"Ай да мы!"
план-конспект занятия по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

конспект занятия по познавательно-речевому развитию для детей 6-7 лет

Скачать:


Предварительный просмотр:

Название занятия: «Ай да мы!»

Место проведения: групповая комната;

Время проведения: 9.00;

Длительность занятия: до 30 минут.

  • Расширять представления дошкольников о буквах и звуках (согласные звуки по твердости-мягкости);
  • Совершенствовать умения производить звуковой и слоговой анализ слов,;
  • Закреплять знания терминов «Звук», «Слог», «Слово»;
  • Развивать интерес к чтению;
  • Развивать фонематический слух, фонематическое восприятие, грамматическую правильность речи;
  • Воспитывать культуру общения, поведения и культуру деятельности, интерес к знаниям.

  • Приоритетная  образовательная область – «Речевое развитие».
  • По задачам психолого-педагогической работы:  «Социализация».
  • По средствам организации и оптимизации образовательного процесса:

 «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

  • Игровая;
  • Познавательная;
  • Восприятие художественной литературы;
  • Здоровье

  • Конверты с заданиями, пустой конверт с обратным адресом;
  • Домики гласных и согласных звуков, разрезная азбука;
  • Фланелеграф, плоскостные изображения паровоза и вагончиков с 1 – 4 окошками;
  • Текст сказки: Г Юдина «Мыша - водолаз»;
  • Схемы звукового анализа слов (по количеству детей), предметные картинки;
  • Магнитно-маркерная доска, маркеры;
  • Простые карандаши;
  • Буквы М, О, Л, О, Д, Ц, Ы.

Воспитатель: Дети, мы с вами не раз участвовали в конкурсах (в детском саду, в городе). Получали дипломы победителей, грамоты, сертификаты. И вот через сеть Интернет я узнала о Всероссийском  конкурсе для дошкольников. Называется он «Ай да мы!». Конкурс – для будущих первоклассников.

Будем участвовать?

Воспитатель и дети обсуждают возможность участия в конкурсе.

Воспитатель: У нас уже и задания есть. Вот они (показывает большой конверт).

Правила конкурса таковы: Мы поочередно выполняем предложенные задания,  после занятия помещаем в другой конверт и отправляем его указанному адресу.

Воспитатель: (Открывает  конверт, достаёт  из него лист с заданием, подходит с детьми к столу)

Первое задание, которое нам надо выполнить – «расселить жильцов».

Перед нами  2 домика  и набор букв - жильцов.  Как считаете, дети, какие буквы  следует поселить в этом домике?  (показывает домик с красной крышей)  Почему? А  как бы сделала Лиза?   Почему?  Какие буквы могут поселиться в этом домике? (показывает домик с синей крышей) Почему? Дима, у тебя какая буква

Воспитатель: (Достаёт  следующее конкурсное задание, проходит к фланелеграфу)

Дети, возьмите по одной картинке, определите, сколько частей в слове- названии животного, изображённого на картинке, обозначьте количество частей цифрой в белом квадратике на картинке. Эти животные – пассажиры вот этого весёлого поезда. Помогите пассажирам найти свой вагончик. Количество частей в слове-названии  и количество окошек в вагончике должно совпадать. Алёша, кто изображён у тебя на  картинке?  В каком вагоне он поедет? Почему?  Сколько частей в слове  «лев»?  Катя, в какой вагон ты поместила бегемота? Почему в этот вагон? Сколько окошек в этом вагоне? Сколько частей в слове бегемот? Назови первую часть слова, вторую. Дети, как вы считаете, Катя правильно выполнила задание? У кого есть другие варианты? Как думает Лена?  Дети,  как думаете, черепаха в своём вагоне находится?   Почему?  Кто помогал найти свой вагон черепахе?  Как ты определил (а) вагон? Произнеси слово черепаха по частям. Сколько гласных звуков в это слове? Назови их.

А сейчас посмотрите на этот весёлый паровозик и скажите, можно ли его отправлять.  Все ли «пассажиры» находятся  на своих местах?

Как вы считаете,  это конкурсное задание мы выполнили?

Воспитатель:  (Достаёт  следующее конкурсное задание.)

Внимательно прослушайте сказку «Мыша-водолаз» писателя  Г. Юдина,

запомните все-все слова со звуками В и Вь. А как только я прочитаю всё – вы назовёте эти слова.

Вова, какие ты слова запомнил из текста? А Маша?...

В случае затруднений детей использую наводящие вопросы по тексту.

Названые детьми слова воспитатель подчеркивает в тексте выделителем.

Воспитатель: (достаёт следующее задание – предлагает детям по карточке размером А5 с изображением предметных картинок и схем с заданным положением звука в слове.) А это задание нам удобнее выполнить за партами. Не забывайте о сохранении правильной осанки. Кто стоит за партами, встаньте на обе ноги, расправьте спинки; а тем, кто сидит – сяду прямо, не согнусь,  

ноги в пол упри скорей,

спинку к стульчику приклей.

Воспитатель читает:   «Определи, где находится заданный звук в названиях картинок»: в начале слова, в середине или конце?

Раздаю из конверта детям.  Вслучае затруднений детей использую метод по аналогии

Воспитатель: Дима, почему дорожку от лисы провел к этой схеме? Где находится звук Л в слове? Точно в середине? Он гласный или согласный, твёрдый или мягкий?... Будьте внимательнее.

Дети, поменяйтесь карточками, проверьте друг у друга, но не спешите исправлять! Еще раз убедитесь, что это верно.

Открываю следующий конверт.

Конверт 5 (в нем 4 пустых конвета. На каждом из них – схема звукового анализа слов и карточка – картинка А4( индивидуально каждому)). 

Воспитатель: «Соотнеси картинку со схемой» (работа за партами с использованием магнитно-маркерной доски)

Схемы размещаю на доске.

        И говорю – определи, какая схема подходит к названию предмета на твоей карточке.

В случае затруднений детей использую метод проб и ошибок.

        Кто определил? – иди Полина к доске. Под какой схемой разместишь свою карточку, почему?...

Воспитатель: Все справились хорошо.

Убираю всё по конвертам.

Работа с сенсорно-координаторным тренажем (по углам)

Дети, а сейчас я прошу вас пройти на середину нашего коврика, чтобы немного отдохнуть – поработать с сенсорно-координаторным тренажем, что по углам нашей комнаты.

Встали прямо, распрямили спины, ноги помним – будто приклеились к коврику, делаем лёгкий поворот головы в нужную сторону.

1 – умывается,

2 – чистит зубы,

3 – спит,

4 – бежит.

4, 3, 2, 1;      1, 3, 2, 4;      2, 4, 1, 3

Открываю следующий конверт.

Конверт 6 «Составь слово» Работа у монитора

И это же задание у воспитателя на листе

Воспитатель (читает задание):По первым звукам в предложенных на мониторе картинках составь новое слово.

В случае затруднений детей использую приём  рассуждения.

Убираю в конверт выполненное задание.

Открываю следующий конверт.

Конверт 7 «Цепочка слов» (на листах А4 на доске ).

Воспитатель: Дети, а сейчас поработаем у доски.

Размещаю «Цепочку слов» на доске.

Воспитатель: Найдите все слова в цепочки.

В случае затруднений детей использую метод мозгового штурма.

Воспитатель:Сережа назвал, Ирину послушаем. Ты, Вика, прочитай, какое слово нашла. Смотрим на цепочку – нет ли еще слов.

Названые детьми слова обвожу маркером.

Убираю задание в конверт.

И последний конверт. Открываю.

Конверт 8 «Собери слово» Магнитные буквы м,о,л,о,д,ц,ы

Воспитатель: Что же в этом конверте нам прислали?

 Достаю буквы и хаотично размещаю на доске. Удивляюсь – одни буквы. А что мы можем сделать с буквами? (назвать, определить гласный или согласный звук обозначает, собрать из букв слово и прочитать)

В случае затруднений детей активизирую мыслительную деятельность детей.

Собрали слово и прочитали: « молодцы».

Воспитатель: Молодцы дети. Теперь нам остаётся ответы наши отправить по указанному адресу.