игры для развития интеллекта и навыков общения у ребенка.
учебно-методическое пособие по обучению грамоте на тему

1. Знакомство Один ребенок бросает мяч другому, называя свое имя. Второй ловит Мяч и называет свое имя. И так далее. Один ребенок подходит к другому, прикасается своими ладошками к его ладошкам и называет свое имя, второй в ответ называет свое и т. д. 2. Прямой счет Ведущий бросает ребенку мяч и говорит: «Раз», ребенок ловит мяч и продолжает счет: «Два». Затем бросает мяч следующему ребенку продолжая счет: «Три». Тот ловит мяч: «Четыре», — и т. д. 3. «Слушай хлопки» Играющие ходят по кругу. Когда ведущий хлопает в ладони один раз, дети останавливаются и принимают позу «плакучей ивы» (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова на¬клонена к левому плечу). Если ведущий хлопает в ладоши дважды, они принимают позу «лягушки» (присесть, пятки вместе, носки и ко¬лени в стороны, руки между ногами на полу). Три хлопка — поза «аиста» (стоять на одной ноге, руки в стороны). На четыре хлопка дети возобновляют ходьбу. 4. Обратный счет Ведущий бросает ребенку мяч и называет цифру 12. Ребенок ловит мяч и продолжает счет в обратном порядке — 11. Бросает мяч другому ребенку, продолжая счет в обратном порядке, — 10. Тот ловит мяч - 9. И так далее. 5. «Послушай, что за окном» Ведущий предлагает детям послушать и запомнить, что происходит за дверью, затем — за окном, затем — за дверью. Каждый ребенок должен рассказать, что он слышал. 6. Закрепление знакомства Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей (произвольно) и спра¬шивает у всех детей, стоящих кружком: «Как зовут этого мальчика (девочку)?» Дети хором называют его имя. И так несколько раз. 7. «Не пропусти растение» Развитие способности к переключению внимания Играющие садятся в кружок и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встретится назва¬ние растения, дети должны встать и тут же сесть обратно. Варианты слов ДОРОГА, ТИГР, БЕРЕЗА, САМОЛЕТ, ПШЕНИЦА, РОЗА, ЗМЕЯ, ДУБ, КУКЛА, ГРИБ, ШКОЛА, ШИПОВНИК, РОМАШКА, РАМА, ДОМ, МАШИНА, МАЛИНА, ТОПОЛЬ, ТЕПЛОВОЗ, МУРАВЕЙ, ГРАФИН, ГВОЗДИКА, ГВОЗДЬ, МУЗЕЙ, ТЕАТР, ИГРА, ИВА, ИВОЛГА, ВОРОБЕЙ, БАОБАБ, КАШТАН, ПАЛЬМА, ПАЛАТКА, КИНО, КЕНГУРУ, КИВИ, ХОККЕЙ, ГОРОД, СОБАКА, БАНАН, ВАСИЛЕК. КУВШИН, МОЛОКО, ТЮЛЬПАН, ТЫКВА, ТЕРЕ¬МОК, ЛЕС, ЕЛЬ, СОСНА, ДОРОГА, КНИГА, ИСКУССТВО, МУ¬ЗЫКА, ОСИНА, БАЛЕТ, ТАПОЧКИ, ПАРКЕТ, ПЛЮЩ, ОДУ¬ВАНЧИК, МИМОЗА,.. Игра проводится дважды. Дети, допускающие ошибки дважды, выбывают из круга. Игра продолжается до тех пор, пока не останется кто-то один (чемпион). 8. «Делай, как я» Развитие произвольного внимания Дети стоят друг за другом. Руки лежат на плечах впереди стоящего. По первому сигналу ведущего первый ребенок поднимает вверх правую руку, по второму сигналу — второй ребенок и т. д. Когда правую руку поднимут все дети, на очередной сигнал начинают поднимать в этом же порядке левую руку. Затем по сигналу ведущего дети должны опускать вниз сначала поднятую правую руку, затем левую. Игра повторяется дважды, с ускорением темна. Ребенок, допустив¬ший ошибку дважды, выбывает из игры. Так продолжается да тех Пор, пока не останется один ребенок — победитель. 9. «Кто больше увидит и запомнит?» Развитие внимания и памяти Детям предлагается следующее занятие: пока ведущий считает до 30, Нужно найти в комнате и запомнить все предметы, в названии кото¬рых два слога. При произнесении ведущим последнего числа «три¬дцать» нее дети закрывают глаза. Один из детей (названный ведущим) перечисляет все, что запомнил; затем остальные дети дополняют его. После того как все перечислили все, что могли, все открывают глаза и вместе считают, сколько предметов пропущено. Возможны разнообразные варианты этой игры. Например, на меньший счет (до 20) перечислить в комнате все предметы, в назва¬нии которых присутствует только одна гласная. 10. «Внимательные руки» Развитие произвольного внимания, фонематического слуха Ведущий читает ряд слов, в которых есть звуки «И», «Й» или без них. Дети внимательно слушают и, если в слове есть звук «И», под¬нимают правую руку; если есть звук «Й» — левую; если нет ни того, ни другого — руки остаются на коленях. ЛИФТ, ВАТИН, ЙОД, МЕТРОПОЛИТЕН, ИНЖЕНЕР, ВОРО¬БЕЙ, ИГРА, КАРАНДАШ, ПЕРО, АЛМАЗ. БУЙВОЛ, ВАГОН, ЗЛАТОГРИВЫЙ, КЛИМАТ, ПРОГУЛКА, РАССВЕТ, АЛЛЕЯ, БАЙДАРКА, ВОЕВОДА, УЧЕНЫЙ, ДИКТАНТ, МЕЧТАТЕЛЬ, КОННИЦА, ЛАДОНЬ, МАЛЕНЬКИЙ. СОСЕДИ. ПЕРВЫЙ, ПОДЪЕМ, АЙВА, СОЛОМА, ГИБКИЙ, ЯЙЦО, ИСКУССТВО. ИЛИСТЫЙ, ФАКЕЛ, ХЛЕБ, ТЕАТР, БАЛЕТ, ВОДОПОЙ, ВИ¬ЛЫ. ПОЛЕ, ПТИЦА, БАЛКОН, КАФЕТЕРИЙ. САМОЛЕТ, КОС¬МОНАВТ, СТАТУЯ, ХИЩНИК, МЕДВЕДЬ, ДВОЙКА, ЗМЕЙКА, КОНЬКИ, ГАЗОН, ЖИВОПИСЬ, ПОРТРЕТ, ЛЕБЕДЬ. ФОН¬ТАН. ПОРТНОЙ, БАЛАЛАЙКА, ТАНЕЦ, ХОРОВОД. ЛЕЙКА, ВОДОПАД, КИНО, КОКТЕЙЛЬ, ХВАСТУН, КОНЕЦ 11. «Змейка», или «Закончи слово» Развитие внимания, речи, памяти, умения работать в группе 6-10 детей встают в две равные шеренги друг против друга. Крайний в шеренге называет слог, стоящий напротив заканчивает слово, под¬бирая подходящий слог (можно два слога), и, в свою очередь, назы¬вает спой слог — задание для стоящего напротив второго члена про¬тивоположной шеренги, и так далее до конца. 12. «Перекличка-путанка» Развитие произвольного внимания Ведущий называет фамилии и имена присутствующих детей, путая при этом то имя. то фамилию (имя называется правильно, фамилия - нет; фамилия правильна, имя другое). Дети внимательно слушают и откликаются только тогда, когда правильно названы и имя и фами¬лия. Кто ошибается, выбывает из игры. 13. «Четыре стихии» Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов Играющие садятся в кружок. Ведущий объясняет правила игры: ес¬ли он скажет слово «земля», все должны опустить руки вниз, если слово «вода» — вытянуть руки вперед, слово «воздух» — поднять ру¬ки вверх, слово «огонь» — произвести вращение в лучезапястных и локтевых суставах. Игра повторяется дважды. Тот, кто ошибается во второй раз, выбывает из игры. 14. «Слушай и исполняй» Развитие внимания и памяти Ведущий называет и повторяет 1-2 раза несколько различных дви¬жений, не показывая их. Дети должны воспроизвести движения в той же последовательности, в какой они были названы ведущим. 15. «Не пропусти профессию» Развитие способности к переключению внимания, расширение кругозора Дети встают в круг и внимательно слушают слова, которые произносит ведущий. Всякий раз, когда среди слов встречается название про¬фессии, дети должны подпрыгивать на месте. Варианты слов ЛАМПА, ВОДИТЕЛЬ, НОЖНИЦЫ, МЕХАНИК. ЛИПА, ТОКАРЬ, СТАЛЕВАР, ЯБЛОКО, БОЛТУН, АРХИТЕКТОР, КАРАНДАШ, СТРОИТЕЛЬ, ГРОЗА, ОБРУЧ, СТОЛЯР, МЕЛЬНИЦА, ТКАЧ, ПОПУГАЙ, ПЕКАРЬ, ШАХТЕР, ЛИСТОК, ЭКСКУРСОВОД, УЧИТЕЛЬ, СЕНО, ТЕРПЕНИЕ, КОНДИТЕР, ОЧКИ, РЕКА, ПРО¬ДАВЕЦ, ТЕТРАДЬ, ЗАКОН, ПАРИКМАХЕР, ФАНТАЗИЯ, ТРАК¬ТОРИСТ, ВЕТЕРИНАР, ЛОЖКА, ПТИЦА. ЦВЕТОВОД, ОГОНЬ, ЭКОНОМИСТ, СТРЕКОЗА, МАШИНИСТКА, ПУЛЕМЕТ, ПРЫГУН, ЧАЙНИК, ФОТОГРАФ, БАБОЧКА, МУЗЫКАНТ ПИРОГ, АРТИСТ, СВЕЧА, ГАЗЕТА, КОНТРОЛЕР, ШУТКЛ СОЛНЦЕ, ПОЛЕВОД, ГОЛОВА, БЕРЕГ, ЧЕРТЕЖНИК, РОЩА БУХГАЛТЕР, САМОВАР, ГЕОЛОГ, ПАЛЬТО, ПЕВЕЦ, БАЛЕ¬РИНА, СЛОВАРЬ, ВОДОЛАЗ, ВАЛЬС, ПУЛЕМЕТЧИК, КОНЬ¬КИ, МАЛЯР, БУТЕРБРОД, ОБРЫВ, СУДЬЯ. УЛЫБКА, СО¬ВЕСТЬ, ИНЖЕНЕР, МОРОЗ, ОГОНЬ, ГЛИНА, СКУЛЬПТОР. ТОЛСТЯК, ЛЕТЧИК, АГРОНОМ, ОКЕАН, КОМПАС, МИЛИ¬ЦИОНЕР, ВЛАСТЬ, МОДЕЛЬЕР, ПРЕЗИДЕНТ, ПОЖАРНЫЙ. РЕЧЬ, СЛЕДОВАТЕЛЬ, ПАМЯТЬ, ЭЛЕКТРОМОНТЕР, ЖИ¬ВОТНОВОД, ЛГУН, УПРЯМЕЦ 16. «Разноцветные мячики» Развитие внимания, быстроты мышления Дети садятся в кружок. Ведущий молча бросает кому-нибудь мяч. Поймавший мяч называет гласный звук, если мяч красного цвета, со¬гласный — если мяч синего цвета, и возвращает мяч ведущему. 17. «Зеваки» Развитие произвольного внимания Играющие ходят по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего они останавливаются, делают четыре хлопка, поворачиваются кру¬гом и продолжают движение. Направление движения, таким обра¬зом, меняется после каждого сигнала ведущего. Не выполнивший задание правильно после второй ошибки выходит из круга и внима¬тельно наблюдает за игрой. 18. «Назови соседей» (вариант с числами) Развитие внимания, скорости мыслительных процессов Играющие садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку, назы¬вая числа от 0 до 30. Поймавший мяч должен назвать «соседей» данного числа, т. е. числа на 1 меньше и на 1 больше названного, или предыдущее и последующее. После этого он возвращает мяч ве¬дущему. Если поймавший мяч ребенок дважды ошибается в назва¬нии «соседей», он выбывает из круга и внимательно следит за иг¬рой со стороны. 19. «Правая, левая» развитие произвольного внимания, слухового сосредоточения, фонематического слуха Ведуший читает ряд слов с согласными на конце. В паузах между словами дети поднимают правую руку, если окончание твердое, ле¬вую - если мягкое. Варианты слов БРАТ, НОЖ, БЫЛ, МЕЛЬ, БРАТЬ, ЕЛ, ТОПЬ, ХОР, УГОЛЬ, МЕЛ, СТАЛ, ЕЛЬ, ТОП, БЫЛЬ, СТАЛЬ, ПЫЛ, ВЕС, ЖАРЬ, ПЫЛЬ, ХОРЬ, ЖАР, ЛАЗ, ЦЕПЬ, ВЫСЬ. ВЯЗ, КОНЬ, ОБМЕН, ВОЗ, МЫС, ПЕТЬ, ПЕЧАЛЬ, РОСТ, ПИР, СОЛИСТ, РЫХЛИТЬ, ТРУС. ХРУСТ, ХУДЕТЬ, ГРУСТЬ. ГРУЗ, ШАГ, ШАЛЬ. ЯД, ЮГ, ЩЕБЕТ, ЯНТАРЬ, ЮНОСТЬ, ЩЕГОЛЬ, ЩИТ, ШТОРМ, ЧИ¬ТАТЬ, ЧТЕЦ. ФАСАД. УМЕТЬ, ШАР, УКСУС, УКАТАТЬ, ШАМ¬ПУНЬ, УКАЗ, УКАЗАТЬ. УКОР, УКОРЯТЬ 20. «Мячик-смягчитель» Развитие внимания, речи, темпа мышления Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч. произносит слово с твердым окончанием. Ребенок, поймавший мяч, перед тем как бро¬сить его обратно, произносит то же слово, но с мягким окончанием. Варианты слив УГОЛ, БРАТ, ЕЛ, ТОП, МЕЛ, ХОР, СТАЛ, ПЫЛ. ЖАР, БЫЛ, ЦЕП, ВЕС, ЛЮБИТ, ХОДИТ, НОСИТ, МОЧИТ, ВАРИТ, СТРО¬ИТ, ОБУТ, СЛУЖИТ, ТУЖИТ, ДОИТ, ПОИТ, ДУРИТ, ЦЕНИТ, ХМУРИТ, ПИЛИТ. ШУТИТ, МОЛ, ДАЛ, ПАР, ШАР, ВРАЛ, ВЯЗ, ЖЕСТ, ПРАВ 21. «Тропинка» Подвижная игра на развитие дисциплинированности, организованности, сплоченности Дети берутся за руки, образуя круг, и по сигналу ведущего начинают Двигаться по кругу в правую сторону до тех пор, пока ведущий не произнесет слово-задание. Если ведущий говорит: «Тропинка!», все дети становятся друг за другом и кладут руки на плечи впереди стоящего. Если ведущий говорит: «Копна!», — дети направляются к цен¬тру круга, выставив руки вперед. Если говорит: «Кочки!», дети при¬седают, положив руки на голову. Задания ведущим чередуются. Кто быстрее и точнее выполнит все задания, получит поощрительные оч¬ки. Чемпионом становится ребенок, набравший наибольшее количе¬ство поощрительных очков. 22. «Назови соседей» (вариант с буквами алфавита) Развитие памяти, способности к переключению внимания Играющие встают в круг. Ведущий берет в руки мяч. Он бросает мяч одному из детей, называя любую букву алфавита. Поймавший мяч должен назвать «соседей» указанной буквы, т. е. предыдущую букву л последующую. После этого ребенок возвращает мяч ведуще¬му. Тот бросает мяч другому ребенку, называя иную букву алфавита. И так далее. Ребенок, ошибающийся в назывании «соседей» дважды, выбывает ИЗ круга н наблюдает за игрой со стороны. 23. «Найди себе пару» Развитие внимания, наблюдательности, мышления Дети получают карточки со слогами: НА СОС КА МЫШ ГО РА ЖИ ВОТ ПАР ТА ВО ДА Задание: найти пару и встать рядом, чтобы получилось слово. 24. Сколько в слове слогов?» Развитие внимания, быстроты мышления Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч ребенку, называет сло¬во. Ребенок, получивший мяч, называет количество слогов в этом слоне и возвращает мяч ведущему. Варианты слов ДУБ, КОЗА, БРАТ, ВОДА, ШУМ, ПОЛЕ, ЗИМА, КИТ, СУНДУК, ЖИРАФ, КОТ, ШУБА, КАТОК, ШАР, СЛОВО, КЛЯКСА, ЧАСЫ, РУКА, ШАРФ, ЧАШКА, КНИГА, МИР, ЛЕС, МАЛЬЧИК, ГОЛО¬ ВА, ХЛЕБ, СОБАКА, КОРОВА, ЗМЕЯ, МУКА, КИНО, КИРПИЧ, СЕМЕЧКО, УЧЕНИК, РЫБА, БОТИНКИ, РУБАШКА, ЦЫПЛЕ¬НОК, БАБОЧКА, БОЧКА 24. «Синий, красный» Развитие внимания, быстроты мышления Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч, произносит слово. Пой¬мавший мяч ребенок называет количество в этом слове: гласных — ес¬ли мяч красный, согласных — если мяч синий, и возвращает мяч ве¬дущему. Варианты слов ОКНО, ЛЕД, РАМА, КНИГА, ШУМ, ЛОМ, ВОДА, ДУМА. ПЕРО, ШЛЯПА, КОРОВА, КОШКА, ПОЛ, ВОЛ, МЫС. РУКА, ЛИЦО, СТОЛ, СТУЛ, ШКАФ, ПОЛКА, ХЛЕБ, ЛЕС, ДЕРЕВО, КОРА, ЛИСТ, ЧАШКА, ЛУК, КИНО, РАКЕТА, БУКЕТ, СУМКА, ЗОНТ, ЖИВОТ, КОМПОТ, КУКЛА 25. «Рыба, птица, зверь» Развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления Дети садятся и кружок. Ведущий по очереди указывает на каждого игрока и произносит: «Рыба, птица, зверь, рыба, птица, зверь, ры¬ба...» Тот игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущим считает до трех) назвать в данном случае какую-либо рыбу. Причем названия не должны повторяться. Если ответ правиль¬ный, ведущий продолжает игру. Если ответ неверный или название повторяется (задержка ответа также считается ошибкой), то ребенок выбывает из игры, оставляя свой «фант» ведущему. Игра продол¬жается до тех пор, пока не останется одни игрок. Он и ведущий ра-зыгрывают, что делать каждому «фанту». 26. «Смотри на руки» Способствует успокоению и организации Дети стоят друг за другом, первый ребенок — командир. Во время спокойной ходьбы по кругу командир показывает различные движе¬ния рук, остальные повторяют эти движения. Затем выбирается но¬вый командир. Он должен придумать другие движения, остальные участники игры их повторяют. 27. «Много — один» Развитие внимания, быстроты мышления Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч, называет слово во множественном числе. Ребенок, возвращая мяч, — в единственном. Варианты слов КОТЫ, ГРАЧИ, ЛЕСА, РЯДЫ, МОСТЫ, СТОЛБЫ, ХОЛМЫ, СЛЕДЫ, ДОМА. КРОТЫ, КОСЫ. ГЛАЗА, ШКАФЫ, ШАРФЫ, СЛОНЫ, САДЫ, КУСТЫ, НОСЫ, БЛИНЫ, ЛИСТЫ, ГРИБЫ, СТОЛЫ, НОЖИ, КОРЖИ. БАНТЫ. ФАНТЫ, ПОЛЫ, БРАТЬЯ, ГНОМЫ, РТЫ, ЧАСЫ, БОЛТЫ, КОВШИ. РУБЛИ, ЗОНТЫ 28 «Животные» Развитие памяти Ведущий бросает мяч ребенку, называй животное. Ребенок ловит мяч, вспоминает какое-нибудь другое животное, называет его. броса¬ет мяч другому и т. д. 29. «Цветок, дерево, фрукт» Развитие способности к переключению внимания, памяти, мышления Дети садятся в кружок. Ведущий по очереди указывает на каждого иг¬рока и произносит: «Цветок, дерево, фрукт, цветок, дерево...» Тот Игрок, на котором остановилась считалка, должен быстро (пока ведущий считает до трех) назвать слово, в данном случае — дерево. Причем каждый следующий раз (когда выпадает дерево, или фрукт, или цветок) назва¬ния не должны повторяться. Если ответ правильный, ведущий продол¬жает игру. Если ответ неверный, или название повторяется, или ребенок не уложился во времени, то он выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один игрок (он — победитель). 30. «Мячик-соединитель» Развитие внимания, быстроты мышления, речи Ведущий бросает мяч кому-нибудь из детей, произнося при этом не¬согласованные слова, например: «собака, гулять». Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слон и бросает мяч обратно ве-дущему. Повторяется от 10 до 20 раз — в зависимости от ситуации, числа участников игры и состояния детей. Варианты несогласованных слов СОБАКА, ГУЛЯТЬ, ТЕЛЕВИЗОР, ПОКАЗЫВАТЬ ДЕРЕВО, РАСТИ, ДЕВОЧКА, ПЛАКАТЬ ДОЖДЬ, ЛИТЬ, ТРАВА. ЗЕЛЕНЕТЬ, СОЛНЦЕ, СВЕТИТЬ, КНИГА, ЧИТАТЬ, КОШКА, ЦАРАПАТЬ, ПАРИКМАХЕР, СТРИЧЬ, НОЖ, РЕЗАТЬ, ГОЛОВА, БОЛЕТЬ, ДОМ, СТРОИТЬ, СТАРИЧОК, ХРАПЕТЬ, ПОРТНОЙ, ШИТЬ, МЫШКА, ШУРШАТЬ, ВРАЧ, ЛЕЧИТЬ. КАРАНДАШ, ТОЧИТЬ ФУТБОЛИСТЫ, ИГРАТЬ, КРАСКИ, РИСОВАТЬ УЧЕНИК, ОТВЕЧАТЬ. ХРУСТАЛЬ, РАЗБИТЬ ТЕЛЕФОН, ЗВОНИТЬ, МЯЧ, УРОНИТЬ 31. «Запомни свое место» Развитие памяти, внимания Дети становятся в разных углах комнаты. Каждый ребенок должен запомнить свое место. По сигналу ведущего (один хлопок) вес бегут со своих мест и начинают ходить по кругу. По следующему сигналу ведущего (два хлопка) дети должны вернуться на спои места. Место¬положение детей несколько раз меняется. Победителем является тот. . кто ни разу не перепутал свое место. 32. «Два или три слога» Развитие внимания, речи, быстроты мышления Дети садятся в кружок. Ведущий бросает в случайном порядке мячи, произнося при этом односложное слово. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как вернуть его, изменяет слово так. чтобы оно стало: • двусложным, если мяч красный — (дом — дома); • трехсложным, если мяч синий — (дом — домики). Варианты слов САД, КУСТ, НОС, БЛИН. ЛИСТ, ГРИБ. СТОЛ, НОЖ, ШАР. КОРЖ, БАНТ, ФАНТ, ПОЛ. КОТ. КОЛ. ШКАФ, ШАРФ, СЛОН, ДУБ, БРАТ, ГНОМ ИЛОТ, РОТ, ЗУБ, ЧАС, БОЛТ, КОВШ. РУБЛЬ, ГЛАЗ, ЗОНТ, КЛАЛ. ЧАН, СУП, МУЛ, СЕРП 33. «Четвертый лишний» Развитие внимания, памяти, логического мышления Дети садятся в кружок. Ведущий бросает мяч ребенку и называет 4 предмета, 3 из которых относятся к одному общему понятию. Ребенок должен определить лишний предмет, то есть не подходящий к остальным, назвать его и вернуть мяч ведущему. Варианты слов I) стол, стул, кровать, чайник; 2) лошадь, кошка, собака, щука; 3) елка, береза, дуб, земляника; 4) огурец, репа, морковь, заяц; 5) блокнот, газета, тетрадь, портфель; 6) огурец, арбуз, яблоко, мяч; 7) волк, лиса, медведь, кошка; 8) фиалка, ромашка, морковь, василек; 9) кукла, машинка, скакалка, книга; 10) поезд, самолет, самокат, пароход; 11) воробей, орел, оса, ласточка; 12) лыжи, коньки, лодка, санки; ' 13) стул, молоток, рубанок, пила; 14) снег, мороз, жара, лед; 15) вишня, виноград, картофель, слива; 16) автобус, трамвай, самолет, троллейбус; 17) река, лес, асфальт, поле; 18) пожарник, космонавт, балерина, милиционер; 19) парта, доска, ученик, ежик; 20) змея, улитка, бабочка, черепаха; 21) кисти, краски, чайник, полотно; 22) шляпа, крыша, дверь, окно; 23) молоко, чай, лимонад, хлеб; 24) нога, рука, голова, ботинок 34. «Расставить посты» Способствует успокоению и организации Дети маршируют друг за другом. Впереди идет командир. Когда ко¬мандир подаст сигнал (хлопнет в ладоши или свистнет в свисток), ребенок, идущий последним, должен немедленно остановиться и сто¬ить на посту, не двигаясь, остальные при этом продолжают ходьбу. Так командир расставляет всех детей в задуманном им порядке (ли¬нейка, круг, по углам и т. д.). Затем назначается новый командир и так далее до тех пор, пока командиром не побывает каждый ребенок. 35. «Кто кем будет?» Развитие внимания, воображения, мышления, речи Дети садятся в кружок. Ведущий, обращаясь по очереди к каждому ребенку, задает вопрос: Кем (чем) будет яйцо, цыпленок, мальчик, желудь, семечко, икринка, гу¬сеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, девочка, почка, ще¬нок, шерсть, кожа, теленок, лоска, птенец, козленок, ягненок (и т. д.)? При обсуждении ответов детей важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например, из яйца может появиться птенец, крокодил, черепаха, змея и даже яичница. Выигрывает тот, кто назо¬вет больше всего вариантов. 36. «Кем был?» Развитие внимания, воображения, памяти, мышления, речи Дети садятся в кружок. Ведущий, по очереди обращаясь к ребенку, задает вопрос: Кем (чем) был раньше: цыпленок (яйцом); лошадь (жеребенком); корова (теленком); дуб (желудем); рыба (икринкой); яблоня (семечком); лягуш¬ка (головастиком); бабочка (гусеницей); хлеб (мукой); шкаф (доской): велосипед (железом); рубашка (тканью); ботинки (кожей); дом (кирпи¬чом); сильный (слабым); мастер (учеником); листок (почкой); собака (щенком); свитер (пряжей); шуба (мехом); птица (птенцом); козел (козленком); овца (ягненком)? 37. «Мячик с путаницей» Развитие воображения, речи, эмоциональная разрядка Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч ребенку, называет шевленное существительное. Ребенок, бросая мяч обратно, глаголом, но неподходящим, например: ВОРОНА... мычит ВРАЧ... чирикает И т. д. КОРОБА, СОБАКА, КОШКА, ДЕВОЧКА, МЕДВЕДЬ, КОЗА, ШОФЕР, ПАРИКМАХЕР, БАБОЧКА. УЧИТЕЛЬ, ЛЕТЧИК, РЫ¬БА, ПТИЦА, МИЛИЦИОНЕР, МАЛЬЧИК, МУХА, БАЛЕРИНА, ЗМЕЯ, ЧЕРЕПАХА, КУРИЦА. БАБУШКА, КЛОУН и т. д. 38. «Волшебные кляксы» Развитие воображения, мышления, речи До начала игры изготовляется несколько клякс: на середину листа бумаги выливается немного чернил или туши и лист складывается пополам. Затем лист разворачивается, и можно начинать игру. Иг-рающие по очереди говорят, на что похожа клякса. Выигрывает тот, кто назовет больше всего предметов. 39. «Отгадай вопрос» Развитие внимания, мышления Дети садятся в кружок. Ведущий, бросая мяч ребенку, называет имя существительное; ребенок, бросая мяч обратно, — вопрос к этому име¬ни существительному (кто? или что?). 40. «Что делать?» Развитие слухового сосредоточения, мышления; моторная разрядка Ведущий читает рассказ, делая остановку после каждого слова. Зада¬ние детям: если они услышат слово, отвечающее на вопрос «что делать?», нужно поднять обе руки над головой и помахать ими.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие эмоций и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста.

Конспект занятия на тему :Развитие эмоций и навыков общения у детей старшего дошкольного возраста....

ГРУППОВЫЕ ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНТЕЛЛЕКТА И НАВЫКОВ ОБЩЕНИЯ У РЕБЕНКА (КОМПЛЕКСНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИВАЮЩИХ ИГР)

В основе предлагаемой программы лежит идея использования в обучении собственной активности ребенка в условиях коллективной игры....

Развитие интеллекта и навыков общения посредством групповых игр

Развитие интеллекта и навыков общения посредством групповых игр           В основе данного методического пособия лежит идея использования в обучении собственной активност...

Развитие интеллекта и навыков общения ребенка

Групповые занятия  (цикл занятий) посредством которых развиваем внимание, память, речь, мышление, дисциплинарность, сплоченность, наблюдательность, способность организовавываться и успокаиваться....

Игры для развития сотрудничества и навыков общения

Предлагаемые игры способствуют развитию творческого взаимодействия между взрослым и ребенком, между детьми; умению выразить себя разными средствами. Игры способствуют образованию доброжелательной атмо...

Консультация для родителей «Возможности игры для развития интеллекта ребенка»

Проблема формирования интеллектуальной активности детей дошкольного возраста вот уже на протяжении не одного десятилетия занимает одно из важнейших мест в психолого-педагогических исследованиях....

Формирование навыка общения у ребенка раннего возраста

Основным средством общения между людьми является речь. Именно с помощью речи люди могут понять друг друга и договориться о важных вещах. Если же этот основной канал коммуникации нарушен, то участники ...