Конспект открытого занятия по обучению грамоте «Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф»
план-конспект занятия по обучению грамоте по теме

Конспект открытого занятия по обучению грамоте "Звуки [ф], [ф'}. Буква Ф." для детей среднего докольного возраста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУДОД «Центр внешкольной работы» г. Брянска

Конспект открытого занятия

на тему: «Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф.»

.

педагога дополнительного образования

Стукошиной Екатерины Александровны

Брянск

2014


Информационная карта занятия

Разделы

Содержание

Учреждение дополнительного образования        

МБОУДОД «Центр внешкольной работы»

 г. Брянска

Дата проведения и время

11 февраля 2014 года.  9.00-9.30

Педагог дополнительного образования        

Стукошина Екатерина Александровна

Направленность образовательной программы

Социально – педагогическая

Образовательная программа

Общеразвивающая  программа дополнительного образования детей «Путешествие в Буквоград».

Возраст учащихся        

5-6 лет

Количество человек в группе

12 чел. Группа первого года обучения

Продолжительность занятия

25 мин

Тема

«Звуки [ф], [ф’]. Буква Ф».

Место данного занятия  в общеразвивающей  программе

1 год обучения.

Раздел программы «Звуки и буквы»

Тип учебного занятия в зависимости от дидактического цикла        

Изучение нового материала

Форма занятия        

Занятие-путешествие

Цель занятия        

Знакомить со звуками [ф], [ф’], буквой Ф, их обозначающей.

Задачи        

познавательное развитие:

- учить выделять звуки [ф], [ф’] в звучащих словах;

- дифференцировать звуки [ф], [ф’] на слух;

- характеризовать звуки [ф], [ф’] по артикуляционным признакам, по твердости – мягкости;

- знакомить с буквой Ф;

речевое развитие:

- расширять словарный запас детей; речь, фонематический слух, знаково-символическую функцию;

физическое развитие:

- развивать мелкую моторику пальцев и кистей рук;

социально-коммуникативное развитие:

 - умение слушать, работать в коллективе;

 - аккуратность при выполнении работы.

Интеграция областей

-познавательное развитие;

-речевое развитие;

-социально-коммуникативное развитие;

-физическое развитие.

Методы        

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные (беседа, рассказ), наглядные, практические (упражнения (устные и графическое)).

Методы эмоциональной мотивации и стимулирования: создание ситуации успеха в обучении, поощрение, стимулирующее оценивание.

Методы контроля и диагностики эффективности учебно-познавательной деятельности: наблюдение за учебной работой учащихся, устный опрос.

17.

Целевые ориентиры        

Учащиеся будут знать о том, что буква Ф обозначает звуки [ф], [ф’]; звук [ф] – согласный, твердый; звук [ф’] – согласный, мягкий; уметь: дифференцировать звуки [ф], [ф’] на слух.

18.

Оборудование и материалы к занятию

Демонстрационный: предметные: изображение буквы Ф; буквы гласных и согласных, изображение зимнего пейзажа (слайд), «фонарики» синего и зеленого цвета; картинки: флаг, фрукты, зефир, конфеты, фартук, фиалка

Раздаточный: пособие для тактильного восприятия («Снежные буквы»);

Конспект занятия

1.Организационный момент

Дети входят в кабинет. Становятся в полукруг.

Педагог:

- Ребята, сегодня к нам на занятие пришли гости. Давайте с ними поздороваемся.

Дети:

-Здравствуйте!

2.Подготовительный этап

Введение в игровую ситуацию.

Затруднение в игровой ситуации.

Постановка цели занятия

 Педагог:

- Какое сейчас время года? (зима)

- Да, зима. На улице очень холодно, морозно.

- А какой сейчас месяц? (февраль)

- Мороз украсил стекла на окнах, посмотрите, какие красивые узоры он нарисовал. Подойдем к окну и рассмотрим морозные узоры (дети подходят к окну).

- Узоры на нашем окошке необычные. Давайте присмотримся внимательно, на что они похожи? (узоры в виде букв).

- Вам знакомы эти буквы. Назовем их (А, О, У, Э, И, Ю, Е, Ё, ы, Я, Г, П, Д, Б, В, Н, Р). Почему мороз нарисовал эти буквы на одной стороне (показать), а эти на другой (показать)?  

- А вот эта буква вам знакома? (Нет) Какая – то она заснеженная, завьюженная. Осталась только ее половина. А вы хотите узнать, что это за буква? А я знаю, кто нам поможет. Для этого мы с вами отправимся в путешествие. Вы готовы? Возьмем друг друга за руки и пойдем по дорожке.

3. Основной этап

                                                   

Выделение и характеристика  звука.

Работа над звуками

Физминутка

Работа над буквой

Чтение слогов и слов.

Упражнение на тактильное восприятие буквы.

Печатание буквы на индивидуальных листах.

-Куда же мы попали?

 (Демонстрация изображения зимнего леса) (Мы попали в лес.)

Расскажите, какой лес. (Ответы детей: волшебный, морозный, снежный, сказочный)

-И  в самой чаще живет тот, кто нам поможет. А что такое чаща?

-Чтобы нам не заблудиться, нам поможет фонарик.

- Произнесем слово «фонарик». Какой первый звук мы слышим? [ф]

Характеристика звука (согласный, твёрдый)

 

-Поэтому наш фонарик синего цвета.

Мы фонарики возьмем,

В чащу леса мы пойдем. (Раздать детям фонарики)

Топ – топ – топ, мы идем,

В чащу леса попадем.

- Давайте присядем тихонько, не будем шуметь и посмотрим, кто же здесь живет (дети садятся на стульчики).

Живет в лесу,

Днем спит,

Ночью летает,

Мышек пугает.

Демонстрация игрушки филин.

- Филин мудрый, умный. Послушаем слово «филин». Какой звук мы слышим в начале? [ф’]

Характеристика звука (согласный, мягкий).

- И фонарик у филина зеленого цвета. Вот и вам зеленые фонарики (педагог раздает детям фонарики).

Теперь у вас в руках два фонарика – синий и зеленый. Вы теперь знаете почему?

- Большие фонарики я повешу на веточку.

Филин хочет с вами поиграть.

- У него есть картинки, которые он хранит в портфеле.  Картинки нам нужно повесить под синим или зеленым фонариком. А для этого, нам нужно внимательно послушать слова и определить, какой звук – [ф] или [ф’] мы слышим. Если слышим [ф], то картинку повесим под синим фонариком, а если [ф’], то - под зеленым.

Дети произносят слова, показывают синий или зеленый фонарик. Педагог прикрепляет картинку под нужный фонарик (картинки: флаг, фрукты, зефир, конфеты, фартук, фиалка).

Холодно сидеть, давайте погреемся.

А в лесу мороз и ветер,

По лесу гуляют дети.

Ручки, ручки потирают.

Ручки, ручки согревают.

Чтоб не зябли наши ручки мы похлопаем в ладошки,

Чтоб не зябли наши ножки мы потопаем немножко.

Нам мороз теперь не страшен,

Все мы весело попляшем.

- Садитесь на свои места. Еще раз вспомним, какие звуки мы слушали. Звуков два, а буква у них одна. И у филина есть буква Ф.

- На что похожа буква?

Всем известно без подсказки:

Буква Ф – как ключ от сказки.

Чтение слогов: ФА, ФО, ФУ, ФЫ, ФЭ, ФИ, ФЯ, ФЕ, ФЁ, ФЮ.

Чтение слов: КОФТА, КОФЕ, ФАРЫ.

- Холодно, замерзли, мы. Попрощаемся с мудрым филином, нам пора возвращаться назад (дети садятся за столы).

- Посмотрите, буква на окне согрелась и оттаяла (развернуть букву). Чтобы не забыть, назовем эту букву еще раз. И вспомним ее звуки.

На столах у детей «снежные» буквы (из синтепона)

 - Проведите по букве пальчиком, обведите ее.

Обведите букву Ф по точкам. А на память о нашем путешествии у вас останется рисунок филина. Его вы раскрасите дома.

4. Итоговый этап.

- Что вы запомнили на занятии?

- Что вам понравилось?

- Все ли у вас получилось?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в подготовительной группе Тема: «Звук и буква М»

Уточнить знания о звуках [М], [М\']; упражнять детей в выделении звуков [М], [М\'] в словах и определении позиций звуков в словах; знакомство с буквами М, м; продолжать закреплять графические навыки; ра...

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте «Звуки Л, ЛЬ. Буква Л." Лексическая тема "День Защитников Отечества" для детей подготовительной группы

Познакомить детей со звуками Л, Ль, и буквой Л. Активизировать  словарь по лексической теме "День защитников Отечества"....

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте: «Звуки [С],[Сь]. Буква С.»

Конспект  логопедического занятия по обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с нарушением речи .Тема: «Звуки [С],[Сь]. Буква С.»...

Конструкт открытого занятия по обучению грамоте "Звук Ш и буква Ш"

Конструкт открытого занятия по обучению грамоте...

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»

Конспект открытого занятия по обучению грамоте в старшей логопедической группе  на тему: «Путешествие в Царство Грамоты: Звук М, Мь. Буква М»...