Главные вкладки

    Открытое занятие в старшей группе: «Занимательная грамматика»
    учебно-методический материал по обучению грамоте (старшая группа) по теме

    Бакулина Майя Владимировна
    Открытое занятие в старшей группе: «Занимательная грамматика»

    Цель:

    - использование игровых форм и методов при организации учебно-воспитательного процесса по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста

    помочь взрослым формировать у воспитанников определенные знания и умения по звуковому анализу слов, построение предложения с помощью схем и условных обозначений

    Иллюстрации: схемы, индивидуальные карточки, наглядный материал, цветные и простые карандаши, цветные мелки

    План проведения занятия:

    1. Организационная часть

    2. Основная часть

    Актуализация опорных знаний

    Теоретическая информация

    Практическая деятельность:

    - Упражнение «Гласные - согласные»;

    - Упражнение «Телеграфист»;

    - Игра «Разговор леса»;

    Звуковой анализ слов;

    - Стихотворная физкультминутка;

    - Упражнение «Найди звук»;

    - Упражнение «Поймай ошибку»;

    - Упражнение «Найди слово»

    - Заключительная часть. «Сюрприз»

    Ход занятия в старшей группе детского сада

    1.Организационная часть

    Упражнение «Приветствие».

    Воспитатель здоровается с детьми и гостями и объясняет детям, что занятие необычное: на занятие пришли гости. Воспитатель предлагает детям прежде всего поздороваться с гостями и познакомиться. Для этого дети по очереди передают друг другу игрушку при этом называют свое имя и хорошие пожелания всем присутствующим. Таким образом создают доброжелательную атмосферу, благоприятную для дальнейшей работы.

    2.Основная часть занятия

    2.1. Актуализация опорных знаний

    Педагог предлагает детям рассмотреть схему и ответить на вопрос:

    - Из чего состоит наш язык? (из предложений)

    - Из чего состоят предложения? (из слов)

    - Из чего состоят слова? (из звуков)

    - Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

    - Какими могут быть согласные звуки? (твердые и мягкие)

    2.2. Сообщение темы и цели. Теоретическая информация

    Воспитатель предлагает послушать сказочную историю:

    Жили-были себе в царстве «Интересной грамматики» «дедушки», «бабушки» - предложения, «мамы» и «папы» - слова и их «детки» - звуки. Жили они дружно, весело и счастливо. Но вот однажды гласные звуки поссорились с согласными. Каждый из них решил, что он самый главный и может делать, что угодно. Они бесчинствовали, скакали, бегали с места на место и выталкивали своих «соседей» и, в конце концов, разбежались в разные стороны. Но звуки - «маленькие детки», поэтому заблудились и не могут найти дорогу домой. В царстве «Грамматики» начался беспорядок. Никто ничего не может рассказать, услышать и понять. И сегодня мы отправимся в интересное, но сложное путешествие, полное приключений и неожиданностей, чтобы помочь звукам найти свой дом.

    2.3. Практическая деятельность:

    Прежде, чем отправиться помогать другим, необходимо подготовиться самым и показать, что сами способны.

    Артикуляционное упражнение «Почисти зубки».

    Детям предлагается почистить зубки язычком как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Зубки нужно чистить слева направо и сверху вниз и наоборот. Зубкам от такой процедуры щекотно, и они кусают слегка язычок.

    Чистить зубы нам не лень —

    Чистим их два раза в день.

    Чистим зубки дважды в сутки,

    Чистим долго — три минутки.

    Упражнение «Гласные - согласные»

    Педагог называет отдельные звуки, а дети должны хлопать в ладоши, когда слышат гласный, стучать по столу, когда слышат твердый согласный и сидеть молча, когда слышат мягкий согласный;

    Упражнение «Телеграфист»

    Педагог говорит отдельные звуки, а дети составляют из них слова:

    з-и-м-а, с-н-е-г, с-н-е-г-о-в-и-к, в-е-т-е-р, м о р-о-з, х-о-л-о-д и т.д.

    Игра «Поезд»

    Для того, чтобы попасть в царство «Грамматики», необходимо сесть в «поезд». Дети выстраиваются в колонну друг за другом. Первым стоит «электровоз», который сигнализирует об отправке гудком. Второй - «машинист». Он руководит «поездом». Остальные дети - «вагончики». Они имитируют звуки поезда, который движется. По сигналу педагога «поезд» отправляется в путь. Каждый участник выполняет свою роль. После того, как «поезд прибывает в царство Грамматики», все дети занимают свои места.

    Упражнение «Таинственный мир звуков»

    Детям раздаются картинки-схемы с изображением предметов, названия которых состоят из трех, четырех и пяти звуков. Они вместе с педагогом (или самостоятельно) проводят звуковой анализ слов (дети на карточках, педагог у доски) в следующем порядке:

     

    - Сколько звуков в слове?

    - Назовите первый звук.

    - Какой это звук: гласный или согласный?

    - Если согласный, то твердый или мягкий?

    - Каким значком обозначаем этот звук?

    - Сколько гласных звуков в слове?

    - Сколько согласных в слове?

    - Сравните похожие слова: чем они похожи и чем отличаются?

    Дети проверяют правильность выполнения своих задач с теми, что выполнил педагог на доске.

    Стихотворная физкультминутка

    Дети повторяют с педагогом слова и имитируют действия

    Да-да-да! Да-да-да!

    Журчит в источнике вода (дети переминаются с ноги на другую)

    Ди-ди-ди! Ди-ди-ди!

    Наклонились к воде (наклоняются, набирают ручками «из ручейка воду»)

    Набрали водички и умыли личико («умываются»).

    Напились водицы и снова сели учится («пьют воду» и садятся на свои места).

    Игра «Найди звук».

    Педагог предлагает детям вернуть на место звук, который потерялся. Он читает стих, а дети называют, какой буквы недостает в слове:

    Черный котик бежал в ле ... (с)

    И на дерево зале ... (з)

    И т.п.

    Упражнение «Найди звук»

    Педагог демонстрирует детям картинки с изображением предметов, которые отличаются друг от друга одним звуком и предлагает определить эти звуки.

    Упражнение «Поймай ошибку»

    Педагог раздает детям карточки с изображением предмета и схемой звукового анализа названия этого предмета, в которой намеренно допущена ошибка. Дети должны найти ошибку и исправить ее

    Упражнение «Найди слово»

    Педагог предлагает детям карточки с изображением предметов и схемами звукового анализа названий предметов, причем схемы размещены в произвольном порядке. Дети должны найти схему, соответствующую предмету и соединить их простым карандашом.

    Игра «Разговор леса»

    Ветерок в лесу: Ш-ш-ш;

    Ползет жук в траве: Ж-ж-ж-ж;

    Спел комарик: З-з-з-з;

    Пролетела птица: Шух-шух;

    Запыхтел ежик: Пых-пых-пых

    3. Заключительная часть

    Подведение итогов.

    После того, как дети выполнили все задачи и вернули звуки на места, делаем вывод, что все звуки одинаково важны.

    В конце занятия целесообразно провести сюрпризный момент.

     

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Открытое занятие в старшей группе: «Занимательная грамматика»

    Цель:

    - использование игровых форм и методов при организации учебно-воспитательного процесса по развитию речи и речевого общения детей дошкольного возраста

    помочь взрослым формировать у воспитанников определенные знания и умения по звуковому анализу слов, построение предложения с помощью схем и условных обозначений

    Иллюстрации: схемы, индивидуальные карточки, наглядный материал, цветные и простые карандаши, цветные мелки

    План проведения занятия:

    1. Организационная часть

    2. Основная часть

    Актуализация опорных знаний

    Теоретическая информация

    Практическая деятельность:

    - Упражнение «Гласные - согласные»;

    - Упражнение «Телеграфист»;

    - Игра «Разговор леса»;

    Звуковой анализ слов;

    - Стихотворная физкультминутка;

    - Упражнение «Найди звук»;

    - Упражнение «Поймай ошибку»;

    - Упражнение «Найди слово»

    - Заключительная часть. «Сюрприз»

    Ход занятия в старшей группе детского сада

    1.Организационная часть

    Упражнение «Приветствие».

    Воспитатель здоровается с детьми и гостями и объясняет детям, что занятие необычное: на занятие пришли гости. Воспитатель предлагает детям прежде всего поздороваться с гостями и познакомиться. Для этого дети по очереди передают друг другу игрушку при этом называют свое имя и хорошие пожелания всем присутствующим. Таким образом создают доброжелательную атмосферу, благоприятную для дальнейшей работы.

    2.Основная часть занятия

    2.1. Актуализация опорных знаний

    Педагог предлагает детям рассмотреть схему и ответить на вопрос:

    - Из чего состоит наш язык? (из предложений)

    - Из чего состоят предложения? (из слов)

    - Из чего состоят слова? (из звуков)

    - Какие бывают звуки? (гласные и согласные)

    - Какими могут быть согласные звуки? (твердые и мягкие)

    2.2. Сообщение темы и цели. Теоретическая информация

    Воспитатель предлагает послушать сказочную историю:

    Жили-были себе в царстве «Интересной грамматики» «дедушки», «бабушки» - предложения, «мамы» и «папы» - слова и их «детки» - звуки. Жили они дружно, весело и счастливо. Но вот однажды гласные звуки поссорились с согласными. Каждый из них решил, что он самый главный и может делать, что угодно. Они бесчинствовали, скакали, бегали с места на место и выталкивали своих «соседей» и, в конце концов, разбежались в разные стороны. Но звуки - «маленькие детки», поэтому заблудились и не могут найти дорогу домой. В царстве «Грамматики» начался беспорядок. Никто ничего не может рассказать, услышать и понять. И сегодня мы отправимся в интересное, но сложное путешествие, полное приключений и неожиданностей, чтобы помочь звукам найти свой дом.

    2.3. Практическая деятельность:

    Прежде, чем отправиться помогать другим, необходимо подготовиться самым и показать, что сами способны.

    Артикуляционное упражнение «Почисти зубки».

    Детям предлагается почистить зубки язычком как внешнюю, так и внутреннюю стороны. Зубки нужно чистить слева направо и сверху вниз и наоборот. Зубкам от такой процедуры щекотно, и они кусают слегка язычок.

    Чистить зубы нам не лень —

    Чистим их два раза в день.

    Чистим зубки дважды в сутки,

    Чистим долго — три минутки.

    Упражнение «Гласные - согласные»

    Педагог называет отдельные звуки, а дети должны хлопать в ладоши, когда слышат гласный, стучать по столу, когда слышат твердый согласный и сидеть молча, когда слышат мягкий согласный;

    Упражнение «Телеграфист»

    Педагог говорит отдельные звуки, а дети составляют из них слова:

    з-и-м-а, с-н-е-г, с-н-е-г-о-в-и-к, в-е-т-е-р, м о р-о-з, х-о-л-о-д и т.д.

    Игра «Поезд»

    Для того, чтобы попасть в царство «Грамматики», необходимо сесть в «поезд». Дети выстраиваются в колонну друг за другом. Первым стоит «электровоз», который сигнализирует об отправке гудком. Второй - «машинист». Он руководит «поездом». Остальные дети - «вагончики». Они имитируют звуки поезда, который движется. По сигналу педагога «поезд» отправляется в путь. Каждый участник выполняет свою роль. После того, как «поезд прибывает в царство Грамматики», все дети занимают свои места.

    Упражнение «Таинственный мир звуков»

    Детям раздаются картинки-схемы с изображением предметов, названия которых состоят из трех, четырех и пяти звуков. Они вместе с педагогом (или самостоятельно) проводят звуковой анализ слов (дети на карточках, педагог у доски) в следующем порядке:

    открытое занятие в старшей группе, открытые занятия в старшей группе по фгос, конспект открытого занятия в старшей группе

    открытое занятие в старшей группе, открытые занятия в старшей группе по фгос, конспект открытого занятия в старшей группе

    открытое занятие в старшей группе, открытые занятия в старшей группе по фгос, конспект открытого занятия в старшей группе

    - Сколько звуков в слове?

    - Назовите первый звук.

    - Какой это звук: гласный или согласный?

    - Если согласный, то твердый или мягкий?

    - Каким значком обозначаем этот звук?

    - Сколько гласных звуков в слове?

    - Сколько согласных в слове?

    - Сравните похожие слова: чем они похожи и чем отличаются?

    Дети проверяют правильность выполнения своих задач с теми, что выполнил педагог на доске.

    Стихотворная физкультминутка

    Дети повторяют с педагогом слова и имитируют действия

    Да-да-да! Да-да-да!

    Журчит в источнике вода (дети переминаются с ноги на другую)

    Ди-ди-ди! Ди-ди-ди!

    Наклонились к воде (наклоняются, набирают ручками «из ручейка воду»)

    Набрали водички и умыли личико («умываются»).

    Напились водицы и снова сели учится («пьют воду» и садятся на свои места).

    Игра «Найди звук».

    Педагог предлагает детям вернуть на место звук, который потерялся. Он читает стих, а дети называют, какой буквы недостает в слове:

    Черный котик бежал в ле ... (с)

    И на дерево зале ... (з)

    И т.п.

    Упражнение «Найди звук»

    Педагог демонстрирует детям картинки с изображением предметов, которые отличаются друг от друга одним звуком и предлагает определить эти звуки.

    Упражнение «Поймай ошибку»

    Педагог раздает детям карточки с изображением предмета и схемой звукового анализа названия этого предмета, в которой намеренно допущена ошибка. Дети должны найти ошибку и исправить ее

    Упражнение «Найди слово»

    Педагог предлагает детям карточки с изображением предметов и схемами звукового анализа названий предметов, причем схемы размещены в произвольном порядке. Дети должны найти схему, соответствующую предмету и соединить их простым карандашом.

    Игра «Разговор леса»

    Ветерок в лесу: Ш-ш-ш;

    Ползет жук в траве: Ж-ж-ж-ж;

    Спел комарик: З-з-з-з;

    Пролетела птица: Шух-шух;

    Запыхтел ежик: Пых-пых-пых

    3. Заключительная часть

    Подведение итогов.

    После того, как дети выполнили все задачи и вернули звуки на места, делаем вывод, что все звуки одинаково важны.

    В конце занятия целесообразно провести сюрпризный момент.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект занятия(открытое занятие в старшей группе)

    Закрепить умение рисовать методом «тычка» и «выдувания»;Закрепить с детьми способ получения розового цвета;Закрепить знания детей о деревьях;Помочь детям познать окружающую действительность, раз...

    К О Н С П Е К Т занятия по развитию речи на тему: «Пословица, не зря молвится» (открытое занятие в старшей группе в рамках «Круглого стола» с учителями, логопедами по теме «Формирование связной речи в детском саду и школе – взаимосвязь и преемственнос

    Программное содержание:Учить  детей рассказывать о смысле знакомой   пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развива...

    Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».

    Тема: «В поисках сюрприза»Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение ...

    Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи». Тема: «В поисках сюрприза»

    Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить ...

    Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».

    Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить несколько одинаковых ци...

    Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».

    Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».Тема: « Мальвина в гостях у ребят»Программное содержание:Формировать у детей элементарные математич...

    Открытое занятие в старшей группе по экологии. Тема занятия: « Воздух»

    Открытое занятие в старшей группе по экологии.Тема занятия: « Воздух»...