжать учить подбирать слова к моделям.

23.Тема: Буквы для гласных звуков.

Цель:

  • Звуковой анализ слова
  • Развивать фонематический слух.
  • Продолжать учить работать со схемами.
  • Учить писать все буквы для гласных звуков.

24.Тема: Ударение.

Цель:

  • Повторить  звуковой анализ слов.
  • Объяснить «ударный звук»
  • Развивать фонематический слух.

ЯНВАРЬ

25.Тема: Ударный гласный звук.

Цель:

  • Повторить  звуковой анализ слов.
  • Развивать фонематический слух.
  • Учить определять ударный звук.

26.Тема: Придумай, слова к моделям.

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Закрепить умение определять место звука в слове.
  • Развивать фонематический слух.
  • Продолжать учить определять ударный звук.

27.Тема: Буква М, м.

Цель:

  • Звуковой  анализ слова.
  • Продолжать учить определить мягкий и твердый согласный (м).
  • Развивать фонематический слух.
  • Четкое произнесение и характеристика звука М.
  • Знакомство с буквой М , м.

28.Тема: Закрепить пройденный материал (буква М, м)

Цель:

  • Учить читать начало предложения, выбрав соответствующий рисунок.
  • Продолжать учить определять ударный звук.
  • Развивать фонематический слух.
  • Звуковой анализ слова.
  • Учить писать печатную букву М, м.

29.Тема: Буква Н, н.

Цель:

  • Звуковой анализ слова
  • Четкое произнесение и характеристика звука Н.
  • Знакомство с буквой Н, н.
  • Продолжать  учить ленты слогов.

30.Тема: Читаем слоги (закрепление).

Цель:

  • Учить читать слоги и подбирать к ним соответствующие картинки.
  • Продолжать  учить подбирать модели к словам.
  •  Развивать фонематический слух.
  •  Развивать умения чтения предложений.
  • Учить  самостоятельно находить и подчеркивать ударный звук.

31.Тема: Повторение пройденного материала. Буква Н.

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Закрепить умение определять место звука в слове.
  • Развивать фонематический слух.
  • Продолжать учить определять ударный звук.
  • Учить писать печатную букву Н, н.

32.Тема:БукваР, р.

Цель:

  • Звуковой анализ слова
  • Четкое произнесение и характеристика звука Р.
  • Знакомство с буквой Р, р.
  • Учить читать имена и соединять соответствующим рисунком.
  • Закрепить умения придумывать слова к моделям.

ФЕВРАЛЬ

33.Тема: Буква Р, р.

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Закрепить навыки соединение слог с рисунками.
  • Учить писать печатную буквуР,р.

34.Тема: Закрепление пройденного материала(Буква Р, р).

Цель:

  • Звуковой анализ слова
  • Продолжать учить работать со схемами, читать предложения.
  • Продолжать учить работать с фишками.
  • Учить самостоятельнозаписывать имена.

35.Тема: Буква Л, л.

Цель:

  • Звуковой анализ слова
  • Четкое произнесение и характеристика звука Л.
  • Знакомство с буквой Л, л.
  • Развивать технику чтения слогов.
  • Продолжать учить находить ударный звук.

36.Тема: Закрепление пройденного материала. Буква Л, л.

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Закрепить умение определять место звука в слове.
  • Развивать фонематический слух.
  • Продолжать учить определять ударный звук.
  • Учить писать печатную букву Л,л.

37.Тема: Читаем рассказ(закрепление).

Цель:

  • Продолжать учить находить подходящее слово к рисункам.
  • Развивать умения находить ударный гласный звук.
  • Развивать фонематический слух.

38.Тема: Буква Й, й.

Цель:

  • Звуковой анализ слова
  • Четкое произнесение и характеристика звука Й.
  • Знакомство с буквой Й, й.
  • Учить находить ударные и безударные гласные.

39.Тема: Закрепление. Буква Й, й.

Цель:

  • Продолжать учить работать со схемами.
  • Развивать умения находить ударный гласный звук.
  • Развивать фонематический слух.
  • Учить писать печатную букву Й, й.

40.Тема: Буква Г, г.

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Знакомство с буквой Г, г.
  • Продолжать учить работать с лентой слогов.
  • Учить соединять слоги ,чтоб получилось слово.

МАРТ

41.Тема: Закрепление пройденного материала. Буква Г.

Цель:

  • Учить писать печатную букву Г, г.
  • Учить читать предложения,находить иллюстрацию к нему.
  • Закрепить умения выделять ударные звуки.

42.Тема: Буква К, к.

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Знакомство с буквойК, к.
  • Развивать технику чтения слогов.
  • Продолжать учить определять ударный звук.

43.Тема: Закрепление. Буква К, к

Цель:

  • Развивать технику чтения слов.
  • Учить ставить ударения в словах.
  • Звуковой анализ слова.

44.Тема: Закрепление. Буква К, к.

Цель:

  • Учить писать печатную букву К, к.
  • Продолжать учить вписывать в схемы слов известные буквы.
  • Закрепить умения придумывать слова к моделям.

45.Тема: Буква З, з.

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Знакомство с буквой  Зз.
  • Продолжать учить  читать с ленты слоги.
  • Учить ставить ударения в словах.

46.Тема:Пишем букву З, з.

Цель:

  • Учить писать печатную буквуЗ, з.
  • Закрепить умения  правильно вписывать нужные буквы.
  • Закреплять технику чтения.

47.Тема: Буква С, с.

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Знакомство с буквой  С,с.
  • Чтение ленту слогов.
  • Развивать фонематический слух.

48.Тема: Пишем букву  С, с.

Цель:

  • Учить писать печатную буквуС,с
  • Закрепить умения  правильно вписывать нужные буквы.
  • Закреплять технику чтения.

АПРЕЛЬ

49.Тема: Буква Д, д

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Знакомство с буквой  Д ,д.
  • Чтение ленту слогов, слов,  предложений.
  • Развивать фонематический слух.

50.Тема: Пишем букву  Д, д.

Цель:

  • Учить писать печатную букву. Д,д.
  • Закрепить умения  правильно вписывать нужные буквы.
  • Закреплять технику чтения.

51.Тема: букваТ, т.

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Знакомство с буквой Т, т.
  • Продолжать учить  читать с ленты слоги, слова, предложения.
  • Учить ставить ударения в словах.

52.Тема: Закрепление. БукваТ, т.

Цель:

  • Учить писать печатную буквуТ,т.
  • Учить ставить ударения в словах.
  • Закреплять технику чтения.

53.Тема: Буква Б, б.

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Знакомство с буквой  Б, б.
  • Продолжать учить  читать с ленты слоги, слова, предложения.
  • Учить ставить ударения в словах.
  • Учить писать печатную букву Б,б.

54.Тема: Буква П ,п.

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Знакомство с буквой  П,п.
  • Продолжать учить  читать слова и ставить ударение.
  • Учить писать печатную буквуП, п.

55.Тема: БукваВ, в.

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Знакомство с буквойВ, в.
  • Учить писать печатную буквуВ,в.

56. Тема: Буква Ф, ф.

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Знакомство с буквой  Ф ,ф.
  • Продолжать учить  читать слова и ставить ударение.
  • Учить писать печатную букву Ф, ф.

МАЙ.

57.Тема: Буква ь.

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Знакомство с буквой  ь.
  • Учить писать печатную букву ь.

58. Тема: Буква Ж, ж.

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Знакомство с буквой  Ж , ж.
  • Продолжать учить  читать с ленты слоги, слова, предложения.
  • Учить ставить ударения в словах.
  • Учить писать печатную букву Ж ,ж.

59. Тема: Буква Ш ,ш .

Цель:

  • Звуковой анализ слова
  • Четкое произнесение и характеристика звука Ш.
  • Знакомство с буквойШ, ш.
  • Учить писать печатную буквуШ,ш.
  • Продолжать учить находить ударный звук.

60. Буква Ч, ч.

Цель:

  • Звуковой анализ слова
  • Четкое произнесение и характеристика звука Ч.
  • Знакомство с буквой Ч, ч.
  • Учить писать печатную букву Ч,ч.
  • Продолжать учить находить ударный звук.

61.Тема: БукваЩ,щ.

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Знакомство с буквой  Щ, щ.
  • Учить читать предложения,находить иллюстрацию к нему.
  • Закрепить умения выделять ударные звуки.
  • Учить писать печатную буквуЩ, щ.

62.Тема: Буква Х, х.

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Знакомство с буквой  Х, х.
  • Учить писать печатную букву Х, х.

63. Тема: Буква Ц , ц.

Цель:

  • Звуковой анализ слова.
  • Знакомство с буквой Ц, ц.
  • Учить писать печатную буквуЦ, ц.

64. Тема: Буквы ь и ъ.

Цель:

  • Знакомство с буквами ь и ъ.
  • Учить писать печатные буквы ь и ъ.
  • Продолжать учить самостоятельно  читать.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ

К концу  года обучения дети должны:

  1. Уметь выполнять звукобуквенный анализ (вычленять в словах или фразах определённые звуки, слоги и правильно ставить ударение);
  2. Уметь пользоваться интонационной стороной речи (мелодика, ритм, тембр, сила голоса, темп речи);
  3. Уметь правильно использовать в речи дикцию (знать чистоговорки, скороговорки, потешки, загадки, четверостишия);
  4. Уметь правильно формулировать свою мысль и употреблять в речи;
  5. Уметь выражать творческий замысел (составление описательных рассказов по картине, описание предметов, игрушек, времён года);
  6. Уметь строить разные типы высказываний (работать по серии сюжетных картин, описание, повествование, рассуждение), соблюдая их структуру и используя разнообразные типы связей между предложениями и между частями высказывания;
  7. Уметь владеть словарным запасом родного языка, правильным грамматическим и фонетическим оформлением высказывания.

        Уровни усвоения программы

Низкийребёнок затрудняется в ответах на вопросы по программному содержанию. Пользуется помощью взрослого. Словарный запас беден. Допускает грамматические ошибки в звукопроизношении. Речь невыразительна. Допускает ошибки при звуковом анализе слов и делении на слоги. Затрудняется в определении ударения. Путается в понятиях: слог, звук, буква. Не знает точного названия букв. Не владеет навыком чтения. Быстро утомляется, поэтому работа в тетради недостаточна.

Средний – в рассказе ребёнок допускает пропуски, логические ошибки, но исправляет их сам при помощи взрослых или сверстников. Проявляет интерес к речевому общению, но недостаточно активен в нём. В построении предложений не затрудняется, грамматические ошибки редки. Речь чистая, правильная; ребёнок может испытывать затруднения в произношении отдельных звуков. Путается в понятиях Владеет навыком чтения по складам.

Высокий – ребёнок владеет речевыми умениями, активен и самостоятелен. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет всеми средствами звукового анализа слов, определяет характеристики звуков слове (гласный – согласный, твёрдый – мягкий, ударный – безударный, место звука в слове). В общении инициативен – задаёт вопросы, делится впечатлениями, привлекает к общению детей. Замечает речевые ошибки детей, исправляет их. Имеет богатый словарный запас. Безошибочно пользуется обобщающими понятиями. Владеет навыком беглого чтения.

Работа с родителями

Работа с родителями позволяет лучше узнать потребности в приобретаемых знаниях, улучшает  отношения сотрудничества в системе «родитель – педагог», повышает уровень работы педагога.

Формы работы с родителями:

-ознакомление родителей с программой, содержанием и её эффективностью

- проведение родительских собраний «Как научить  детей читать», «Волшебные звуки и буквы», «Будем грамотны», « Мир хитрых букв»

-проведение практикумов «Как научиться правильно писать», «Ручка и карандаш – мои помощники», «Развиваем моторику рук»

-консультационная работа – индивидуальная, групповая. Беседа с родителями об успехах их детей

-проведение открытых занятий в началеучебного года и в конце ;проведение воспитательных мероприятий с привлечением родителей

Диагностика уровня практического осознания элементов языка и речи.  Детям предлагается задание: 
1. Скажи одно слово. 
2. Скажи один звук; 
a) скажи, сколько звуков в слове «дом»; 
b) назови звуки в этом слове;

3. Скажи одно предложение. 
a) скажи, сколько слов в предложении «Дети любят…» 
b) назови первое, второе, третье слово. 
4. Прочитай предложение «Дети играют» или «Дети идут в школу».

 

Оценка результатов 
Высшая общая оценка составляет 10 баллов. 
Первые 3 задания: 
верный ответ – 1балл; 
неверный – 0 баллов. 
Четвертое задание: 
Ребенок не смог прочитать предложение – 0 баллов; 
Читает по буквам (побуквенное чтение) – 1 балл; 
По слогам (послоговое чтение) – 2 балла; 
Слитное (целыми словами) – 3 балла.


 

Список  литературы

  1. Алексеева М.М. Речевое развитие дошкольников. М.,1999.
  2. Бондаренко А. К. «Словесные игры в детском саду», Москва «Просвещение», 1987 г.
  3. Варенцова Н.С. Подготовка к обучению  грамоте в детском саду. МН;1996.
  4. Гаврина С.Е. Играем в слова. Ярославль, 1996. Гаврина С.Е. Играем в слова. Ярославль, 1996.
  5. Дьяченко О.М., Астенькова Н.Ф, Булычева А.И. и др. Дети, в школу собирайтесь: книга для воспитателей детского сада и родителей. М., 1997
  6. Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников. М., 2001.
  7. Журова Л. Е. Развитие звукового анализа слов у детей дошкольного возраста// вопросы психологии. №3-1963.
  8. Журова Л.Е. «Тайны слов и звуков» (РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ)
  9. Журова Л.Е. Обучение дошкольников грамоте: Методическое пособие. М.,1998.
  10. Журова Л.Е., Эльконин Д.Б. К вопросу о формировании фонематического восприятия у детей дошкольного возраста// Сенсорное воспитание дошкольников – М.: 1963.
  11. Журова, Воронцова «Обучение дошкольников грамоте», М., 2001.
  12. Занимательное азбуковедение: Книга для учителя/сос. В. В. Валина. – М.: Просвещение.1991.
  13. Игры и игровые упражнения с детьми дошкольного возраста. Киев., 1995
  14. Нефёдова, Узорова «Обучение чтению», 2000.
  15. Петерсон Л.П., Холина Н.П. Раз ступенька, два – ступенька ч. 1,2, М.,2004
  16. Тумакова Г.А., Максакова А.И.  Учите играя. М.,2003