Дидактические игры
картотека по обучению грамоте (подготовительная группа) на тему

Черепинова

Дидактические игры по развитию фонематических процессов, рекомендованные для воспитателей и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podborka_didaktich.igr_.docx17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры по развитию фонематических процессов, рекомендованные для воспитателей и родителей.

«Умная машина» - перевозит картинки только со звуком [л].

«Умный паровоз» - перевозит пассажиров со звуком [р].

«Умный самолет» - берет в полет всех со звуком [ш].

«Звуковой домик» - в окошке звук (буква) зовет гостей: «Т – т – т, К – к – к».

«Собираем звуки» - потребуются предметы с данным звуком в названии, у детей корзинки с «портретом» звука.

«Доктор Звуков» - прописывает «лекарство» - 10 слов со звуком [..].

«Проглоти звук» - повтори слово без звука [..].

«Умная стрелка» - находится на «часах» с предметными картинками вместо цифр.

«Звуковое домино».

«Начни говорить слово, а я догадаюсь»

«Магазин» - заплатить первым (последним) звуком в названии покупки, например: молоко – [м – о], шарик – [ш – к].

«Поймай слово за хвост».

«Я начну, а ты закончи».

Установка логопеда: я называю разные слова, а ты их заканчиваешь звуком [с] или звуком [з]: автобу…, колоде…, дворе…, абрико…, компа…, огуре…

«Том и Тим по-разному читают» 

Цель: учить различать на слух твердые и мягкие согласные.

Том читает слова с твердыми согласными: мак, рак, ком, рот, тахта, кофта.

Тим читает слова с мягкими согласными: лес, вес, тиски, весть, Витя, лиля.  

«Нарисуй портрет знакомых звуков»

 Цель: развивать умение соотносить звук с графическим написанием буквы.

«Звуки, стройтесь в слоги» - [м] + [а] = [ма], [р] + [у] = [ру].  

«Поменяем гласный звук» - стол – стул – стал – стыл.

«Веселая цепочка» 

Логопед  называет слово и попросит ребенка придумать следующее, которое начинается на последнюю букву (например: стол – лодка – аист – тарелка).

«Скажи слово наоборот» - начинайте с коротких слов (кот, дом), постепенно переходя к более длинным словам.

«Игра в рифмы».

«Спрятавшееся слово»

Логопед предлагает ребенку    карточки со словами: хлев, уточка, зубр, полк, крот, коса.

Установка логопеда:  в каждом слове «спряталось» еще одно слово, попробуй его найти.

«Дополни до целого слова». 

Цель: изучить новую букву, формировать умения и навыки правильного чтения слогов – слияний с новой буквой, например: КА – капуста, карамель, карандаш; КО – компас, кот, компот; КУ – кукла, кукушка, кукуруза.

«Какой звук заблудился?»

Установка логопеда: послушай стихотворения, и назовите слова, в которых заблудился звук. Определи, какой звук заблудился.

Жил в лесу один чудак, разводил в саду он лак (мак).

Не учил уроки, а играл в футбол, оттого в тетради появился гол (кол).

На поляне весной вырос зуб (дуб) молодой.

Тащит мышонок в норку огромную хлебную горку (корку).

«Запомни, повтори, положи» - выбрать картинки, которые назвал логопед.

«Звуковая мозаика», «Укрась коврик».

Установка логопеда: послушай слова, выдели первый звук в слове и на этот звук подбери геометрическую фигурку, цвет которой начинается с этого звука (например: самолет – первый звук [с] – берем синий квадрат, замок – первый звук [з] – берем зеленый круг, жираф – первый звук [ж] – берем желтый треугольник и т. д).

«Составь схему слова»

Логопед предлагает ребенку предметные картинки, он составляет схему из цветных квадратиков (например: рот – синий квадратик – красный квадратик – синий квадратик, кит – зеленый квадратик – красный квадратик – синий квадратик).

«Найди слово (картинку) к каждой схеме» 

Логопед предлагает заранее составленные схемы, ребенок подбирает картинки или придумывает слова.

 «Найди братца»

 Цель: учимся сопоставлять мягкие и твердые согласные.

Установка логопеда: я назову слово (покажу картинку), а ты выбери все картинки, где первым стоит мягкий (твердый) звук, например: кошка – первый звук твердый, кит, киви, кенгуру – первый звук мягкий.

«Эхо» 

Логопед называет слова, а ребенок повторяет без первого звука: смех – мех, крот – рот. Логопед называет слова, а ребенок повторяет без первого слога: закидать – кидать, заносить – носить, забить – бить, запеть – петь.

«Кто придумает конец, тот и будет молодец»

Логопед читает предложение, а ребенок добавляет последнее слово.

Я хотел устроить бал и гостей к себе ….(позвал).

Взял муку и взял пирог, испек рассыпчатый ….(пирог).

Логопед читает предложения, а ребенок добавляет последнее слово на звук [в].

Варя варит….(варенье).               Вышел на охоту….(волк).

Вася взял….(вафли).                      В море высокие….(волны).

Валя вяжет….(варежки).              На ветке чирикает….(воробей).

«Какой колокольчик звенит?»

Установка логопеда: если услышишь звук [з], покажи картинку, где нарисован большой колокольчик. Если услышишь звук [зь], покажи картинку, где нарисован маленький колокольчик.

«Назови второй слог в слове»

ка – би – на           по – бе – да          га – зо – ны

во – ро – на           по – ма – да         за – щи – та


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Дидактическая игра патриотической направленности на ассоциацию "Флаги мира" и дидактическая патриотическая игра "Найди флаг РФ"

Данная игра поможет ребенку 6-7 лет ознакомиться с геральдикой. Игра содержит две игры, котрые заинтересуют любого дошкольника.Дидактическая игра "Флаги мира" позволит ребёнку изучить не только флаги ...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...