Обучение грамоте. Старшая группа. Звуковой анализ слова аист.
план-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Конспект по обучению грамоте. Старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект по обучению грамоте.19.75 КБ
Файл 17.docx19.75 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие №13

Звуковой анализ слова «Аист».

Цель: формировать у детей звуковой анализ слова;

Задачи: закреплять знания о гласных звуках; познакомить со слогообразовательной ролью гласных звуков; продолжать называть слова с заданным звуком;

Д/м: картина – схема слова  аист, фишки, мяч, указка.

Р/м: пеналы.

Ход занятия.

Упражнение.  Д/и «Отгадай, какой звук».

Цель: Умение выделять звук и  слог.

Способ достижения: логопед называет звуки в вперемешку твёрдые и мягкие согласные звуки. Дети, поднимают на твёрдый         согласный звук синий квадратик, на мягкие звуки зелёный.

Логопед: Ребята, какие звуки   я вам называла?

Дети: твёрдые и мягкие согласные

Логопед: Молодцы ребята. Ребята, а сейчас посмотрите на картинку, что на ней изображено?

Дети: Это птица аист.

Логопед: Правильно аист. Посмотрите внимательно на клеточки под рисунком. «Как вы думаете, что обозначают эти клеточки?».

Дети: Эти клеточки обозначают звуки.

Логопед: Молодцы, правильно. Сколько клеточек под картинкой?

Дети: 4.

Логопед: Ребята, как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься на занятии.

Дети: Мы будем находить место звуков в слове (аист).

Осн. часть.

Добывание новых знаний.

Звуковой анализ слова (аист). Цель: Формировать звуковой анализ слова (аист).

Способ достижения: Логопед: нарисованы четыре клеточки, потому - что в слове четыре звука? Дети несколько раз произносят слово (аист).

Логопед произносит слово (аист) с интонационным выделением первого звука ааист   и одновременно ведёт указкой под схемой, задерживая ее под первой клеточкой. Просит детей произнести слово вместе с ним.

Логопед: Ребята, какой первый звук в слове ааист?

Дети: Звук (а).

Логопед: Молодцы правильно. Звук (а) я обозначу, красным квадратиком. Почему красным квадратиком?

Дети: Это гласный звук.

 Логопед: Молодцы правильно. В какую клеточку нужно его поставить?

Дети: В первую, потому – что это первый звук в слове аист.

Логопед: Послушайте, какой второй звук в слове аиист?

Дети Звук (и).

Логопед: Звук (и) я обозначу красным квадратиком. Почему?

Дети: Это гласный звук.

Логопед: В какую клеточку нужно его поставить?

Дети: Во вторую.

Логопед: Послушайте, какой третий звук в слове аисст?

Дети: Звук (с).

Логопед: Молодцы правильно. Звук (з) я обозначу, синим квадратиком. Почему?

Дети: Это звук согласный.

Логопед: В какую клеточку нужно его поставить.

Дети: В третью.

Логопед: Молодцы правильно. Послушайте, какой четвёртый звук в слове аистт?

Дети: (т)

Логопед: Молодцы правильно, звук (т) я обозначу красным квадратиком. В какую клеточку нужно его поставить?

Дети: В четвёртую.

Логопед: Сколько всего звуков в слове (аист)?

Дети: 4.

Логопед: Правильно. Сколько гласных звуков?

Дети: Два гласных звука.

Логопед: Сколько согласных?

Дети: Два согласных звука.

Логопед: Молодцы. Мы с вами, какое сейчас задание выполняли?

Дети: Определяли место звуков в слове (аист).

2. Физминутка:

На опушке дом стоит.

За дверями стол стоит.

Вокруг дома есть забор.

Тук, тук дверь открой.

Проходите я не злой.

Игра с заданиями: Цель: Определить место звуков в слове роза.

Способ достижения: Логопед вызывает трех детей и объясняет, что будут в игре «звуками» слова (аист): первый ребёнок будет звуком (а), второй ребёнок будет звуком (и), третий ребёнок будет звуком (с), четвёртый ребёнок будет звуком (т). Каждому ребёнку логопед раздаёт фишки – квадратики. Дети строят слово аист, становясь с фишками в руках перед доской в соответствующем порядке. Логопед читает слово. Затем отходит в сторону и подзывает к себе играющих: «Подойдет первый звук слова, подойдет второй звук слова, третий звук, четвёртый звук». «Постройте слово аист». Дети «звуки» подходят по очереди и встают по порядку, поднимают свои фишки вверх. Дети – «звуки» по заданию логопеда ставят свои фишки в схему.

Логопед: «Звук (а), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь?

Дети: В  первую клеточку.

Логопед: «Звук (и), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

Дети: Во вторую.

Логопед: «Звук (с), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

Дети: В третью.

Логопед: «Звук (т), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

Дети: В четвёртую.

Логопед: Молодцы ребята. Наша игра закончилась, какие задания мы выполняли в этой игре?

Дети: Составляли слово из звуков.

Логопед: Какое это было слово?

Дети: Это слово аист.

Логопед: Молодцы ребята.

Логопед: Ребята, уберите фишки со схем: «Уберите звук (а), звук (и). Какой звук остался?».

Дети: (с), (т).

Логопед: Молодцы, ребята.

3.  Актуализация ранее приобретённых знаний.

Логопед: Ребята, на прошлом занятии мы с вами делили слова на слоги? Кто вспомнит эти слова.

Дети: Роза, дом, сани.

Упражнение «Делим слова на слоги»: Цель: Уметь делить слова на части, определять количество слогов.

Способ достижения: Дидактическая игра.

Логопед: Ребята, сколько слогов в слове (роза)?

Дети: Два слога.

Логопед: Сколько гласных звуков в этом слове?

Дети: Два звука.

Логопед: В каком слоге первый гласный звук?

Дети: В первом слоге.

Логопед: В каком слоге второй гласный звук?

Дети: Во втором слоге.

Логопед: Молодцы, в словах столько слогов, сколько гласных звуков. Молодцы с заданием справились.

Игра «Звук заблудился». Цель: Определить какой звук заблудился.

Способ достижения: Чтение стихотворения.

Синее море перед нами,

Летают майки над волнами.

Логопед: Ребята, назовите, какой звук заблудился?

Дети: Заблудился звук (ч), вместо слова майки, нужно говорить чайки.

Логопед: Молодцы ребята правильно.

Самостоятельная деятельность детей. Цель: Упражнения на закрепление.

Способ достижения: работа в тетрадях.

«От слова к звуку», с.12. Нахождение места звука в словах (аист).

Заключительная часть.

Логопед: Что нового вы узнали на занятии?
Дети: Узнали, что звуки можно  долго тянуть, что эти звуки гласные.
Логопед: Какое  слово мы сегодня с вами анализировали?
Дети: Роза.

Логопед: Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?

Дети: Играть в игру «Звук заблудился»

Рефлексия.

Логопед: Ребята, сложите звуки (а, и) из палочек.

Логопед: Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы! Похлопайте себе.



Предварительный просмотр:

Занятие №13

Звуковой анализ слова «Аист».

Цель: формировать у детей звуковой анализ слова;

Задачи: закреплять знания о гласных звуках; познакомить со слогообразовательной ролью гласных звуков; продолжать называть слова с заданным звуком;

Д/м: картина – схема слова  аист, фишки, мяч, указка.

Р/м: пеналы.

Ход занятия.

Упражнение.  Д/и «Отгадай, какой звук».

Цель: Умение выделять звук и  слог.

Способ достижения: логопед называет звуки в вперемешку твёрдые и мягкие согласные звуки. Дети, поднимают на твёрдый         согласный звук синий квадратик, на мягкие звуки зелёный.

Логопед: Ребята, какие звуки   я вам называла?

Дети: твёрдые и мягкие согласные

Логопед: Молодцы ребята. Ребята, а сейчас посмотрите на картинку, что на ней изображено?

Дети: Это птица аист.

Логопед: Правильно аист. Посмотрите внимательно на клеточки под рисунком. «Как вы думаете, что обозначают эти клеточки?».

Дети: Эти клеточки обозначают звуки.

Логопед: Молодцы, правильно. Сколько клеточек под картинкой?

Дети: 4.

Логопед: Ребята, как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься на занятии.

Дети: Мы будем находить место звуков в слове (аист).

Осн. часть.

Добывание новых знаний.

Звуковой анализ слова (аист). Цель: Формировать звуковой анализ слова (аист).

Способ достижения: Логопед: нарисованы четыре клеточки, потому - что в слове четыре звука? Дети несколько раз произносят слово (аист).

Логопед произносит слово (аист) с интонационным выделением первого звука ааист   и одновременно ведёт указкой под схемой, задерживая ее под первой клеточкой. Просит детей произнести слово вместе с ним.

Логопед: Ребята, какой первый звук в слове ааист?

Дети: Звук (а).

Логопед: Молодцы правильно. Звук (а) я обозначу, красным квадратиком. Почему красным квадратиком?

Дети: Это гласный звук.

 Логопед: Молодцы правильно. В какую клеточку нужно его поставить?

Дети: В первую, потому – что это первый звук в слове аист.

Логопед: Послушайте, какой второй звук в слове аиист?

Дети Звук (и).

Логопед: Звук (и) я обозначу красным квадратиком. Почему?

Дети: Это гласный звук.

Логопед: В какую клеточку нужно его поставить?

Дети: Во вторую.

Логопед: Послушайте, какой третий звук в слове аисст?

Дети: Звук (с).

Логопед: Молодцы правильно. Звук (з) я обозначу, синим квадратиком. Почему?

Дети: Это звук согласный.

Логопед: В какую клеточку нужно его поставить.

Дети: В третью.

Логопед: Молодцы правильно. Послушайте, какой четвёртый звук в слове аистт?

Дети: (т)

Логопед: Молодцы правильно, звук (т) я обозначу красным квадратиком. В какую клеточку нужно его поставить?

Дети: В четвёртую.

Логопед: Сколько всего звуков в слове (аист)?

Дети: 4.

Логопед: Правильно. Сколько гласных звуков?

Дети: Два гласных звука.

Логопед: Сколько согласных?

Дети: Два согласных звука.

Логопед: Молодцы. Мы с вами, какое сейчас задание выполняли?

Дети: Определяли место звуков в слове (аист).

2. Физминутка:

На опушке дом стоит.

За дверями стол стоит.

Вокруг дома есть забор.

Тук, тук дверь открой.

Проходите я не злой.

Игра с заданиями: Цель: Определить место звуков в слове роза.

Способ достижения: Логопед вызывает трех детей и объясняет, что будут в игре «звуками» слова (аист): первый ребёнок будет звуком (а), второй ребёнок будет звуком (и), третий ребёнок будет звуком (с), четвёртый ребёнок будет звуком (т). Каждому ребёнку логопед раздаёт фишки – квадратики. Дети строят слово аист, становясь с фишками в руках перед доской в соответствующем порядке. Логопед читает слово. Затем отходит в сторону и подзывает к себе играющих: «Подойдет первый звук слова, подойдет второй звук слова, третий звук, четвёртый звук». «Постройте слово аист». Дети «звуки» подходят по очереди и встают по порядку, поднимают свои фишки вверх. Дети – «звуки» по заданию логопеда ставят свои фишки в схему.

Логопед: «Звук (а), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь?

Дети: В  первую клеточку.

Логопед: «Звук (и), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

Дети: Во вторую.

Логопед: «Звук (с), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

Дети: В третью.

Логопед: «Звук (т), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

Дети: В четвёртую.

Логопед: Молодцы ребята. Наша игра закончилась, какие задания мы выполняли в этой игре?

Дети: Составляли слово из звуков.

Логопед: Какое это было слово?

Дети: Это слово аист.

Логопед: Молодцы ребята.

Логопед: Ребята, уберите фишки со схем: «Уберите звук (а), звук (и). Какой звук остался?».

Дети: (с), (т).

Логопед: Молодцы, ребята.

3.  Актуализация ранее приобретённых знаний.

Логопед: Ребята, на прошлом занятии мы с вами делили слова на слоги? Кто вспомнит эти слова.

Дети: Роза, дом, сани.

Упражнение «Делим слова на слоги»: Цель: Уметь делить слова на части, определять количество слогов.

Способ достижения: Дидактическая игра.

Логопед: Ребята, сколько слогов в слове (роза)?

Дети: Два слога.

Логопед: Сколько гласных звуков в этом слове?

Дети: Два звука.

Логопед: В каком слоге первый гласный звук?

Дети: В первом слоге.

Логопед: В каком слоге второй гласный звук?

Дети: Во втором слоге.

Логопед: Молодцы, в словах столько слогов, сколько гласных звуков. Молодцы с заданием справились.

Игра «Звук заблудился». Цель: Определить какой звук заблудился.

Способ достижения: Чтение стихотворения.

Синее море перед нами,

Летают майки над волнами.

Логопед: Ребята, назовите, какой звук заблудился?

Дети: Заблудился звук (ч), вместо слова майки, нужно говорить чайки.

Логопед: Молодцы ребята правильно.

Самостоятельная деятельность детей. Цель: Упражнения на закрепление.

Способ достижения: работа в тетрадях.

«От слова к звуку», с.12. Нахождение места звука в словах (аист).

Заключительная часть.

Логопед: Что нового вы узнали на занятии?
Дети: Узнали, что звуки можно  долго тянуть, что эти звуки гласные.
Логопед: Какое  слово мы сегодня с вами анализировали?
Дети: Роза.

Логопед: Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?

Дети: Играть в игру «Звук заблудился»

Рефлексия.

Логопед: Ребята, сложите звуки (а, и) из палочек.

Логопед: Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы! Похлопайте себе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе Звуковой анализ слова

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе«Звуковой анализ слова» Задачи: освоение звукового анализа слов;знакомство со смыслоразличительной функцией звука;совершенств...

Обучение грамоте. Старшая группа. Звуковой анализ слова "утки".

Обучение грамоте. Старшая группа. Звуковой анализ слова "утки"....

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова»

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова»...

Конспект НОД по обучению грамоте в старшей группе "Звуковой анализ слова "мама". Знакомство с ударным слогом".

Здесь вы найдете материал по обучению грамоте с применением "сюрпризного" момента....

Конспект НОД по подготовке к обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слова»

Программное содержание :- продолжать учить детей проводить звуковой анализ слова,- учить различать твердые и мягкие согласные звуки,- учить различить ударные и безударные гласные з...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. Звуковой анализ слова "КИТ"

На даннном занятии дети закрепят и освоят звуковой  анализ слов; научатся определять протяженность слов и составлять их графическую запись, усовершенствуют умения подбирать слова с заданным ...

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе «Звуковой анализ слов «слива»

Цель: учить  проводить звуковой анализ слова «Слива»      Программное содержание: учить  различать ударные и безударные гласные, твердые и мягкие согласные звуки; ...