Главные вкладки

    Использование игровых методов и приёмов в обучении дошкольников элементам грамоты
    проект по обучению грамоте на тему

    Актуальность проекта

    С первых дней пребывания ребёнка в детском саду, педагоги убеждают родителей, что дошкольное учреждение при подготовке ребёнка к школе решает задачи его всестороннего развития: сохранения и укрепления здоровья, формирование физических качеств, развитие познавательных процессов, памяти, внимания, воображения, воспитания поведенческих навыков. Не смотря на это, многие родители считают, что если в детском саду не научили ребёнка читать, то он не готов к обучению.

       В последний год пребывания ребёнка в детском саду , родители спешно начинают водить его на разные подготовительные курсы, в « маленькие школы», неумело самостоятельно учат читать и писать, тем самым перегружая ребёнка физически, снижая его интерес к учёбе, школе в целом.

       В рамках преемственности работы со школой, посещая первые уроки моих выпускников, я вижу, что действительно, читающему ребёнку легче справляться с заданием учителя, он более уверен, самостоятелен при его выполнении.

       И ещё, принимая группу маленьких детей, я заметила, что многие из них в 4 года начинают активно проявлять интерес к книге, не только в плане прослушивания текста и рассматривания иллюстраций. Дети средней группы интересуются буквами, пытаются находить в тексте уже знакомые, а свои рисунки неумело подписывают печатными буквами « МАМА», или выводят своё имя.

       Во время прочного вхождения в жизнь детей телевидения, компьютеров, планшетов, интерес к книге, к чтению у школьников , даже младших утрачивается. А вот дошкольник книгу любит искренне. Часто наблюдаю, как сидит 4-5 летний малыш, водит пальчиком по строчкам, пересказывает знакомый текст- это он « читает».

           Работая много лет с дошкольниками, я заметила, что чем старше дети, тем более беспокоит родителей вопрос подготовки ребёнка к школе. И беспокойства эти во многом вызваны тем, что в некоторых школах существует практика при записи ребёнка в первый класс тестировать его по многим параметрам, в том числе на умение читать.

       Наблюдая неподдельный интерес детей к чтению, я решила написать проект « АБВГДейка» по раннему обучению детей чтению.

     

    Научная новизна

    В соответствии с рекомендациями ФГОС ДО в настоящий момент осуществляется переход от принятой в недавнем времени в дошкольных образовательных учреждениях традиционной схемы построения занятий, которая копирует школьную систему, в связи ФГОС ДО направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.

    В проекте « АБВГДейка» каждое занятие включает  практически все элементы развития, обучения и воспитания дошкольника.

                  Каждая образовательная деятельность –это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну, которые дошкольники проживают как единое целое.

             Практическая значимость  состоит в использовании комплекса методик, направленных на изучение готовности к  обучению грамоте детей дошкольного возраста. Результаты и выводы могут быть использованы для решения практических задач по подготовке к обучению грамоте в школе детей. Полученные результаты могут являться основой для разработки рекомендаций для родителей.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребёнка- детский сад №22.

    Паспорт

    Инновационного проекта

    Чита

    Паспорт инновационного проекта (программы)

    1.Полное название организации-заявителя по уставу или ФИО физического лица-заявителя

    МБДОУ « Центр развития ребёнка - детский сад № 22»г. Чита

    Тихоньких  Евгения Борисовна

    2.Фамилия имя руководителя, телефон

    Грудинина Наталья Анатольевна

    36-54-10

    3.Адрес, телефон, е-mail заявителя

    Г. Чита, ул. Богомягкова 73-38

    32-42-07, с. 8914 495 80 77

    Tikhokikh68

    4.Тема инновации

    Использование игровых методов и приёмов в обучении дошкольников элементам грамоты

    5.Сфера образования, категория обучающихся, воспитанников

    Дошкольники-дети 4-7 лет

    6.Раздел образовательной деятельности: обучение; воспитание; дополнительное образование; управление; иное

    Дополнительное образование, обучение

    7.Ключевые понятия (категории, термины)

    Активизация словаря- перенесение как можно большего числа слов из пассивного словаря в активный словарь, включение слов в предложения, словосочетания

    8. Цели и задачи представляемой инновации

    Цель:

    - Определить наиболее эффективные пути и методы обучения грамоте детей дошкольного возраста по усвоению звуковой, слоговой стороны слова и сформировать понятие о структуре предложения.

    Задачи:

    - Изучить лингвистические и психологические основы обучения грамоте детей дошкольного возраста;

    - раскрыть основы для обучения грамоте: общеречевое развитие детей, развития словаря, грамматический строй речи;

    -выявить основные пути и методы обучения грамоте детей дошкольного возраста.

    9. Основная проблема, обоснование актуальности, научной новизны и практической значимости инновации

    Актуальность проекта

    С первых дней пребывания ребёнка в детском саду, педагоги убеждают родителей, что дошкольное учреждение при подготовке ребёнка к школе решает задачи его всестороннего развития: сохранения и укрепления здоровья, формирование физических качеств, развитие познавательных процессов, памяти, внимания, воображения, воспитания поведенческих навыков. Не смотря на это, многие родители считают, что если в детском саду не научили ребёнка читать, то он не готов к обучению.

       В последний год пребывания ребёнка в детском саду , родители спешно начинают водить его на разные подготовительные курсы, в « маленькие школы», неумело самостоятельно учат читать и писать, тем самым перегружая ребёнка физически, снижая его интерес к учёбе, школе в целом.

       В рамках преемственности работы со школой, посещая первые уроки моих выпускников, я вижу, что действительно, читающему ребёнку легче справляться с заданием учителя, он более уверен, самостоятелен при его выполнении.

       И ещё, принимая группу маленьких детей, я заметила, что многие из них в 4 года начинают активно проявлять интерес к книге, не только в плане прослушивания текста и рассматривания иллюстраций. Дети средней группы интересуются буквами, пытаются находить в тексте уже знакомые, а свои рисунки неумело подписывают печатными буквами « МАМА», или выводят своё имя.

       Во время прочного вхождения в жизнь детей телевидения, компьютеров, планшетов, интерес к книге, к чтению у школьников , даже младших утрачивается. А вот дошкольник книгу любит искренне. Часто наблюдаю, как сидит 4-5 летний малыш, водит пальчиком по строчкам, пересказывает знакомый текст- это он « читает».

           Работая много лет с дошкольниками, я заметила, что чем старше дети, тем более беспокоит родителей вопрос подготовки ребёнка к школе. И беспокойства эти во многом вызваны тем, что в некоторых школах существует практика при записи ребёнка в первый класс тестировать его по многим параметрам, в том числе на умение читать.

       Наблюдая неподдельный интерес детей к чтению, я решила написать проект « АБВГДейка» по раннему обучению детей чтению.

    Научная новизна

    В соответствии с рекомендациями ФГОС ДО в настоящий момент осуществляется переход от принятой в недавнем времени в дошкольных образовательных учреждениях традиционной схемы построения занятий, которая копирует школьную систему, в связи ФГОС ДО направлен на обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.

    В проекте « АБВГДейка» каждое занятие включает  практически все элементы развития, обучения и воспитания дошкольника.

                  Каждая образовательная деятельность –это калейдоскоп игр, своеобразное путешествие в сказочную страну, которые дошкольники проживают как единое целое.

             Практическая значимость  состоит в использовании комплекса методик, направленных на изучение готовности к  обучению грамоте детей дошкольного возраста. Результаты и выводы могут быть использованы для решения практических задач по подготовке к обучению грамоте в школе детей. Полученные результаты могут являться основой для разработки рекомендаций для родителей.

    10.Ожидаемые результаты инновации.

    Ожидаемый результат

        Дети переходят на качественную новую ступень развития социальной компетентности, приобщаются к деловому разговору.

        У старших дошкольников выровнен уровень подготовленности к школе через работу в микрогруппах. Развит единый ритм и темп общегрупповй работы, в которой необходимо согласование действий и сопровождающей их речи.

        Дети определяют на слух звук, замечают слова с заданным звуком, проводят звуковой анализ работая со словом, сформировано представление о звуке, букве, слоге, слове, предложении. Дети знают все буквы русского алфавита их названия и соотносят с соответствующим звукам речи.

        Сформировано умение читать плавно и внятно по слогам и целым словом, вычленяя слова из предложения и  составлять предложения и тексты. Развит интерес к чтению, как средству познания, читательского кругозора.

        У детей сформирована координация движений рук, кистей пальцев при написании ритмизированных росчерков, при вращении волчка, штриховки. Они умеют ориентироваться на плоскости- составлять серии рисунков, в том числе с использованием медиаторов, писать простые графические диктанты, выработана ритмизация движений руки ( медленно и быстро). Умеют рисовать цифры от 9 до 1 ( по сложности написания). Рисуют «буквицы», подписывают печатными буквами свои работы. Соблюдают основные правила гигиенического письма (посадка, наклон тетради, положение рук и ручки).

        Расширен активный словарь детей. Умеют делать выводы, обосновывать свои суждения. Сформированы приёмы умственных действий: анализ, синтез, сравнение, обобщение, развита память, внимание.

               Дети умеют придумывать загадки, небылицы, задачи, рассказывать истории из жизни по картинам, картам, схемам.

    11. Требования к результатам реализации инновации, критерии их оценки

    Для успешной реализации данных задач программа предполагает тесное взаимодействие с психологом, логопедом и родителями. Такое сотрудничество определяет Творческий и познавательный  характер процесса подготовки обучению чтению и письму.

    12. Условия использования результатов реализации инновации

    Работа построена по принципу

    Максимального использования ребёнком собственной познавательной активности и последовательного введения программного материала ( то есть от простого к сложному).

    Обеспечить познавательный интерес и устойчивость произвольного внимания. Каждый ребёнок мог участвовать в процессе выполнения задания. Использовать индивидуальный дифференцированный подход к детям ( сильные, слабые группы детей по уровню знаний, умений).

     Познавательная деятельность проходила в форме игр и игровых упражнений с использованием наглядного материала, игрушек. Использование такой формы образовательной деятельности  пробуждало у детей интерес к новым знаниям. Подбор разнообразных упражнений и заданий для подготовки руки к процессу письма на развитие внимания, памяти, мышления. В процессе выполнения самостоятельных работ, сравнивая собственные результаты с заданным образцом, дети овладевали навыками самоконтроля и самооценки, готовили руку к письму.

     Подбор стихотворных текстов, которые необходимы для эстетического воспитания и развития речи, но для формирования и совершенствования их речевого слуха.

    13. Содержание и структура инновации

    Цель, задачи.

    Направление работы.

    Принципы взаимодействия педагога.

    Практическая значимостью

    Влияние обучение чтению и письму на общее развитие дошкольника.

    Основные этапы проекта.

    Основные этапы программы:

    Первый этап- организационно-подготовительный.

    Сентябрь – октябрь- 2014г.

    -подбор методико-диагностического материала, для диагностического обследования дошкольников.

    -составление поэтапного плана работы и определение целей образовательного процесса;

    - подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта, целенаправленности, систематизации образовательного процесса 9предметно-развивающая среда).

    Второй этап –обучающий (реализация проекта).

    Октябрь-апрель 2017-2018г.г.

    Третий этап- аналитическо- информационный.

    Май-2018г.

    Внутренняя и внешняя экспертная оценка, достижения при реализации проекта.

    Обогащение и накопление накопленного опыта.

    14.Сроки осуществления замысла инновации (этапы реализации)

    Программа по обучению дошкольников элементам грамоты предполагает 4 этапа:

    1этап:

    «Развитие фонетико-фонематической стороны речи»

    (второй младший возраст, дети 3-4 лет)

    Цели:

    -Подготовить детей к звуковому анализу слов;

    -Развитие движений кистей и пальцев рук для подготовки руки к письму.

    2этап:

    « Работа над звуковой стороной речи»

    (средний возраст, дети 4-5 лет)

    Цели:

    -Учить выделять отдельные звуки в словах;

    -Определять первый звук в слове

    -Подбирать слова с определённым звуком;

    -Различать на слух твёрдые и мягкие

    согласные.

    3этап:

    «Развитие фонематической стороны речи»

    (старший возраст, дети 5-6 лет)

    Цели:

    -Познакомить с термином «слог» и графической записью слогового деления;

    -Познакомить со смыслоразличительной функцией звука;

    -Различать гласные от согласных звуков, твёрдых от мягких;

    -Учить проводить звуковой анализ слов.

    4этап:

    «Ознакомление со знаковой системы языка»

    (подготовительная к школе группа, дети 6-7 лет)

    Цели:

    -Познакомить детей с буквами русского алфавита;

    -Обучение слоговому и слитному чтению;

    -составлять слова и предложения из букв.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях

    Ознакомить родителей с использованием игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях...

    Выступление из опыта работы "Использование игровых методов и приёмов при обучении ФЭМП"

    Использование игровых методов и приёмов при обучении ФЭМП в старшей и подготовительной к школе группах...

    Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»

    Консультация для родителей  «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»Игра - одно из самых ярких и светлых воспоминаний детства, ведущая деятельн...

    Консультация для воспитателей Тема: « Использование игровых методов и приёмов при обучении детей элементарной математике 2015 год.»

    Консультация для воспитателейТема: « Использование игровых методов и приёмов при обучении детей элементарной математике.» ...

    Консультация для родителей «Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»

    Консультация для родителей«Использование игровых методов и приемов в обучении детей грамоте в домашних условиях»...