консультация для воспитателей
консультация по обучению грамоте (подготовительная группа) по теме

 игровой материал по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ТНР поможет воспитателям закрепить у детей навыки, полученные на фронтальных занятиях, проводимых логопедом

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dlya_vospitateley-_obuchenie_gramote.docx40.46 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 детский сад № 50 города Ставрополя

Консультация для воспитателей

«Обучение грамоте в детском саду»

Подготовила и провела:

                                                                                                    учитель – логопед

                                                                                              О.Н. Малышко

2017 г

В связи с введением ФГОС ДО в детском саду предусмотрена подготовка детей к обучению в школе только в игровой форме, а не на занятиях. Однако, общеобразовательная школа также вводит ФГОС и  предъявляет новые, более высокие требования к подготовке детей к школьному обучению.

В соответствии с программой массового детского сада, основными задачами обучения являются:

  1. Практическое усвоение лексических грамматических средств языка;
  2. Формирование полноценной звуковой стороны речи;
  3. Подготовка к грамоте; овладение её элементами;
  4. Дальнейшее развитие и совершенствование имеющейся у детей связной речи.

Формирование речевой практики, являющейся базой для усвоения элементарных закономерностей языка, осуществляется на основе развивающегося фонематического восприятия, правильного произношения звуков и правильного восприятия структуры слова; практического умения различать, выделять и обобщать значимые части слова, а также наблюдений над связью слов в предложении.

Процесс обогащения представлений и знаний детей о слове как единице языка - процесс сложный и длительный, он предполагает:

  • Усвоение звукового строения слова.
  • Усвоение слогового состава слова.
  • Анализ словесного состава предложения.

Усвоение звукового строения слова.

Для правильного развития речи большое значение имеет хорошо развитый фонематический слух, т.е. уметь слушать, вслушиваться в звуки, из которых состоит речь, отличать одни речевые звуки от других.

Усвоение и совершенствование звуковой стороны языка происходит постепенно на основе общения ребёнка с окружающими в различных видах деятельности. Вначале это вслушивание в звуковые слова, различение и правильное произношение звуков, затем самостоятельное вычленение их из слова, анализ его звуковой структуры, активные действия со словами.

Предварительное ознакомление детей с терминами «слово» и «звук» имеет большое значение. Прежде чем научить слышать звуки, различать их между собой, определять последовательный ряд звуков в слове, необходимо помочь ребёнку понять слова «звук». Первоначальное ознакомление с этим термином целесообразно организовать на материале неречевых звуков.

Игры: 

«Молчанка»:

Воспитатель предлагает детям помолчать 2-3 минуты.

«Раз, два, три, четыре, пять, начинаем мы молчать и

спокойно слушать звуки»

Затем педагог задаёт вопрос: «Какие звуки вы успели услышать?»

/Иногда дети не могут ответить, т.к. им малопонятно слово «звук»/

«Угадайте, что я делаю?»

Цель - научить "вслушиваться и различать звуки, издаваемые различными предметами.

Дети слушают с закрытыми глазами и отгадывают производимые педагогом действия: стук карандашом, деревянными ложками, звук погремушки, выливать воду, хлопать в ладоши, играть на барабане.

Педагог уточняет: «Вот вы не видели, что я делаю, но узнавали это по звукам! Вы слышали «звуки». Затем обращает внимание на причину образования звука - движение предметов: карандаши, ложки, молоток лежат

  • звуков нет, когда они движутся, стучат, мы слышим звуки. Предметов много и звуков много и все они разные. Мы живём среди звуков, но не всегда их слушаем.

«Кошка ищет котёнка»

Цель - научить детей самих извлекать звуки и изменять их силу и громкость.

Дети прячут в любом месте групповой комнаты игрушечного котёнка, затем приходит мама-кошка, и начинает его искать по звукам (по хлопкам детей в ладоши). Звуки от хлопком могут быть громкие и тихие, - говорит педагог, - если мама - кошка далеко от котёнка - хлопки слабые и звуки тихие; мама-кошка приближается к котёнку - хлопки усиливаются и звуки становятся громче, мама рядом с котёнком - звуки громкие и звонкие.

  • Игры   варьируются   использованием   новых   игрушек, музыкальных инструментов, игровыми приёмами.

Переход от занятий с неречевыми звуками к ознакомлению со звуками речевыми - важный момент в работе. В организуемых с этой целью наблюдениях необходимо показать различие в образовании неречевых и речевых звуков. Первая встреча детей со звуками речи происходит на занятии с использованием - русской сказки «Теремок».

«Теремок»

Цель: - познакомить детей с основными гласными звуками речи:

А, Э, О, У, Э, И.

ОБОРУДОВАНИЕ: настольный театр «ТЕРЕМОК».

Ход:

«Сегодня мы будем знакомиться со звуками речи. В этом нам помогут герои сказки «ТЕРЕМОК».

Педагог покачивает сказку. Каждый персонаж, поселившись в теремке, устраивает концерт, тянет - поёт свой определённый звук. Лягушка - А, мышка - И, зайчик - Э, лисичка - О, волк - У, а медведь при неудачной попытке залезть в теремок рычит - Ы.  Затем дети сами становятся исполнителями.

Педагог объясняет: «Пока ребёнок - лягушка (зайчик и др.) стоит с закрытым ртом, нет звука, раздвинул губы, открыл рот - звук есть. Сидят зверушки в теремочке, молчат и ничего не слышат. Вышли на полянку, начали двигать язычком и губами, и мы слышим звуки. Значит, звуки речи - это то, что мы слышим и произносим».

На материале речевых звуков продолжается накопление и расширение представлений детей о содержании термина «звук». С этой целью проводятся игры с участием персонажей теремка.

  1. «Кто, кто в теремочке живет?»
  • На вопрос откликается (за экраном) любой из обитателей теремка. Он поёт знакомую мелодию па определённом речевом звуке: Лягушка - А? мышка
  • И, зайчик - Э, лисичка - О, волк - У, медведь - Ы. Дети запоминают и речевые звуки и их обладателей.

  1. «У кого дольше звучит?»

Соревнуются 2 персонажа. Дети - исполнители, например, лягушка и медведь, поют как можно дольше (па одном выдохе) свой звук : Лягушка

  • А, медведь - Ы. Педагог, берущий на себя роль судьи ведёт счёт, затем объявляет результаты: «Пока лягушка тянула свой звук я досчитала до шести, а слушая медведя, успела досчитать до четырёх. У кого звук дольше звучал?». Дети называют победителя. Педагог уточняет: «звуки бывают долгие и короткие».

  1. «Чей голос звонче?»

Устраиваются соревнования в пении между лягушкой и др. обитателями теремка. На роль мышки подбирается ребёнок с высоким голосом. Мышка поочерёдно тянет свой звук - И - в паре с волком, медведем, лисой, зайчиком, дети слушают и определяют у кого голос звонче. Педагог говорит: «Бывают звуки высокие и низкие»

  1. «Далеко или близко?»

Воспитатель за экраном издаёт звук от лица какого-либо персонажа, меняя илу голоса, а дети угадывают, где находится обладатель звука: далеко или близко.

«Звуки бывают сильные, громкие и слабые, тихие». Таким образом,  дети знакомятся с гласными звуками. Педагог подводит итог занятия: «Мы узнали звуки, которые можно петь: свободные, певучие, голосные. Запомним их названия - гласные».

Работа по ознакомлению с согласными звуками осуществляется при активной деятельности самих детей.

                            Фрагмент занятия «Согласные звуки П,Т,К:

 Предлагается сказка о весёлых звуках:

«Жили- были весёлые звуки. Они умели петь песни. Их звали А,Э, О,У,И,Ы. А всех вместе называли «ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ». У гласных были звонкие голоса, и они пели, как птицы. Однажды они так весело запели, что и другим звукам тоже захотелось петь.

  • М, М, М, М - замычал М. Мычал, мычал, а песенку спеть не смог. Заплакал он, загоревал: «Ох, какой я не певучий».
  • П, П ,П, П - запыхтел П, тоже не смог спеть. Заплакал, загоревал.
  • К, К, К, К - закряхтел звук К. Никак не получается песня. Заплакал, ему тоже хотелось петь.
  • Не печальтесь, непевучие звуки, - сказал голосистый звук А. Мы, гласные звуки, можем вам помочь. Только вы всегда должны стоять рядом с нами. Согласны?

Согласны! Согласны! - закричали непевучие звуки.

  • Вот и хорошо! За это мы будем вас всех называть «СОГЛАСНЫЕ ЗВУКИ» - сказали гласные. И стали с тех пор крепко дружить гласные и согласные звуки. Вот послушайте: па - па - па, то - то - то, ку - ку -ку.»

Затем воспитатель предлагает детям самим, попробовать испытать какую -нибудь мелодию. После этого дает детям задание: приложить руку к горлу в момент произношения согласных звуков, затем гласного, чтобы ощутить плавный выдох при произнесении гласных и толчкообразный -согласных.

ИТОГ - «звуки бывают гласные и согласные».

Термин «слово» дети усваивают практически в процессе всей работы по обучению родному языку. Но есть необходимость и в специальных занятиях на эту тему. Воспитатель составляет на экране из кружочков разного цвета, символизирующих определённую букву, слово, сопровождая свои действия объяснениями: «Первый, чёрный кружок обозначает букву М; второй, красный - А, третий, чёрный - К. Слушайте меня внимательно, я буду произносить эти буквы подряд». Воспитатель, интонируя длительность звучания первых звуков и акцентируя мгновенность последнего, произносит: «М, А, К». Затем повторно произносит звуки, укорачивая интервалы между ними, пока дети не поймут, что произнесённое слово - МАК.

ИТОГ: «из звуков молено составить любые слова». Слово - то, чем мы называем окружающие нас предметы. Для примера воспитатель показывает ряд любых предметов и называет их: «стол» - слово, «ручка» и т.д.

Очень важно научить ребёнка вслушиваться в звучащие слова. Рекомендуются два способа формирования у детей умения вслушиваться в слово:

1-ый способ: - если воспитатель хочет показать ребёнку, из каких именно звуков состоит данное слово, то произносит его, выделяя голосом все звуки- одинаково протяжно, с равным подчёркиванием звучания каждого звука: «шшааррыы».

Такой способ помогает ребенку «рассмотреть» звуки, которые составляют данное слово.

Большую помощь детям в осознании того, что звуки в слове следуют друг за другом, оказывает звуковая линейка.

2-ой способ: - если внимание ребенка необходимо обратить на какой -то определённый звук, то усиленно выделяется голосом именно этот звук: шшары, шаары, шарры, шарыы.

После того, как воспитатель научил детей вслушиваться в звучание слов, он знакомит их с тем, что слова звучат по -разному: суп, мох, шина, барабан. Есть слова, звучащие похоже - свечка - овечка, мишка - мышка. Детей знакомят с такой особенностью слова, как длительность звучания (короткое слово имеет мало звуков, поэтому произносится быстро, в длительном слове - много звуков).

И, наконец, дети овладевают умением выделять отдельные звуки в слове. Они узнают, что каждый звук занимает в слове определённое место, что один звук может слышаться и в начале, и в середине, и в конце его. Последнее может вызвать у детей большие затруднения, если дети не усвоили при овладении программным материалом по математике понятие «ряд». Если дети не владеют понятиями слева, справа, перед, за, в начете, в середине, в конце, между, то им трудно найти место звука в слове. Поэтому, вначале, за рамками занятий по звуковому анализу формируется понятие «ряд». Для этого можно использовать сказку «Репка». С помощью тематического ряда можно выделить любой его предмет из начала, середины, конца ряда. Можно наблюдать изменение ряда, когда один предмет заменяется другим, перемещается, исчезает или добавляется. Дети отмечают, что ряд удлиняется за счёт наращивания его элементов или укорачивается за счёт сокращения их количества. Необходимое условие -каждый ребёнок должен быть ознакомлен со сказкой «РЕПКА» и хорошо знать её персонажей и последовательность их появления.

Игры: «Кто тянул репку?»

Цель - подготовка к звуковому анализу; -   усвоение значения слов: ряд, место, начало, середина, конец, слева, справа, по порядку - первый, второй, рядом, перед), за, между, впереди, позади, сначала, потом.

 Оборудование: фигурки настольного театра «РЕПКА».

Ход:

Напомнив содержание сказки, воспитатель показывает порядок образование ряда:

«Сначала пришёл тянуть репку дед, - мы его поставим в начале ряда, потом встала бабка за дедом, после бабки прибежала внучка и встала за бабкой и т. д. Все встали по линеечке друг за другом и получился ряд.

Ряд начинается слева. Вот здесь (жест). Покажите левую руку. Ряд тянется вправо от деда до мышки. А вот здесь ряд закончился. Мышка

последняя. Здесь конец ряда. Дед стоит в начале ряда, мышка - в конце. А между ними бабка, внучка, Жучка, кошка. Они в середине ряда. Это середина.

«Пустое место»:

Цель: - закрепление представлений детей об образовании ряда, о месте предмета по отношению к другим.

- усвоение термина «место». Воспитатель показывает дорожку с отверстиями для персонажей сказки. Пока дорожка со свободными местами. Первое место - слева (показ), последнее - справа (показ). Место за местом получается ряд. «Помогите заполнить пустые места»:

  • Кто стоял за дедом?
  • Баба.
  • Зовите бабу на место.
  • Баба иди на место.
  • Кто стоял после бабы?
  • И т. д.

Дети уточняют, кто стоит перед (за), между кем и после кого.

«Ряд наш закрывается, игра продолжается!» Убирается одна из фигур, пока дети закрыли глаза. - «Кто ушёл?».

Дети: - Баба, Тили - тили тесто, баба, иди на место!

          «Прогулка»

Цель: - закрепить понятия: «начало, середина, конец» ряда,

- показать, что один и тот же предмет может находится в разных частях ряда.

Ход:

«Все герои сказки пошли в лес погулять. Идут друг за другом. Кто за кем? (Дети называют). Вдруг, мышка говорит: «Я хочу идти впереди. Дед, иди на мое место». (Фигурки переставляются). Кто первый? Кто последний? Педагог фиксирует внимание детей на местоположение предметов в ряду. Ряд меняется несколько раз. Затем дети сами берут фигурки. Занимают чужие места, затем опять свои по инструкции педагога.

            «Который и сколько?»

Цель: - познакомить детей с порядковыми числителями.

Ход:

Воспитатель договаривается с детьми играть в театр «РЕПКА» с условием считать: «Я буду называть тех кто пришёл тянуть репку, а вы будете считать, сколько героев собралось».

Воспитатель: - дед - первый, баба - вторая. Сколько их всего?

"Дети: - Два.

Воспитатель: - дел - первый, баба - вторая, внучка - третья. Сколько их всего?

Дети: - Один, два, три. Всего три и т.д.

          «Что изменилось и ряду?»

Ряд, составленный из героев сказки, закрывается экраном и за ним производятся действия: - удаление предмета, добавление нового, перемещение фигурок или их замена. Когда ряд открывается, дети отвечают на вопросы воспитателя:

  • Вот пустое место. Которое оно по счёту?
  • Второе.
  • Кто ушёл?
  • Баба.
  • Кто поменялся местами?
  • На каком месте Жучка?
  • На котором месте должна стоять кошка?
  • Кого заменил петушок? Внучку.
  • Убери петушка, поставь внучку.
  • За кем стоит внучка?
  • Перед кем? На котором месте? И т.д.

В результате такого поэтапного ознакомления со звуковой стороной слова (начиная со средней группой) ребёнок учится осмысленно анализировать звуковой состав слов.

Усвоение слогового состава слов:

         Слоговой анализ слов - это следующая ступень ознакомления ребёнка со звуковой стороной слова. Многие дошкольники часто смешивают понятие «СЛОВО» и «СЛОГ». В начале обучения необходимо вместо терминов «СЛОГ» и «СЛОВО» употреблять «ЧАСТЬ», «ЧАСТИ». Чтобы дети хорошо усвоили разницу между словом и слогом и приобрели навыки деления слов на слоги, проводятся различные упражнения.

  1. «Слова можно разделить на части. Положите руку (тыльной стороной) под подбородок и произнесите слово «СА-МО-ЛЁТ». Сколько раз опустился подбородок, столько частей в слове». «Сколько частей в слове «СУП»»?
  2. Игры с мячом:
  • на договаривание последнего слога в словах:

Воспитатель: - Я начну, а вы кончайте - часть любую добавляйте. Можно «СЫ», можно «СА».

Зачем бросает мяч кому-нибудь из детей, стоящих в кругу и одновременно произносит свой слог «БУ» («ВЕ», «НО», «РО»). Ребёнок, .поймавший мяч, должен добавить к услышанному слогу «СЫ», «СА» и возвратить мяч.

Воспитатель продолжает: «Произнесу  части по порядку (произносит слоги). Что получилось? Дети отвечают. Правильно, из частей получилось целое слово» («БУСЫ» и т.д.).

Внимание детей специально обращают на то, что слоги в слове звучат по-  разному, неодинаково; один из них произносится более протяжно, громче, это ударный слог. Па начальном этапе работы с детьми нужно ограничиться только слоговым анализом слов с открытыми слогами (ШИНА, ШУБА, ЛИСИЦА). Воспитатель самостоятельно решает, на каком занятии нужно впервые сказать детям, что части слова называются «СЛОГАМИ». Облегчает на первых порах понимание слогового чтения, применения графического изображения частей слова в виде клеток - квадратов (один квадрат соответствует одному слогу).

 Рыба -

         Рыбаки -

С помощью указки дети определяют последовательность звучания слогов, и из каких частей состоит данное слово. Можно применять и другую схему:

«Отрезок линии - это слово. Внизу короткие чёрточки - слоги». Две чёрточки - два слога.

Задание: подобрать слово с двумя слогами:

Упражнения:

  1. Определить, сколько частей в слове?
  2. Назвать первую (вторую, третью) ... часть.
  3. Подобрать слова с частью МА
  4. Подобрать имя мальчику, чтобы в нём было 3 части.
  5. В названии каких предметов часть слова одинаковая: зайчик - кузнечик и

т. д.

  1. Измени слово так, чтобы получилось слово из 2-х частей: шар - шары. Отхлопать части в ладоши.

В результате последовательного усложнения заданий воспитателя, дети начинают осознавать слоги как отдельные элементы слова.

Анализ словесного состава предложения.

В процессе речевой работы, дети узнают, что слова связаны между собой по смыслу и составляют законченную мысль, что об одном предмете можно сказать по-  разному - коротко или распространённо. Воспитатель знакомит детей (начиная со старшей группы во II половине года) с тем, что такое предложение и какое оно бывает (длинное, короткое). Работа с детьми по анализу словесного состава предложения должна проходить систематически. На самом начальном этапе проводится ряд 8-10 минутных упражнений, в которых дети усваивают словесный  состав    предложения.   Слова в предложении, как и звуки, и слоги в слове, следуют одно за другим. Воспитатель следит за тем, чтобы дети научились членить предложения на слова  и составлять его из слов.

При формировании у детей умения пользоваться простым предложением из 2 - 3 - 5 слов, необходима ясность в понимании каждого члена предложения. Воспитатель следит за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправляет его вопросами), «ПОТОМУ ЧТО», следит за правильным употреблением соответствующей формой глагола, согласованием его в числе и лице с существительным. Широко используется прием подбора однородных подлежащих, сказуемых, дополнений и т.д. на вопрос «КТО?» дети отвечают по-  разному: Мама, Папа, брат, сестра, мальчик и т.д. На вопрос «ЧТО ДЕЛАЕТ?» - сидит, спит, ест Первоначально, используя вышеперечисленный лексический материал, дети составляют предложения типа:

Сущ. в И.п. + глагол: Мама сидит.

Затем модель усложняется:

Сущ. в И.п. » глагол т прямое дополнение: Мама пьет чай.

Сущ. в И.П. + глагол + прямое дополнение (В.п.): Брат ест кашу, Папа читает газету

Сущ. в И.П. + глагол +  2 зависимых падежа (В.п,  Д.п. ед. ч.): Бабушка дала внуку конфету.

Составляя предложения по описанию различных действий, по содержанию картины и т.п. дети подводятся к формированию умения связно рассказывать об увиденном.

Упражнения:

  1. Составить предложение о словом «ЗОНТ», состоящее из 2-х слов. Какое первое? Какое второе? Составить предложение с этим словом из 3-х слов.
  2. Составить со словом «ШИНА» 2 предложения: длинное и короткое. Нарисовать столько чёрточек, сколько слов в предложении.
  3. Составить про «мышь» предложения из 2-х слов, а про «мышонка» из 3-х. Составить предложение про них обоих т 4-х слов.
  4. Составить предложение по картине из любого количества слов.
  5. Придумать рассказ про картину из 3- предложений и т.д.

Подготовка руки к письму на занятиях по обучению грамоте

В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Поэтому очень важно поставить руку, подготовить её к работе.

Существует несколько способов и средств укрепления мускулатуры

руки:

 1. Штриховка (тетрадь в линию)

 2.  Работа  по разлиновке в тетради с направляющей:  предметы, узоры,

прямые и наклонные элементы.

 3.   Лепка, конструирование

4   Рисование, раскрашивание книжек - раскрасок.

5. Практическое выполнение рисунков, узоров и т.д. в тетради в клетку.

Кроме того, можно проводить физ.минутки для развития пальцевой

моторики руки.

Перед непосредственной штриховкой можно использовать следующие упражнения:

  • Игра с мозаикой, с конструктором
  • Застегивание пуговиц, шнуровка ботинок, нанизывание бус.
  • Рисование воображаемых предметов в воздухе.
  • Складывание узоров из спичек пени счетных палочек по образцу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему:«Взаимодействие воспитателя по физической культуре с воспитателями дошкольного учреждения по вопросам физического воспитания, сохранения и укрепления здоровья детей»

Одной из задач, реализуемой педагогическим коллективом нашего детского сада является оптимизация работы по формированию у дошкольников потребности в двигательной активности, привычки здорового о...

Консультация для воспитателей. "Речь воспитателя - основной источник речевого развития детей в детском саду. Требования к культуре речи воспитателя"

Главную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет воспитатель и его речь, поскольку большее время в этот период своей жизни дошкольник проводит именно с ним....

Консультации для воспитателей Приобщение детей к народным традициям Кубани.Консультации для воспитателей

Консультации для воспитателейПриобщение детей к народным традициям Кубани. В настоящее время растет интерес к осмыслению, укреплению и активной пропаганде национальных культурных традиций, воплощ...

Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»Консультация для воспитателей «Патриотическое воспитание дошкольников»

Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.Чувство...