Картотека дидактических игр по речевому развитию
картотека по обучению грамоте (младшая группа) на тему

Камышова Светлана Сергеевна

Картотека дидактических игр по речевому развитию( младший дошкольный возраст)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr_po_razvitiyu_rechi_detey_1_ml._gr.docx35.03 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Центр развития ребенка - детский сад № 1 «Малыш» города Невинномысска

Картотека дидактических игр

по речевому развитию

( младший дошкольный возраст)

                                                                                                        Разработала

                                                                                                        Камышова С.С.

                                                                                                        воспитатель

                                                     Октябрь  2016 год

                                                      Г. Невинномысск

Картотека дидактических игр по речевому развитию детей

( младший дошкольный возраст)

Большой – маленький

Цель: формировать понятия о величине: большой, маленький. Пополнять его пассивный словарь словами: большой, маленький.

Оборудование: большие и маленькие мячи и кубики.

Ход игры.  Предлагается положить большие кубики и большие мячики в большую корзинку, а маленькие - в маленькую. Педагог демонстрирует действия.

Шарики и кубики

Цель: учить ребенка выбирать предметы, ориентируясь на их форму, действовать с предметами в зависимости от свойств. Формировать активные поисковые действия, элементы экспериментирования и прогнозирования результата, используя объемные геометрические фигуры.

Оборудование: четыре корзинки: две красных и  две желтых, мячи и кубики красного и желтого цвета.

Ход игры.  Предлагается соотнести по цвету мячи и положить их в соответствующие корзины. Аналогично с кубиками. Перед ребенком лежат мячи и кубики. Предлагается разложить их по корзинам (подумай как?), по подражанию действиям педагога).

Чудесный мешочек.

Цель: научить определять на ощупь форму (круглая, квадратная). Активизировать в речи прилагательные: круглый, квадратный.

Оборудование: мешочек, шары, кубики.

Ход игры. Рассмотреть с ребенком шарики, кубики, обговорить форму предметов, спрятать их в мешочек. Предлагается ребенку на ощупь определить форму предмета, назвать ее, достать предмет и проверить.

Большие и маленькие.

Цель: фиксировать внимание ребенка на величине предметов и ее словесном обозначении.

Ход игры. Воспитатель просит выполнить игровые действия с игрушками.            1)  Маленьких матрешек посади за маленький стол, больших за большой стол.

2) Катание разных матрешек в разных машинах. Большая матрёшка катается в большой машине, маленькая в маленькой.

Вопросы ребенку: «Где большая (маленькая)? Какая это матрешка?».

Какой?

Цель: учить ребенка находить  разнообразные предметы и называть их.

Оборудование: различные предметы из окружения ребенка; сюжетная картинка.

Ход игры.  Рассматривают большой и маленький дом. Педагог рассказывает, что в большом доме живёт медведь, а в маленьком доме живёт заяц. Просит поселить их в дома и спрашивает: «В каком доме живёт медведь?», «В каком доме живёт заяц?» Проводит подвижную игру: «У медведя дом большой".

У медведя дом большой", ой, ой, ой (разводят руки в стороны),

А у зайца – маленький, ай, ай, ай (садятся, обхватывают руками колени).

Дом большой, дом маленький

Цель: развитие  словаря, координация речи и движения.

Оборудование: большой и маленький игрушечные дома, игрушечные заяц и медведь.

Ход игры: педагог просит показать на картинке все красные (затем отрабатывается синий, зеленый желтый, белый, черный цвета) предметы и назвать их.

Что сделал зайчик.

Цель: упражнять ребенка в практическом использовании глаголов при обыгрывании игрушки. Следить за правильным построением предложений.

Ход игры. Педагог рассказывает сказку, показывает действия с игрушкой и просит ответить на вопросы.

Вопросы: «Куда зашел зайчик? Что сделал зайчик? Почему зайчик сказал: «До свидания»? Кто пришел? Что сделал зайчик? Через что он перепрыгнул? До чего он допрыгнул?».

Одень куклу

Цель: развивать представления об основных действиях с предметами одежды  и  обуви. Активизировать глаголы: надевать, обувать.

Оборудование: кукла, кукольная одежда (юбка, кофта, носки, туфли, шапка).

Ход игры. Педагог вовлекает детей в игровую ситуацию: «кукла собирается

на    прогулку». Одевают куклу и комментируют свои действия.

Вопросы: Куда  собралась кукла? Что мы ей наденем?

Веселый кубик

Цель: Учить соотносить, узнавать и называть движения, производимые одним   объектом.

Оборудование: кубик с наклеенными на каждой грани сюжетными картинками, изображающими действие (мальчик сидит, ест, идет, лежит, прыгает, спит).

Ход игры. Дети бросают кубик по  очереди, называют действие, которое выпало на грани кубика, имитирует это действие.

«Крутись, вертись, на бочок ложись!»

Летает — ползает — прыгает

Цель:  расширение предикативного словаря.

Оборудование: картинки: змея, кит, бабочка, улитка, окунь, лягушка, кузнечик, муравей, гусеница, жук, пчела, комар, стрекоза, гусь, белка, ворона, заяц,  жаба, утка.

Ход игры.  Каждому ребенку дается картинка с изображением какого-либо животного, птицы, насекомого, рыбы. Детям предлагается подобрать к этой картинке из множества других, расположенных на наборном полотне, картинки с изображением животных, передвигающихся так же. Выбирая картинку, ребенок называет способ передвижения: летает, ползает, прыгает, плавает.

Кто что может делать?

Цель: расширение предикативного словаря.

Ход игры.  Детям демонстрируются картинки с изображением лиц разных профессий. Они рассматривают картинки и рассказывают кто? что? может делать.

Речевой материал: повар... (варить, жарить, резать, солить);

уборщица... (подметать, вытирать, мыть, убирать);

продавец... (продавать, взвешивать, считать, заворачивать) и т.д.

Где же наши ручки?

Цель: учить понимать и называть существительные, обозначающие части тела во множественном числе, выполнять движения в соответствии с текстом.

Оборудование: кукла, запись на магнитофоне песенки «Где же наши ручки?».

Ход игры. Предлагается поиграть с куклой и повторить движения самим в соответствии с текстом песенки.

Маша-растеряша

Цель: активизировать словарь существительных, формировать понятие «игрушки».

Оборудование: кукла, мяч, мишка, грузовая машина, корзинка, стул, коробка.

Ход игры. Детям предлагается убрать игрушки на место: «Мяч лежал в корзинке. Кукла сидела на стуле. Грузовая машина лежала в коробке». Ответить на вопросы: Что лежит в корзине? Кто сидит на стуле? Где лежит машина?

Была у мамы Маша,

Дочка-растеряша.

Хочет с куклой поиграть – Не найти ее опять.

Мяч куда-то закатился,

Мишка с полочки свалился.

С тобой мы к Машеньке пойдем и все игрушки соберем.

Варианты: игра с предметами других лексических групп.

Компот для бабушки

Цель: закрепить знание о фруктах. Активизировать в речи существительные, обозначающие фрукты. Понимать и использовать в активной речи обобщающие слова «фрукты». Развивать мыслительные операции.

Оборудование: натуральные фрукты, муляжи фруктов, картинки фруктов (яблоко, груша, банан, слива), две кастрюли.

Ход игры.  Детям предлагается разложить два вида фруктов (яблоки и сливы). В одну кастрюлю сложить яблоки, в другую - сливы.

Варианты: увеличить количество и ассортимент фруктов. Провести игру с предметными картинками.

Кому что?

Цель: Активизация номинативного словаря, развитие мыслительных операций.

Оборудование: куклы, кукольная одежда и посуда.

Ход игры: Взрослый рассказывает детям о двух девочках: «Катя и Таня были в магазине и сделали покупки. Катя купила новую одежду, а Таня купила посуду. Продавец сложил покупки в одну коробку. Теперь Катя и Таня не могут поделить их и просят вас помочь им». Дети по очереди достают из коробки предметы, показывают всем, называют их и передают хозяйке (Кате или Тане), объясняя свой выбор.

Варианты: Аналогично с другими тематическими группами существительных. Провести игру с предметными картинками.

Соберем урожай

Цель: развитие номинативного словаря. Развитие операций анализа и синтеза.

Оборудование: разрезные картинки с изображением частей овощей и фруктов, две корзинки.

Ход игры.  Детям предлагается сложить разрезную картинку, называть ее, определить, овощ это или фрукт, и положить в соответствующую корзинку.

Варианты: аналогично с другими тематическими группами существительных.

Ощупай, угадай, назови

Цель: развитие сенсомоторики. Развитие умения выделять существенные признаки. Активизация словаря существительных

Оборудование: небольшого размера игрушки животных (свинья, кошка), красивая коробка.

Ход игры.  Рассмотреть с ребенком игрушечных свинку и кошку, обговорить их форму, отличительные признаки, спрятать их в коробку. Предлагается ребенку на ощупь определить предмет, назвать его, достать и проверить. В помощь детям читают описательную загадку.
Хвост крючком, нос пяточком,

Им землю копает, хрюкает, не лает.

У нее четыре лапки,

На лапках – коготки-царапки.

Мышей ловит, молочко лакает,

Песни распевает: - Мяу-мяу!

Варианты: Увеличить количество игрушек. Найти определенную игрушку.

Чудесный мешочек

Цель: развивать умение ориентироваться на род имени существительного при определении предмета по его признакам.

Оборудование: заяц, морковь, огурец, яблоко, помидор, мешочек.

Ход игры.  Скажем детям примерно следующее: «К нам в детский сад пришел заяц. Зайка-побегайка, что у тебя в мешке? Можно посмотреть? Что это? (Морковка). Какая морковка? (Длинная, красная). Кладем морковь на стол. А это что? (Огурец). Какой огурец?  (Аналогичным образом достаем помидор, яблоко и др.).

Теперь заяц с вами хочет поиграть. Он спрятал все овощи, и фрукты в мешочек. Зайка опустит лапу в мешочек, возьмет овощ или фрукт и расскажет вам про него, а вы должны догадаться, что у зайки в лапе. Слушайте внимательно. Она длинная, красная. Что это? (Морковь). Он зеленый, длинный. Что это? (Огурец). Оно круглое, красное. Что это? (Яблоко). Он круглый, красный. Что это?  (Помидор). Если дети неправильно ответят на последние два вопроса, повторим, выделяя голосом местоимение: «Послушайте еще раз. Оно круглое, красное. Он круглый, красный».

Разноцветный сундучок

Цель: формирование умения ориентироваться на окончание при согласовании слов в роде.

Оборудование: сундучок, предметные картинки: яйцо, печенье, варенье, яблоко, полотенце и другие предметы, обозначенные существи­тельными среднего и женского рода, по числу детей.

Ход игры.  Поставим на стол сундучок с картинками. Предложим де­тям вынимать картинки по одной, будем задавать при этом во­просы: «Какое яичко? Какая матрешка?» И т. п. Вопросительное местоимение согласуется с существительным и помогает ребенку правильно определить род последнего.

В том случае, если на картинках будут изображены 2-3 предмета, игра приобретет новый смысл: ребенок сможет поупражняться в образовании форм именительного падежа множественного числа существительных.

Чего не стало?

Цель: упражняться в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных.

Оборудование: пары предметов: матрешки, пирамидки (большая и маленькая), ленточки (разного цвета и разного размера—длинная и короткая), лошадки, утята, Буратино, мешок.

Ход игры.  Перед детьми появляется Буратино с мешком. Он говорит, что принес ребятам игрушки. Дети рассматривают игрушки. Называют их. Выставляют на столе.

Комментируем: Что это? Матрешка. Давай посмотрим, что у матрешки внутри. Еще матрешка. Поставь их рядом. Вова, теперь ты достань игрушку. Что это? (пирамидка). Еще пирамидка есть? И т. д.

—Запомните, какие предметы на столе. Здесь пирамидки, матрешки, утята. Буратино с вами поиграет. Он будет прятать игрушки, а вы должны будете говорить, каких игрушек не стало: матрешек, пирамидок, утят или чего-то другого.

На столе остаются три пары предметов: матрешки, пирамидки, лошадки. Дети закрывают глаза. Прячем матрешек, а на их место кладем ленточки. («Кого не стало?») Затем прячем лен­точки, а на их место ставим пирамидки. («Чего не стало?») И т. д. Наконец убираем все игрушки и спрашиваем: «Каких игрушек не стало?»

Поручения

Цель: упражняться в образовании форм повелительного наклонения глаголов скакать, ехать.

Оборудование:  грузовик, мышка, мишка.

Ход игры.  Вносим в комнату грузовик и мышку с мишкой. Обращаемся к детям:

—  Хотите, чтобы мышка и мишка покатались на грузовике? Если хотите, попросите их. Надо сказать: «Мишка, поезжай!» А еще можно попросить мышку и мишку поскакать: «Мышка, поскачи!»  (Просьбы сопровождаются действиями с игрушками).

—  Олег, кого ты хочешь попросить, мышку или мишку? О чем ты попросишь?

Игра продолжается до тех пор, пока у детей не иссякнет к ней интерес.

Потерялись

Цель: соотносить название животного с названием детеныша.

Оборудование:  игрушечный домик, животные (игрушки): утка и уте­нок, курица и цыпленок, коза и козленок, корова и теленок, лошадь и жеребенок.

Ход игры.  Расставим по комнате взрослых животных. На ковре в домике находятся их детеныши. Предложим детям узнать, кто живет в домике.

— Давайте посмотрим. Кря-кря-кря — кто это? Утка? Доста­ем игрушку из домика. Утка большая или маленькая? Малень­кая? Это, ребята, утенок. Маленький утенок. А утка — его мама. Помогите утенку найти его маму-утку. Вася, возьми утен­ка. Поищи утку.

—   А это чей голос — пи-пи-пи? Кто это? (Достаем цыплен­ка). Кто мама у цыпленка? Как кудахчет курица? Как отзывает­ся цыпленок? Поищи, Оля, курицу, маму цыпленка.

Аналогичным образом обыгрываются остальные персонажи. Когда у всех малышей найдутся мамы, взрослых и детенышей сажают вместе. Пусть дети рассмотрят их, произнесут слова: утка — утенок, курица — цыпленок и др. Затем животные уезжа­ют на машине в гости к другим детям.

Чей голос?

Цель: различать взрослых животных и детенышей по звукоподражаниям, соотносить названия взрослого животного и его детеныша.

Оборудование: игрушки: мышка и мышонок, утка и утенок, лягушка и ля­гушонок, корова и теленок.

Ход игры.  В гости к детям приходят и приезжают звери. Звери хотят поиграть. Дети должны отгадывать, чей голос услышали.

—   Му-у-у — кто так мычит? (Корова). А кто мычит тоненько? (Теленок).

Ква-ква — чей это грубый голос? А кто квакает тоненько? Лягушка большая и квакает грубым голосом. А ее детеныш квакает тоненько. Кто детеныш у лягушки?

Аналогично обыгрываются остальные игрушки. После игры дети могут поиграть с игрушками. Чтобы получить игрушку, ребенок должен правильно позвать ее («Лягушонок, иди ко мне!», «Утенок, иди ко мне!»).

Домики

Цель: употреблять названия детенышей животных.

Оборудование: поднос с игрушками: бельчатами, зайчатами, утятами, мышатами и др.— по количеству детей, строительный материал.

Ход игры.  Вносим в комнату поднос с игрушками. Говорим, что дети должны построить для малышей домики. Каждый сначала должен решить, для кого он будет строить домик, и правильно попросить у взрослого: «Дайте мне, пожалуйста, утенка (бельчонка)».

В случае необходимости нужно подсказать слово целиком или только его начало и попросить малыша повторить название.

Гуси

Цель: учить использовать в речи однокоренные слова.

Оборудование: игрушки или картинки: гусь, гусыня, гусята.

Ход игры.  Взрослый рассматривает с детьми игрушки (картинки): «Это… гусь. Он крыластый, горластый, у него красивые ласты. Ноги, как ласты.

А это — мама… гу… сыня. У гуся и гусыни — дети-гусятки. Гу…сята. Один гу…сенок, много — гусят. Тот, кто с гусятами близко знаком. Знает: гусята гуляют гуськом. Тот же, кто близко знаком с гусаком, К ним ни за что не пойдет босиком.

Покажите, как гусята гуляют гуськом. Шеи вытянули, лапа­ми-ластами шлепают, переваливаются. Идут гусята гуськом за мамой-гусыней и папой-гусаком».

Кто что умеет делать

Цель: учить подбирать глаголы, обозначающие характерные действия животных.

Оборудование: игрушки или картинки с изображениями животных.

Ход игры.  Детям называют или показывают животное, а они называют действия,  характерные для  этого животного.  Например:  белочка — скачет, прыгает, грызет; кошка — мяукает, мурлычет, цара­пается, пьет молоко, ловит мышей, играет клубком; собака — лает, сторожит дом, грызет кости, рычит, виляет хвостом, бегает; зайчик — прыгает, бегает, прячется, грызет морковку.

Встань в круг

Цель: учить составлять коллективное описание игрушки.

Оборудование: новая игрушка.

Ход игры.  В комнату вносят новую игрушку. Дети берутся за руки и образуют круг, в центре которого игрушка. Первый играющий (вначале это взрослый) называет игрушку, например: «Это лошадка». Второй начинает описание: «Она серая». Третий продолжает описание. После того как описание будет закончено, дети водят хоровод вокруг игрушки.

Сорока (Игра-драматизация)

Цель: научить соотносить глагол с действием, которое он обозначает, и с субъектом, который это действие производит.

Оборудование: Иголки, очки, мыло, звонок, щетка, утюг, кисть, веник, игрушечная птица — сорока.

Ход игры.  Воспитатель обращается к детям: Пока вы были дома, в детский сад прилетела сорока и собрала в свою сумку разные вещи. Давайте посмотрим, что она взяла  (раскладывает предметы).

Игра продолжается в форме диалога между детьми и сорокой.

Сорока, сорока. Отдай нам мыльце!

Не дам, не отдам.

Возьму ваше мыльце,

Отдам своему сорочонку умыться!

Сорока, сорока. Отдай нам иголку!

Не дам, не отдам!

Возьму я иголку,

Сорочку сошью своему сорочонку.

Сорока, сорока,  отдай нам очки!

Не дам, не отдам!

Я сама без очков

Прочесть не могу сорочонку стихов.

Сорока, сорока, отдай нам звоночек.

Не дам, не отдам!

Возьму я звоночек,

Отдам сорочонку: звони, мой сыночек!

Ты, Сорока, не спеши,

Ты у деток попроси,

Все тебя они поймут.

Все, что надо, подадут.

Ведущий: Что ты хочешь сделать, сорока? (Почистить, погладить, покрасить, полетать, подмести…)

Ведущий: Дети, что для этого нужно сороке? (Дети называют и приносят все предметы.)

Сорока благодарит и улетает, пообещав вернуть все обратно.

Игру можно продолжить: сорока приносит все обратно, а дети вспоминают, что она делала с каждым предметом: мылом по­мылась, щеткой почистила, утюгом погладила, краской покрасила и т. д.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека дидактических игр(речевое развитие). Первая младшая группа.

Картотека дидактических игр, направленных на речевое развитие. Для детей 2-3  лет....

Картотека дидактических игр по развитию речевого творчества

В картотеке представлены игры, направленные на развитие речевого творчества дошкольников....

Картотека дидактических игр речевого развития для детей средней группы

Картотека дидактических игр речевого развития...

Картотека дидактических игр на развитие речевого творчества

Картотека содержит в себе часть игр, направленных на развитие речевого творчества детей, например, лото "Путешествие по русским народным сказкам", "Расскажем сказку вместе", "...

Картотека дидактических игр (речевое развитие)

Картотека дидактических игр (речевое развитие) 2 младшая группаКартотека дидактических игр (речевое развитие) средняя группаКартотека дидактических игр (речевое развитие) старшая группаКартотека дидак...