Как помочь ребенку запомнить буквы?
консультация по обучению грамоте (старшая группа) на тему

Садовникова Елена Михайловна

Педагогическая поговорка: «Буквы читаем и пишем, а звуки произносим» отражает одну из важных задач обучения грамоте: ребёнку нужно научиться устанавливать взаимосвязь между звуком и буквой. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx19.28 КБ

Предварительный просмотр:

   

 

  1.  Педагогическая поговорка: «Буквы читаем и пишем,а звуки произносим» отражает одну из важных задач обучения грамоте: ребёнку нужно научиться устанавливать взаимосвязь между звуком и буквой. Называя букву, нужно произносить звук, а не букву, нужно произносить звук, а не название буквы. Каждой букве (кроме мягкого и твёрдого звука) соответствует определённый звук: букве А – звук [a], букве М – звук [м]. Изучая с ребёнком новую букву, произносите не [бэ],  а  [б], не [пэ], а [п] и т.д.

2.   Обращайте внимание ребёнка на то, что буквы связаны с определённым произношением (положениями и движениями органов артикуляции). Когда мы читаем буквы, меняется положение губ, нижней челюсти, языка.

   При произнесении звонких согласных и гласных в работу включаются голосовые связки, при произнесении носовых [м] и [н] – опускается мягкое нёбо. Такие сложные подробности ребёнку не понять, но мы можем объяснить ему, как произносить звуки, используя понятные, доступные сравнения.

    Буква – это символ, знак, который не несёт информацию о том, как она читается. Используйте ассоциативные сравнения, которые помогут ребёнку запомнить, как прочесть ту или иную букву.

   Изучая с ребёнком очередную букву, расскажите о ней.

  Буква А – широко открываем рот и широко разводим руки в стороны. Подойдите с ребёнком к зеркалу и покажите ему, что при произнесении звука [a] рот открывается очень широко.

  Радуемся: «А! Это ты? Привет!».

  Буква О – губы «округляем», руки соединяем над головой, изображая букву О.    Удивляемся: «О! Что это у тебя?».

  Буква У – вытягиваем губы трубочкой, руку протягиваем вперёд.

  Сравниваем: «У – у – у! Паровозик едет и гудит».

   Буква И – губы растягиваются в улыбку звук [и] мы произносим более высоким голосом, поэтому поднимаем указательный палец вверх.

   Сравниваем: буква И – самая дружелюбная, всем улыбается.

                                  Буква Ы – нижняя челюсть опускается.

   Буква Ы – сердитый пузатый старичок с палкой. Сжимаем кулаки и двигаем руками вверх – вниз. Старичок сердится: «Ы – ы – ы! вот я вам покажу, проказники!».

   Буква Э – открываем рот и высовываем язык. Руку вытягиваем вперёд ладошкой вверх. Буква дразнится: «Э – э – э!».

   Буква М – «М – м – мамина буква». Положив руку на щёку, произносим носовой звук [м] и чувствуем, как щека вибрирует.

   Буква П – «Папина буква!» Смыкаем и размыкаем губы, как будто сдуваем пёрышко с ладошки.

   Буква Б – громкая буква! Надуваем щёки, а руками имитируем удары по барабану: «Б – б – б !»

   Буква Н – живёт в носу (звук [н] – носовой). Кладём палец на нос, чтобы почувствовать его вибрацию во время произнесения звука.

   Буква Т – напоминает короткие удары молоточка. Зажимаем в руке воображаемый молоток и «стучим»: «Т – т – т!».

   Буква В – прикусываем нижнюю губу верхними зубами. Сравниваем: самолёт летит и гудит: «В – в – в!». Двигаем рукой вперёд и вверх, показывая, как самолёт взмывает в небо.

   Буква Я – хвастунишка! Ткнув в себя пальцем, несколько раз повторяем: «Я – я – я!».

   Буква Д – дрова рубим! Делаем рубящие движения ребром ладони и одновременно громко и отчётливо произносим: «Д –д –д!.

   Буква Ф – фыркнул ёжик. Прикусываем нижнюю губу верхними зубами, а затем, на выдохе, выталкиваем её потоком воздуха. В отличие от парного звонкого [в], звук [ф]произносится без участия голоса.

   Буква С – « С – с – студёная », холодная. Губы растянуты, между зубами небольшая щель. Язык прячется за нижними зубами.

   Держим ладонь параллельно рту и дуем холодным потоком воздуха: «С – с – с!».

   Буква Е – ель рисуем указательными пальчиками – от макушки к основанию.  Звук [ е ] – последовательное чередование звуков[ йэ], поэтому возникает ощущение, что основание (корень) языка сначала поднимается, а затем опускается.

   Буква К – курочку кормили! Соединяем указательный и большой пальцы правой руки, имитируя клюв курочки, и несколько раз подряд произносим : «К – к – к!».

   Буква Г – гусь гогочет. «Грозим» указательным пальчиком, наклоняя его вниз: «Г –г –г!».

   Буква Х – х – х – холодно, ручки погреем! Выдыхаем горячий поток воздуха на ладонь и произносим без участия голоса: «Х – х –х!»

   Буква З – звенит злой комар. Потрясите указательным пальчиком над головой, а затем пощекочите бочок ребёнка: «З – з – з!».

   Буква Ш – шипит змея. Сгибаем руку в локте и двигаем ей из стороны в сторону, имитируя качание кобры: «Ш – ш – ш!».

   Буква Ж – жужжит жук. Сжимаем кулак и энергично трясём им из стороны в сторону. В отличие от парного глухого [ш], звук [ж] произносится при участии голоса, с более сильным выдохом.

   Буква Л – бол –л –л –лтушка!  

  Энергично потряхивая поднятыми ладонями и двигая языком из стороны в сторону, произносим: «Л – л – л!».

   Буква Р – рокочет мотор мотоцикла. Вращаем кулаками перед собой, имитируя звук работающего мотора: «Р – р – р!».

   Буква Ё –   при   произнесении   [ё]    последовательно      чередуем

   звуки [йо].

   Буква Й – «Ай! Укололся!» Резко отдёргиваем вытянутый указательный палец.

   Буква Ч – прижимаем указательный палец к губам: «Ч – ч – ч! Не шуми!».

   Буква Щ – резко взмахиваем руками. Движение напоминает взмах волшебной палочки. Чтобы заинтриговать малыша, спрячьте под платочком конфетку и наколдуйте: «Щ – щ – щ! Получай сокровищ – щ – ща!

   Буква Ц – цыц! Резко опускаем указательный палец: «Ц – ц – ц!».

   Буква Ю – вытягиваем указательный палец и имитируем вращение волчка, пропевая: «Ю – ю – ю!».

   Буква Ь – молчит, когда одна (Делает впереди стоящие буквы добрее, заставляя их звучать «мягче». Покажите малышу: Было [б], стало [бь]; было [т], стало [ть].

   Буква Ъ – твёрда как стена! Спотыкаемся о Ъ, когда читаем, останавливаемся и объ - езжаем.

                             

    После знакомства с гласными и чтения слоговых конструкций, состоящих из двух гласных, переходите к чтению слоговых конструкций «согласный – гласный»   (например, МА, МУ),      «гласный – согласный» (например,

 АМ, УМ) и соответствующих слов.

    Водя пальчиком малыша по строчке, прочитайте ему: МА, МО, МУ, МИ, МЫ, МЭ. Попросите его повторить слоговой ряд по аналогии.

    Некоторые дети не сразу усваивают правило слияния букв.

    Помогите ему услышать слог, пропойте его, слитно протягивая – «м – м – м – а» - не делая паузы между звуками.

     Слоги со взрывными согласными также читайте «залпом»: «ПА, ПО, ПУ, ПИ, ПЫ, ПЭ.

   Не торопитесь переходить от одной буквы к другой, пока ребёнок не усвоил материал.

                                    Желаем   успеха!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Как помочь ребенку запомнить буквы"

Многие дошкольники с нарушениями в речевом развитии с трудом запоминают графический образ буквы. Предлагаю несколько игр, которые помогут вашему малышу запомнить любые буквы. Данные задания можно испо...

Как помочь ребенку запомнить цыфры

Как помочь ребенку запомнить цыфры...

как помочь ребенку запомнить цифры

как помочь ребенку запомнить цифры...

Как помочь ребенку запомнить стихотворение на английском языке?

Сегодня в век информационных технологий, в связи с большим объемом информации и загруженностью ребенка необходимо грамотно и творчески подходить к  его развитию. Данные рекомендации помогут родит...

Как помочь ребенку запомнить буквы?

Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их?...

Как помочь ребенку запомнить цифры

В этом материале подобраны стихотворения и математические игры для детей в помощь родителям для успешного запоминания графического изображения цифр....

«Как помочь ребенку запомнить буквы»

Как хорошо уметь читать! Умение читать начинается с изучения букв и звуков. Но как помочь ребенку запомнить их?...