Консультация для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте»
консультация по обучению грамоте (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Терентьева Елена Алексеевна

Цель: Систематизировать знания воспитателей о процессе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Из опыта работы.25.81 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей «Подготовка детей к обучению грамоте» Из опыта работы.

Цель: Систематизировать знания воспитателей о процессе подготовки детей дошкольного возраста к обучению грамоте.

Психологические и педагогические исследования Л. С. Выготского, Д. Б. Эльконина, Е. И. Тихеевой и др., экспериментальная работа под руководством А. П. Усовой с целью изучения особенностей, содержания и методики обучения чтению и письму детей шести лет, показали наиболее оптимальные (сензитивные) сроки для начала обучения грамоте. Ребенок пяти лет восприимчив к звуковой стороне слова, это самый лучший период для начала обучения чтения. Ребенок шести лет проявляет особый интерес к чтению и успешно с ним справляется.

Подготовка к обучению грамоте начинается значительно раньше. Дети к 3 годам накапливают определенный запас слов, содержащий все части речи. Преимущественно, это глаголы и имена существительные, обозначающие предметы и объекты ближайшего окружения, их действие и состояние. У ребенка активно формируются обобщающие функции слов. Он овладевает основными грамматическими формами: появляется множественное число, винительный и родительный падежи имен существительных, уменьшительно-ласкательные суффиксы, настоящее и прошедшее время глагола, повелительное наклонение; развиваются сложные формы предложений. Дети овладевают навыками разговорной речи, при благоприятных условиях усваивается звуковая система языка: правильное звукопроизношение, становление интонационной структуры речи (вопрос, просьба, восклицание).

Однако, многие дети 4-го года жизни могут неверно произносить шипящие, сонорные звуки. Требует совершенствования интонационная сторона речи, необходима работа над развитием артикуляционного аппарата, темпа, дикции, силы голоса. Детям 4-го года жизни доступна простая форма диалога, однако речь ситуативна, преобладает экспрессивное изложение.

В младшем дошкольном возрасте приоритетным направлением педагогической работы с детьми поддержание интереса к общению и создание условий в развивающей среде, которые будят желание посмотреть, послушать, и проявить свое «Я». 

Во второй младшей группе воспитатель учит детей вслушиваться в звучание слова. На практике знакомит с терминами «слово», «звук».

В средней группе в игровых упражнения воспитатели знакомят детей с тем, что слова состоят из звуков, они звучат по – разному и сходно, обращают внимание на длительность звучания слова (короткие и длинные слова). Учат выделять голосом звук в слове протяжно, громко, четко (РРРак, чем ребенок произносит в обычной жизни.

В старшей группе воспитатели учат производить анализ слова различной слоговой структуры, выделять словесное ударение, давать качественную характеристику звука (твердый согласный, гласный и др.).

В подготовительной группе завершается работа по овладению основами грамоты. Рекомендуется дать детям представления о предложении, упражнять в составлении предложения из 2-4слов. В членении простых предложений на слова с указанием их последовательности; учить детей в делении слов на слоги.

Обучение грамоте в детском саду - это целенаправленный, систематический процесс по подготовке к овладению письмом и чтением.

Ознакомление со словом

Предполагает: выделение слова из потока речи раскрытие слова как самостоятельной смысловой единицы.

Начинается работа со средней группы в процессе общения. По выполнению речевых упражнений по обучению звукопроизношению, обогащению словаря. Выражения «Послушай, как я скажу это слово», «Скажи слово … правильно».

В старшей и подготовительной группах проводится специальная работа по ознакомлению детей с понятием «слово». Во время чтения художественных произведений, словарных упражнений, помогающих использовать термин «слово»: «Образуй новые слова от слова от слова ГРИБ («грибок», «грибочек», «грибы», «грибница», «грибники»). Игра «Назови одним словом». Игры по типу «Скажи, какой?» (дети называют слова, обозначающие качество предметов: огурец сочный, овальный, зеленый, длинный, свежий…). Упражнения на различение слов сходных по звучанию: белка - балка, угол – уголь… Воспитатель обращает внимание детей на смысловую сторону слова в упражнениях «Скажи наоборот», «Подбери слово, близкое по значению слову РАДОСТНЫЙ».

Для обучения термину «слово» воспитателю рекомендуется произнести любое звукосочетание (ЫБЛ, ИС, спросить, понятно ли, что оно значит. Далее дать объяснение, что это просто звуки, которые ничего не имеют смысла. А слова имеют свой смысл, значение. Хорошо использовать стихотворение И. Токмаковой «Плим».

Ложка — это ложка,

Ложкой суп едят.

Кошка — это кошка,

У кошки семь котят.

Тряпка — это тряпка,

Тряпкой вытру стол.

Шапка — это шапка,

Оделся и пошел.

А я придумал слово,

Смешное слово — плим.

И повторяю снова:

Плим, плим, плим!

Вот прыгает и скачет

Плим, плим, плим.

И ничего не значит

Плим, плим, плим!

В результате такого вида работ у детей развивается внимание к слову, на практике они используют слово как самостоятельную единицу речи.

Дошкольники знакомятся с моделированием – графическим изображением слова с помощью прямоугольника.

Ознакомление со звуками

Ознакомление со звуковой стороной слова способствует формированию представления о слове, является основой для последующего обучения анализу его слоговой и звуковой структуре. Словесные игры («Подскажи словечко», «Закончи предложение») приучают внимательно слушать стихотворения, способствуют развитию фонематического слуха, правильному произношению заданного звука в словах.

1 этап работы:

-произношение слов с интонационным выделением звука;

-вслушивание в звучание длинных и коротких слов;

-выделение повторяющихся слов в потешках, коротких стихах;

-сравнение слов – синонимов (врач – доктор);

-сравнение многозначных слов (ключ, иголка);

- интонационное выделение звука (интонационное произношение заданного звука в слове, изолированное произношение звука, изолированное произношение первого звука в слове);

-сравнение звуков речи с «песенками» ветра –шшшш, жука –жжжж, насоса –ссс;

-определение позиции звука в слове;

-подбор слов с детьми на заданный звук

- формирование умения различать твердые, мягкие согласные;

-названия слов с заданным звуком;

2 этап работы:

-определение порядка фонем (моделирование слова в виде картинки –слова, используя одноцветные фишки);

- определение порядка фонем в словах их трех звуков (моделирование слова в виде картинки – слова, используя цветные фишки); рекомендуется вводить различение гласных и согласных звуков (если дети усвоили, вводятся твердые и мягкие согласные, используя синий и зеленый цвета фишек,

-определение порядка фонем в словах их четырех звуков,

-игра «Живое слово» (Дети выполняют роль гласных и согласных звуков. Например: «Подойди ко мне, первый … звук»,

-игра «Назови слова» - дети называют слова, например, с третьего звука слова РОЗА.

3 этап работы:

-выделение ударного звука (используются фишки черного цвета, для выделения ударной позиции).

Ознакомление со слоговым строением слова

Занимает важное место в разделе обучение грамоте.

Задача – формирование у детей осознания принципа слогового строения слова, умения слышать и называть количество слогов в слове, определять их последовательность, составлять слова из заданных слогов.

Этапы работы над слогом:

1. Знакомство детей с термином «слог» (употреблять выражение «часть слова»). Целесообразно использовать двусложные слова типа: Маша, лиса, создавая игровую ситуацию (Девочка заблудилась в лесу, и ее звали: Ма-ша.).

2. Анализ слогового состава слова (Сколько частей в слове, называние частей). Необходимо опираться на зрительное восприятие (сколько рот откроется при произнесении слова, столько частей в слове); на тактильно – мышечные ощущения (рука под подбородком).

3. Обозначение графической схемы (горизонтальная черта с разделениями, прямоугольники). Педагог ведет по схеме и проговаривает слово по частям совместно с детьми.

4. Вводятся слова, состоящие из трех слогов.

5. Вводятся односложные слова, т. к. их нельзя продемонстрировать.

Приемы работы:

- Количественный и качественный подсчет слогов в слове,

- использование тыльной стороны ладони;

- моделирование слова слоговой линейкой;

- речевая игра «Живые слоги» по типу игры «Живые звуки»;

- произнесение слов по слогам хором, индивидуально …;

- соотнесение слова со схемой,

- подбор слов с заданным количеством слогов, с заданным слогом МА, ЛУ…;

- дополнение слога до полного слова ЛИ…-СА, ЛИСИ…-ЦА, ЛИСО…НЬКА;

В процессе работы необходимо знакомить детей с ударением на первом слоге в слове Маша (утрированно). Ударный слог звучит протяжно, лучше слышится. Ввести обозначение косой черточкой над слогом. В дальнейшем упражнять детей в нахождении ударного слога по схеме.

Развитие моторики и графических навыков с целью подготовки руки ребенка к письму.

Начальный этап овладения письмом представляет большую трудность, т. к. требует выработки плавных, ритмических, координированных движений кистей рук, тонких пространственных ориентировок, хорошего глазомера.

Задачи:

1. Развитие точности восприятия, формирование умения вычленять элементы из целого и объединять в целое.

2. Развитие ориентировки в пространстве (вправо, правая сторона…., нижняя линейка,., клеточка).

3. Ознакомление с правилами письма: пишут слева направо, ровное расстояние между элементами, сверху вниз, постепенно заполняя страницу.

4. Развитие мелкой мускулатуры руки (штриховка, написание элементов букв).

5. Выработка умения сопровождать словесными объяснениями свои наблюдения и действия.

6. Обучение соблюдению при выполнении упражнений гигиенических требований (расположение тетради, правила держания ручки, посадка детей).

Хочется отдельно остановиться на роли развития мелкой моторики пальчиков в формировании речи ребенка. Йосиро Цуцумиси утверждал, что кончики пальцев рук – второй головной мозг Великий немецкий философ И. Кант писал: «Рука является вышедшим наружу головным мозгом» Поведение человека становится действительным только тогда, когда осознанное и указанное головным мозгом действие выполняется пальцами. Как рука чудесна! Влияние мануальных (ручных) действий на развитие мозга человека было известно еще во 2 веке до н. э. в Китае.

Приведу примеры некоторых игр:

а) Игры на сжимание и разжимание кулачков

1. «Разминка»

Ты, утенок не пищи!
Лучше маму поищи.

б) Игры на поочередное сгибание и разгибание по одному пальцу

«Шалун»

Наша Маша варила кашу.
Кашу сварила, детей накормила:
Этому дала... (повторять несколько раз)
А этому не дала.
Он много шалил,
Свою тарелочку разбил.

Описание: Указательный палец одной руки чертит круги на ладошке другой руки (первые 2 строчки). Потом сгибаем пальцы, приговаривая слова, а мизинчик слегка покачивать.

в) Игры на движения кисти

«Кисточка».

Мягкой кисточкой покрашу
Стульчик, стол и куклу Машу.

Описание: соединить все подушечки пальцев руки и движениями пальцев и запястья раскачивать кисть справа налево (пальцы раздвигать) и наоборот (мягко соединять подушечки пальцев).

г) Игры на движения рук и имитацию

1. «Веер»

Солнце светит очень ярко,
И ребятам стало жарко.
Достаем красивый веер,
Пусть прохладою повеет.

Описание: пальцы рук выпрямленные соединены друг с другом. Руки от локтя расслабить, превратив их в большой веер, который обмахивает лицо ветерком.

е) Игры на развитие координации пальцев

1. «Жук»

Я веселый Майский жук,
Знаю все сады вокруг.
Над лужайками кружу
И зовут меня Жу-Жу …

Описание: сжать кулачок, указательный палец и мизинец развести в стороны (усы). Шевелить «усами».

ж) Игры с передвижением пальчиков по столу.

1. «Человек»

Топ-топ, топают ножки.
Мальчик ходит по дорожке.

Описание: указательный и средний пальцы правой (левой) руки «ходят» по столу.

Хочется еще раз обратить на роль разнообразной предметной деятельности на развитие мелкой моторики:

а) застегивание и расстегивание пуговиц;
б) шнурование ботинок;
в) шнуровка на специальных рамках;
г) нанизывание колец на тесьму;
д) игры с мозаикой;
е) сортировка мозаики по ячейкам;
ж) игры с конструкторами;
з) перебирание круп, зерен (например, фасоль и горох).

Основной метод обучения в работе с дошкольниками - это наглядность. Дошкольники не только видят буквы и слышат звуки, но и могут на практике в тетради применить полученные знания и умения, осуществить самоконтроль, самооценку своей работы.

Древняя китайская пословица гласит: «Я слышу - я забываю, я вижу - я запоминаю, я делаю - я понимаю».