Главные вкладки

    План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) на тему:
    Обучение грамоте. Старшая группа. Звуковой анализ слова аист.

    Конспект по обучению грамоте. Старшая группа.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл Конспект по обучению грамоте.19.75 КБ
    Файл 17.docx19.75 КБ

    Предварительный просмотр:

    Занятие №13

    Звуковой анализ слова «Аист».

    Цель: формировать у детей звуковой анализ слова;

    Задачи: закреплять знания о гласных звуках; познакомить со слогообразовательной ролью гласных звуков; продолжать называть слова с заданным звуком;

    Д/м: картина – схема слова  аист, фишки, мяч, указка.

    Р/м: пеналы.

    Ход занятия.

    Упражнение.  Д/и «Отгадай, какой звук».

    Цель: Умение выделять звук и  слог.

    Способ достижения: логопед называет звуки в вперемешку твёрдые и мягкие согласные звуки. Дети, поднимают на твёрдый         согласный звук синий квадратик, на мягкие звуки зелёный.

    Логопед: Ребята, какие звуки   я вам называла?

    Дети: твёрдые и мягкие согласные

    Логопед: Молодцы ребята. Ребята, а сейчас посмотрите на картинку, что на ней изображено?

    Дети: Это птица аист.

    Логопед: Правильно аист. Посмотрите внимательно на клеточки под рисунком. «Как вы думаете, что обозначают эти клеточки?».

    Дети: Эти клеточки обозначают звуки.

    Логопед: Молодцы, правильно. Сколько клеточек под картинкой?

    Дети: 4.

    Логопед: Ребята, как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься на занятии.

    Дети: Мы будем находить место звуков в слове (аист).

    Осн. часть.

    Добывание новых знаний.

    Звуковой анализ слова (аист). Цель: Формировать звуковой анализ слова (аист).

    Способ достижения: Логопед: нарисованы четыре клеточки, потому - что в слове четыре звука? Дети несколько раз произносят слово (аист).

    Логопед произносит слово (аист) с интонационным выделением первого звука ааист   и одновременно ведёт указкой под схемой, задерживая ее под первой клеточкой. Просит детей произнести слово вместе с ним.

    Логопед: Ребята, какой первый звук в слове ааист?

    Дети: Звук (а).

    Логопед: Молодцы правильно. Звук (а) я обозначу, красным квадратиком. Почему красным квадратиком?

    Дети: Это гласный звук.

     Логопед: Молодцы правильно. В какую клеточку нужно его поставить?

    Дети: В первую, потому – что это первый звук в слове аист.

    Логопед: Послушайте, какой второй звук в слове аиист?

    Дети Звук (и).

    Логопед: Звук (и) я обозначу красным квадратиком. Почему?

    Дети: Это гласный звук.

    Логопед: В какую клеточку нужно его поставить?

    Дети: Во вторую.

    Логопед: Послушайте, какой третий звук в слове аисст?

    Дети: Звук (с).

    Логопед: Молодцы правильно. Звук (з) я обозначу, синим квадратиком. Почему?

    Дети: Это звук согласный.

    Логопед: В какую клеточку нужно его поставить.

    Дети: В третью.

    Логопед: Молодцы правильно. Послушайте, какой четвёртый звук в слове аистт?

    Дети: (т)

    Логопед: Молодцы правильно, звук (т) я обозначу красным квадратиком. В какую клеточку нужно его поставить?

    Дети: В четвёртую.

    Логопед: Сколько всего звуков в слове (аист)?

    Дети: 4.

    Логопед: Правильно. Сколько гласных звуков?

    Дети: Два гласных звука.

    Логопед: Сколько согласных?

    Дети: Два согласных звука.

    Логопед: Молодцы. Мы с вами, какое сейчас задание выполняли?

    Дети: Определяли место звуков в слове (аист).

    2. Физминутка:

    На опушке дом стоит.

    За дверями стол стоит.

    Вокруг дома есть забор.

    Тук, тук дверь открой.

    Проходите я не злой.

    Игра с заданиями: Цель: Определить место звуков в слове роза.

    Способ достижения: Логопед вызывает трех детей и объясняет, что будут в игре «звуками» слова (аист): первый ребёнок будет звуком (а), второй ребёнок будет звуком (и), третий ребёнок будет звуком (с), четвёртый ребёнок будет звуком (т). Каждому ребёнку логопед раздаёт фишки – квадратики. Дети строят слово аист, становясь с фишками в руках перед доской в соответствующем порядке. Логопед читает слово. Затем отходит в сторону и подзывает к себе играющих: «Подойдет первый звук слова, подойдет второй звук слова, третий звук, четвёртый звук». «Постройте слово аист». Дети «звуки» подходят по очереди и встают по порядку, поднимают свои фишки вверх. Дети – «звуки» по заданию логопеда ставят свои фишки в схему.

    Логопед: «Звук (а), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь?

    Дети: В  первую клеточку.

    Логопед: «Звук (и), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

    Дети: Во вторую.

    Логопед: «Звук (с), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

    Дети: В третью.

    Логопед: «Звук (т), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

    Дети: В четвёртую.

    Логопед: Молодцы ребята. Наша игра закончилась, какие задания мы выполняли в этой игре?

    Дети: Составляли слово из звуков.

    Логопед: Какое это было слово?

    Дети: Это слово аист.

    Логопед: Молодцы ребята.

    Логопед: Ребята, уберите фишки со схем: «Уберите звук (а), звук (и). Какой звук остался?».

    Дети: (с), (т).

    Логопед: Молодцы, ребята.

    3.  Актуализация ранее приобретённых знаний.

    Логопед: Ребята, на прошлом занятии мы с вами делили слова на слоги? Кто вспомнит эти слова.

    Дети: Роза, дом, сани.

    Упражнение «Делим слова на слоги»: Цель: Уметь делить слова на части, определять количество слогов.

    Способ достижения: Дидактическая игра.

    Логопед: Ребята, сколько слогов в слове (роза)?

    Дети: Два слога.

    Логопед: Сколько гласных звуков в этом слове?

    Дети: Два звука.

    Логопед: В каком слоге первый гласный звук?

    Дети: В первом слоге.

    Логопед: В каком слоге второй гласный звук?

    Дети: Во втором слоге.

    Логопед: Молодцы, в словах столько слогов, сколько гласных звуков. Молодцы с заданием справились.

    Игра «Звук заблудился». Цель: Определить какой звук заблудился.

    Способ достижения: Чтение стихотворения.

    Синее море перед нами,

    Летают майки над волнами.

    Логопед: Ребята, назовите, какой звук заблудился?

    Дети: Заблудился звук (ч), вместо слова майки, нужно говорить чайки.

    Логопед: Молодцы ребята правильно.

    Самостоятельная деятельность детей. Цель: Упражнения на закрепление.

    Способ достижения: работа в тетрадях.

    «От слова к звуку», с.12. Нахождение места звука в словах (аист).

    Заключительная часть.

    Логопед: Что нового вы узнали на занятии?
    Дети: Узнали, что звуки можно  долго тянуть, что эти звуки гласные.
    Логопед: Какое  слово мы сегодня с вами анализировали?
    Дети: Роза.

    Логопед: Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?

    Дети: Играть в игру «Звук заблудился»

    Рефлексия.

    Логопед: Ребята, сложите звуки (а, и) из палочек.

    Логопед: Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы! Похлопайте себе.



    Предварительный просмотр:

    Занятие №13

    Звуковой анализ слова «Аист».

    Цель: формировать у детей звуковой анализ слова;

    Задачи: закреплять знания о гласных звуках; познакомить со слогообразовательной ролью гласных звуков; продолжать называть слова с заданным звуком;

    Д/м: картина – схема слова  аист, фишки, мяч, указка.

    Р/м: пеналы.

    Ход занятия.

    Упражнение.  Д/и «Отгадай, какой звук».

    Цель: Умение выделять звук и  слог.

    Способ достижения: логопед называет звуки в вперемешку твёрдые и мягкие согласные звуки. Дети, поднимают на твёрдый         согласный звук синий квадратик, на мягкие звуки зелёный.

    Логопед: Ребята, какие звуки   я вам называла?

    Дети: твёрдые и мягкие согласные

    Логопед: Молодцы ребята. Ребята, а сейчас посмотрите на картинку, что на ней изображено?

    Дети: Это птица аист.

    Логопед: Правильно аист. Посмотрите внимательно на клеточки под рисунком. «Как вы думаете, что обозначают эти клеточки?».

    Дети: Эти клеточки обозначают звуки.

    Логопед: Молодцы, правильно. Сколько клеточек под картинкой?

    Дети: 4.

    Логопед: Ребята, как вы думаете, чем мы с вами сегодня будем заниматься на занятии.

    Дети: Мы будем находить место звуков в слове (аист).

    Осн. часть.

    Добывание новых знаний.

    Звуковой анализ слова (аист). Цель: Формировать звуковой анализ слова (аист).

    Способ достижения: Логопед: нарисованы четыре клеточки, потому - что в слове четыре звука? Дети несколько раз произносят слово (аист).

    Логопед произносит слово (аист) с интонационным выделением первого звука ааист   и одновременно ведёт указкой под схемой, задерживая ее под первой клеточкой. Просит детей произнести слово вместе с ним.

    Логопед: Ребята, какой первый звук в слове ааист?

    Дети: Звук (а).

    Логопед: Молодцы правильно. Звук (а) я обозначу, красным квадратиком. Почему красным квадратиком?

    Дети: Это гласный звук.

     Логопед: Молодцы правильно. В какую клеточку нужно его поставить?

    Дети: В первую, потому – что это первый звук в слове аист.

    Логопед: Послушайте, какой второй звук в слове аиист?

    Дети Звук (и).

    Логопед: Звук (и) я обозначу красным квадратиком. Почему?

    Дети: Это гласный звук.

    Логопед: В какую клеточку нужно его поставить?

    Дети: Во вторую.

    Логопед: Послушайте, какой третий звук в слове аисст?

    Дети: Звук (с).

    Логопед: Молодцы правильно. Звук (з) я обозначу, синим квадратиком. Почему?

    Дети: Это звук согласный.

    Логопед: В какую клеточку нужно его поставить.

    Дети: В третью.

    Логопед: Молодцы правильно. Послушайте, какой четвёртый звук в слове аистт?

    Дети: (т)

    Логопед: Молодцы правильно, звук (т) я обозначу красным квадратиком. В какую клеточку нужно его поставить?

    Дети: В четвёртую.

    Логопед: Сколько всего звуков в слове (аист)?

    Дети: 4.

    Логопед: Правильно. Сколько гласных звуков?

    Дети: Два гласных звука.

    Логопед: Сколько согласных?

    Дети: Два согласных звука.

    Логопед: Молодцы. Мы с вами, какое сейчас задание выполняли?

    Дети: Определяли место звуков в слове (аист).

    2. Физминутка:

    На опушке дом стоит.

    За дверями стол стоит.

    Вокруг дома есть забор.

    Тук, тук дверь открой.

    Проходите я не злой.

    Игра с заданиями: Цель: Определить место звуков в слове роза.

    Способ достижения: Логопед вызывает трех детей и объясняет, что будут в игре «звуками» слова (аист): первый ребёнок будет звуком (а), второй ребёнок будет звуком (и), третий ребёнок будет звуком (с), четвёртый ребёнок будет звуком (т). Каждому ребёнку логопед раздаёт фишки – квадратики. Дети строят слово аист, становясь с фишками в руках перед доской в соответствующем порядке. Логопед читает слово. Затем отходит в сторону и подзывает к себе играющих: «Подойдет первый звук слова, подойдет второй звук слова, третий звук, четвёртый звук». «Постройте слово аист». Дети «звуки» подходят по очереди и встают по порядку, поднимают свои фишки вверх. Дети – «звуки» по заданию логопеда ставят свои фишки в схему.

    Логопед: «Звук (а), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь?

    Дети: В  первую клеточку.

    Логопед: «Звук (и), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

    Дети: Во вторую.

    Логопед: «Звук (с), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

    Дети: В третью.

    Логопед: «Звук (т), поставь фишку в свою клеточку. Скажи, в какую клеточку ты поставишь фишку?

    Дети: В четвёртую.

    Логопед: Молодцы ребята. Наша игра закончилась, какие задания мы выполняли в этой игре?

    Дети: Составляли слово из звуков.

    Логопед: Какое это было слово?

    Дети: Это слово аист.

    Логопед: Молодцы ребята.

    Логопед: Ребята, уберите фишки со схем: «Уберите звук (а), звук (и). Какой звук остался?».

    Дети: (с), (т).

    Логопед: Молодцы, ребята.

    3.  Актуализация ранее приобретённых знаний.

    Логопед: Ребята, на прошлом занятии мы с вами делили слова на слоги? Кто вспомнит эти слова.

    Дети: Роза, дом, сани.

    Упражнение «Делим слова на слоги»: Цель: Уметь делить слова на части, определять количество слогов.

    Способ достижения: Дидактическая игра.

    Логопед: Ребята, сколько слогов в слове (роза)?

    Дети: Два слога.

    Логопед: Сколько гласных звуков в этом слове?

    Дети: Два звука.

    Логопед: В каком слоге первый гласный звук?

    Дети: В первом слоге.

    Логопед: В каком слоге второй гласный звук?

    Дети: Во втором слоге.

    Логопед: Молодцы, в словах столько слогов, сколько гласных звуков. Молодцы с заданием справились.

    Игра «Звук заблудился». Цель: Определить какой звук заблудился.

    Способ достижения: Чтение стихотворения.

    Синее море перед нами,

    Летают майки над волнами.

    Логопед: Ребята, назовите, какой звук заблудился?

    Дети: Заблудился звук (ч), вместо слова майки, нужно говорить чайки.

    Логопед: Молодцы ребята правильно.

    Самостоятельная деятельность детей. Цель: Упражнения на закрепление.

    Способ достижения: работа в тетрадях.

    «От слова к звуку», с.12. Нахождение места звука в словах (аист).

    Заключительная часть.

    Логопед: Что нового вы узнали на занятии?
    Дети: Узнали, что звуки можно  долго тянуть, что эти звуки гласные.
    Логопед: Какое  слово мы сегодня с вами анализировали?
    Дети: Роза.

    Логопед: Ребята, что вам больше всего понравилось на занятии?

    Дети: Играть в игру «Звук заблудился»

    Рефлексия.

    Логопед: Ребята, сложите звуки (а, и) из палочек.

    Логопед: Вы очень хорошо занимались сегодня. Молодцы! Похлопайте себе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация для родителей "Обучение грамоте дошколят.Выполняем звуковой анализ слов "

    Ознакомление родителей старших дошкольников с проведением звукового анализа слов....

    ЗИМУШКА-ЗИМА. Занятие по обучению грамоте старшая группа.

    Цель: Расширять знания детей о зиме и сезонных изменений в природе расширение объёма словаря, подбор однокоренных слов, составление рассказа по картинке в тетради.Предварительная работа: беседы ...

    План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

    План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) с использованием ИКТ....

    План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа)

    План-конспект занятия по обучению грамоте (старшая группа) по теме "Звук и буква М"...

    Обучение старших дошкольников звуковому анализу слова

    Необхoдимой ступенью в oвладении грамотой является фoрмирование звукo-слогового анализа. Как же научить дошкольника слышать звуки и слоги? Наиболее органичным способом обучения дошкольников разумеется...

    Звуковой анализ слова «Аист».

    Звуковой анализ слова «Аист»....