Консультация для родителей-"Сформированность фонематического слуха-главное условие успешного обучения грамоте"
консультация по обучению грамоте на тему

Консультация для родителей "Сформированность фонематического слуха-главное условие успешного обучения грамоте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovety_logopeda.docx27.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад№4 «Вис-вис» общеразвивающего вида» д. Полевая

 Волжского муниципального района Республики Марий Эл

Консультация для родителей

Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте.

Провела:

 Дмитриева Э.В.,

учитель-логопед

1 кв.категории

2016г.

Сформированность фонематического слуха  главное условие успешного обучения грамоте.

   Наш логопедический пункт посещают в основном дети старшей и подготовительной групп. Особое внимание мы уделяем формированию у детей фонематического слуха и правильному произношению всех речевых звуков. Это основа для дальнейшей работы по подготовке детей к школе, а именно по обучению грамоте.

   Большинство родителей думают, что достаточно выучить с ребенком буквы - он станет грамотно читать и писать. Однако, как показывает практика, знание букв не исключает серьезных затруднений у дошкольников при обучении грамоте.

   В чем же причины?
• нарушение фонематического восприятия, 
• дефекты произношения, 
• несформированность навыков звукового анализа и синтеза.
  Для того чтобы грамотно писать, ребенку необходимо представлять, что предложения состоят из слов, слова из слогов и звуков, а звуки в слове расположены в определенной последовательности.
  Если мы хотим, чтобы ребенок усвоил чтение быстро и легко, а также избежал многих ошибок, следует развивать фонематическое восприятие (различении звуков родного языка). Различение гласных – согласных звуков различение звонких-глухих, твердых-мягких звуков различение порядка звуков в слове интенсивное развитие словаря и овладение произношением. 

Что должен ребёнок усвоить в старшем возрасте:
- наша речь состоит из предложений.
- предложение - это законченная мысль.
- предложения состоят из слов.
- слова состоят из звуков.
- звук - это то, что мы слышим и произносим.
- буква - это то, что мы видим и пишем.
- звук на письме обозначается буквой.
- звуки бывают гласные и согласные.
Гласные звуки - звуки, которые можно петь голосом (выше-ниже), при этом воздух, выходящий изо рта, не встречает преграды.
В русском языке шесть гласных звуков: [а] [у] [о] [и] [э] [ы]. 
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Гласных букв - десять: «а» «у» «о» «и» «э» «ы» «я» «ю» «е» «ё».
Шесть гласных букв - «а» «у» «о» «и» «э» «ы» - соответствуют звукам.
Четыре гласные буквы - «я» «ю» «е» «ё» - йотированные, то есть обозначают два звука: («я» - [йа], «ю» - [йу], «е» - [йэ], «ё» - [йо]) в следующих случаях: в начале слова (яма, юла); после гласного звука (маяк, заюшка); после мягкого и твердого знаков (семья, подъем). В остальных случаях (после согласных) йотированные гласные буквы обозначают на письме мягкость впереди стоящего согласного звука и гласный звук: «я» - [а], «ю» - [у], «е» - [э], «ё» - [о] (береза, мяч).
Согласные звуки - звуки, которые нельзя петь, так как воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду.
Глухость и звонкость согласных звуков определяются по работе голосовых связок и проверяются рукой, положенной на горло.
Глухие согласные звуки (голосовые связки не работают, то есть горлышко не дрожит): [к] [п] [с] [т] [ф] [х] [ц] [ч] [ш] [щ].
Звонкие согласные звуки (голосовые связки работают, то есть горлышко дрожит): [б] [в] [г] [д] [ж] [з] [й] [л] [м] [н] [р].
Твердость и мягкость согласных звуков определяются на слух.
Согласные звуки [б] [в] [г] [д] [з] [к] [л] [м] [н] [п] [р] [с] [т] [ф] [х] могут быть твердыми (если после них стоят гласные буквы «а» «у» «о» «э» «ы») и мягкими (если после них стоят гласные буквы «и» «е» «ё» «ю» «я»).
Всегда твердые согласные: [ж] [ш] [ц].
Всегда мягкие согласные: [й] [ч] [щ].
Твердые согласные звуки на схемах обозначаются синим цветом.
Мягкие согласные звуки на схемах обозначаются зеленым цветом.

 В своей логопедической работе я использую игровые технологии, т.е. это группа методов и приемов организации педагогического процесса в форме игр.

    Предлагаю вашему вниманию словесно-дидактические игры, способствующие развитию фонематического восприятия, звукового анализа и синтеза. Эти игры мы применяем как на занятиях, так и в свободной игровой деятельности.

  1. «Кто внимательнее» Взрослый показывает картинки и называет их. Ребёнок внимательно вслушивается и отгадывает, какой общий звук встречается во всех названных словах. Например, в словах коза, медуза, роза, незабудки, стрекоза общий звук [з].
  2. «Отстукивание слогов». Взрослый напоминает ребёнку, что каждое слово можно «отстучать» или «отхлопать» по количеству слогов: ма-ши-на и т.д. Затем водящий громко и отчётливо называет слово. Ребёнок отхлопывает в ладоши это слово.
  3. «Цепочка слов». Взрослый называет слово, ребёнок определяет последний звук в этом слове и на этот звук придумывает новое слово. Образуется цепочка слов: книга-апельсин- нос-солнце.
  4.  «Телеграфисты». Взрослый придумывает слово и произносит это слово по звукам, а ребёнок называет эти звуки слитно, осуществляя операцию звукового синтеза. Например, родитель – слово «м  а   к», при этом между звуками соблюдается временный интервал, а ребёнок их , последовательно выдаёт нужное слово «мак»
  5. «Поймай звук» Родитель произносит любое слово и говорит, какой по счету он должен назвать звук. Например, слово «дом» второй звук. Ребёнок отвечает: «второй звук в слове «дом» звук [о].
  6. «Мягкие и твёрдые звуки». Родитель произносит слоги, где согласный звук в слоге твёрдый. Ребёнок, преобразовывая слог, называет согласный звук мягко. Например: та – тя, ту – тю, ты – ти, то – тё и т. д. 

Задача взрослых заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось     участвовать в процессе развития речи. Для этого совместная деятельность не должны быть скучной, а должна быть интересной игрой.

                                                                                             

                                                                Учитель-логопед Э.В.Дмитриева


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе».

«Выявление способа познания, как условие успешного обучения ребёнка в школе»....

СФОРМИРОВАННОСТЬ ФОНЕМАТИЧЕСКОГО СЛУХА – ГЛАВНОЕ УСЛОВИЕ УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ. Консультация для родителей

В консультации родителям  дается реккомендация, о чём нужно помнить, обучая детей чтению и развивая фонематический слух....

Сформированность фонематического восприятия - главное условие успешного обучения детей с ОВЗ

Сформированность фонематического восприятия - главное условие успешного обучения детей с ОВЗ...

Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте.

Из материала Вы узнаете почему ребенку трудно дается обучение грамоте....

«Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте»

laquo;Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте»               Основной задачей в процессе обучения грамо...

«Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте»

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования ...

Консультация для родителей «Сформированность фонематического слуха – главное условие успешного обучения грамоте»

Основной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу слова, т.е. определению порядка следования ...